Как управлять регионом эффективно. Практика Тульской области
Сегодня для большинства регионов России актуальна проблема разрозненности информационных систем, используемых в работе органами власти. В статье представлен опыт Тульской области в сфере цифровизации, а также модернизации региональной системы общественных финансов.
Александр Евгеньевич КЛИМОВ, министр финансов Тульской области
Ярослав Юрьевич РАКОВ, министр по информатизации, связи и вопросам открытого управления Тульской области
Стратегия цифровизации
Цифровизация региона возможна лишь при наличии работающей цифровой экосистемы. Для этого необходимы актуальные и достоверные данные и автоматизированные бизнес-процессы, которые позволяют эти данные собирать. На предыдущем этапе цифровизации области мы занимались автоматизацией бизнес-процессов и интеграцией различных баз данных между собой. Сейчас регион готов перейти к следующему этапу — это закономерный результат развития, когда высокий уровень автоматизации органов власти и наличие большого объема баз данных неизбежно приводят к качественному изменению структуры управления с использованием сквозных технологий.
В настоящий момент стадию согласования проходит Стратегия цифровизации Тульской области. Основная задача документа — выработка общих принципов и подходов к цифровизации во всех отраслях экономики, основного вектора развития на создание базовых условий для цифровой трансформации. Это подготовка кадров, формирование цифровой культуры, нормативное регулирование, обеспечение информационной безопасности. При этом в погоне за цифровизацией крайне важно понимать, какой эффект она даст, ведь не исключено, что организационные меры в частных случаях могут быть более действенными и экономически оправданными.
Конкретные планы по реализации стратегии будут сформированы после ее утверждения. Пока же можно сказать, что основные направления Стратегии определяются последним майским указом Президента России. Первостепенные задачи будут касаться создания благоприятных условий для стремительного развития цифровых технологий в Тульской области.
Супер- и моносервисы
Оптимизация государственных услуг в России ведется по двум направлениям: комплексному решению жизненных ситуаций граждан и бизнеса, так называемым суперсервисам, и цифровой трансформации приоритетных государственных и муниципальных услуг — моносервисам. Создание таких сервисов в регионе, безусловно, наш главный приоритет. Они позволяют государству заранее знать, какие услуги понадобятся гражданину в той или иной жизненной ситуации, и оказывать их проактивно. Гражданину не надо будет самому инициировать получение услуг, подтверждать свое право документами и справками. Вся необходимая информация будет существовать в электронном виде, и при наступлении определенного события все полагающиеся услуги будут оказаны автоматически.
Проактивные сервисы
В Тульской области идет работа над сервисами, позволяющими оказывать гражданам государственные и муниципальные услуги проактивно. То есть гражданину не надо будет самому инициировать получение услуг, подтверждать свое право документами и справками — вся необходимая информация будет существовать в электронном виде и при наступлении определенного события все полагающиеся услуги будут оказаны автоматически.
Например, сейчас наш регион в качестве пилотного субъекта совместно с Министерством цифрового развития РФ участвует в проработке суперсервиса «Регистрация рождения». В рамках этого пилота был разработан план доработки ведомственных информационных систем с целью возможности проактивного оказания услуг. К таким системам, в частности, относятся система учета контингента обучающихся и медицинская информационная система.
Система учета контингента обучающихся включает детей от воспитанников детских садов до студентов профессиональных техникумов. Проект был реализован в 2015 году, он достаточно объемный по количеству данных, поэтому его и сделали якорным с точки зрения накопления больших данных и возможности их использования в дальнейшем. Так, например, мы можем строить прогнозы по контингенту обучающихся на будущий учебный год, находить талантливую молодежь. Проект реализован, но по-прежнему находится в центре постоянного внимания, теперь уже с точки зрения развития дополнительных сервисов для граждан, повышения удобства использования и так далее.
В здравоохранении информационные технологии развиваются в Тульской области с 2013 года. Медицинская система давно внедрена, ежегодно совершенствуется, появляется новый функционал, который позволяет и улучшать процесс лечения, и повышать эффективность управления отраслью за счет информационного и инструментального обеспечения управленческих решений. За последние годы мы выстроили, считаю, одну из лучших в России систем скорой медицинской помощи.
Вопрос автоматизации этого направления мы решали комплексно, с применением и организационных мер, и современных технологий. К примеру, помимо того, что объединили все станции скорой помощи под единый центр управления как юридическое лицо, мы создали также единую технологическую платформу управления. Это позволило ощутимо сократить время доезда медицинской бригады, уменьшить число доездов, не уложившихся в норматив, четко планировать размещение автомобилей скорой медицинской помощи в промежуточных пунктах ожидания, эффективно планировать количество выходящих автомобилей в смену и так далее.
