Предупреждая беду. Спецодежда и другие средства индивидуальной защиты
Часто при выполнении работ требуется защитить работника от травмирующих факторов. Также некоторые профессии требуют, чтобы исполнители были одеты в специальную одежду. Снабжение спецодеждой и средствами индивидуальной защиты (СИЗ) относится к мероприятиям по обеспечению безопасных условий и охраны труда, проведение которых возлагается на работодателя (ст. 212 ТК РФ).
Л. Ю. СИМОНОВА, редактор-эксперт журнала «Бюджетный учет»
Специальная одежда, специальная обувь наряду с иными техническими средствами, используемыми для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения, относятся к средствам индивидуальной защиты (СИЗ) (ст. 209 ТК РФ).
Спецодежда и обувь, прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия, выдаются работникам бесплатно (п. 221 ТК РФ). В случае необеспечения работника в соответствии с установленными нормами средствами индивидуальной и коллективной защиты работодатель не имеет права требовать от работника исполнения трудовых обязанностей и должен оплатить возникший по этой причине простой (ч. 6 ст. 220 ТК РФ).
О спецодежде
Спецодежда прежде всего является защитой работника, и поэтому должна соответствовать требуемым характеристикам. Классификация и общие требования к СИЗ установлены ГОСТ
- должны обеспечивать предотвращение или уменьшение действия опасных и вредных производственных факторов;
- должны отвечать требованиям технической эстетики и эргономики;
- не должны изменять своих свойств при их стирке, химчистке и обеззараживании;
- должны подвергаться оценке по защитным, физиолого-гигиеническим и эксплуатационным показателям.
Выбор конкретного типа средства защиты работающих должен осуществляться с учетом требований безопасности для данного процесса или вида работ (п. 2.4 ГОСТ
Предоставление работникам спецодежды осуществляется в соответствии с типовыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты.
Для различных отраслей экономики утверждены типовые нормы выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и иных средств индивидуальной защиты. В их числе:
- Типовые нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех видов экономической деятельности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, утвержденные приказом Минтруда России от 9 декабря 2014 г. № 997н;
- Нормы бесплатной выдачи работникам теплой специальной одежды и теплой специальной обуви по климатическим поясам, единым для всех отраслей экономики (кроме климатических районов, предусмотренных особо в Типовых отраслевых нормах бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам морского транспорта; работникам гражданской авиации; работникам, осуществляющим наблюдения и работы по гидрометеорологическому режиму окружающей среды; постоянному и переменному составу учебных и спортивных организаций Российской оборонной спортивно-технической организации (РОСТО)), утвержденные постановлением Минтруда России от 31 декабря 1997 г. № 70;
- Типовые нормы бесплатной выдачи сертифицированной специальной сигнальной одежды повышенной видимости работникам всех отраслей экономики, утвержденные приказом Минздравсоцразвития России от 20 апреля 2006 г. № 297;
- Типовые нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, утвержденные приказом Минздравсоцразвития России от 1 сентября 2010 г. № 777н.
Приказом Минздравсоцразвития России от 1 сентября 2010 г. № 777н утверждены Типовые нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением. Они разработаны для персонала управления и подразделений пожарной охраны, организаций, участвующих в предупреждении чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также лиц, связанных с оказанием медицинской помощи и проведением медицинских исследований, экстренной психологической помощи при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
При выдаче работникам СИЗ работодатель руководствуется типовыми нормами, соответствующими его виду деятельности. Если в надлежащих типовых нормах отсутствуют какие-либо профессии и должности, то работодатель выдает СИЗ, предусмотренные типовыми нормами для работников сквозных профессий и должностей всех отраслей экономики, а при отсутствии профессий и должностей в этих типовых нормах — типовыми нормами для работников, профессии (должности) которых характерны для выполняемых работ (п. 14 Правил № 290н). При этом следует учитывать, что типовые нормы устанавливают минимальные требования к перечню СИЗ, выдаваемых работнику для защиты от вредных и (или) опасных производственных факторов, в связи с чем выдача работникам СИЗ, предусмотренных типовыми нормами, не в полном объеме не допускается (письмо Минтруда России от 30 сентября 2016 г. № 15-2/ООГ-3519). Работодатель не вправе уменьшать нормы выдачи средств, предусмотренные типовыми нормами. При этом по результатам проведения специальной оценки условий труда могут выдаваться дополнительные СИЗ (письмо Минтруда России от 20 сентября 2016 г. № 15-2/ООГ-3388).
