На балансе — культурное наследие

Володина Т.Е.
Учет памятников истории и культуры может доставить много хлопот. Мало того, что они являются основными средствами со всеми вытекающими последствиями, так и специфических вопросов возникает немало. Но не стоит отчаиваться. Разобраться во всем многообразии операций и проводок нам поможет заслуженный экономист России Т.Е. ВОЛОДИНА.


К памятникам истории и культуры, охраняемым государством, относят (постановление Совмина СССР от 16 сентября 1982 г. № 865 «Об утверждении Положения об охране и использовании памятников истории и культуры»): сооружения, памятные места и предметы, связанные с историческими событиями в жизни народа, развитием общества и государства, произведения материального и духовного творчества, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность. К памятникам истории и культуры могут быть отнесены и другие объекты, соответствующие указанным критериям.

Все объекты недвижимого имущества, являющиеся памятниками истории и культуры, должны быть оформлены в собственность (ст. 2 Закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры)», далее — Закон). Органы государственной власти субъекта РФ выполняют следующие полномочия Российской Федерации (федерального собственника) в отношении объектов культурного наследия:
  • сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в федеральной собственности;
  • государственная охрана объектов культурного наследия федерального значения;
  • ведение единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ;
  • организация и проведение государственной историко-культурной экспертизы;
  • согласование проектов зон охраны объектов культурного наследия;
  • выдача разрешений на проведение работ по выявлению и изучению объектов археологического наследия.
Федеральная служба по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия ведет их учет, устанавливает режим содержания и использования памятников истории и культуры, их территорий, историко-культурных заповедников, историко-культурных заповедных территорий (мест) и зон охраны памятников, осуществляет научно-методическое руководство делом охраны, изучения и реставрации памятников истории и культуры, планирует и организует работы по их реставрации, консервации и ремонту, а также рассматривает научно-исследовательскую и проектную документацию по всем видам работ на памятниках и контролирует соблюдение предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их ведомственной принадлежности и гражданами правил охраны, использования, учета и реставрации памятников истории и культуры.

Полную версию материала можно прочитать в октябрьском номере журнала "Бюджетный учет". В ноябре статья появится на нашем сайте в открытом доступе.


Реклама