О тех, кто помогает распускаться цветам нашей жизни
А.Ю. Бунина,
аудитор
Статья посвящена государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения (при их отсутствии — медицинским организациям, в которых размещен государственный и (или) муниципальный заказ), которые оказывают медицинскую помощь женщинам в период беременности, родов, в послеродовой период и услуги по диспансерному (профилактическому) наблюдению детей, поставленных в течение первого года жизни в возрасте до трех месяцев на диспансерный учет (для детей, родившихся в 2007 году, — независимо от срока постановки).
Порядок оплаты услуг
Упрощенно механизм оплаты услуг за оказанную медицинскую помощь для вышеуказанных случаев таков (постановление Правительства РФ от 29 декабря 2007 г. № 987, далее — Постановление № 987). Региональное отделение ФСС должно перечислить средства на оплату услуг учреждению здравоохранения, имеющему лицензию на осуществление медицинской деятельности (включая работы и услуги по специальностям «акушерство и гинекология» и (или) «педиатрия»), на основании заключенного договора. Соцстрах должен будет перечислить:
- 3000 рублей за каждую женщину, получившую услуги в учреждении, оказывающем амбулаторно-поликлиническую помощь женщинам в период беременности (как правило, женская консультация);
- 6000 рублей за каждую женщину, получившую услуги в учреждении, оказывающем стационарную помощь женщинам в период родов и в послеродовой период;
- 1000 рублей за каждого ребенка, поставленного в течение первого года жизни в возрасте до трех месяцев на диспансерный учет (для детей, родившихся в 2007 году, — независимо от срока постановки) и получившего в течение первых и вторых шести месяцев с даты постановки на учет соответствующие услуги в учреждении, осуществляющем диспансерное (профилактическое) наблюдение детей.
Как потратить
Средства на оплату услуг, перечисленные региональными отделениями ФСС, расходуются в соответствии с приказом руководителя по учреждению следующим образом.
В учреждениях, оказавших женщине амбулаторно-поликлиническую помощь в период беременности:
- на оплату труда медицинского персонала в размере 35–45 процентов от поступивших средств (в 2008 году эта сумма составляет 1050–1350 рублей (3000 руб. х (35%–45%)) за одну женщину) в зависимости от качества оказанной медицинской помощи в соответствии с критериями, утверждаемыми Минздравсоцразвития РФ (далее — Критерии). Критерии оценки качества медицинской помощи даны в приказе от 5 февраля 2008 г. № 51н (далее — Приказ № 51н). Качество медицинской помощи оценивают отсутствием антенатальной гибели плода, врожденной аномалии развития, не выявленной во время беременности, разрыва матки до госпитализации и т. д. При отсутствии указанных критериев на оплату труда медицинского персонала направляют средства в размере 45 процентов от суммы перечисленных средств. При наличии одного или более критериев на оплату труда приходится от 35 до 44 процентов от суммы перечисленных средств за каждый конкретный случай;
- обеспечение медикаментами женщин в период беременности в размере 20–33 процентов указанных средств (600–990 рублей);
- оснащение медицинским оборудованием, инструментарием, мягким инвентарем и изделиями медицинского назначения.
- При оказании стационарной помощи женщинам в период родов и в послеродовой период:
- на оплату труда медицинского персонала в размере 40–55 процентов полученных средств (2400–3300 рублей) в зависимости от качества оказанной медицинской помощи в соответствии с Критериями, которые даны в Приказе № 51н. При отсутствии всех критериев на оплату труда медицинского персонала направляют 55 процентов от суммы перечисленных средств. А при наличии одного или более критериев — от 40 до 54;
- оснащение медицинским оборудованием, инструментарием, изделиями медицинского назначения, мягким инвентарем, приобретение медикаментов и дополнительного питания для беременных и кормящих женщин.
