Все материалы сайта
Оказание налоговой поддержки физлицам, на обеспечении которых находятся дети, является приоритетным направлением налоговой политики
Минфин России в письме от 21 февраля 2012 г. № 03-04-05/8-210 рассмотрел обращение по вопросу внесения изменений в части установления налоговых вычетов для родителей, имеющих детей-инвалидов старше 18 лет, по НДФЛ.
В настоящее время приоритетом налоговой политики является предоставление мер налоговой поддержки физическим лицам, на обеспечении которых находятся дети.
С 1 января 2012 г. налоговый вычет за каждый месяц налогового периода распространяется на родителя, супруга (супругу) родителя, усыновителя, опекуна, попечителя, приемного родителя, супруга (супругу) приемного родителя, на обеспечении которых находится ребенок, в размере, в частности, 3000 руб. — на каждого ребенка в случае, если ребенок в возрасте до 18 лет является ребенком-инвалидом, или учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, интерна, студента в возрасте до 24 лет, если он является инвалидом I или II группы.
Таким образом, в связи с внесенными изменениями размер стандартного налогового вычета родителям, на обеспечении которых находится ребенок-инвалид, увеличен в 1,5 раза.
Выходное пособие уволенному в связи с сокращением численности не облагается НДФЛ
Минфин России письмом от 21 февраля 2012 г. № 03-04-05/6-199 разъяснил вопрос об обложении НДФЛ выплат, производимых сотрудникам организации при увольнении.
С 1 января 2012 г. вступила в силу новая редакция НК РФ, в соответствии с которой освобождаются от обложения НДФЛ компенсационные выплаты, установленные законодательством РФ, связанные с увольнением работников, в виде выходного пособия, среднего месячного заработка на период трудоустройства, компенсации руководителю, заместителям руководителя и главному бухгалтеру организации в части, не превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка или шестикратный размер среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Для применения в 2012 г. нулевой ставки по налогу на прибыль организация, осуществляющая медицинскую деятельность, должна была подать в налоговый орган заявление и необходимые документы не позднее чем за месяц до 1 января 2012 г.
Минфин России письмом от 21 февраля 2012 г. № 03-03-06/1/96 разъяснил вопрос о применении ставки 0 процентов по налогу на прибыль организаций.
Организации, осуществляющие медицинскую деятельность в соответствии с законодательством РФ, вправе применять налоговую ставку 0 процентов при соблюдении условий, установленных НК РФ.
Разъяснено, что организации, изъявившие желание применять налоговую ставку 0 процентов, не позднее чем за один месяц до начала налогового периода, начиная с которого применятся налоговая ставка 0 процентов, подают в налоговый орган по месту своего нахождения заявление, копии лицензии (лицензий) на осуществление медицинской деятельности, выданной (выданных) в соответствии с законодательством РФ.
Перечень видов медицинской деятельности, осуществляемой организациями, для применения налоговой ставки 0 процентов по налогу на прибыль организаций утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 ноября 2011г. № 917.
Стоимость путевок на санаторно-курортное лечение освобождается от обложения НДФЛ
Минфин России письмом от 21 февраля 2012 г. № 03-04-06/6-40 разъяснил вопрос об обложении НДФЛ сумм оплаты организацией своим работникам путевок на санаторно-курортное лечение.
Согласно НК РФ к доходам, освобождаемым от обложения НДФЛ, относятся, в частности, суммы полной или частичной компенсации (оплаты) работодателями своим работникам стоимости приобретаемых путевок, за исключением туристских, на основании которых указанным лицам оказываются услуги санаторно-курортными и оздоровительными организациями, находящимися на территории РФ, предоставляемые за счет средств организаций, если расходы по такой компенсации (оплате) в соответствии с НК РФ не отнесены к расходам, учитываемым при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
Налоговый орган вправе ознакомиться с архивной базой налогоплательщика
Минфин России письмом от 22 февраля 2012 г. № 03-02-08/16 сообщает, что налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы и их должностным лицам документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.
