Все материалы рубрики "Налоги"
НДФЛ: женщина является опекуном ребенка
Минфин России в письме от 24 октября 2012 г. № 03-04-05/8-1215 разъясняет порядок предоставления стандартного налогового вычета по НДФЛ в случае, если женщина является опекуном ребенка, а отец ребенка лишен родительских прав.
Лишение одного из родителей родительских прав не означает отсутствие у ребенка второго родителя, то есть что у ребенка имеется единственный родитель. Более того, лишение родительских прав не освобождает родителей от обязанности содержать своего ребенка. Родители (один из них) могут быть восстановлены в родительских правах.
Установленное право налогоплательщика на получение стандартного налогового вычета в двойном размере единственному родителю (приемному родителю), усыновителю, опекуну, попечителю не нарушает принципа равенства налогообложения, так как учитывает объективно обусловленные различия между отдельными категориями налогоплательщиков.
Сообщить в налоговые органы о переходе на УСН с 2013 года следует в соответствии с новой формой уведомления
В связи с изменениями, внесенными в главу 26.2 «Упрощенная система налогообложения» НК РФ, ФНС России приказом от 2 ноября 2012 г. № ММВ-7-3/829@ утвердила новые формы документов для применения УСН, в том числе рекомендуемые формы:
Все формы документов начнут применяться с 1 января 2013 года, за исключением формы
ФНС теперь сможет оперативно уточнять сведения по налогоплательщикам
Федеральной налоговой службой завершена работа по организации подключения к системе межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). С октября 2012 года налоговые органы в рамках рассмотрения обращений налогоплательщиков могут уточнять сведения в Росреестре и ГИБДД МВД России об объектах налогообложения (земельные участки, здания, строения, помещения, автомобили), правах на данные объекты и лицах, на которых зарегистрированы автотранспортные средства, через систему СМЭВ.
В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. №
Подключение к данной системе позволяет оперативно уточнять сведения по обращениям налогоплательщиков, связанные с вопросами исчисления налога на имущество физических лиц, земельного и транспортного налогов.
Так, например, если налогоплательщик обратился в налоговую инспекцию с вопросом применения при исчислении ему транспортного налога некорректной мощности двигателя, налоговым органом по системе СМЭВ направляется запрос в ГИБДД МВД России по уточнению мощности двигателя автомобиля, принадлежащего данному налогоплательщику.
Если от ГИБДД налоговый орган получит ответ, подтверждающий данные налогоплательщика, налоговым органом будет произведен перерасчет транспортного налога и направлено налоговое уведомление с произведенным перерасчетом.
При этом необходимо помнить, что в соответствии с нормами Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы исчисляют транспортный налог только на основании сведений, представляемых органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств. И в случае если данные налогоплательщика о мощности двигателя автомобиля не подтверждаются, то налогоплательщику необходимо обратиться в ГИБДД МВД России для внесения изменений в базу данных регистрирующего органа, о чем налогоплательщик будет проинформирован налоговым органом по итогам рассмотрения обращения.
В аналогичном порядке налоговыми органами проводится работа по уточнению в Росреестре сведений о земельных участках, зданиях, строениях, помещениях и их правообладателях.
Заказчик вправе запросить сведения об участнике размещения заказа
ФНС России в письме от 26 октября 2012 г. № ЕД-4-3/18160@ даны разъяснения по вопросам предоставления налоговыми органами сведений в отношении юридических лиц, подавших заявку на участие в конкурсе (аукционе) на поставку товаров (работ, услуг) для госнужд.
На основании пункта 3 статьи 12 Федерального закона от 21 июля 2005 г. №
ФНС России обращает внимание, что заказчик (уполномоченный орган) не вправе запрашивать информацию о достоверности предоставленных участником документов и (или) сведений либо об их соответствии бухгалтерской отчетности, представленной в налоговый орган (при этом отмечено, что годовая бухгалтерская отчетность представляется организациями в территориальные органы Росстата).
Сообщается также, что с 23 июля 2012 года утратили силу положения Федерального закона «О размещении заказа...», предусматривающие проверку заказчиком (уполномоченным органом) соответствия поручителя исполнения контракта установленным требованиям.