Заметим, средства, предусмотренные на оплату труда медицинских работников, распределяются руководителем учреждения в соответствии с положением об оплате труда, утвержденным в порядке, установленном Трудовым кодексом. При этом чиновники полагают, что такие средства направляются только на оплату труда медицинских работников (врачей, медсестер), непосредственно оказавших медицинскую помощь женщинам в период беременности и родов, и не могут быть направлены на оплату труда иных работников (например, административно-управленческого аппарата, планово-экономической, эксплуатационно-технических служб) (письмо Минзравсоцразвития РФ от 20 апреля 2006 г. № 2007-ВС). Потраченные не по целевому назначению средства должны быть восстановлены на расчетном счете учреждения и использованы в дальнейшем на соответствующие расходы или возвращены внебюджетному фонду. Однако судьи придерживаются иного мнения: такие выплаты могут иметь место. Арбитры говорят, что, к примеру, санитарки и сестры-хозяйки являются младшим медицинским персоналом, оказывающим простую медицинскую помощь (постановление ФАС Дальневосточного округа от 5 февраля 2008 г. по делу № Ф03-А04/07-1/6305). Доводы заявителя о том, что указанные денежные средства могут расходоваться только на оплату труда таких медицинских работников, как врач и медсестра, не принят судьями. Ведь это непосредственно не следует из нормативно-правовых актов. При этом судьи указывают, что письмо от № 2007-ВС не было зарегистрировано и опубликовано в установленном законом порядке и поэтому не принимается во внимание.
В учреждении должно быть разработано Положение о распределении средств, поступивших от ФСС за оказание медицинской помощи женщинам в предродовой период (в период родов) (см. рис. 1).
Заключаем договор
Учреждению здравоохранения необходимо заключить с Фондом социального страхования договор об оплате услуг медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, родов, послеродовой период. Типовая форма договора утверждена постановлением № 987. Вносить в нее изменения запрещено (п. 1.3 письма ФСС РФ от 6 марта 2006 г. № 02-18/07-2090).
Договор заключают:
- с юридическими лицами, а не с филиалами или представительствами;
- с учреждениями, имеющими лицензию на медицинскую деятельность в части осуществления работ и оказания услуг по специальности «акушерство и гинекология». Если же учреждение имеет лицензию только на оказание первичной (доврачебной) медицинской помощи по специальности «акушерское дело» (п. 2.1 письма Минздравсоцразвития РФ от 7 июня 2006 г. № 2989-ВС), ФСС договор не заключит.
Еще один нюанс. По мнению служителей Фемиды, при покупке оборудования, материалов на средства, полученные по родовым сертификатам, не нужно заключать государственный (муниципальный) контракт (постановления ФАС Дальневосточного округа от 27 ноября 2007 г. по делу № Ф03-А59/07-1/5272, от 16 октября 2007 г. по делу № Ф03-А59/07-1/3892). Арбитры полагают, что средства на оплату услуг женщинам не учитываются при выделении средств учреждениям из бюджетов всех уровней и иных источников, в том числе средств, выделяемых на выполнение территориальных программ обязательного медицинского страхования субъектов РФ в соответствии с базовой программой обязательного медицинского страхования. Таким образом, судьи считают, что средства ФСС РФ не являются расходными обязательствами местного бюджета и не учитываются в его доходной части. Кроме того, в нормативных актах, которые регулируют операции с родовыми сертификатами, нет указания на то, что средства ФСС должны расходоваться в порядке, предусмотренном Законом от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ.
Родовой сертификат
Как уже было сказано, оплата услуг осуществляется на основании талона родового сертификата, выдаваемого учреждением, оказывающим амбулаторно-поликлиническую помощь женщинам в период беременности, при явке к врачу на очередной осмотр женщины со сроком беременности 30 недель (при многоплодной беременности — 28 недель) и более.
