Постреволюционный государственный финансовый контроль

Дата начала формирования современной системы внутреннего государственного финансового контроля России и создания контрольно-ревизионных органов Министерства финансов России — 23 октября 1923 года. Тогда в составе Народного комиссариата финансов СССР было основано Финансово-контрольное управление с аппаратом на местах.

Э. А. Исаев, заместитель руководителя Федерального казначейства, заведующий кафедрой «Финансовый контроль и казначейское дело» Финансового университета при Правительстве России, доктор экономических наук, заслуженный экономист России

«Проблема правильной организации контроля принадлежит к числу самых сложных проблем советского строительства».

А. И. Вайнштейн, «Проблемы контроля», 1929 г.

Cтановление финансового контроля проходило одновременно с зарождением Советского государства и формированием государственного аппарата в период с 1917 по 1922–1923 годы. Это один из самых тяжелых периодов российской истории, в первую очередь характеризующийся двумя революциями, заключением сепаратного мира по итогам Первой мировой войны и Гражданской войны, а также огромным дефицитом государственного бюджета и низкой собираемостью налогов.

С приходом советской власти в 1917 году были провозглашены несостоятельность государственного контроля в Российской империи и отказ от подходов и методов, применявшихся ранее. Так, в «Очередных задачах советской власти», раскрывая вопрос «Значение борьбы за всенародный учет и контроль», В. И. Ленин указывал: «Все навыки и традиции буржуазии вообще и мелкой буржуазии особенно идут также против государственного контроля, за неприкосновенность „священной“ частной собственности, „священного“ частного предприятия. Нам теперь особенно наглядно видно, до какой степени правильно марксистское положение, что анархизм и анархо-синдикализм суть буржуазные течения, в каком непримиримом противоречии стоят они к социализму, к пролетарской диктатуре, к коммунизму. Борьба за внедрение в массы идеи советского государственного контроля и учета, за проведение этой идеи в жизнь, за разрыв с проклятым прошлым, приучившим смотреть на добычу хлеба и одежды как на „частное“ дело, на куплю-продажу как на сделку, которая „только меня касается“, — эта борьба и есть величайшая, имеющая всемирно-историческое значение борьба социалистической сознательности против буржуазно-анархической стихийности».

Просмотр статьи доступен для подписчиков журнала.

Подписаться на журнал


Реклама