Все материалы сайта
07.10.2009
Государственные унитарные предприятия могут применять УСН
Государственные унитарные предприятия могут применять упрощенную систему налогообложения при условии соблюдения требований гл. 26.2 Кодекса. Такой вывод содержится в письме Министерства финансов РФ от 25 сентября 2009 г. № 03-11-06/2/194. Свою позицию ведомство обосновало тем, что муниципальное образование, являющееся учредителем государственного унитарного предприятия, не может быть признано организацией в целях ст. 11 НК РФ, кроме того, имущество муниципального унитарного предприятия не распределяется по вкладам (долям, паям).06.10.2009
О транспортном налоге
Плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых зарегистрированы транспортные средства. При этом в Налоговом кодексе РФ определены транспортные средства, которые не являются объектом налогообложения. В число последних не входят пожарная автоцистерна и легковой автомобиль оперативной службы, имеющий специальные световые и звуковые сигналы (письмо Министерства финансов Российской Федерации от 28 сентября 2009 г. № 03-05-05-04/12).
06.10.2009
Применение пониженных тарифов страховых взносов
Правительство Российской Федерации утвердило перечень товаров, при производстве и (или) реализации которых для осуществляющих их плательщиков страховых взносов не применяются пониженные тарифы страховых взносов. В указанный перечень вошли драгоценные камни и металлы, изделия из хрусталя и фарфора, шины для автомобилей и другие товары. Постановление Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2009 г. № 762 (вступает в силу с 1 января 2010 г.).
05.10.2009
Утвержден порядок исчисления нормы рабочего времени
Норма рабочего времени на определенные календарные периоды времени исчисляется по расчетному графику пятидневной рабочей недели: при 40-часовой рабочей неделе - 8 часов; при продолжительности рабочей недели менее 40 часов - количество часов, получаемое в результате деления установленной продолжительности рабочей недели на пять дней.
Продолжительность предпраздничного рабочего дня уменьшается на один час. Если, выходной и нерабочий праздничные дни совпадают, то выходной день переносится на следующий после праздничного рабочий день. При переносе выходного дня на рабочий, продолжительность работы в этот день(бывший выходной) должна соответствовать продолжительности рабочего дня, на который перенесен выходной.
Как следствие, норма рабочего времени конкретного месяца рассчитывается следующим образом: продолжительность рабочей недели(40, 39, 36, 30, 24 и т.д. часов) делится на 5, умножается на количество рабочих дней по календарю пятидневной рабочей недели конкретного месяца и из полученного количества часов вычитается количество часов в данном месяце, на которое производится сокращение рабочего времени накануне нерабочих праздничных дней. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 13 августа 2009 г. № 588н (зарегистрирован в Минюсте РФ 28 сентября 2009 г.Регистрационный № 14900)/
Продолжительность предпраздничного рабочего дня уменьшается на один час. Если, выходной и нерабочий праздничные дни совпадают, то выходной день переносится на следующий после праздничного рабочий день. При переносе выходного дня на рабочий, продолжительность работы в этот день(бывший выходной) должна соответствовать продолжительности рабочего дня, на который перенесен выходной.
Как следствие, норма рабочего времени конкретного месяца рассчитывается следующим образом: продолжительность рабочей недели(40, 39, 36, 30, 24 и т.д. часов) делится на 5, умножается на количество рабочих дней по календарю пятидневной рабочей недели конкретного месяца и из полученного количества часов вычитается количество часов в данном месяце, на которое производится сокращение рабочего времени накануне нерабочих праздничных дней. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 13 августа 2009 г. № 588н (зарегистрирован в Минюсте РФ 28 сентября 2009 г.Регистрационный № 14900)/
02.10.2009
Взыскание «копеечной» недоимки
Юридические лица и предприниматели нередко получают в свой адрес требования и решения о взыскании налогов и сборов с суммами несколько копеек. При этом стоимость отправки заказного письма составляет не менее 15 рублей, а если прибавить к этому расходы на оплату труда работников самой налоговой службы, ответственных за отправку корреспонденции, оплату работников почты, затраты на бумагу и прочие канцелярские расходы, стоимость одного такого требования или решения составит не менее 100 рублей.