В исключительных случаях выдавать родовой сертификат детской поликлиникой, проводящей диспансерное (профилактическое) наблюдение детей, поставленных в течение первого года жизни в возрасте до трех месяцев на диспансерный учет (для детей, родившихся в 2007 году, — независимо от срока постановки на диспансерный учет). Это предусмотрено в приказе Минздравсоцразвития РФ от 16 января 2008 г. № 11н, утвердившем Порядок и условия оплаты государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения (а при их отсутствии — медицинским организациям, в которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке размещен государственный и (или) муниципальный заказ) услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, в период родов и в послеродовой период, а также диспансерному (профилактическому) наблюдению детей, поставленных в течение первого года жизни в возрасте до трех месяцев на диспансерный учет, и выдачи женщинам родовых сертификатов (далее — Порядок № 11н). Родовой сертификат может быть выдан женщине детской поликлиникой, если (письмо ФСС РФ от 1 февраля 2008 г. № 02-18/07-791):
- талон № 3-1 и талон № 3-2 родового сертификата не были представлены женщиной в детскую поликлинику, осуществляющую диспансерное (профилактическое) наблюдение детей, поставленных в течение первого года жизни в возрасте до трех месяцев на диспансерный учет (для детей, родившихся в 2007 году, — независимо от срока постановки на диспансерный учет) (например, в случае преждевременных родов, утраты родового сертификата, если родовой сертификат женщине не выдавался) (п. 12 Порядка № 11н);
- женщина усыновила ребенка в течение первого года жизни в возрасте до трех месяцев и поставила его на диспансерный учет в детской поликлинике, осуществляющей диспансерное (профилактическое) наблюдение детей, поставленных в течение первого года жизни в возрасте до трех месяцев на диспансерный учет (для детей, родившихся в 2007 году, — независимо от срока постановки на диспансерный учет) (п. 6 Порядка № 11н).
- Форма родового сертификата, порядок его выдачи, учета и хранения утверждены приказом Минздравсоцразвития РФ от 28 ноября 2005 г. № 701 «О родовом сертификате» (далее — Приказ № 701) и Порядком № 11н. Сертификат включает в себя:
- корешок родового сертификата, предназначенный для подтверждения его выдачи женщине;
- талон № 1 родового сертификата, предназначенный для оплаты услуг по медицинской помощи учреждениям, оказывающим амбулаторно-поликлиническую помощь женщинам в период беременности;
- талон № 2 родового сертификата, предназначенный для оплаты услуг по медицинской помощи учреждениям здравоохранения, оказывающим медицинскую помощь женщинам в период родов и в послеродовой период в родильных домах (отделениях), перинатальных центрах (далее — родильный дом);
- родовой сертификат, служащий подтверждением оказания медицинской помощи женщинам в период беременности, в период родов и в послеродовой период, а также диспансерного (профилактического) наблюдения детей, поставленных в течение первого года жизни в возрасте до трех месяцев на диспансерный учет (для детей, родившихся в 2007 году, — независимо от срока постановки на диспансерный учет);
- талон № 3-1 родового сертификата, предназначенный для оплаты услуг по медицинской помощи учреждениям здравоохранения, осуществляющим диспансерное (профилактическое) наблюдение детей (далее — детская поликлиника) за первые шесть месяцев диспансерного (профилактического) наблюдения детей, поставленных в течение первого года жизни в возрасте до трех месяцев на диспансерный учет (для детей, родившихся в 2007 году, — независимо от срока постановки на диспансерный учет);
- талон № 3-2 родового сертификата, предназначенный для оплаты услуг по медицинской помощи детским поликлиникам за вторые шесть месяцев диспансерного (профилактического) наблюдения детей, поставленных в течение первого года жизни в возрасте до трех месяцев на диспансерный учет (для детей, родившихся в 2007 году, — независимо от срока постановки на диспансерный учет).
- записи в родовом сертификате выполняются разборчиво на русском языке ручкой синего или фиолетового цвета;
- указываются Ф.И.О. (без сокращений) беременной женщины, дата ее рождения и адрес регистрации места жительства в соответствии с документом, удостоверяющим ее личность;
- исправленный или зачеркнутый текст родового сертификата (не более двух исправлений) подтверждается записью «исправленному верить», подписью руководителя и печатью учреждения здравоохранения;
- оттиски печатей и штампов должны быть четкими и соответствовать названию медицинского учреждения.