В соответствии с пп. 1 и 3 п. 1 ст. 31 Кодекса налоговые органы вправе истребовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах у налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента документы, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов.
В случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены, налоговые органы вправе производить выемку документов (предметов) при проведении налоговых проверок в порядке, предусмотренном ст. 94 Кодекса.
Перечень документов, которые налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы для целей налогового контроля, не является исчерпывающим. Налоговые органы при проведении налоговой проверки вправе истребовать вышеуказанные документы, а также ознакомиться с архивной базой налогоплательщика.
Налоговое администрирование участников консолидированной группы налогоплательщиков
ФНС России письмом от 13 января 2012 г. № АС-4-2/135@ сообщает следующее.
Ответственные участники консолидированных групп налогоплательщиков могут быть отнесены к категории крупнейших налогоплательщиков.
Решение принимается Контрольным управлением ФНС РФ после получения информационного сообщения о регистрации договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков. Основанием для принятия такого решения является взаимозависимость с организацией, отнесенной к категории крупнейших налогоплательщиков (раздел II «Критериев отнесения организаций — юридических лиц к крупнейшим налогоплательщикам,подлежащим налоговому администрированию на федеральном и региональном уровнях», утвержденных Приказом ФНС РФ от 16 мая 2007 г. № ММ-3-06/308@).
Уточнено понятие «реконструкция» для целей налогообложения прибыли
Минфин России письмом от 15 февраля 2012 г. № 03-03-06/1/87 уточнил понятие «реконструкция» для целей налогообложения прибыли и сообщает следующее.
В соответствии с п. 1 ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.
Так как НК РФ дает определение понятия «реконструкция», то налогоплательщик для целей налогообложения должен руководствоваться именно им.
Согласно п. 2 ст. 257 НК РФ к реконструкции относится переустройство существующих объектов основных средств, связанное с совершенствованием производства и повышением его технико-экономических показателей и осуществляемое по проекту реконструкции основных средств в целях увеличения производственных мощностей, улучшения качества и изменения номенклатуры продукции.
Нарушение срока оплаты за загрязнение окружающей среды может обернуться большим штрафом
Организация допустила просрочку платежа за загрязнение окружающей среды на пятнадцать дней. Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования привлек предприятие к административной ответственности по статье 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде наложения штрафа в размере 51 000 рублей. Спор решался в суде.
В Постановлении Первого арбитражного апелляционного суда от 18 января 2012 г. № А43-18493/2011 отмечено, что данное правонарушение является малозначительным, не несет какой-либо угрозы охраняемым общественным отношениям, не причинило существенного вреда интересам граждан, общества и государства. На этом основании постановление Департамента о привлечении компании к ответственности было признано незаконным.
Любая хозяйственная операция должна оформляться оправдательными документами
Минфин России письмом от 6 февраля 2012 г. № 03-03-06/1/67 разъяснил, что все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами (п. 1, 2 и 7 ст. 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. №
Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать обязательные реквизиты, установленные п. 2 ст. 9 вышеуказанного Федерального закона.
Также разъяснено, что первичные документы могут составляться на бумажных и машинных носителях информации. В последнем случае организация обязана изготовлять за свой счет копии таких документов на бумажных носителях для других участников хозяйственных операций, а также по требованию органов, осуществляющих контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации, суда и прокуратуры.
Оклад меньше минимального размера оплаты труда облагается НДФЛ
ФНС России письмом от 15 февраля 2012 г. № ЕД-2-3/111@ рассмотрела вопрос об обложении НДФЛ минимального размера оплаты труда.
Для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка в размере 13 процентов, установленная п. 1 ст. 224 Кодекса, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных ст. ст. 218 — 221 Кодекса.
Доходы, не подлежащие обложению налогом на доходы физических лиц, поименованы в ст. 217 Кодекса.
Освобождение от обложения налогом на доходы физических лиц минимального размера оплаты труда Кодексом не предусмотрено.
