Профилактика и минимизация рисков в бюджетной сфере
В связи с экономической ситуацией, а также бюджетным дефицитом контроль целевого и эффективного использования денежных средств может усилиться. Прогнозируется увеличение количества проверок, судебных споров в отношении эффективного использования средств, особенно в сфере гособоронзаказа. Поэтому важно самостоятельно определять риски и их контролировать.
Е. В. Шестакова, кандидат юридических наук, практик в области правового и налогового консалтинга, бухгалтерского и бюджетного учета
Cнизить риски в бюджетной сфере возможно путем проведения внутреннего контроля и аудита. Еще в 2019 году был принят целый ряд стандартов проведения внутреннего контроля и аудита. Но многие бюджетные учреждения подходят к сфере внутреннего контроля формально.
Внутренний контроль
При проверке рисков в бюджетной сфере нужно обращать внимание на ряд положений.
Внутренний контроль — процесс, направленный на получение достаточной уверенности в том, что экономический субъект обеспечивает:
- эффективность и результативность своей деятельности, в том числе достижение финансовых и операционных показателей, сохранность активов;
- достоверность и своевременность бухгалтерской (финансовой) и иной отчетности;
- соблюдение применимого законодательства, в том числе при совершении фактов хозяйственной жизни и ведении бухгалтерского учета.
Экономический субъект может применять следующие процедуры внутреннего контроля:
- документальное оформление (например, осуществление записей в регистрах бухгалтерского учета на основе первичных учетных документов, в том числе бухгалтерских справок; включение в бухгалтерскую (финансовую) отчетность существенных оценочных значений исключительно на основе расчетов);
- подтверждение соответствия между объектами (документами) или их соответствия установленным требованиям (например, проверка оформления первичных учетных документов на соответствие установленным требованиям при принятии их к бухгалтерскому учету). К данным процедурам внутреннего контроля относятся также процедуры контроля взаимосвязанных фактов хозяйственной жизни (например, соотнесение перечисления денежных средств в оплату материальных ценностей с получением и оприходованием этих ценностей);
- санкционирование (авторизация) сделок и операций, обеспечивающее подтверждение правомочности совершения их; как правило, выполняется персоналом более высокого уровня, чем лицо, осуществляющее сделку или операцию (например, утверждение авансового отчета сотрудника его руководителем);
- сверка данных (например, сверка расчетов экономического субъекта с поставщиками и покупателями для подтверждения сумм дебиторской и кредиторской задолженности; сверка остатков по счетам бухгалтерского учета наличных денежных средств с остатками денежных средств по данным кассовой книги);