Новые возможности для составления и консолидации бюджетной отчетности

 

Сергеева
На сочинском совещании для специалистов УФК и финансовых органов субъектов Российской Федерации вопросы организации бюджетного учета и составления отчетности в программах «1С» осветила К. В. Сергеева, руководитель отдела разработки программ бюджетного учета, фирма «1С».

   В 2009 году выпущен широкий спектр программных продуктов для всех участников бюджетного процесса на новой технологической платформе «1С:Предприятие 8».
   При создании новых продуктов мы стремились к тому, чтобы они стали надежными и качественными инструментами управления и контроля, гарантирующими прозрачность бюджетного учета.

«1С:Бухгалтерия бюджетного учреждения 8»
  Новая версия программы, как и ее предшественница,  это комплексное решение для автоматизации всех участков бюджетного учета.
  Основные особенности программы — возможность ведения централизованного учета, ведение рабочего плана счетов (списка 23-разрядных счетов) для каждого учреждения, работа в единой информационной базе с новой и старой бюджетными классификациями одновременно, управление работой пользователя, контроль за работой пользователя, аудиторский след каждой операции и работы пользователей, целостность информации, электронный документооборот, использование открытого программного обеспечения для работы сервера и базы данных.
  Аудиторский след. Основной принцип работы «от документа» в новой программе получил дальнейшее развитие.
  В «1С:Бухгалтерия бюджетного учреждения 8» предусмотрено документирование всех операций учреждения с помощью специализированных документов, которые позволяют автоматизировать регистрацию хозяйственных операций. В программе ведется справочник хозяйственных операций, оформляемых документами. Неиспользуемые в учреждении операции можно отключить, это не позволит ввести некорректные бухгалтерские записи.
   К любой исходящей операции создается первичный документ. Если преду­смотрено несколько первичных документов, можно выбрать форму, которая будет распечатана и отражена в регистрах учета. Входящие первичные документы регистрируются в обязательном порядке. Первичный документ-основание отражается в бухгалтерской записи и в регистрах учета. В журналах операций отражаются как первичный документ, так и документ-регистратор, причем из любого регистра с агрегированной информацией можно перейти в конкретный документ и к конкретной проводке.
  Работа пользователей также документируется. По окончании отчетного периода предусмотрено его закрытие от изменений. Целостность информации контролируется также средствами системы «1С:Предприятие 8».
   Предварительный контроль. Разнообразные меры предварительного контроля позволяют уменьшить объем вводимых данных, сократить ошибки ввода и защитить информацию от непреднамеренных некорректных действий пользователя. Это ввод операций с предопределенными проводками; контроль корректности и полноты вносимых данных; автоматическое указание КОСГУ по корреспондирующему аналитическому счету и наоборот; контроль остатков при списании (перемещении) материальных запасов и основных средств; контроль корректности бухгалтерских записей и другие.
  Текущий контроль. В программе предусмотрен широкий спектр стандартных отчетов (по любым счетам и объектам аналитики), специализированных и регламентированных регистров учета (по предопределенным счетам и объектам аналитики). Средства «1С:Предприятие 8» позволяют настроить любой отчет для получения только необходимой информации.
    Последующий контроль. В целях последующего контроля предусмотрены мощные средства для проведения сверки расчетов с контрагентами, инвентаризации обязательств, финансовых и нефинансовых активов. Информация о проведенной инвентаризации регистрируется в программе в виде документов, в которых отражаются данные бюджетного учета и фактические данные. На основании документов, в которых зарегистрированы отклонения от учетных данных, формируются соответствующие бухгалтерские записи.
    Формирование бюджетной отчетности. Особое внимание уделено формированию бюджетной отчетности.
    Бухгалтерская отчетность формируется на основании данных учета. Согласно типовой форме все разделы содержатся и редактируются в одном бланке.
   Осуществляется проверка увязки показателей. Причем для нее можно использовать как поставляемые контрольные соотношения, так и составленные самостоятельно в пользовательском режиме.
   Отчеты можно получать и на бумажных, и на электронных носителях информации. В дальнейшем информацию можно загрузить в программу «1С:Свод отчетов», программу Федерального казначейства для получения консолидированной отчетности или программу, используемую налоговыми органами.
   Таким образом, «1С:Бухгалтерия бюджетного учреждения 8» предоставляет широкие возможности для проведения внутреннего аудита учета и отчетности.