НДС: место аренды – крыша муниципального объекта
Минфин России в письме от 22 октября 2012 г. № 03-07-11/442 разъясняет порядок уплаты НДС, если в аренду представляется крыша муниципалитета. Ппри предоставлении на территории России органами местного самоуправления в аренду муниципального имущества НДС исчисляют и уплачивают в бюджет налоговые агенты — арендаторы указанного имущества (п. 3 ст. 161 НК РФ).
В то же время крыша не может являться объектом аренды, поскольку представляет собой конструктивный элемент здания и не является самостоятельным объектом недвижимости, который мог бы быть передан в пользование отдельно от здания (п. 1 Информационного письма Президиума ВАС России от 11 января 2002 г. № 66).
Таким образом, пункт 3 статьи 161 НК РФ не распространяется на лиц, приобретающих у органов местного самоуправления услуги по предоставлению места на кровле (крыше) объекта муниципального нежилого фонда для размещения оборудования средств связи.
Следовательно, при оказании органом местного самоуправления вышеуказанных услуг исчисление и уплату налога на добавленную стоимость следует производить органу местного самоуправления.
Как признать задолженность безнадежной
Минфин России в письме от 19 октября 2012 г. № 03-03-06/1/559 разъясняет порядок признания безнадежной сумму основного долга с процентами после исключения из ЕГРЮЛ должника, в отношении которого было открыто конкурсное производство.
Разъяснено, что после внесения в ЕГРЮЛ записи об исключении из реестра юридического лица, в отношении которого было открыто конкурсное производство, кредитор вправе признать сумму основного долга с процентами безнадежной и включить ее в состав расходов при расчете налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
ФНС ообщает о порядке заполнения декларации по транспортному налогу при применении налоговой льготы
ФНС России в письме от 26 октября 2012 г. № БС-4-11/18200 сообщает, что форма налоговой декларации, утвержденная Приказом ФНС России от 20 февраля 2012 г. № ММВ-7-11/99@, предусматривает возможность исчислить сумму транспортного налога при применении налоговой льготы, как за весь налоговый период, так и за неполный налоговый период.
Сообщается, что в случае, если в течение 2012 года у налогоплательщика возникли основания для применения налоговой льготы, то в строке 180 налоговой декларации при исчислении суммы налоговой льготы вместо коэффициента «Кв», учитывающего число полных месяцев, в течение которых ТС было зарегистрировано на налогоплательщика, необходимо применять коэффициент «Кл», учитывающий число полных месяцев, в течение которых применяется налоговая льгота.
С 1 января 2013 года организации должны представлять в налоговые органы только годовую бухгалтерскую отчетность
Минфин России в письме от 23 октября 2012 г. № 03-11-09/80 напоминает, в соответствии с ч. 1 ст. 6 Закона от 6 декабря 2011 г. №
Перечень лиц, которые могут не вести бухгалтерский учет в соответствии с Законом №
С 1 января 2013 года организации должны представлять в налоговые органы только годовую бухгалтерскую отчетность (подп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ).
Использование БСО при наличных денежных расчетах без применения ККТ
ФНС России в письме от 24 октября 2012 г. № АС-4-2/18034 разъясняет, что использование бланков строгой отчетности при наличных денежных расчетах без применения ККТ в случае оказания населению услуг, не поименованных в ОКУН, не противоречит законодательству РФ.
Соответствующий вывод содержится в письме ФНС России, в котором также указано, что перечень услуг, поименованных в Общероссийском классификаторе услуг населению (ОКУН), не является исчерпывающим. Если оказываемые услуги могут быть классифицированы в соответствии с ОКУН, налогоплательщики вправе использовать при наличных денежных расчетах, а также при расчетах с использованием платежных карт бланки строгой отчетности. Причем данные документы могут быть разработаны налогоплательщиком самостоятельно, главное требование — документ должен содержать обязательные реквизиты, предусмотренные пунктом 3 «Положения об осуществлении наличных денежных расчетов...», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2008 № 359.
