План работ, или Что посеешь…

Финансовый план (смета доходов/расходов, план ФХД) отображает реализацию плана работ учреждения на соответствующий финансовый год и (или) плановый период. Требования к формированию финансовых планов установлены законодательно. Разработка планов работ — в компетенции учреждений, учредителей.

С. Н. ИВАНЦОВА, консультант

План работ является одним из важнейших локальных актов учреждения. Годовой (перспективный) план должен соответствовать федеральному, отраслевому (например, в сфере здравоохранения, образования, культуры и др.), ведомственному законодательству, что позволит создать координацию работы всех подведомственных учреждений, структурных подразделений (филиалов).

Системность содержания плана работ обеспечит формирование финансового плана доходов/расходов, облегчит внутренний контроль.

Прежде чем приступить к формированию плана работ, необходимо провести анализ работы учреждения за прошлый год, принимая во внимание принцип допущения непрерывности деятельности (п. 77 СГС «Концептуальные основы»). Анализируются все виды деятельности учреждения исходя из поставленных на этот период задач.

Конечно, формирование функционального плана работ не является прямой обязанностью финансового работника. Однако знание основных направлений деятельности, специфики учреждения для максимально точного планирования финансово-хозяйственной деятельности необходимо. Кроме того, план работ коррелируется с планом закупок, планом-графиком.

План работ включает функциональные задачи учреждения и предусматривает следующие разделы:

Информационная справка

Включаются основные данные об учреждении.

Анализ финансово-хозяйственной деятельности

Приводится анализ работы учреждения за прошлый год.

Цель, задачи и направления деятельности

Раздел предусматривает деятельность, отраженную в уставе учреждения.

Цель плана работ отражает концепцию развития учреждения, цель его создания учредителем.

Постановка цели должна преду­сматривать:

  • реальность (достижимость в данных условиях);
  • возможность корректировки (в случае изменения финансового обеспечения);
  • гибкость (возможность корректировки в изменяющихся обстоятельствах);
  • проверяемость (возможность контроля достижения цели);
  • мотивированность (коллектив нацелен на достижение этой цели).

В соответствии с обозначенными задачами разрабатываются мероприятия по их решению.

Данный раздел оформляется в соответствии с уставом и программой развития учреждения.

При определении целей важно установить:

  • предполагаемый результат при их достижении;
  • средства (финансовое обеспечение, квалификация работников, материально-техническая база);
  • сроки достижения;
  • место проведения;
  • центры ответственности (структурные подразделения);
  • мероприятия по охране труда и безопасности, антитеррористической деятельности.

Процессы (виды деятельности)

Раздел предусматривает поэтапный процесс функциональной деятельности либо по его составляющим (например, в сфере образования: учебный процесс, внеурочный, внешкольный; в сфере здравоохранения: амбулаторное лечение, стационарное).

Составляющие раздела позволяют утвердить локальные акты по направлениям деятельности учреждения, учитывая его определенные традиции (например, образовательного учреждения).

Методическая работа

В данном разделе необходимо предусмотреть систему методической работы в учреждении (например, наличие методического совета). Планирование повышения квалификации кадров, аттестации, мероприятий по охране труда, предотвращения профессиональных заболеваний, производственного травматизма.

Укрепление материально-технической базы

Предусматриваются мероприятия по реконструкции (модернизации) имеющегося оборудования, приобретение нового.

Пример производственного плана Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Ручеек» на 2020 год

I. Информационная справка о ГБДОУ.

II. Анализ учебно-методической и воспитательной работы за предыдущий год и основные задачи на текущий год.

1. Анализ методической деятельности педагогического коллектива.

2. Анализ результатов выполнения дошкольных учебных программ.

3. Анализ воспитательной работы.

4. Анализ деятельности административно-управленческого аппарата по управлению и контролю.

III. Цели и задачи на 2020 год.

Цель — обеспечить условия для функционирования ГБДОУ как современного учреждения, реализующего качественные образовательные услуги, максимально удовлетворяющие принципам и критериям социальной значимости и родительского сообщества ДОУ.

Задачи.

1. Оптимизировать воспитательно-образовательный процесс в целях обновления достижения оптимального развития ребенка-дошкольника.

2. Повысить уровень сформированности игровых умений детей путем создания условий для игровой деятельности.

3. ...

4. ...

IV. Основные направления деятельности по достижению оптимальных конечных результатов.

1. Обновление структуры и содержания образования путем реализации инновационных технологий, в том числе сберегающих здоровье детей.

2. Совершенствование кадрового обеспечения, соответствующего современным требованиям, путем повышения квалификации работников.

3. Разработка медико-психолого-педагогической системы сопровождения ребенка во время обучения.

4. ...

5. ...

V. Укрепление МТБ.

1. Приобретение развивающего комплекса.

2. Модернизация игровой площадки.

3. ...

4. ...

VI. Приложения к плану.

1. Учебный план.

2. Дорожная карта.

3. ...

Оптимально сформированный план работ на год и плановый период определяет комплекс мероприятий, их значимость, реальность выполнения. При этом план работ может быть сформирован в виде таблицы (дорожной карты).

Бюджетные (автономные) учреждения включают в план работ показатель, характеризующий объем государственной услуги.

Согласно сформированному плану работ учреждения формируются планы работ структурных подразделений.