- Не подлежат оплате и направлению в региональные отделения фонда талоны родовых сертификатов (п. 18 Порядка № 11н):
- за услуги по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, в случае несоблюдения условий, предусмотренных пунктом 9 Приказа № 11н;
- за услуги по медицинской помощи, оказанной женщинам в период родов и в послеродовой период родильным домом, в случае смерти матери и (или) ребенка в период нахождения в родильном доме (за исключением случаев смерти одного или нескольких детей при рождении двойни и более детей, в случае сохранения жизни матери и хотя бы одного ребенка);
- за услуги по диспансерному (профилактическому) наблюдению ребенка в случае постановки ребенка на диспансерный учет после трех месяцев жизни, в случае смерти ребенка в соответствующий период диспансерного (профилактического) наблюдения, а также в случае несоблюдения условий, предусмотренных пунктом 11 Порядка № 11н.
Не подлежат оплате и направлению в региональные отделения фонда талоны № 3-1 родового сертификата в случае, когда первые шесть месяцев диспансерного (профилактического) наблюдения ребенка завершились после исполнения ребенку одного года жизни.
Не подлежат оплате талоны № 3-2 родового сертификата в случае, когда диспансерное наблюдение ребенка во вторые шесть месяцев началось после исполнения ребенку года жизни.
НА ЗАМЕТКУ
Выдача родового сертификата женщине, отбывающей наказание в виде лишения свободы, может быть осуществлена при предоставлении администрацией исправительного учреждения в государственное или муниципальное учреждение здравоохранения соответствующих сведений о личности осужденной на основании паспорта, приобщенного к личному делу осужденной (п. 2.3 письма ФСС РФ от 6 марта 2006 г. № 02-18/07-2090).
Платные услуги
Как сказано в Порядке № 11н, за медицинские услуги, оказанные учреждениями на платной основе, в том числе в рамках договоров добровольного медицинского страхования, родовые сертификаты не оплачиваются. Таким образом, оказание любого вида медицинской помощи на платной основе является основанием для отказа в оплате региональными отделениями ФСС талонов родовых сертификатов за услуги, оказанные женщинам в период беременности, в период родов и в послеродовой период, а также диспансерному (профилактическому) наблюдению детей. Однако чиновники не исключают возможности оплаты талонов родовых сертификатов, если учреждением были оказаны «бытовые» сервисные услуги, например, персональная сиделка, отдельная палата (п. 5 письма ФСС РФ от 1 февраля 2008 г. № 02-18/07-791).
Эту позицию чиновники поддерживали еще в 2006 году (письмо ФСС РФ от 7 июня 2006 г. № 2989-ВС), согласны с ней и судьи (постановления ФАС Северо-Западного округа от 18 апреля 2008 г. по делу № А44-2192/2007, от 3 апреля 2008 г. по делу № А21-5247/2007). Но это не относится к медицинской помощи на платной основе (инъекция, например). Ведь в определении Верховного Суда РФ от 25 июля 2002 г. № КАС02-373 сказано, что государственные и муниципальные медицинские учреждения оказывают платные медицинские услуги населению в дополнение к гарантированному объему бесплатной медицинской помощи. Тот предоставляется в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2008 год (утверждена постановлением Правительства РФ от 15 мая 2007 г. № 286) и включает необходимые виды медицинской помощи, предоставляемой бесплатно. Указанной программой предусмотрено, что амбулаторно-поликлиническая помощь в период беременности и родов оказывается государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения бесплатно в рамках обязательного медицинского страхования, в связи с чем она включает в себя тот минимальный объем медицинской помощи, который необходим для ее надлежащего оказания. Таким образом, оказание любого вида медицинской помощи на платной основе является основанием для отказа в оплате региональными отделениями услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности и родов, поскольку при решении вопросов об оплате талонов родовых сертификатов принимаются во внимание не источники финансирования медицинской помощи по договору об оказании платных медицинских услуг, а сам факт платности заключенного договора.
Что касается оплаты за женщину страховой медицинской организацией в рамках договоров добровольного медицинского страхования либо иными юридическими лицами, ситуация такова. Договоры, оплата по которым производится каким-либо лицом в рамках добровольного медицинского страхования, относят к договорам об оказании медицинской помощи, заключенным на платной основе. Это является основанием для отказа в оплате ФСС родовых сертификатов. Однако если предметом договора добровольного медицинского страхования является оказание исключительно «бытовых» сервисных услуг, ситуация складывается в пользу учреждения.