Порядок представления заявления на возврат НДФЛ
ФНС России в письме от 26 октября 2012 г. № ЕД-4-3/18162 разъясняет, что налогоплательщик одновременно с подачей налоговой декларации по НДФЛ, в которой заявлены налоговые вычеты, вправе подать заявление на возврат излишне уплаченного налога.
При этом если по итогам проведения камеральной налоговой проверки декларации, представленной физическим лицом в налоговую инспекцию, будет установлен факт излишней уплаты налога, сумма переплаты должна будет возвращена налогоплательщику в течение срока, определенного пунктом 6 статьи 78 НК РФ. Данный срок начнет исчисляться со дня подачи заявления о возврате, но не ранее чем с момента завершения камеральной налоговой проверки налоговой декларации, либо с момента, когда такая проверка должна была быть завершена (три месяца со дня представления налоговой декларации).
С 1 августа 2012 года решения налоговых инспекций о приостановлении операций по счетам налогоплательщиков должны направляться в банки только в электронном виде
ФНС России в письме 22 октября 2012 г. № АС-4-2/17859 напоминает, что с 1 августа 2012 года вступило в силу изменение, внесенное в статью 76 Налогового кодекса РФ, предусматривающее указанное выше требование. Иного порядка направления данных документов в банк Налоговым кодексом РФ не предусмотрено. Управлениям ФНС России по субъектам РФ предписано обеспечить неукоснительное исполнение данного требования.
Порядок возврата госпошлины в случае допущения ошибок в платежном документе
Минфин России в письме от 17 октября 2012 г. № 03-05-04-03/84 разъясняет порядок возврата государственной пошлины в случае допущения ошибок в платежном документе или в случае утери или порчи оригинала платежного документа.
Ведомство отметило, что заявитель (плательщик сбора) вправе запросить в банке воспроизведение на бумажном носителе исполненного распоряжения. Кроме того, следует помнить, что в соответствии с п. 3 ст. 333.18 НК РФ с 1 января 2013 года факт уплаты государственной пошлины подтверждается также с использованием информации об уплате государственной пошлины, содержащейся в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП).
При наличии информации об уплате государственной пошлины, содержащейся в ГИС ГМП, дополнительное подтверждение уплаты плательщиком государственной пошлины не требуется.
Порядок представления заявления на возврат НДФЛ
ФНС России в письме от 26 октября 2012 г. № ЕД-4-3/18162@ рассмотрела вопрос представления в налоговые органы заявления о возврате НДФЛ. Разъяснено, что, гражданин одновременно с подачей налоговой декларации по форме
Срок на возврат излишне уплаченного налога, определенный п. 6 ст. 78 НК РФ, начинает исчисляться со дня подачи налогоплательщиком заявления о возврате налога, но не ранее чем с момента завершения камеральной налоговой проверки налоговой декларации.
Данная позиция подтверждается п. 11 информационного письма Президиума ВАС РФ от 22 декабря 2005 г. № 98 «Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации».
НДФЛ: работодатель вправе вернуть переплату
Работнику для приобретения жилья была предоставлена материальная помощь. В связи с увольнением работника до истечения срока договора и возвратом части суммы материальной помощи, уменьшенной на сумму удержанного НДФЛ, у налогового агента образовалась переплата налога.
Минфин России в письме от 17 октября 2012 г. № 03-04-05/10-1198 сообщает, что указанная переплата может быть возвращена в порядке ст. 78 НК РФ.
НДС: компенсация штрафов от арендатора
Минфин России в письме от 11 октября 2012 г. № 03-07-11/408 разъясняет порядок применения НДС в отношении денежных средств, получаемых арендодателем автомобиля от арендатора в целях компенсации расходов по оплате штрафов за нарушение арендатором правил дорожного движения.
Как объяснил Минфин России, поскольку денежные средства, полученные арендодателем в целях компенсации расходов по оплате штрафов за нарушение арендатором правил дорожного движения, не связаны с оплатой услуг по предоставлению автомобиля в аренду, то такие денежные средства в налоговую базу по НДС не включаются.
