Работа на опережение
В 2015 году Белгородская область стала пилотом в части информационного обмена между страхователем и СФР. Какие вопросы возникают у пользователей программы, рассказала О. Ю. Фатеева, начальник отдела обслуживания по расчету заработной платы ООО «Парусник-Белгород».
Cоциальный электронный документооборот (СЭДО) в проактивном режиме на платформе «Парус-Бюджет 8» — это сервис, который позволяет обмениваться юридически значимыми электронными документами между Социальным фондом России (СФР) и страхователями. С его помощью можно направлять документы, истребованные территориальным органом СФР в рамках контрольных мероприятий, получать извещения о недостающих документах для назначения различных видов пособий по обязательному социальному страхованию. У пользователей СЭДО возникает ряд вопросов.
Как связаны понятия СЭДО и проактивные выплаты?
Проактивный режим — это назначение и выплата пособий СФР без заявления застрахованного лица. Электронные листки размещаются в системе «Соцстрах», а далее СФР на их основании запрашивает у работодателей нужную информацию для расчета пособий. Проактивная выплата пособий была введена Законом от 30 апреля 2021 г. № 126‑ФЗ. Теперь для того, чтобы работать в проактивном режиме, работодателю достаточно подключиться к социальному электронному документообороту (СЭДО).
Что необходимо для работы СЭДО в программном продукте «Парус-Бюджет 8»?
Работодатель обязательно должен выпустить машиночитаемую доверенность (МЧД), подписанную электронной подписью руководителя. Далее МЧД подвязывается в учетную систему, и настраивается сервис обмена с СФР. После этого обмен всего пула сообщений будет производиться автоматически в режиме реального времени.
А можно получить в ручном режиме информацию от СФР в случае частичного отсутствия документов?
Можно, в системе существует отдельный раздел «ФСС СЭДО», в котором разработаны действия «Запросить документы за период» и «Произвести обмен документами» для получения частично не пришедших документов.
Как теперь оформляют электронный больничный лист?
В случае заболевания сотрудника медицинская организация открывает электронный лист нетрудоспособности (ЭЛН). Информация о нем тут же попадает в систему СФР, который смотрит, поданы ли сведения о застрахованном лице, и по ним определяет работодателя. После этого СФР извещает работодателя о том, что его сотрудник открыл ЭЛН.
Как работодатель получает информацию об электронном больничном листе, если на сегодняшний день работник может не предоставлять информацию?
Для этого в системе существует раздел «Сведения о листах нетрудоспособности», в котором одновременно с открытием ЭЛН в лечебном учреждении приходит сообщение 111 — уведомление об изменении ЭЛН со статусом 010 (открыт ЭЛН) по данному работнику.
Как в систему приходит информация о закрытии ЭЛН и что дальше с ней делать?
После закрытия ЭЛН лечебным учреждением в учетную систему вновь приходит сообщение 111 — уведомление об изменении ЭЛН, но теперь со статусом 030 (закрыт ЭЛН) по данному работнику. Если до закрытия ЭЛН было продление листка, то придет сообщение 111 — уведомление об изменении ЭЛН со статусом 020 (продление ЭЛН). Одновременно с сообщением 111 СФР отправляет сообщение 100 — запрос на передачу данных для расчета выплаты. Только после получения этого запроса работодатель может оформлять сведения в системе и передавать в СФР.
Сообщает ли СФР работодателю о том, что сведения приняты и идет дальнейшая обработка информация для выплаты пособия сотруднику по временной нетрудоспособности?
Обязательно. После обработки сведений для выплаты пособия от работодателя СФР передает сообщение 105 — ответ на запрос о том, что сообщение обработано и успешно принято. В случае ошибочно переданных данных он также проинформирует работодателя сообщением.
Если в систему не пришла информация, что у сотрудника закрыт ЭЛН, как дальше работать с этим процессом?
В случае отсутствия сообщения 100 — запрос на передачу данных для расчета выплаты — работодатель может запросить сведения для выплаты пособий, отправив сообщение 109 — информация о жизненных событиях. В ответ СФР отправит сообщение 112 — результат обработки информации о жизненных событиях.
Есть ли связь между разделами сведений о листах нетрудоспособности и сведениями о выплате пособия?
Да, с помощью действий «Связи/Входящие или исходящие сообщения» можно просмотреть, по какому сотруднику пришел ЭЛН, какие сведения по нему сформированы и отправлены.
Как работодатель узнает, что сотрудник получил пособие по временной нетрудоспособности на расчетный счет?
При необходимости в системе достаточно произвести действие «Запросить статус выплаты пособия», после чего прилетит сообщение 85 — статус выплаты пособия.
Можно ли через СЭДО обрабатывать пособия по уходу за детьми до полутора лет и при рождении ребенка?
Любой вид пособия можно сформировать сообщением и отправить в СФР.
Нужно ли передавать в СФР информацию о прекращении отпуска по уходу за ребенком до полутора лет в случае преждевременного выхода на работу?
С 2024 года направлять в СФР уведомление о прекращении права на пособие не надо. Даже после выхода из отпуска по уходу за ребенком СФР продолжит платить пособие, пока ребенку не исполнится полтора года (ст. 11.1 Закона № 255‑ФЗ).
Есть ли в системе печатные формы для просмотра принятой или переданной информации в СФР?
Прогресс не стоит на месте, и от бумажных документов постепенно отказываются. Поэтому сообщения приходят и уходят с помощью СЭДО и МЧД. Но пользователь в системе может выгрузить содержимое запроса и ответа в виде
А если работник числится у двух работодателей, информация об открытии листа нетрудоспособности приходит всем?
Да, информация поступает во все организации, где трудоустроен работник. Далее работодатель рассматривает сообщение 100 с учетом того, проработал ли сотрудник в данной организации более двух лет. В случае отсутствия необходимости оплаты работодатель должен отправить в СФР отказ.
А если в организацию трудоустроился новый сотрудник, нужно ли информировать СФР? И каким образом это провести в системе?
Конечно, нужно. Для этого в системе существует раздел «Сведения о застрахованном лице», с помощью которого формируется сообщение 86 и передается в СФР.
Бывают ли ситуации, что в систему прилетает ЭЛН по уволенному работнику? Если да, то как работодатель должен сообщить об этом?
Да, такое иногда происходит. В такой ситуации работодатель с помощью действия «Отменить подписку» должен отправить в СФР сообщение, что работник уволен.
Если у работника изменились, например, персональные данные или лицевой счет, нужно ли передавать эту информацию?
Нужно. Исправьте данные в учете, переформируйте сведения и передайте сообщение в СФР в разделе «Сведения о застрахованном лице».
Каким образом получить данные о заработной плате за предыдущие годы сотрудника, вновь принятого на работу?
Достаточно зайти в раздел «Сведения об исчислении пособия», сформировать запись по необходимому работнику и передать данные в СФР. После получения ответа о заработной плате за предыдущие годы можно использовать эти данные при формировании сведений для выплаты пособия.
В завершение подчеркну, что выбор электронного взаимодействия поможет страхователю значительно ускорить процесс информационного взаимодействия с СФР, минимизировать расходы на почтовые отправления и сэкономить время. Благодаря такой работе на опережение вы будете узнавать об изменениях первыми!