Заметим, услуги, предоставляемые военнослужащим женщинам в рамках договоров, заключаемых соответствующими ведомствами с учреждениями здравоохранения, оказывающими медицинскую помощь женщинам в период беременности и родов, не относят к платным договорам, в связи с этим родовые сертификаты подлежат выдаче, заполнению и оплате.
НА ЗАМЕТКУ
Пунктом 11 Порядка № 11н определено, что в случае рождения двух и более детей, если они поставлены на диспансерный учет для диспансерного (профилактического) наблюдения в детской поликлинике в разные сроки, талоны № 3-1 и № 3-2 родового сертификата предъявляются к оплате после завершения первых шести месяцев (соответственно вторых шести месяцев) диспансерного (профилактического) наблюдения ребенка, поставленного на диспансерный учет в более поздние сроки. При этом оплата услуг по диспансерному (профилактическому) наблюдению в детской поликлинике производится за каждого ребенка, получившего такие услуги.
Передача в женскую консультацию (поликлинику) бланков родовых сертификатов оформляется накладной, оформленной исполнительным органом ФСС РФ в двух экземплярах, один из которых передается в учреждение, а другой остается в исполнительном органе ФСС РФ (п. 4 приложения № 3 к Приказу № 701). Расходы по их доставке производят за счет средств женских консультаций (поликлиник).
Получение бланков родовых сертификатов возлагается на лицо, ответственное за получение, выдачу и хранение родовых сертификатов, которое назначается приказом руководителя. Выдача ему бланков исполнительным органом ФСС РФ производится на основании доверенности, оформленной в установленном порядке (с подписями руководителя и главного бухгалтера, заверенными круглой печатью).
Поступившие бланки на основании накладной, оформленной исполнительным органом ФСС, отражают в Книге учета прихода родовых сертификатов (приложение № 2 к Приказу № 701). Листы книги должны быть пронумерованы, прошнурованы и иметь на последней странице запись, содержащую количество страниц, наименование, печать и подпись руководителя учреждения. Записи в ней производятся в хронологическом порядке (п. 8 приложения № 3 к Приказу № 701). В книгу при поступлении бланков заносят следующие сведения:
- номер и дату отчета-заявки;
- дату получения родовых сертификатов;
- номер и дату накладной, по которой они получены;
- реквизиты сертификатов (серию и номер);
- количество полученных бланков;
- остаток родовых сертификатов от предыдущего поступления;
- общее количество сертификатов.
Учет распределения сертификатов осуществляется в Книге учета распределения родовых сертификатов женской консультации (приложение № 3 к Приказу № 701). Данная книга содержит следующие сведения:
- количество бланков родовых сертификатов в наличии и количество выданных;
- реквизиты родовых сертификатов (серию, номер);
- фамилию, имя и отчество получателя бланков (или сдающего корешки бланков) и его должность, а также номер и дату заявки;
- реквизиты сданных корешков родовых сертификатов (серии и номера);
- количество возвращенных корешков родовых сертификатов;
- подпись лица, получающего бланки и возвращающего корешки родовых сертификатов;
- данные о лице (Ф.И.О., должность), ответственном за хранение родовых сертификатов и их корешков, и его подпись.
Уничтожение корешков родовых сертификатов, срок хранения которых истек, производят на основании Акта об уничтожении (приложение № 4 к Приказу № 701).
Ежеквартально в срок до 5 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, учреждения здравоохранения обязаны представлять в исполнительные органы ФСС РФ отчеты-заявки на получение родовых сертификатов на соответствующий квартал, форма которых предусмотрена приложением № 7 к Приказу № 701. Отчеты-заявки представляются независимо от того, имеется ли необходимость в получении новых родовых сертификатов.
ВНИМАНИЕ
Региональные отделения ФСС вправе осуществлять контроль за правильностью выдачи учреждениями родовых сертификатов и обоснованностью предъявления к оплате талонов родовых сертификатов. Могут проверить, в частности, соблюдение необходимого для оплаты срока наблюдения и ведения женщины на амбулаторно-поликлиническом этапе (не менее 12 недель), условий постановки ребенка на диспансерный учет, необходимых для оплаты сроков диспансерного (профилактического) наблюдения ребенка (первые и вторые шесть месяцев), а также оказание платных медицинских услуг и так далее. При выявлении случаев необоснованного предъявления к оплате талонов родового сертификата сотрудники соцстраха имеют право потребовать возврата выплаченных сумм либо их зачета в счет последующих платежей регионального отделения ФСС.