Премии к праздникам должны облагаться страховыми взносами
ВАС РФ в Определении от 16 февраля 2012 г. № ВАС-1817/12 подчеркнул, что в Перечень выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования, не включены спорные выплаты работникам материальной помощи. По своей сути указанные выплаты являются элементами оплаты труда. Премии к праздникам подлежат включению в расчетную базу для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
ФСС РФ разъяснил об изменениях, внесенных в Закон от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, вступивших в силу с 1 января 2012 года
ФСС РФ письмом от 10 февраля 2012 г. № 15-03-11/08-1395 разъяснено применение норм законодательства РФ по вопросам уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование, вступающих в силу с 1 января 2012 года
В письме ФСС РФ сообщается об изменениях, касающихся, в частности:
— привлечения к ответственности страхователей за нарушение законодательства РФ о страховых взносах (увеличены размеры штрафных санкций, введена ответственность за несоблюдение порядка представления отчетности в электронном виде и т.д.);
— изменения способов передачи сведений и документов;
— применения пониженных тарифов страховых взносов (приведены льготные категории страхователей, размеры тарифов страховых взносов, перечень действующих особых экономических зон).
Денежные средства, ошибочно перечисленные работнику в результате технической ошибки, не подлежат возврату работодателю
Верховный Суд России в Определении от 20 января 2012 г. № 59-В11-17 подтвердил довод о том, что денежные средства, ошибочно перечисленные работнику в результате технической ошибки, не подлежат возврату работодателю.
Суд указал, что в законодательстве содержится исчерпывающий перечень случаев, когда допускается взыскание с работника излишне выплаченной ему заработной платы.
Заработная плата, излишне выплаченная работнику, не может быть с него взыскана, за исключением случаев: счетной ошибки; если органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров признана вина работника в невыполнении норм труда или простое; если заработная плата была излишне выплачена работнику в связи с его неправомерными действиями.
При этом счетной следует считать ошибку, допущенную в арифметических действиях (действиях, связанных с подсчетом), в то время как технические ошибки, в том числе технические ошибки, совершенные по вине работодателя, счетными не являются.
Выплаты при увольнении, не превышающие в целом трехкратный размер среднего месячного заработка, освобождаются от обложения НДФЛ
Минфин России в письме от 13 февраля 2012 г. № 03-04-06/6-34 разъяснил порядок обложения НДФЛ выходного пособия и среднего заработка на период трудоустройства, выплачиваемых сотруднику организации при увольнении.
С 1 января 2012 г. вступила в силу новая редакция п. 3 ст. 217 Кодекса, в соответствии с которой освобождаются от обложения налогом на доходы физических лиц компенсационные выплаты, установленные законодательством РФ, связанные с увольнением работников, в виде выходного пособия, среднего месячного заработка на период трудоустройства, компенсации руководителю, заместителям руководителя и главному бухгалтеру организации в части, не превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка или шестикратный размер среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Таким образом, выплаты, производимые с 1 января 2012 г. работнику организации при увольнении, в том числе выходного пособия и среднего месячного заработка на период трудоустройства, освобождаются от обложения налогом на доходы физических лиц на основании п. 3 ст. 217 Кодекса в сумме, не превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка. Суммы превышения трехкратного размера среднего месячного заработка подлежат обложению налогом на доходы физических лиц в установленном порядке.
Указанные положения п. 3 ст. 217 Кодекса применяются в отношении доходов всех работников организации независимо от занимаемой должности.
Налоговый вычет на ребенка-инвалида предоставляется в размере 3000 руб. вне зависимости от того, каким по счету он является
Минфин России в письме от 14 февраля 2012 г. № 03-04-05/8-178 разъяснил порядок предоставления стандартного налогового вычета по НДФЛ на ребенка-инвалида.
В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ с 1 января 2011 г. налоговый вычет за каждый месяц налогового периода распространяется на родителя, супруга (супругу) родителя, усыновителя, опекуна, попечителя, приемного родителя, супруга (супругу) приемного родителя, на обеспечении которых находится ребенок, в размере, в частности, 3000 руб. — на каждого ребенка в случае, если ребенок в возрасте до 18 лет является ребенком-инвалидом, или учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, интерна, студента в возрасте до 24 лет, если он является инвалидом I или II группы.
