Инвестиционная активность

В современных условиях любое учреждение государственного сектора экономики в целях обеспечения финансово-­хозяйственной деятельности в обозримом будущем должно не только эффективно работать, но и осуществлять инвестиционную активность. И, конечно, как любая другая хозяйственная операция, инвестиции должны быть отражены на соответствующих счетах бухгалтерского (бюджетного) учета.

О. Б. Воробьева, аудитор

В широком смысле понятие инвестиций определяется как актив, который может быть вложен в хозяйственную деятельность в целях получения дохода.

Инвестиции в государственном секторе экономики возможно позиционировать в том числе как эффективное использование бюджетных средств, средств субсидий. Кроме того, инвестиционная активность позволяет обеспечить более высокий уровень развития учреждения.

Согласно Закону от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»:

  • инвестиции — денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта;
  • инвестиционная деятельность — вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.

При этом инвесторы имеют равные права на:

  • осуществление инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений, за изъятиями, устанавливаемыми федеральными законами;
  • самостоятельное определение объемов и направлений капитальных вложений, а также заключение договоров с другими субъектами инвестиционной деятельности в соответствии с Гражданским кодексом;
  • владение, пользование и распоряжение объектами капитальных вложений и результатами осуществленных капитальных вложений;
  • передачу по договору и (или) государственному контракту своих прав на осуществление капитальных вложений и на их результаты физическим и юридическим лицам, государственным органам и органам местного самоуправления в соответствии с законодательством;
  • осуществление контроля за целевым использованием средств, направляемых на капитальные вложения;
  • объединение собственных и привлеченных средств со средствами других инвесторов в целях совместного осуществления капитальных вложений на основании договора и в соответствии с законодательством;
  • осуществление других прав, предусмотренных договором и (или) государственным контрактом в соответствии с законодательством.

Капитальные вложения — это инвестиции (вложения) в основные фонды, в том числе вложения в новое строительство, реконструкцию и техническое перевооружение и иные подобные затраты.

Постановлением Правительства России от 9 января 2014 г. № 13 утверждены Правила осуществления капитальных вложений в объекты государственной собственности России за счет средств федерального бюджета.

Источник финансового обеспечения инвестиций (вложений) в основные фонды определяется в рамках:

  • переданных полномочий государственного (муниципального) заказчика;
  • предоставленных субсидий на иные цели;
  • субсидий на выполнение государственного задания;
  • бюджетных ассигнований;
  • средств обязательного медицинского страхования;
  • приносящей доход деятельности (в том числе безвозмездно полученных денежных средств).

Инвестиционный проект

Формирование инвестиционной политики учреждения — одна из приоритетных задач.

Независимо от источника финансового обеспечения учреждениям государственного сектора экономики следует обеспечить низкий уровень риска инвестиций. Социально значимым учреждениям (например, учреждениям медицины, образования) также следует уделить особенное внимание расчетам риска инвестиций, поскольку срок окупаемости не должен отражаться на увеличении нормативных затрат для выполнения государственного (муниципального) задания, стоимости предоставляемых населению услуг за плату.

Инвестиционный проект проходит следующие этапы:

1. Проведение маркетинговых исследований.

2. Составление технико-экономического обоснования (технического задания).

3. Осуществление процедуры закупки.

4. Достижение цели инвестиций (приобретения, применения в хозяйственной деятельности).

31.png

Безусловно, срок окупаемости инвестиционного проекта должен быть разумным от начала его финансирования до срока получения эффекта (положительного результата).

В целях оценки эффективности инвестиционных проектов возможно применять Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов, утвержденные Минэкономразвития России, Минфином России, Госстроем России 21 июня 1999 г. № ВК 477 (далее — Методрекомендации № ВК 477), в части, не противоречащей действующему законодательству.

