Казначеи страны гор

сулейман
Дагестан в переводе с тюркского означает «страна гор». И название это оправданно. Дагестан расположен на западном берегу Каспийского моря. Юг республики занимают горы и предгорья Кавказа, на севере начинается Прикаспийская низменность. Казалось бы, такое место вовсе не располагает к работе, а предназначено только лишь для отдыха. Но в УФК по Республике Дагестан работа кипит.

Управление Федерального казначейства по Республике Дагестан возглавляет Магомедов Сайгидгусейн Ахмедович. Его заместитель и главный бухгалтер Управления — Ржевская Светлана Николаевна. С ними мы и побеседовали о жизни, достижениях, планах дагестанских казначеев.

Как нам рассказали, в Управлении работают 817 гражданских служащих, из них в аппарате Управления 183 человека. Основной контингент работающих — лица с высшим профессиональным образованием в возрасте от 30 до 50 лет. Порядка 25 процентов сотрудников УФК — молодые люди в возрасте до 30 лет. Многие приходят в Управление прямо с институтской скамьи. В основном из Дагестанского финансово-экономического колледжа (только на базе этого учебного заведения есть кафедра «Казначейское дело»), Дагестанского государственного университета (с экономического и юридического факультетов), Дагестанского технического университета (специалисты технического направления).

Сотрудники Управления постоянно повышают свою квалификацию. Ежегодно на курсы повышения квалификации, переподготовки специалистов направляется порядка 1/3 от общей численности гражданских служащих.

Текучесть кадров за 2008 год составила всего 5 процентов. Связано это с тем, что, во-первых, в республике существует проблема трудоустройства населения и дефицита рабочих мест. Во-вторых, в Управлении созданы полноценные условия для качественного функционирования каждого специалиста в отдельности и, как следствие, всей системы в целом.

«Просвещать и освещать»

УФК по Республике Дагестан постоянно проводит совещания с бюджетополучателями всех уровней. Это особенно актуально в 2009 году, который стал началом нового этапа в развитии казначейской системы, связанного с внедрением новых нормативно-правовых актов Минфина России и Федерального казначейства, изменяющего порядок организации и обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы и содержащего большое количество новых форм документов. Конечно, это отразилось на всем бюджетном процессе республики и на работе учреждений и организаций Дагестана.

Для того чтобы помочь участникам бюджетного процесса в освоении новых правил работы, УФК по Республике Дагестан провело семинар-совещание с руководителями и главными бухгалтерами ПБС. На совещании было отмечено, что казначейская система находится в достаточно высокой степени готовности. Поэтому весь основной круг проблем коснется распорядителей и получателей средств. В связи с этим отделениям УФК по Республике Дагестан на местах было поручено провести совещания с главными бухгалтерами участников бюджетного процесса всех уровней бюджетов, создать рабочие группы по вопросам реализации подготовительных мероприятий по внедрению новых нормативных актов и оказать консультационную и практическую помощь.

Кроме того, в настоящее время существует необходимость создания координационного совета, над чем мы и работаем, — отметил Сайгидгусейн Ахмедович. — Доминантная роль в нем должна быть отдана казначейской системе, что значительно улучшит финансово-экономическое состояние республики и положительно повлияет на динамику экономического инвестиционного климата.

Электронный документооборот
УФК по Республике Дагестан осуществляет кассовое обслуживание республиканского бюджета, а также 758 муниципальных бюджетов с 1 января 2006 года.

На сегодняшний день для учета средств местных бюджетов Республики Дагестан УФК открыло 52 единых счета для учета средств городских и районных бюджетов и 706 счетов для учета средств бюджетов сельских поселений. К моменту перехода муниципалитетов на казначейское обслуживание сотрудниками органов Федерального казначейства по Республике Дагестан была проделана огромная работа по оптимизации бюджетного учета. Без внедрения средств электронного документооборота с участниками бюджетного процесса (распорядителями, получателями бюджетных средств, финансовыми органами, администраторами поступлений всех уровней бюджетной системы Российской Федерации) справиться со все возрастающей нагрузкой было бы невозможно. Поэтому в 2006 году Управление начало активную работу по развитию систем электронного документооборота (СЭД). Внедрен типовой договор обмена документами в электронном виде в системе электронного документооборота Федерального казначейства. Он учитывает все требования, при выполнении которых электронный документ, подписанный ЭЦП, признается равнозначным бумажному документу, заверенному собственноручной подписью.

Наиболее сложной задачей на подготовительном этапе оказалось довести смысл и принципы электронного документооборота и электронной цифровой подписи до специалистов и руководителей — участников бюджетного процесса.

Поскольку документы, пришедшие в электронном виде, не требуется вводить в учетную систему вручную, скорость исполнения операций существенно увеличилась, эффективность работы казначейства возросла. Повысились оперативность и качество обслуживания казначейством участников бюджетного процесса, что выражается не только в возможности переслать необходимые документы в орган Федерального казначейства, не выходя из организации, но и в комплексности услуг.

Однако далеко не все финорганы республики и получатели средств республиканского и местных бюджетов перешли на электронный документооборот с органами Федерального казначейства, что, несомненно, тормозит эффективность бюджетного процесса.

