Бухгалтерский электронный документооборот
При ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений необходимо применять унифицированные электронные документы и регистры учета. Расскажем о возможностях программы «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» для формирования унифицированных электронных документов.
К. В. Сергеева, руководитель отдела разработки программ бюджетного учета фирмы «1С»
По оценкам контрольных органов подавляющее число ошибок в учете и отчетности связано с несвоевременным предоставлением в бухгалтерию первичных документов, оформляющих факты хозяйственной жизни. Электронный документооборот в разы сокращает сроки предоставления документов для отражения в учете!
В настоящее время разработана законодательная база для внешнего (с контролирующими органами и контрагентами) и внутреннего электронного бухгалтерского документооборота в перспективе с отказом от бумаги. Законодательно установлен приоритет электронных документов перед бумажными носителями для бухгалтерского учета организаций бюджетной сферы.
Приказами Минфина России от 15 июня 2020 г. № 103н и от 15 апреля 2021 г. № 61н утверждены 49 унифицированных форм электронных документов и регистров учета и Методические указания по их применению. Приказом Минфина России от 13 сентября 2023 г. № 144н СГС «Учетная политика, оценочные значения и ошибки» дополнен новым приложением «Общие требования к графику документооборота и правилам документооборота». В соответствии с ним в рамках учетной политики субъектом учета и (или) централизованной бухгалтерией должны быть разработаны и утверждены график и правила документооборота, предусматривающие обязанность лиц, ответственных за оформление совершаемых фактов хозяйственной жизни, составлять первичные (сводные) учетные документы, порядок, технологию, а также сроки составления, передачи (предоставления) первичных (сводных) учетных документов для отражения их в бухгалтерском учете, порядок взаимодействия структурных подразделений и (или) лиц, ответственных за оформление фактов хозяйственной жизни, при передаче (представлении) для ведения бухгалтерского учета первичных учетных (сводных) документов. Для каждого документа должны быть определены:
- этапы, которые проходит документ в процессе его создания и подписания;
- ответственные за выполнение каждого этапа;
- условия перехода на следующий этап;
- статусы, которые принимает документ при движении по процессу.
В программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» версий ПРОФ и КОРП (далее — БГУ) предусмотрено формирование унифицированных электронных документов, подписание их как простой, так и квалифицированными электронными подписями. Подсистема «Процессы обработки документов», входящая в состав БГУ КОРП, позволяет создавать собственные правила поэтапной обработки документов в виде шаблонов в соответствии с правилами и графиком документооборота, утвержденными в учреждении или централизованном центре обработки данных. Шаблон процесса настраивается в БГУ КОРП для конкретного типа прикладного документа 1С и содержит перечень этапов процесса, условия переходов между этапами, статусы документа на каждом этапе, исполнителей этапов, настройки ответственности исполнителей на каждом этапе и другие настройки.
В поставку БГУ КОРП также включены типовые шаблоны бизнес-процессов, созданные на основании бизнес-процессов, доведенных Методическими указаниями и рекомендациями Минфина России[1].
[1] Сведения о типовых шаблонах и их загрузке в БГУ КОРП опубликованы в журнале «Бюджетный учет» № 4/2023. С. 7.