Согласно пункту 3 раздела 11.2 «Норма дисконта и поправка на риск» Методрекомендаций № ВК 477 в величине поправки на риск в общем случае учитывается три типа рисков, связанных с реализацией инвестиционного проекта:

  • страховой риск;
  • риск ненадежности участников проекта;
  • риск неполучения предусмотренных проектом доходов.
  • Кроме того, необходимо учитывать следующие риски:
  • возможные санкции зарубежных партнеров;
  • инфляционные процессы в стране;
  • демографическую ситуацию в регионе;
  • риски, связанные с реализацией проекта;
  • иные.

Исполнение полномочий

Согласно нормам пункта 4 статьи 79 Бюджетного кодекса органам государственной власти (государственным органам), органам управления государственными внебюджетными фондами, органам местного самоуправления, являющимся государственными (муниципальными) заказчиками, предоставляется право передать на безвозмездной основе на основании соглашений свои полномочия государственного (муниципального) заказчика по заключению и исполнению от имени соответствующего публично-правового образования государственных (муниципальных) контрактов от лица указанных органов при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности (далее — Соглашение о передаче полномочий) бюджетным и автономным учреждениям, в отношении которых указанные органы осуществляют функции и полномочия учредителей.

Условия передачи полномочий и порядок заключения Соглашений о передаче полномочий в отношении объектов государственной собственности России, государственной собственности субъектов России, муниципальной собственности устанавливаются соответственно Правительством России, высшими исполнительными органами государственной власти субъектов России, местными администрациями муниципальных образований.

Соглашение о передаче полномочий может быть заключено в отношении нескольких объектов капитального строительства государственной (муниципальной) собственности и (или) объектов недвижимого имущества, приобретаемых в государственную (муниципальную) собственность.

В соглашении о передаче полномочий следует отразить цель осуществления бюджетных инвестиций и их объем (в том числе с разбивкой по годам в отношении каждого объекта капитального строительства или объекта недвижимого имущества с указанием его наименования, мощности, сроков строительства (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения)).

В случае предоставления бюджетных инвестиций из федерального бюджета их объем должен соответствовать объему бюджетных ассигнований на осуществление бюджетных инвестиций, предусмотренному федеральной адресной инвестиционной программой.

Кроме того, целесообразно отразить ответственность бюджетного или автономного учреждения за неисполнение или ненадлежащее исполнение переданных им полномочий.

Соглашения о передаче полномочий являются основанием для открытия органам, указанным в абзаце первом пункта 4 статьи 79 Бюджетного кодекса, в органах Федерального казначейства (финансовых органах субъектов России и финансовых органах муниципальных образований) лицевых счетов получателя бюджетных средств по переданным полномочиям для учета операций по осуществлению бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности.

В рамках переданных полномочий бюджетному (автономному) учреждению при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности необходимо вести обособленный бюджетный учет, составление и представление бюджетной отчетности в соответствии с Инструкциями № 191н, 33н.

В соответствии с Порядком открытия и ведения лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства, утвержденным приказом Казначейства России от 17 октября 2016 г. № 21н, открытие лицевого счета по переданным полномочиям получателя бюджетных средств осуществляется в органах Федерального казначейства.

Справочно.

Правила осуществления за счет средств федерального бюджета капитальных вложений в объекты государственной собственности России за пределами территории России утверждены постановлением Правительства России от 4 апреля 2017 г. № 408.

Бухгалтерский (бюджетный) учет

Вложения (инвестиции) в объеме фактических затрат учреждения в объекты нефинансовых активов (основных средств) при их приобретении, строительстве (создании), модернизации (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническом перевооружении, достройке, дооборудовании), изготовлении, а также затрат, связанных с выполнением научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических работ, которые впоследствии будут приняты к бухгалтерскому учету в качестве объектов нефинансовых активов, отражаются по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 0 101 00 000 «Основные средства».

Учет вложений в нефинансовые активы ведется на счетах аналитического учета счета 0 106 00 000 «Вложения в нефинансовые активы» (п. 30 Инструкции № 162н).

