Правильный подход к применению информационных систем
Курс на построение в России цифровой экономики ставит перед органами государственной власти амбициозные задачи, выполнение которых невозможно без использования новейших информационных технологий. Сегодня органы власти, учреждения, представители бизнеса используют сложные ансамбли информационных систем. Обмен данными между этими элементами комплексной автоматизации неизбежно связан с ошибками и задержками взаимодействия. Интеграционная платформа «Продвижение» НПО «Криста» позволяет устранить проблему комплексно-лоскутной автоматизации и выстроить эффективную систему государственного и муниципального управления на основе единого информационного пространства региона. Подробнее об интеграционной платформе рассказывает главный архитектор программного обеспечения НПО «Криста» Валентина Владимировна ВЕРШИНИНА.
Что такое интеграционная платформа «Продвижение»
Интеграционная платформа «Продвижение» — это эффективный инструмент для объединения информационных систем в субъекте России с целью максимально продуктивного их использования. Платформа дает пользователю ряд ключевых преимуществ благодаря тому, что разработчиками в ней предусмотрены следующие опции:
1. Единая нормативно-справочная информация (НСИ). Все информационные системы работают с единой НСИ, благодаря чему сокращаются затраты на ведение справочников, улучшается качество и сопоставимость данных.
2. Подключение к федеральным информационным ресурсам. Опубликованные изменения справочных данных загружаются по расписанию, гарантируется соответствие единой НСИ федеральным справочникам, реестрам и классификаторам.
3. Единый вход во все информационные системы с помощью единого логина-пароля, сертификата электронной подписи или через ЕСИА. Это удобно не только пользователям, но и администраторам систем: они управляют всеми учетными записями пользователей через единый реестр.
4. Личный кабинет пользователя. Это виртуальное рабочее место, где пользователь видит все доступные ему функциональные подсистемы, новости, сообщения и текущие задачи.
5. Интеграция систем на уровне бизнес-процессов. Незаметные переходы между информационными системами без необходимости повторной аутентификации обеспечивают качественно новый уровень комфорта для пользователей.
6. Централизованный учет сертификатов электронной подписи. Актуальность сертификатов автоматически отслеживается, сертификаты, утратившие силу, деактивируются, информация по сертификатам предоставляется информационным системам.
7. Возможность оперативного анализа связанных данных из разных информационных систем без перекачки данных в хранилище.
Архитектура платформы
Архитектура интеграционной платформы ориентирована на изменчивость и позволяет достичь высоких показателей готовности, производительности и защищенности решений (рисунок 1). Сервисы платформы обеспечивают загрузку данных из внешних источников, синхронизацию изменений единой НСИ, а также другие механизмы взаимодействия с прикладными системами и пользователями бизнес-сервисов[1].
В служебных модулях интеграционной платформы реализованы вспомогательные функции аутентификации, авторизации, аудита и конфигурирования платформы. Сервисы доступа к данным обеспечивают взаимодействие с реляционной базой данных, публикацию витрин данных, а также совместную работу с файлами по протоколу Web-Dav. Сервисы сбора информации о работе серверов и приложений для Zabbix и Grafana необходимы для оптимизации мощностей и обеспечения высокого уровня готовности системы.
Рисунок 1. Архитектура интеграционной платформы
Этапы внедрения платформы
Интеграционная платформа «Продвижение» разворачивается на серверах заказчика, включая веб-сервер обработки входящих подключений, сервер веб-приложения, сервер среднего звена и сервер базы данных (рисунок 2). Серверная часть платформы функционирует под управлением операционной системы Ubuntu Linux, также возможно ее функционирование на UNIX или Microsoft Windows Server. Платформа реализована на Java. В качестве сервера приложений используется Wildfly, в качестве СУБД — PostrgeSQL или иная, поддерживающая JDBС.
Рисунок 2. Схема развертывания интеграционной платформы
Допускается масштабирование сервера веб-приложений путем наращивания количества экземпляров при возрастании нагрузки. При масштабировании сервера веб-приложений наличие веб-сервера обработки входящих подключений является обязательным. В его качестве используются Apache или NGINX. Для обеспечения функционирования платформы также требуется установка КриптоПро CSP, EclipseBIRT, Lucene.
Справочники единой НСИ автоматически обновляются из внешних источников — при их наличии — по расписанию. Например, справочник учреждений и органов власти обновляется по данным Сводного реестра участников и неучастников бюджетного процесса единого портала бюджетной системы, справочник банков — по данным портала Центрального банка России. Информация о заказчиках и общероссийской классификации загружается из единой информационной системы в сфере закупок. Перечень федеральных кодов цели обновляется по данным официального сайта Казначейства России. Федеральная бюджетная классификация автоматически обновляется по данным единого сервиса федеральной НСИ, поддерживаемого НПО «Криста».
После наполнения и выверки единых справочников к интеграционной платформе подключаются прикладные информационные системы, настраиваются бизнес-процессы, происходит их интеграция с прикладными системами. В том числе настраиваются бизнес-процессы ведения единой НСИ.
Все изменения единой НСИ оформляются в виде заявок на добавление, уточнение, удаление или изменение элементов классификации. Заявки согласовывают и утверждают ответственные сотрудники. Обеспечивается сегментация справочников по организациям, ведомствам, публично-правовым образованиям, территориям.
Подключение прикладных систем к интеграционной платформе может быть выполнено единовременно или поэтапно. Благодаря синхронизации единой НСИ прикладные системы начинают работать в едином контексте справочных данных, который гарантирует безошибочную идентификацию данных при информационном обмене между системами.
Заключительный этап внедрения интеграционной платформы — регистрация и обучение пользователей. В процессе регистрации и настройки прав пользователей участвуют администраторы разных уровней. Глобальные администраторы управляют пользователями любых организаций и любых бюджетов без ограничения. Они могут назначать администраторов любого уровня и определять их полномочия. Ведомственные администраторы управляют пользователями своего и подведомственных учреждений, а также назначают локальных администраторов в пределах своего бюджета. Локальные администраторы управляют пользователями только в пределах своей организации. Пользователи всех прикладных систем регистрируются в реестре единых учетных записей. Для каждой учетной записи настраивается перечень функциональных ролей, которые выполняет пользователь в каждой прикладной системе. После активации учетных записей пользователи могут войти в личный кабинет и далее перейти в доступные им прикладные системы.
Почему нужна платформа «Продвижение»
Платформа «Продвижение» обеспечивает:
1) решение проблемы комплексно-лоскутной автоматизации, построение эффективной системы управления за счет интеграции на уровне бизнес-процессов;
2) сокращение затрат на поддержание целостности данных, получение сводной аналитики;
3) переход на новый уровень удобства для пользователей: доступность через интернет, единый вход, личный кабинет, незаметные переходы между системами;
4) использование лучшей практики регионов.
Интеграционная платформа зарегистрирована в Едином реестре российских программ для ЭВМ и отвечает государственной политике перехода органов власти на отечественное программное обеспечение. Цифровой регион начинается с разработанной в НПО «Криста» интеграционной платформы «Продвижение». Она уже внедрена и успешно функционирует в более чем 20 субъектах России.
[1] Бизнес-сервисы — это рабочие места оператора НСИ, администратора учетных записей и личный кабинет пользователя.