Налог на прибыль
Средства, выделяемые учреждениям за услуги, оказанные женщинам в предродовой период, в период родов и послеродовое время, не облагают налогом на прибыль. Подтверждают это и чиновники (письма УФНС по г. Москве от 15 января 2008 г. № 20-12/001712, Минфина России от 5 декабря 2005 г. № 03-03-02/137). Доводы таковы. В пункте 2 статьи 251 Налогового кодекса установлены доходы, не учитываемые при определении налоговой базы. К ним относят целевые поступления из бюджета, а также целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению.
К целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относят, в частности, суммы финансирования из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, выделяемые на осуществление уставной деятельности некоммерческих организаций (подп. 3 п. 2 ст. 251 НК РФ). На этом основании и не нужно начислять налог на прибыль со средств, полученных за оказание услуг женщинам в период беременности и родов из Федерального фонда обязательного медицинского страхования и Фонда социального страхования РФ. Однако это справедливо лишь при ведении раздельного учета средств, поступающих для оплаты оказанных женщинам услуг и других доходов и расходов.
Бюджетный учет родовых сертификатов
Родовые сертификаты подлежат учету на забалансовом счете 03 «Бланки строгой отчетности» в условной оценке 1 рубль за 1 бланк (п. 236 Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 10 февраля 2006 г. № 25н (далее — Инструкция 25н)).
Рассмотрим статьи расходов, предусмотренные приказом № 51н.
Расходы на оплату труда.
Распределение средств, предназначенных для оплаты труда медицинских работников, осуществляется в соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными приказом Минфина России от 24 августа 2007 г. № 74н, в частности, по статье 210 «Оплата труда и начисления на оплату труда», включающей в себя подстатьи 211 «Заработная плата» и 213 «Начисления на оплату труда» (письмо Минздравсоцразвития РФ от 20 апреля 2006 г. № 2007-ВС).
Оснащение медицинским оборудованием, инструментарием, мягким инвентарем и изделиями медицинского назначения. Расходы на приобретение медоборудования отражают по статье 310 «Увеличение стоимости основных средств», а изделия медицинского назначения — по статье 340 «Увеличение стоимости материальных запасов». Причем при совершении операций по вложениям в объекты основных средств на счете 0 106 00 000 «Вложения в нефинансовые активы» следует учитывать только объем фактических затрат на приобретение медицинского оборудования.
В соответствии с письмом Минфина России от 22 сентября 2006 г. № 02-14-11/2565 денежные средства, которые поступают учреждениям здравоохранения от регионального отделения ФСС по договорам на оплату услуг по оказанию медицинской помощи женщинам в период беременности и родов (по родовым сертификатам), следует отражать по коду 000 3 02 01020 02 0000 130 «Доходы от продажи услуг, оказываемых учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в соответствии с экономической классификацией как доходы от оказания платных услуг (код 130 «Доходы от оказания платных услуг»). Соответствующую корреспонденцию счетов по операциям с родовыми сертификатами можно найти в письме Министерства финансов Московской области от 29 декабря 2006 г. № 0900-06/404/7345.
Однако, по нашему мнению, отражение операций по родовым сертификатам должно производиться по коду 180 «Прочие доходы».
Пример
Родильный дом за июль 2008 года предоставил медицинские услуги по родовспоможению 30 женщинам. Согласно реестру талонов родовых сертификатов сумма оказанных услуг составила 180 000 руб. За июль начислена заработная плата медперсоналу в сумме 72 000 руб. Произведены начисления: ЕСН — 18 720 руб., взносы на страхование от несчастных случаев по ставке 0,2% — 144 руб. В августе от регионального отделения ФСС РФ средства для оплаты услуг по родовспоможению поступили на лицевой счет роддома. Приобретены и оплачены медикаменты и изделия медицинского назначения на сумму 89 136 руб., получена заработная плата, перечислены ЕСН и взносы на страхование от несчастных случаев.