«1С:Свод отчетов 8»
Составление консолидированной бюджетной отчетности

   На основании почти 10-летнего опыта применения «1С:Свод отчетов 7.7» (в настоящее время его применяют около 400 ГРБС, РБС и финансовых органов) была разработана новая версия программы на платформе «1С:Предприятие 8».
   «1С:Свод отчетов 8» — это програм­мно-методический комплекс по сбору и консолидации бюджетной отчетности, который решает все задачи, стоящие перед консолидирующим органом. Остановлюсь на самых актуальных возможностях.
   Создание комплекта отчетности. Комплект отчетности можно создавать и корректировать в пользовательском режиме. Для этого предусмотрены:
   Конструктор отчетных форм — средство для создания и корректировки отчетных форм, правил консолидации, элиминации в пользовательском режиме, предоставляет возможность собрать произвольные показатели в короткие сроки;
    Конструктор контрольных соотношений — создание и тиражирование собственных контрольных соотношений;
   Мастер подготовки комплектов отчетности — создание комплектов отчетности для подведомственных ГРБС, финансовых органов, других участников бюджетного процесса.
   Дополнительно могут включаться обработки экспорта отчетности и обработки для автозаполнения отчетов в программах на платформе «1С:Предприятие 8».
    Сбор данных. Предусмотрен охват всей подведомственной сети дифференцированно, в зависимости от уровня автоматизации и качества каналов связи. Встроенный почтовый клиент позволяет вести переписку непосредственно из программы. Полученные отчеты автоматически загружаются в информационную базу. Протоколы приема и проверки автоматически рассылаются подведомственным учреждениям. Web-интерфейс позволяет вводить данные в экранную форму, в том числе из файла, формировать протоколы проверки, отслеживать состояние отчетов с применением стандартных Web-браузеров. Web-сервисы позволяют автоматически обновлять комплекты отчетности, получать задания на подготовку отчетности, отправлять готовую отчетность в «1С:Свод отчетов 8». Разумеется, в случае отсутствия отчета в электронном виде можно ввести данные в базу «1С:Свод отчетов 8» с бумажных носителей.
     Следует отметить, что сбор отчетности возможен из разных учетных систем, используемых подведомственной сетью.
    Для передачи отчетности предусмотрено использование существующих систем, предоставляющих возможности транспорта по защищенным каналам связи с применением цифровой подписи.
    Процессное управление автоматической обработкой данных. «1С:Свод отчетов 8» в автоматическом режиме без участия оператора или сотрудника консолидирующего учреждения осуществляет:

  •  прием отчетности по электронной почте;
  •  импорт в базу данных с проведением форматного и формального контроля, выполнением логического контроля;
  •  отправку протоколов контроля;
  •  формирование консолидированной отчетности.
    Подготовка консолидированной отчетности рассматривается как последовательность взаимосвязанных этапов единого процесса, цель которого — получение результата в заданный срок.
  Этапам процесса можно назначить плановую продолжительность, которая позволяет контролировать фактическое выполнение подготовки отчетности по срокам. Можно назначить ответственных за выполнение этапов с точностью до каждого отчета и за контроль каждого этапа процесса.
    При отсутствии ошибок в первичных отчетах сводный отчет формируется за один щелчок мыши.
  Формы контроля. В программе преду­смотрены разнообразные средства и формы контроля, например, контроль комплектности и своевременности представленной отчетности; соответствия централизованным классификаторам, данным распорядителя, финансового органа о доведении бюджетных данных; соответствия контрольным соотношениям; контроль версий предоставляемых файлов, степени готовности исход­ного отчета к консолидации и консолидированного отчета; контроль за ходом процесса консолидации и др.
    Все отчеты можно не только видоизменять, но и создавать новые в пользовательском режиме.
   Также в пользовательском режиме возможно создание сложных многомерных аналитических отчетов без использования программирования. Отчеты могут быть представлены в виде таблиц, графиков, диаграмм.
   Обратная связь. Доведение протоколов до отчитывающихся учреждений возможно по разным каналам: по электронной почте, визуально в веб-интерфейсе, на бумажных носителях.
   Достоверность данных. Достоверность данных достигается благодаря автоматическому формированию бюджетной отчетности по данным бюджетного учета и возможности последующей автоматической обработки на всех этапах процесса по сбору и консолидации отчетности.
    Экспорт данных. Экспорт отчетности реализован в виде подключаемых алгоритмов. «1С:Предприятие 8» поддерживает работу практически с любыми используемыми форматами файлов, работу в режиме СОМ-соединения, OLE и т. п. Таким образом, возможна выгрузка отчетности практически в любом формате, интеграция с приложениями других производителей.

Заключение
  Программные продукты системы «1С:Пред­приятие» для сектора государственного управления тесно интегрированы, обеспечивая создание единого информационного пространства между участниками бюджетного процесса. Интеграция позволяет установить во всех подведомственных учреждениях единые бюджетные классификаторы, формы отчетности, наборы контрольных соотношений, единую учетную политику, единую методику процесса консолидации отчетности на всех уровнях, дает возможность легко управлять и контролировать подведомственную сеть, предоставляет на всех этапах бюджетного процесса необходимый объем финансовой информации, обеспечивающей возможность прозрачного контроля за целевым расходованием бюджетных средств и анализа достигнутых результатов. 


Реклама