ПРИМЕР

Выписка из плана работы за второе полугодие отдела финансирования и бухгалтерского учета ГБУК «Знамя» (рисунок 1).

Справочно.

Задачи в отличие от целей формируют средства и способы их достижений.

План ФХД

Формирование и утверждение плана ФХД государственного (муниципального) учреждения осуществляется в порядке, установленном органом исполнительной власти (органом местного самоуправления), выполняющим функции и полномочия учредителя в отношении государственного (муниципального) бюджетного и автономного учреждения, в соответствии с Требованиями к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, установленными приказом Минфина России от 28 июля 2010 г. № 81н (далее — Приказ № 81н)[1].

Согласно разделу II «Требования к составлению плана» Приказа № 81н содержательная часть плана ФХД состоит из текстовой (описательной) и табличной частей. В табличную часть плана ФХД включаются таблицы, содержащие основные показатели по поступлениям и выплатам учреждения (подразделения), выплатам по расходам на закупку товаров, работ, услуг учреждения (подразделения), а также отражающие иные сведения, раскрывающие информацию, необходимую для внешних и внутренних пользователей.

При этом отдельные показатели таблиц плана ФХД должны быть сопоставимы с показателями финансовой деятельности учреждения, сформированными на отчетную дату и отраженными в формах бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также с показателями, применяемыми в аналитическом разделе плана работ за соответствующий период финансово-хозяйственной деятельности учреждения.

План ФХД готовится финансовым работником в период формирования проекта бюджета соответствующего уровня на очередной финансовый год с учетом информации, предоставленной учредителем бюджетного (автономного) учреждения.

Поскольку планирование деятельности бюджетного (автономного) учреждения начинается с формирования плана работ, плана ФХД, необходимо осуществлять сбор информации (аккумулировать ее) для табличной части с учетом источников финансового обеспечения как доходной, так и расходной части плана ФХД.

Комплекс мероприятий, направленных на организацию планирования, может включать:

1. В части доходов:

  • определение наиболее эффективных видов деятельности;
  • сбалансированность основной и приносящей доход деятельности;
  • исключение дублирования выполняемых работ, услуг при осуществлении мероприятий государственного задания и приносящей доход деятельности.

2. В части расходов:

  • обеспечение прозрачности расходов;
  • поиск предложений на рынке товаров, работ, услуг с наименьшей ценой без потери качества (формирование начальной максимальной цены контракта (НМЦК));
  • наличие посредников при поставке товаров, работ, услуг (поиск возможных вариантов работы напрямую с поставщиками).

Справочно.

Формирование плана работ предусматривает внутреннюю логическую связь содержания его частей: анализа, задач и мероприятий.

38.png

Функциональные обязанности

Рассматривая взаимосвязь плана работ учреждения и обязанности финансового работника, необходимо отметить следующее.

Прямые обязанности финансиста (руководителя экономического блока) определены должностной инструкцией с учетом функциональных обязанностей, в перечень которых могут входить следующие:

  • организация управления денежными потоками;
  • обеспечение предложений в целях управления бюджетным процессом;
  • обеспечение эффективного использования ресурсов;
  • разработка мероприятий, способствующих увеличению объема прибыли в части приносящей доход деятельности;
  • участие в совершенствовании экономической политики учреждения;
  • оптимальный выбор источников финансового обеспечения при планировании расходов для нужд учреждения;
  • анализ денежных потоков; повышение финансовой устойчивости;
  • контроль соблюдения финансовой дисциплины, своевременного и полного выполнения договорных обязательств, поступления доходов;
  • общее руководство работниками подчиненных структурных подразделений;
  • иные.

Бухгалтерский и налоговый учет

Согласно нормам Налогового кодекса, Закона № 402‑ФЗ, Инструкции № 157н в бухгалтерском (налоговом) учете обязателен к применению принцип раздельного учета осуществляемых операций согласно источникам финансового обеспечения.

В соответствии с пунктом 4 статьи 170 Налогового кодекса суммы налога, предъявленные продавцами товаров (работ, услуг), имущественных прав налогоплательщикам, осуществляющим как облагаемые налогом, так и освобождаемые от налогообложения операции, принимаются к вычету либо учитываются в их стоимости в той пропорции, в которой они используются для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), — по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций, в порядке, установленном принятой налогоплательщиком учетной политикой для целей налогообложения, и с учетом особенностей, установленных пунктом 4.1 указанной статьи.

При этом налогоплательщик вправе не применять указанные положения к тем налоговым периодам, в которых доля совокупных расходов на приобретение, производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых не подлежат налогообложению, не превышает 5 процентов общей величины совокупных расходов на приобретение, производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав. Суммы налога подлежат вычету в соответствии с порядком, преду­смотренным статьей 172 Налогового кодекса.

Обратите внимание, что новый расчет пропорции в целях НДС вступает в силу с 1 июля 2019 года[2]

38_1.png


[1] Приказ № 81н утрачивает силу с 1 января 2020 года в связи с утверждением новых Требований к плану ФХД, утвержденных приказом Минфина России от 31 августа 2018 г. № 186н.

[2] Подпункт 2 статьи 3 Закона от 15 апреля 2019 г. № 63‑ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 9 Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах».


Реклама