Кроме того, в области запустили еще одну социально значимую систему — мониторинг родовспоможения. Она предполагает оценку перинатальных рисков на ранних сроках беременности. Система дает подсказки врачам, акцентирует их внимание на случаях, когда анализы либо какая-то симптоматика пациента идут не по заложенному алгоритму.
Модернизация системы общественных финансов
Работы по модернизации региональной системы общественных финансов в субъекте начались в середине 2000 годов. Сейчас работы практически завершены — в режим цифрового регулирования переведены этапы планирования и исполнения бюджета, сфера государственного заказа, сбор и консолидация отчетности. Детали бюджетного процесса отражены в аналитической подсистеме и на сайте «Открытый бюджет Тульской области».
Единое информационное пространство
В рамках реализации госпрограммы «Управление государственными финансами Тульской области» на
Разработка единой методологии и правил централизованного ведения в подсистеме НСИ региональных и муниципальных классификаторов и справочников, применяемых в процессах планирования, исполнения, сбора отчетности, позволила повысить качество формирования справочных данных и снизить количество ошибок при формировании документов.
Планирование бюджета
Хороший эффект дало внедрение на региональном и муниципальном уровнях Тульской области централизованных веб-решений в сфере планирования бюджета. В частности, был осуществлен переход на программное обеспечение, построенное на базе веб-технологий; проведены работы по синхронизации подсистемы планирования бюджета с единой подсистемой нормативно-справочной информации и подсистемой исполнения бюджета; расширен список автоматизированных направлений деятельности органов государственной власти.
Внедрение ПК «Web-Планирование» позволило автоматизировать все ключевые этапы планирования бюджета от формирования потребности в объемах бюджетных средств до формирования закона о бюджете. Все участники автоматизируемых процессов перешли на электронный документооборот. Благодаря автоматизации формирования органами власти и учреждениями обоснований бюджетных ассигнований удалось обеспечить рост качества планирования и снизить затраты времени на проверку корректности бюджетных заявок. Также было модернизировано и переведено на веб-технологии такое функциональное направление, как ведение реестра расходных обязательств, в том числе и муниципальными образованиями. Кроме того, в подсистеме планирования внесение изменений в сводную бюджетную роспись осуществляется при помощи обоснований бюджетных ассигнований.
Исполнение бюджета
С 2004 года работа региональных и муниципальных финансовых органов Тульской области осуществляется с использованием АС «Бюджет», а государственных и муниципальных учреждений — АС «УРМ». В 2019 году принято решение о переводе ряда подсистем, в том числе и подсистемы исполнения, на новые технологии. Это необходимо для достижения максимально высокого уровня цифровизации региона, а также всех учреждений области. Выбор подсистемы «Web-Исполнение» обусловлен тем, что она развивает идеи, заложенные в АС «Бюджет», при опоре на новую инновационную платформу. Подсистема используется в регионе с начала 2020 года.
Региональная контрактная система
С начала 2020 года участники закупочного процесса региона начали использовать обновленную региональную информационную систему в сфере закупок товаров, работ, услуг для нужд субъекта (далее — РИС ТО), построенную на единой технологической платформе с подсистемами автоматизированной системы управления общественными финансами Тульской области. Это позволило усилить такие преимущества РИС ТО, как:
● инновационность (современные подходы к проектированию и разработке ПО);
● открытость (работу на базе свободного ПО с открытым исходным кодом);
● простоту использования (не требуется установка дополнительного ПО и администрирование на рабочих местах, подключение новых пользователей выполняется просто);
● процессный подход (единый центр управления бизнес-процессами объединяет остальные подсистемы, что обеспечивает возможность задания сценариев обработки документов в процессе их жизненного цикла);
● повышенную безопасность и надежность работы.
Сбор и формирование отчетности
Построение системы сбора и консолидации бюджетной отчетности с использованием веб-технологий в Тульской области началось в 2015 году. В настоящее время к системе подключены все учреждения Тульской области: от областных до учреждений городских и сельских поселений. Работа всех участников процесса сбора и консолидации отчетности происходит в едином информационном пространстве и по единым правилам.