Большим прорывом в работе Управления стал переход с 12 сентября 2008 года на электронный документооборот с расчетной сетью Банка России. Это привело к значительному сокращению времени прохождения денежных средств, что особенно актуально для выплаты наличности бюджетополучателям.

На сегодняшний день Управление по-прежнему ведет активную и планомерную работу по развитию единой информационной, телекоммуникационной, автоматизированной системы органов Федерального казначейства. Связано это с тем, что несмотря на всю работу на данный момент в Управлении обслуживаются 113 бюджетополучателей, из них организации, получившие электронно-цифровую подпись, составляют не более 65 процентов, а заключившие договоры на Систему электронного документооборота — чуть более 80 процентов.

Следует также отметить, что во многих организациях Дагестана сложилась такая ситуация: либо по штату не предусмотрен специалист по информационным технологиям, либо на эту должность и зарплату не удается найти высококвалифицированного специалиста. В связи с этим сотрудники отдела информационных технологий УФК по Республике Дагестан постоянно помогают решать возникающие у таких организаций вопросы по форматам электронных файлов и по системе электронного документооборота.

Надо сказать, неудовлетворительное состояние средств связи республики создает сложности при координации работы отделений УФК по Республике Дагестан. Несмотря на то что УФК первым создало уникальную для республики современную локальную сеть, позволяющую в максимально короткие сроки доводить лимиты и объемы финансирования от Управления до его структурных подразделений и оперативно обмениваться информацией, отчетными данными, техническое состояние средств связи зачастую становится препятствием в работе.

Работа с центром

Взаимодействие органов Федерального казначейства Республики Дагестан с федеральными органами осуществляется в рамках действия приказа Федерального казначейства от 30 марта 2006 г. № 44 «Об утверждении Порядка обеспечения управлений Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации средствами федерального бюджета при кассовом обслуживании исполнения федерального бюджета».

С февраля 2009 года действие вышеуказанного приказа распространяется на УФК по Республике Дагестан, так как в декабре 2008 года Национальный банк Республики Дагестан Банка России был подключен к системе межрегионального электронного документо­оборота.

В связи с тем что с этого года Управление должно работать по приказу № 44, в целях осуществления кассовых выплат из федерального бюджета ежедневно до 16 часов 00 минут (в последний рабочий день недели и предпраздничные дни до 15 часов 00 минут) сотрудники Управления представляют в Федеральное казначейство Заявки на подкрепление счета в электронном виде с применением ЭЦП.

Сводная Заявка на подкрепление счета по учету средств федерального бюджета составляется на основании заявок отделений УФК по Республике Дагестан и Заявки на подкрепление счета лицевых счетов организаций, обслуживаемых непосредственно в УФК по Республике Дагестан. Заявки составляются на основании представленных получателями средств федерального бюджета платежных документов для осуществления предстоящих кассовых расходов.

УФК ежедневно, после подтверждения списания денежных средств по платежным поручениям, включенным в сводную заявку УФК на подкрепление счета, на основании данных промежуточной выписки банка направляет ГРКЦ НБ РД Банка России не позднее 16 часов 30 минут местного времени платежное поручение на списание остатка не использованных в течение дня средств федерального бюджета со счета, открытого УФК по Республике Дагестан на балансовом счете 40105 «Средства федерального бюджета», на счет, открытый Федеральному казначейству на балансовом счете 40105 «Средства федерального бюджета».

— Сайгидгусейн Ахмедович, есть ли у вас предложения по совершенствованию бюджетного процесса в Дагестане, в осуществлении которых могли бы участвовать федералы?

— Опыт работы Управления по кассовому обслуживанию исполнения местных бюджетов республики позволяет инициировать ряд предложений по оптимизации бюджетного процесса на территории Дагестана. Существует реальная необходимость укрупнения муниципальных образований, особенно актуальная в силу специфических особенностей депрессивно-дотационной экономики республики. Количество муниципальных образований на территории республики — 758 — является одним самых многочисленных в Российской Федерации. При этом практически 80 процентов муниципальных образований приходят к началу финансового года без принятия собственного бюджета. В данных условиях органы Федерального казначейства становятся катализаторами процесса ускорения принятия бюджетов поселений. Установление и изменение порядка образования, объединения, преобразования или упразднения муниципальных образований, установление и изменение их границ относится к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в области местного самоуправления (ст. 5 п. 11 Закона «Об общих принципах организации местного само­управления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ). Однако органы местного самоуправления не заинтересованы в укрупнении поселений, так как это чревато для них сокращением аппарата управления и ограничением полномочий на местах.

Хотелось бы еще заметить, что большой опыт работы в высокодотационном регионе, каким является Республика Дагестан, анализ проделанной работы по предотвращению нецелевого использования бюджетных средств на стадии намерения бюджетополучателей в рамках осуществления органами казначейства предварительного и текущего контроля позволяют сделать следующий вывод: необходимо передать казначейской системе функции последующего контроля при осуществлении кассового обслуживания бюджета Республики Дагестан. 


Реклама