Порядок выдачи, применения, хранения и ухода за СИЗ установлены Межотраслевыми правилами обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденными приказом Минздравсоцразвития России от 1 июня 2009 г. № 290н (далее — Правила № 290н).
Выдача работникам и сдача ими спецодежды фиксируется записью в Личной карточке учета выдачи СИЗ, форма которой приведена в приложении к Правилам № 290н. Допускается ведение карточек учета выдачи СИЗ в электронной форме с обязательной персонификацией работника (п. 13 Правил № 290н).
В учете учреждения в целях обеспечения контроля за сохранностью, целевым использованием и движением специальной одежды и иного имущества, выданного учреждением в личное пользование работникам для выполнения ими служебных (должностных) обязанностей, применяется забалансовый счет 27 «Материальные ценности, выданные в личное пользование работникам (сотрудникам)». Аналитический учет по счету ведется в карточке количественно-суммового учета материальных ценностей (ф. 0504041) в разрезе пользователей СИЗ, количества, стоимости, места нахождения.
Срок полезного использования спецодежды определяется с момента выдачи ее сотруднику (п. 13 Правил № 290н).
Способы приобретения
Специальная одежда, специальная обувь, форменная одежда, вещевое имущество относятся к материальным запасам (п. 99 Инструкции № 157н) и учитываются в качестве мягкого инвентаря с применением счета 0 105 05 000 «Мягкий инвентарь — движимое имущество учреждения» (п. 118 Инструкции № 157н). Положениями Порядка № 209н для отражения операций с мягким инвентарем предусмотрена подстатья 345 «Увеличение стоимости мягкого инвентаря» КОСГУ.
Как и прочие материальные запасы, спецодежда учитывается по фактической стоимости (п. 100 Инструкции № 157н). Она определяется на основании сопроводительной документации (контрактов, договоров, актов выполненных работ (оказанных услуг), накладных и других сопроводительных документов поставщиков (исполнителей) согласно положениям пунктов 23, 47, 62, 72, 102, 103 Инструкции № 157н).
Исполняя обязанности по созданию безопасных условий труда, работодатель может приобретать спецодежду и СИЗ за счет субсидии, собственных средств, получить путем централизованной поставки, за счет страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в рамках финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами (далее — предупредительные меры).
За счет страховых взносов
В целях сокращения производственного травматизма и профессиональных заболеваний учреждение обеспечивает принятие предупредительных мер, которые входят в сферу обязательного социального страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (ОСС НС и ПЗ). Необходимые мероприятия могут быть профинансированы не только за счет средств учреждения или полученных им субсидий. Еще одним источником являются взносы на ОСС НС и ПЗ. Порядок и условия финансового обеспечения страхователем предупредительных мер регулируются Правилами финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утвержденными приказом Минтруда России от 10 декабря 2012 г. № 580н (далее — Правила № 580н).
Перечень расходов, которые страхователь при соблюдении определенных условий вправе возместить за счет страховых взносов на ОСС НС и ПЗ (далее — страховые взносы), приведен в пункте 3 Правил № 580н. Среди них — приобретение работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты.