ПК «Web-Консолидация» является сегментом системы управления общественными финансами Тульской области и поддерживает весь установленный Минфином России спектр отчетных форм (более 190 форм). В ПК «Web-Консолидация» работает около 260 учреждений уровня субъекта и около 1,3 тысячи муниципальных учреждений. С переходом на работу в централизованной системе сбора значительно повысилось качество отчетности, представляемой в региональное Министерство финансов, сократилось время ее камеральной проверки.
Открытый бюджет региона
Портал «Открытый бюджет Тульской области» (dfto.ru) предназначен для мониторинга показателей финансового и социально-экономического развития, а также обеспечения прозрачности бюджетного процесса на региональном и муниципальном уровнях. Портал обеспечивает:
● открытость и доступность информации о бюджете и бюджетном процессе;
● повышение информированности населения и бизнеса о финансовой ситуации в области;
● организацию диалога с населением с помощью механизмов обратной связи и повышение роли граждан в управлении общественными финансами.
На портале публикуются информация по прогнозу социально-экономического развития и основным показателям бюджета Тульской области в соответствии с проектом закона о бюджете на очередной финансовый год и плановый период, а также данные о годовых назначениях и фактическом исполнении консолидированного и областного бюджетов в разрезе доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджета. На портале доступна информация по основным показателям исполнения бюджета каждого городского округа и муниципального района области. Портал обеспечивает публикацию открытых данных. Их наборы формируются и публикуются в открытом доступе в автоматическом режиме и могут использоваться для машинной обработки другими автоматизированными системами.
Система управления общественными финансами Тульской области обеспечивает комплексную автоматизацию и интеграцию всех финансовых процессов региона. Централизация информации о бюджетах в единой базе обеспечит возможность осуществлять оперативный контроль и мониторинг состояния финансов на территории региона и муниципальных образований, сократить сроки подготовки требуемой аналитической отчетности. В целом реализация принципов «Цифрового региона» в системе общественных финансов субъекта РФ способствует повышению качества и эффективности социально-экономической политики региона, экономии средств в сфере госзаказа, а также привлечению общественности к управлению бюджетным процессом.
Самые удачные решения
Одной из наиболее успешных практик мы считаем обеспечение возможности подачи электронных сообщений граждан в органы власти по компетенции для принятия решения в максимально короткие сроки. В Тульской области для этих целей успешно реализован проект «Реши проблему». В планах развития этого сервиса — реализация прогнозирования событий на основе имеющихся данных, выдача рекомендаций и т. д.
Если снова вернуться к теме здравоохранения, то помимо записи на прием к врачу (этой услугой жители региона могут пользоваться уже несколько лет), на Едином портале госуслуг у нас появилась и запись на диспансеризацию. Сервис достаточно удобен для граждан, позволяет качественно спланировать свой день — за один визит пройти все точки диспансеризации.
Также следует упомянуть проект внедрения электронных медицинских документов. Тульская область вошла в группу пилотных регионов проекта, у нас первое место по количеству выгруженных документов, которые доступны уже сейчас жителям области на федеральном портале госуслуг в разделе «Мое здоровье».
Препятствия на пути к суперсервисам
Основная сложность, стоящая на пути цифровизации сейчас, — это отсутствие связанности данных в существующих системах. Часть этих данных не структурирована и хранится не в машиночитаемом виде. Нам еще предстоит провести большую работу по унификации этих данных для того, чтобы ими можно было оперировать при создании суперсервисов.
Другой большой проблемой является отсутствие цифровых компетенций у сотрудников органов власти. Особенно это касается госслужащих старшего поколения. Тут необходимо системное обучение сотрудников основам цифровых технологий, чтобы они понимали, какие преимущества может дать цифровизация в их работе. В июне и ноябре 2019 года благодаря поддержке РАНХиГС и университета «Иннополис» прошли обучение более 700 государственных и муниципальных служащих Тульской области, а также их подведомственных учреждений.
Еще одной проблемой является детальное описание процессов, происходящих в деятельности учреждений и служб, в том числе описание процессов применения информационных ресурсов и исполнения административных процедур. Вообще описание бизнес-процессов — это не статичная ситуация. Изменения законодательства, поиски более оптимально выстроенного процесса требуют постоянно возвращаться к, казалось бы, уже завершенному проекту, и вносят порой существенные изменения.
Очевидно, что решение названных, как, впрочем, и ряда неупомянутых, задач для нас в приоритете. Без этого невозможно продвинуться дальше и в соответствии с национальной программой «Цифровая экономика Российской Федерации» к 2024 году оцифровать все социально важные услуги регионального контура.