В бухгалтерском учете за июль 2008 года операции будут отражены следующими проводками.
Дебет 2 205 10 560
«Увеличение дебиторской задолженности по прочим доходам»
Кредит 2 401 01 180
«Прочие доходы»
— 180 000 руб. — начислены доходы по оказанным медицинским услугам согласно реестру родовых сертификатов;
Дебет 2 401 01 211
«Расходы по заработной плате»
Кредит 2 302 01 730
«Увеличение кредиторской задолженности по заработной плате»
— 72 000 руб. — начислена заработная плата медицинскому персоналу;
Дебет 2 302 01 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по заработной плате»
Кредит 2 303 01 730
«Увеличение кредиторской задолженности по налогу на доходы физических лиц»
— 9360 руб. — удержан НДФЛ (предположим, что работники не имеют стандартных налоговых вычетов);
Дебет 2 401 01 213
«Расходы на начисления на оплату труда»
Кредит 2 303 02 730
«Увеличение кредиторской задолженности по единому социальному налогу и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации»
— 18 720 руб. — начислен ЕСН;
Дебет 2 401 01 213
«Расходы на начисления на оплату труда»
Кредит 2 303 06 730
«Увеличение кредиторской задолженности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»
— 144 руб. — произведены отчисления на страхование от несчастных случаев.
В августе бухгалтер должен сделать такие записи:
Дебет 2 201 01 510
«Поступления денежных средств учреждения на банковские счета»
Кредит 2 205 10 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по прочим доходам»
— 180 000 руб. — поступили на лицевой счет целевые средства по родовым сертификатам;
Дебет 2 105 01 340
«Увеличение стоимости медикаментов и перевязочных средств»
Кредит 2 302 22 730
«Увеличение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов»
— 89 136 руб. — оприходованы медикаменты и изделия медицинского назначения, полученные от поставщика;
Дебет 2 201 04 510
«Поступления в кассу»
Кредит 2 201 01 610
«Выбытия денежных средств учреждения с банковских счетов»
— 62 640 руб. (72 000 – 9360) — поступили денежные средства в кассу на заработную плату медперсоналу;
Дебет 2 303 02 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по единому социальному налогу и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации»
Кредит 2 201 01 610
«Выбытия денежных средств учреждения с банковских счетов»
— 18 720 руб. — перечислен ЕСН в бюджет;
Дебет 2 303 01 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по налогу на доходы физических лиц»
Кредит 2 201 01 610
«Выбытия денежных средств учреждения с банковских счетов»
— 9360 руб. — перечислен НДФЛ в бюджет;
Дебет 2 303 06 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»
Кредит 2 201 01 610
«Выбытия денежных средств учреждения с банковских счетов»
— 144 руб. — перечислены отчисления на страхование от несчастных случаев;
Дебет 2 302 22 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов»
Кредит 2 201 01 610
«Выбытия денежных средств учреждения с банковских счетов»
и
Дебет 2 401 01 272
«Расходование материальных запасов»
Кредит 2 105 01 440
«Уменьшение стоимости медикаментов и перевязочных средств»
— 89 136 руб. — оплачен счет на медикаменты.
Операции по приобретению оборудования отражают так:
Дебет 2 106 01 310
«Увеличение капитальных вложений в основные средства»
Кредит 2 302 19 730
«Увеличение кредиторской задолженности по приобретению основных средств»
— поставлено медицинское оборудование;
Дебет 2 302 19 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по приобретению основных средств»
Кредит 2 201 01 610
«Выбытия денежных средств учреждения с банковских счетов»
— оплачена стоимость оборудования;
Дебет 2 101 00 310
«Увеличение стоимости основных средств»
Кредит 2 106 01 410
«Уменьшение капитальных вложений в основные средства»
— оприходовано оборудование.
ЕСН, НДФЛ
Оплата услуг, оказанных женщинам в период беременности и родов, которую получают медицинские работники за счет денежных средств, полученных для оплаты родовых сертификатов, является доходом сотрудника и подлежит обложению НДФЛ (ст. 208 НК РФ) и ЕСН (ст. 236 НК РФ).