В 2019 году расширился круг разрешенных производителей. Теперь можно покупать специальную одежду, специальную обувь и другие средства индивидуальной защиты, произведенные не только в России, но и в других странах ЕАЭС. При включении страхователем в план финансового обеспечения предупредительных мер приобретение СИЗ потребуются документы, подтверждающие страну-производителя, а именно:
- копии заключений о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, выданные Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в отношении специальной одежды, специальной обуви или других средств индивидуальной защиты;
- копии сертификатов (деклараций) соответствия СИЗ техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» (ТР ТС 019/2011), утвержденному решением комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. № 878.
При подтверждении страхователем расходов в части приобретения СИЗ необходимо провести проверку подлинности представленных копий сертификатов соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза, а также деклараций о соответствии требованиям технического регламента Таможенного союза.
На какую сумму может рассчитывать страхователь? Она не должна превышать 20 процентов от суммы страховых взносов, начисленных им за предшествующий календарный год, за вычетом расходов, произведенных в предшествующем календарном году на выплату пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве или профессиональными заболеваниями и на оплату отпуска застрахованного лица (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска) на весь период его лечения и проезда к месту лечения и обратно.
В 2019 году появилась возможность увеличить объем средств, направляемых на финансирование предупредительных мер до 30 процентов. Дополнительные средства могут быть использованы только на санаторно-курортное лечение работников-предпенсионеров, поименованное в подпункте «н» пункта 3 Правил № 580н (п. 2 Правил № 580н). Таким образом, финансирование всех иных мероприятий, в том числе и приобретение спецодежды, остается в прежних размерах — 20 процентов от соответствующей суммы.
ПРИМЕР 1
За предшествующий календарный год учреждение начислило страховые взносы на ОСС НС и ПЗ в размере 234 520 рублей. В том же году были выплачены пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве — 56 728 рублей и оплачен отпуск застрахованного лица (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска) — 43 324 рубля.
Определим объем средств, которые учреждение может направить на финансовое обеспечение предупредительных мер за счет страховых взносов на ОСС НС и ПЗ:
((234 520 руб. — (56 728 руб. +
+ 43 324 руб.)) × 20 %) =
= 26 893,60 руб.
ПРИМЕР 2
Воспользуемся условиями предыдущего примера, в котором установлен объем финансового обеспечения предупредительных мер в размере 26 893,60 рубля.
Учреждение в план финансового обеспечения предупредительных мер на текущий год включило санаторно-курортное лечение сотрудника, относящегося к категории предпенсионеров. Это дало возможность увеличить размер средств, направляемых на проведение предупредительных мер, до 30 процентов:
((234 520 руб. — (56 728 руб. +
+ 43 324 руб.)) × 30 %) =
= 40 340,40 руб.
Таким образом, на возмещение стоимости путевки за счет страховых взносов на ОСС от НСП может быть отнесено:
40 340,40 руб. — 26 893, 60 руб. = = 13 446,80 руб.
В строке 9 таблицы 3 «Расходы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения и Порядка ее заполнения (ф. 4 ФСС) отражаются расходы, произведенные на финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
Если расходы страхователя на предупредительные меры не подтверждены документами, то они не подлежат зачету в счет уплаты страховых взносов (п. 14 Правил № 580н). Кроме того, не подлежат возмещению и те расходы страхователя, которые произведены на основании документов, неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка.
Стандарт, сроки и последовательность действий территориальных органов ФСС России при предоставлении государственной услуги по принятию решения о финансовом обеспечении предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников определены соответствующим Административным регламентом, утвержденным приказом Минтруда России от 2 сентября 2014 г. № 598н.
Чтобы получить финансовое обеспечение предупредительных мер, страхователь обращается в территориальный орган ФСС России с соответствующим заявлением и необходимыми документами (копиями документов) в срок до 1 августа текущего календарного года. Также представляется план финансового обеспечения предупредительных мер на текущий год, форма которого предусмотрена приложением к Правилам № 580н, с указанием суммы финансирования.