НДС: подтвердить место выполнения работ поможет договор, заключенный между партнерами
ФНС России в письме от 17 октября 2012 г. № ЕД-4-3/17589@ рассмотрела вопрос определения места реализации работ по ремонту экскаватора, находящегося на территории Республики Казахстан, выполняемому российской организацией (по договору с другой российской организацией).
Разъяснено, что местом реализации работ, выполняемых российской организацией по договору с другой российской компанией, по ремонту экскаватора, находящегося на территории Республики Казахстан, территория Российской Федерации не признается.
Что касается документов, подтверждающих место выполнения работ по ремонту экскаватора в вышеуказанном случае, то такими документами могут являться договор, заключенный между двумя российскими организациями и документы, подтверждающие факт ремонтных работ российским налогоплательщиком-организацией.
НДС: аренда имущества, находящегося в оперативном управлении казенного учреждения
Минфин России в письме от 15 октября 2012 г. № 03-07-07/106 разъяснил порядок применения НДС при оказании услуг по аренде имущества, находящегося в оперативном управлении казенного учреждения, на основании трехстороннего договора, заключенного между арендатором, казенным учреждением и органом государственной власти и управления.
Минфин напомнил, что начиная с 1 января 2012 года оказание услуг казенными учреждениями не облагается НДС. Это касается также услуг по аренде имущества, оказываемых в том числе на основании трехстороннего договора между арендатором, казенным учреждением и органом власти (управления). Таким образом, у арендатора не возникает обязанности исчислить и уплатить НДС.
Минфин напомнил порядок расчета стандартного вычета по НДФЛ в случае, если в многодетной семье есть ребенок-инвалид
Минфин России в письме от 11 октября 2012 г. № 03-04-05/8-1180 напоминает порядок расчета стандартного налогового вычета по НДФЛ в том случае, если в многодетной семье есть ребенок-инвалид.
Напомним, что с 2012 года «детский» вычет за каждый месяц налогового периода составляет 1 400 рублей на первого и на второго ребенка, 3 000 рублей — на третьего и каждого последующего ребенка. Об этом сказано в подпункте 4 пункта 1 статьи 218 НК РФ. Отдельно оговорено, что налоговый вычет на ребенка-инвалида (возрастом до 18 лет) предоставляется в размере 3 000 рулей.
Отмечено, что вычет на ребенка-инвалида предоставляется вне зависимости от того, каким по счету ребенком в семье он является. Вычет в размере 3 000 рублей предоставляется до тех пор пока доход налогоплательщика (родителя), исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода, не превысит 280 000 рублей. Начиная с месяца, в котором доход превысил эту сумму, налоговый вычет не применяется.
Вычет по НДФЛ: налогоплательщик живет отдельно от детей
Минфин России в письме от 11 октября 2012 г. № 03-04-05/8-1179 разъясняет порядок предоставления стандартного налогового вычета по НДФЛ в случае отдельного проживания налогоплательщика от детей.
В письме отмечено, что поскольку право разведенного родителя на получение стандартного налогового вычета на детей подтверждается фактом уплаты алиментов, обеспечивающих содержание детей, такой налогоплательщик имеет право на получение налогового вычета независимо от места жительства.
НДС: если получение оплаты и расторжение контракта осуществляются в одном налоговом периоде
Минфин России в письме от 16 октября 2012 г. № 03-07-11/426 разъясняет порядок исчисления и уплаты в бюджет НДС при получении оплаты в счет предстоящей поставки товаров, в случае если получение оплаты и расторжение контракта на их поставку осуществляются в одном налоговом периоде.
Согласно п. 1 ст. 167 НК РФ моментом определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость является наиболее ранняя из дат: день отгрузки товаров (работ, услуг) или день их оплаты (частичной оплаты).
Таким образом, дата получения оплаты в счет предстоящей поставки товаров является моментом определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость. Поэтому в случае получения оплаты в счет предстоящей поставки товаров до даты расторжения контракта на их поставку с суммы полученной оплаты следует исчислить налог на добавленную стоимость в общеустановленном порядке.