Согласно пункту 1 статьи 79 Бюджетного кодекса объекты капитального строительства, созданные в результате осуществления бюджетных инвестиций, или объекты недвижимого имущества, приобретенные в государственную (муниципальную) собственность в результате осуществления бюджетных инвестиций, закрепляются в установленном порядке на праве оперативного управления или хозяйственного ведения за государственными (муниципальными) учреждениями с последующим увеличением стоимости основных средств, находящихся на праве оперативного управления у государственных (муниципальных) учреждений, либо включаются в состав государственной (муниципальной) казны.

31_2.png

Фактические вложения в объект нефинансовых активов в объеме затрат на его модернизацию, дооборудование, реконструкцию, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение, отраженные в учете организации, осуществляющей полномочия получателя бюджетных средств, передаются на основании Извещения (ф. 0504805) с приложением документов, подтверждающих объем произведенных капитальных вложений по завершенным работам (этапам работ), балансодержателю объекта, в отношении которого осуществлена (завершена) модернизация, дооборудование, реконструкция, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение в целях отнесения суммы указанных фактических вложений на увеличение первоначальной (балансовой) стоимости такого объекта.

Принятие к учету объектов основных средств осуществляется на основании решения постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов, созданной в учреждении на постоянной основе, оформленного оправдательным документом (первичным (сводным) учетным документом) — актом по форме, установленной нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с законодательством (п. 34 Инструкции № 157н, Методические рекомендации № 52н).

Элемент вида расходов применяется согласно Порядку № 132н:

  • 414 «Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности» — отражаются расходы бюджетов бюджетной системы по заключаемым вне рамок государственного оборонного заказа государственным (муниципальным) контрактам на строительство (реконструкцию, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение) объектов капитального строительства государственной (муниципальной) собственности на монтажные, пусконаладочные и иные неразрывно связанные со строящимися объектами работы, а также на иные расходы из состава затрат, предусмотренных сметными стоимостями строительства (п. 51.4.3.4);
  • 407 «Строительство (реконструкция) объектов недвижимого имущества государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями» — отражаются расходы государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений по осуществлению капитальных вложений (строительство, реконструкция, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение объектов капитального строительства, на монтажные, пусконаладочные и иные неразрывно связанные со строящимися объектами работы, а также на иные расходы из состава затрат, предусмотренных сметными стоимостями строительства) в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности (п. 51.4.2).

Обратите внимание, что расходы бюджетов на осуществление в соответствии с концессионными соглашениями бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности отражаются по элементу видов расходов 415 «Бюджетные инвестиции в соответствии с концессионными соглашениями» (п. 51.4.3.5 Порядка № 132н, письмо Минфина России от 18 января 2019 г. № 02-05-11/2158).

Увязка по статьям (подстатьям) КОСГУ применяется согласно Порядку № 209н:

  • на подстатью 161 «Поступления капитального характера от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» КОСГУ относятся доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в результате предоставления межбюджетных трансфертов капитального характера из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (9.6.1);
  • на подстатью 162 «Поступления капитального характера бюджетным и автономным учреждениям от сектора государственного управления» КОСГУ относятся доходы, получаемые государственными (муниципальными) учреждениями из соответствующих бюджетов, от субсидии на иные цели капитального характера и субсидии на осуществление капитальных вложений (9.6.2).

При заключении договора на строительство учреждениям необходимо руководствоваться сметой доходов/расходов, планом ФХД согласно утвержденным источникам финансового обеспечения в рамках законов:

  • № 44-ФЗ (в соответствии со ст. 79 БК РФ);
  • № 223-ФЗ (за счет собственных средств).

Полученная от органа исполнительной власти, осуществляющего в отношении бюджетного учреждения функции и полномочия учредителя, субсидия на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности подлежит отражению в бухгалтерском учете бюджетного учреждения по КФО «6» — субсидии на цели осуществления капитальных вложений (п. 21 Инструкции № 157н).

ПРИМЕР

Федеральным бюджетным учреждением получена субсидия на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности. Кроме того, осуществлены соответствующие расходы за счет указанных средств обеспечения.

Бухгалтеру необходимо верно отразить на счетах бухгалтерского (бюджетного) учета:

— получение субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности от учредителя;

— перевод объекта капитального строительства с КФО «6» на КФО «4».