В случае включения в план приобретения СИЗ страхователь прилагает:
- перечень приобретаемых СИЗ с указанием профессий (должностей) работников, норм выдачи, а также количества, стоимости, даты изготовления и срока их годности;
- перечень СИЗ, приобретаемых с учетом результатов проведения специальной оценки условий труда;
- копии сертификатов (деклараций) соответствия СИЗ техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» (ТР ТС 019/2011), утвержденному решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. № 878.
Следует помнить, что проведенные мероприятия и своевременное обращение в территориальное отделение ФСС России не гарантируют возмещения расходов.
ФСС России вправе отказать в финансовом обеспечении предупредительных мер в следующих случаях:
если на день подачи заявления у страхователя имеются непогашенные недоимка, задолженность по пеням и штрафам, образовавшиеся по итогам отчетного периода в текущем финансовом году, недоимка, выявленная в ходе камеральной или выездной проверки, и (или) начисленные пени и штрафы по итогам такой проверки;
- представленные документы содержат недостоверную информацию;
- если предусмотренные бюджетом фонда средства на финансовое обеспечение предупредительных мер на текущий год полностью распределены;
- страхователем представлен неполный комплект документов (п. 10 Правил № 580н).
Порядок отражения в бюджетном (бухгалтерском) учете операций по приобретению материальных запасов в рамках мер, направленных на сокращение производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, в счет начисляемых страховых взносов на ОСС по НС и ПЗ был рассмотрен в письме Минфина России от 16 февраля 2017 г. № 02-07-07/8786. С учетом положений Порядка № 209н записи будут следующими:
Дебет 0 105 35 345
«Увеличение стоимости мягкого инвентаря — иного движимого имущества учреждения»
Кредит 0 302 34 73Х
«Увеличение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов»
— принята к учету приобретенная спецодежда;
Дебет 0 302 34 83Х
«Уменьшение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов»
Кредит 0 304 05 345, 0 201 11 610
«Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по приобретению мягкого инвентаря», «Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства»
— перечислены денежные средства за приобретенную спецодежду;
Дебет 0 209 34 56X
«Увеличение дебиторской задолженности по компенсации затрат»
Кредит 0 401 10 130
«Доходы текущего финансового года от оказания платных услуг (работ), компенсаций затрат»
— начислено требование по компенсации затрат учреждения, произведенных в рамках предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний;
Дебет 0 303 06 83Х
«Уменьшение кредиторской задолженности по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»
Кредит 0 209 34 66X
«Уменьшение дебиторской задолженности по компенсации затрат»
— зачтены расходы, произведенные в рамках предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
Централизованная поставка
Учреждения могут получать спецодежду в рамках централизованных закупок. В этой ситуации участвуют исполнитель (поставщик), заказчик и грузополучатель. Расчеты между заказчиком и грузополучателем оформляются Извещением (ф. 0504805), составленным в двух экземплярах. Учреждение, получившее извещение с прилагаемыми к нему документами, подтверждающими факт приема-передачи имущества, заполняет этот документ в своей части реквизитов и направляет его второй экземпляр учреждению-заказчику. Заполненное извещение принимается к учету с отражением соответствующих бухгалтерских записей в регистрах бухгалтерского учета.
Учреждение-заказчик
Согласно условиям заключенного контракта при централизованном снабжении материальные ценности могут поступать либо через склад заказчика, либо напрямую грузополучателю. В любом случае соответствующие операции отражаются в учете обоих учреждений.
В учете учреждения-заказчика поступление товара (спецодежды) на склад для последующего распределения грузополучателям отражается записями:
Дебет 0 106 34 345
«Увеличение вложений в мягкий инвентарь — иное движимое имущество учреждения»
Кредит 0 302 34 73X
«Увеличение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов»
— поступил на склад мягкий инвентарь (для дальнейшей передачи грузополучателю);
Дебет 0 304 04 345
«Внутриведомственные расчеты по приобретению мягкого инвентаря»
Кредит 0 106 34 445
«Уменьшение вложений в мягкий инвентарь — иное движимое имущество учреждения»
— направлен мягкий инвентарь учреждению-грузополучателю.