Таким образом, в связи с внесенными изменениями размер стандартного налогового вычета родителям, на обеспечении которых находится ребенок-инвалид, увеличен в 1,5 раза.
При этом налоговый вычет на ребенка-инвалида предоставляется в размере 3000 руб. вне зависимости от того, каким по счету он является.
Двойной вычет по НДФЛ: порядок предоставления
Минфин России в письме от 14 февраля 2012 г. № 03-04-05/8-180 разъяснил порядок предоставления стандартного налогового вычета по НДФЛ.
Согласно НК РФ налоговый вычет может предоставляться в двойном размере одному из родителей (приемных родителей) по их выбору на основании заявления об отказе одного из родителей (приемных родителей) от получения налогового вычета (при наличии у него права на получение вычета).
Иной порядок получения стандартного налогового вычета в двойном размере одним из родителей без наличия заявления об отказе второго родителя от его получения ст. 218 Кодекса не предусмотрен.
С 1 января 2012 г. выплаты работнику организации при увольнении освобождаются от обложения НДФЛ
Минфин России письмом от 14 февраля 2012 г. № 03-04-06/6-36 разъяснил вопрос об обложении налогом на доходы физических лиц выходного пособия, выплачиваемого сотруднику организации при увольнении по соглашению сторон.
С 1 января 2012 г. вступила в силу новая редакция п. 3 ст. 217 Кодекса, в соответствии с которой освобождаются от обложения налогом на доходы физических лиц компенсационные выплаты, установленные законодательством Российской Федерации, связанные с увольнением работников, в виде выходного пособия, среднего месячного заработка на период трудоустройства, компенсации руководителю, заместителям руководителя и главному бухгалтеру организации в части, не превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка или шестикратный размер среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Таким образом, выплаты, производимые с 1 января 2012 г. работнику организации при увольнении, в том числе выходное пособие, освобождаются от обложения налогом на доходы физических лиц на основании п. 3 ст. 217 Кодекса в сумме, не превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка или шестикратный размер среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Что касается выходного пособия, выплачиваемого при увольнении сотрудника по соглашению сторон до 1 января 2012 г., то оно подлежит обложению налогом на доходы физических лиц в установленном порядке.
Штраф за задержку декларации
Непредставление налогоплательщиком в установленный срок налоговой декларации в налоговый орган влечет ответственность, предусмотренную статьей 119 Налогового кодекса. Минимальный размер штрафа, который применяется в соответствии с указанной статьей, составляет 1000 рублей.
Вопросы по бухгалтерскому учету
Вопрос
Бюджетное учреждение закупило мониторы, мышки, клавиатуры, системные блоки, что отражено в товарной накладной, принятой к учету. Руководителем учреждения издан распорядительный акт о комплектовании единого инвентарного объекта. Завхозу выданы инвентарные номера на автоматизированное рабочее место (АРМ, компьютеры в комплекте). Как отобразить эту операцию в складском учете?
Факт недофинансирования не может влиять на обязанность бюджетного учреждения уплатить налог
Факт недофинансирования не может влиять на обязанность бюджетного учреждения уплатить налог, подчеркнул ФАС Дальневосточного округа (Постановление ФАС Дальневосточного округа от 1 февраля 2012 г. № Ф03-7181/2011), рассматривавший жалобу комитета по управлению имуществом. Из материалов дела следует, что комитет не заплатил транспортный налог, в связи с чем налоговая инспекция ему начислила сумму недоимки и пени.
Добровольно погашать долг перед бюджетом организация отказалась. Как завили представители комитета, на момент уплаты налога отсутствовало финансирование. По этой причине комитет не мог перечислить денежные средства.
Однако судьи однозначно признали мнение комитета ошибочным. Доводы кассационной жалобы организации об отсутствии возможности погасить недоимку из-за недофинансирования и отсутствие в связи с этим вины отклонены на основании ст. 45 НК РФ. В соответствии с данной нормой комитет по управлению имуществом самостоятельно обязан уплатить соответствующую сумму налога в бюджет.