Дебет 6 201 11 510
«Поступления денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства»
Кредит 6 205 62 661
«Уменьшение дебиторской задолженности по поступлениям капитального характера бюджетным и автономным учреждениям от сектора государственного управления»
— поступление субсидии на осуществление капитальных вложений;

Дебет 6 205 62 561
«Увеличение дебиторской задолженности по поступлениям капитального характера бюджетным и автономным учреждениям от сектора государственного управления»
Кредит 6 401 40 162
«Доходы будущих периодов по поступлениям капитального характера бюджетным и автономным учреждениям от сектора государственного управления»
— начисление доходов будущих периодов;

Дебет 6 401 40 162
«Доходы будущих периодов по поступлениям капитального характера бюджетным и автономным учреждениям от сектора государственного управления»
Кредит 6 401 10 162
«Доходы текущего финансового года»
— начисление доходов текущего финансового года по предоставленным бюджетному учреждению субсидиям на капитальные вложения в соответствии с отчетом о достижении целевых показателей;

Дебет 6 206 28 564
«Увеличение прочей дебиторской задолженности по расчетам с иными нефинансовыми организациями»
Кредит 6 201 11 610
«Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства»
— перечисление авансовых платежей контрагенту;

Дебет 6 106 11 310
«Увеличение вложений в основные средства — недвижимое имущество»
Кредит 6 302 28 734
«Увеличение кредиторской задолженности по услугам, работам для целей капитальных вложений»
— осуществлены вложения, включая необходимые расходы;

Дебет 6 302 28 834
«Уменьшение кредиторской задолженности по услугам, работам для целей капитальных вложений»
Кредит 6 206 28 664
«Уменьшение дебиторской задолженности по авансам по услугам, работам для целей капитальных вложений»
— зачет ранее произведенного аванса;

Дебет 6 302 28 834
«Уменьшение кредиторской задолженности по услугам, работам для целей капитальных вложений»
Кредит 6 201 11 610
«Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства»
— окончательный расчет с конт­рагентом;

Дебет 6 304 06 832
«Уменьшение прочей кредиторской задолженности по расчетам с государственными (муниципальными) бюджетными и автономными
учреждениями»
Кредит 6 106 11 410
«Уменьшение вложений в основные средства — недвижимое имущество»;

Дебет 4 106 11 310
«Увеличение вложений в основные средства — недвижимое имущество»
Кредит 4 304 06 732
«Увеличение прочей кредиторской задолженности по расчетам с государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями»
— одновременно перевод вложений с КФО «6» на КФО «4»;

Дебет 4 101 ХХ 310
«Увеличение стоимости недвижимого имущества»
Кредит 4 106 11 310
«Увеличение вложений в основные средства — недвижимое имущество»
— принятие к учету в состав основных средств;

Дебет 4 401 10 172
«Доходы от выбытия активов»
Кредит 4 210 06 661
«Уменьшение прочей дебиторской задолженности по расчетам с участниками бюджетного процесса»
— отражение расчетов с учредителем.

Инвестиционная недвижимость

Экономическая сущность понятий «инвестиции в недвижимость» и «инвестиционная недвижимость» различны, поскольку инвестиции в недвижимость — это вложения в строящийся или завершенный строительством объект.

Понятие «инвестиционная недвижимость» дает СГС «Основные средства».

Согласно пункту 7 СГС «Основные средства» инвестиционная недвижимость — объект недвижимости (части объекта недвижимости), а также движимое имущество, составляющее с указанным объектом единый имущественный комплекс, находящийся во владении и (или) пользовании субъекта учета с целью получения платы за пользование имуществом (арендной платы) и (или) увеличения стоимости недвижимого имущества, но не предназначенные для выполнения возложенных на субъект учета государственных (муниципальных) полномочий (функций), осуществления деятельности по выполнению работ, оказанию услуг либо для управленческих нужд субъекта учета и (или) продажи.