Одновременно заказчик направляет учреждению-грузополучателю Извещение (ф. 0504805) с приложением первичных учетных документов, подтверждающих передачу ценностей (акта, распоряжения и пр.).
Если по условиям договора исполнитель поставляет имущество учреждению-грузополучателю минуя заказчика, последний в учете отражает этот факт записью:
Дебет 0 304 04 345
«Внутриведомственные расчеты по приобретению мягкого инвентаря»
Кредит 0 302 34 73X
«Увеличение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов»
— отражено поступление на склад грузополучателя мягкого инвентаря с одновременным отражением на забалансовом счете 05 «Материальные ценности, оплаченные по централизованному снабжению».
Аналитический учет по забалансовому счету 05 «Материальные ценности, оплаченные по централизованному снабжению» ведется в Книге учета материальных ценностей (ф. 0504042). После представления учреждением-грузополучателем подтверждения поступления спецодежды (Извещение (ф. 0504805)) заказчик списывает имущество с забалансового счета 05 «Материальные ценности, оплаченные по централизованному снабжению».
Учреждение-грузополучатель
Поступление спецодежды в рамках централизованной поставки в учете учреждения отражается записями на основании полученного от учреждения-заказчика Извещения (ф. 0504805) и прилагаемых к нему первичных учетных документов:
Дебет 0 105 35 345
«Увеличение стоимости мягкого инвентаря — иного движимого имущества учреждения»
Кредит 0 304 04 445
«Внутриведомственные расчеты по реализации мягкого инвентаря»
— принята к учету спецодежда, поставленная в рамках централизованного снабжения.
Не всегда документы от заказчика и материальные ценности поступают одновременно.
Если Извещение (ф. 0504805) получено, но мягкий инвентарь еще не поступил:
Дебет 0 107 33 345
«Увеличение стоимости материальных запасов — иного движимого имущества учреждения в пути»
Кредит 0 304 04 445
«Внутриведомственные расчеты по реализации мягкого инвентаря»
— отражено получение Извещения (ф. 0504805).
После поступления спецодежды, указанной в Извещении (ф. 0504805):
Дебет 0 105 35 345
«Увеличение стоимости мягкого инвентаря — иного движимого имущества учреждения»
Кредит 0 107 33 445
«Уменьшение стоимости материальных запасов — иного движимого имущества учреждения в пути»
— принята к учету спецодежда, поставленная в рамках централизованного снабжения.
Имущество, поступившее до получения Извещения (ф. 0504805), учреждение-грузополучатель принимает к учету на забалансовый счет 22 «Материальные ценности, полученные по централизованному снабжению».
После получения Извещений (ф. 0504805) и копий документов поставщика на отправленные ценности в адрес грузополучателя спецодежда учитывается в группе материальных запасов с одновременным уменьшением на забалансовом счете 22 «Материальные ценности, полученные по централизованному снабжению»:
Дебет 0 105 35 345
«Увеличение стоимости мягкого инвентаря — иного движимого имущества учреждения»
Кредит 0 304 04 445
«Внутриведомственные расчеты по реализации мягкого инвентаря».
Самостоятельное приобретение
Самый распространенный способ обеспечения сотрудников спецодеждой — приобретение за счет учреждения — собственных средств или полученных субсидий. В учете учреждения появляются записи:
Дебет 0 105 35 345
«Увеличение стоимости мягкого инвентаря — иного движимого имущества учреждения»
Кредит 0 302 34 73Х
«Увеличение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов»
— принята к учету приобретенная спецодежда;
Дебет 0 302 34 83Х
«Уменьшение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов»
Кредит 0 304 05 345, 0 201 11 610
«Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по приобретению мягкого инвентаря», «Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства»
— перечислены денежные средства за приобретенную спецодежду.