В соответствии с пунктом 11 СГС «Основные средства» объект недвижимости (его часть), полученный субъектом учета по договору аренды (имущественного найма) и предназначенный для последующей передачи полученного имущества в субаренду (поднаем), в том числе с передачей своих прав и обязанностей по договору аренды другому лицу (перенаем), либо для предоставления арендованного имущества в безвозмездное пользование, признается субъектом учета инвентарным объектом в составе группы основных средств «Инвестиционная недвижимость» при соблюдении критериев признания объекта основных средств, предусмотренных СГС «Основные средства».

Перевод объектов основных средств в группу основных средств «Инвестиционная недвижимость» или исключение из нее должны проводиться в отношении объектов недвижимости (части объекта недвижимости), а также движимого имущества, составляющего с указанными объектами единые имущественные комплексы, используемые субъектом учета с целью получения платы за пользование имуществом (арендной платы) и (или) увеличения стоимости недвижимого имущества в случае изменения назначения их использования при:

  • завершении использования объектов основных средств в ходе выполнения субъектом учета государственных (муниципальных) полномочий (функций), осуществления деятельности по выполнению работ, оказанию услуг либо для управленческих нужд в целях предоставления их по договору аренды (имущественного найма) либо договору безвозмездного пользования (перевод объектов основных средств из состава недвижимости, занимаемой субъектом учета, в группу основных средств «Инвестиционная недвижимость»);
  • возобновлении использования объектов основных средств, ранее предоставленных по договору аренды (имущественного займа) либо договору безвозмездного пользования, в ходе выполнения субъектом учета государственных (муниципальных) полномочий (функций), осуществления деятельности по выполнению работ, оказанию услуг либо для управленческих нужд (перевод из группы основных средств «Инвестиционная недвижимость» в состав объектов основных средств, относящихся к недвижимости, занимаемой субъектом учета).
31_1.png

Перевод в группу основных средств «Инвестиционная недвижимость» или исключение из нее объектов имущества, составляющих государственную (муниципальную) казну, должен проводиться в отношении объектов недвижимости (части объекта недвижимости), а также движимого имущества, составляющего с указанными объектами единый имущественный комплекс, используемых с целью получения платы за пользование имуществом (арендной платы) и (или) увеличения стоимости недвижимого имущества, при:

  • заключении договора аренды (имущественного найма) либо договора безвозмездного пользования (перевод в группу основных средств «Инвестиционная недвижимость» из категории объектов бухгалтерского учета «Запасы»);
  • завершении (прекращении, расторжении) договора аренды (имущественного найма) либо договора безвозмездного пользования (перевод из группы основных средств «Инвестиционная недвижимость» в категорию объектов бухгалтерского учета «Запасы»);
  • начале работ по реконструкции объекта недвижимости в целях его дальнейшей продажи (перевод из группы основных средств «Инвестиционная недвижимость» в категорию объектов бухгалтерского учета «Запасы»).

Налогообложение. НДС

Вопросы налогообложения налогом на добавленную стоимость регулируются главой 21 Налогового кодекса.

Порядок установленных льгот Налоговым кодексом в части налогообложения НДС, направленных на развитие инвестиционной активности, можно классифицировать следующим образом.

Не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) операции на территории России:

  • работы (услуги) по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов России, включенных в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов России (далее — объекты культурного наследия), выявленных объектов культурного наследия, проведенные в соответствии с требованиями Закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», культовых зданий и сооружений, находящихся в пользовании религиозных организаций, включающие в себя консервационные, противоаварийные, ремонтные, реставрационные работы, работы по приспособлению объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия для современного использования; спасательные археологические полевые работы, в том числе научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы; научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия; технический и авторский надзор за проведением этих работ на объектах культурного наследия, выявленных объектах культурного наследия (подп. 15 п. 2 ст. 149 НК РФ);
  • выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ за счет средств бюджетов бюджетной системы России, средств Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития и фондов поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности, созданных для этих целей в соответствии с Законом от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»; выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и научными организациями на основе хозяйственных договоров (подп. 16 п. 3 ст. 149 НК РФ).

Реклама