Минфин РФ уточнил, что НК РФ не предусматривает дифференцированные порядок исполнения налогоплательщиком обязанности по уплате недоимки и порядок взыскания налоговым органом недоимки в зависимости от ее размера и расходов по ее взысканию. При этом Кодексом не предусмотрено прекращение обязанности налогоплательщика по уплате налога в случае, когда сумма недоимки не превышает расходов по ее взысканию (письмо Министерства финансов Росийской Федерации от 22 сентября 2009 г. № 03-02-07/1-445).
Минфин РФ уточнил, что НК РФ не предусматривает дифференцированные порядок исполнения налогоплательщиком обязанности по уплате недоимки и порядок взыскания налоговым органом недоимки в зависимости от ее размера и расходов по ее взысканию. При этом Кодексом не предусмотрено прекращение обязанности налогоплательщика по уплате налога в случае, когда сумма недоимки не превышает расходов по ее взысканию (письмо Министерства финансов Росийской Федерации от 22 сентября 2009 г. № 03-02-07/1-445).
01.10.2009
Снижена ставка рефинансирования
С 30 сентября Банк России снизил ставку рефинансирования до 10 процентов годовых, вместо прежних 10,5. Это уже седьмое понижение ставки за этот год.Сейчас размер ставки установлен на уровне 2007 года. (Указание ЦБ РФ от 29.09.2009 № 2299−У)01.10.2009 № 10 октябрь 2009
Налог с доходов иностранных организаций
Удержание налога с доходов иностранных организаций у источника выплаты в Российской Федерации производится через постоянное представительство в Российской Федерации с доходов, которые не связаны с их предпринимательской деятельностью и перечень которых определен пунктом 1 статьи 309 Налогового кодекса.Доходы, полученные иностранной организацией от продажи товаров, иного имущества, кроме указанного в подпунктах 5 и 6 пункта 1 статьи 309 Налогового кодекса, а также имущественных прав, осуществления работ, оказания услуг на территории Российской Федерации, не приводящие к образованию постоянного представительства в Российской Федерации, в соответствии со статьей 306 Налогового кодекса обложению налогом у источника выплаты не подлежат (п. 2 ст. 309 НК РФ).
У российской организации не возникает обязанность налогового агента при выплате доходов иностранной организации, предусмотренных пунктом 2 статьи 309 Налогового кодекса, а также отдельных доходов, предусмотренных пунктом 1 статьи 309 Налогового кодекса, при наличии на то специального указания в Налоговом кодексе (письмо Минфина России от 1 сентября 2009 г. № 03-03-06/4/71).
30.09.2009
НМА и налог на имущество
Нематериальные активы, учитываемые на счете аналитического учета 01020100000 «Нематериальные активы», не признаются объектом налогообложения по налогу на имущество организаций (письмо Минфина России от 16 сентября 2009 г. № 03-05-05-01/56). В соответствии с Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 30 декабря 2008 г. № 148н, объекты основных средств, к которым относятся материальные объекты основных фондов, используемые в процессе деятельности учреждения при выполнении работ или оказании услуг, либо для управленческих нужд учреждений, находящиеся в эксплуатации, запасе, на консервации, сданные в аренду, независимо от стоимости объектов со сроком полезного использования более 12 месяцев учитываются на соответствующих счетах аналитического учета счета 010100000 «Основные средства» (010101000 – 010109000).
А пунктом 1 статьи 374 Налогового кодекса установлено, что объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьей 378 Кодекса.
А пунктом 1 статьи 374 Налогового кодекса установлено, что объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьей 378 Кодекса.
30.09.2009
Разберемся с ЕСН
Если обособленное подразделение, уполномоченное головной организацией, по месту своего нахождения производит начисление заработной платы в пользу работников другого обособленного подразделения, то оно является плательщиком ЕСН с этих выплат (письмо Минфина России от 16 сентября 2009 г. № 03-04-06-02/72).
Чиновники привели следующие доводы. Обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, расчетный счет и начисляющие выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, исполняют обязанности организации по уплате ЕСН (авансовых платежей по налогу), а также обязанности по представлению расчетов по налогу и налоговых деклараций по месту своего нахождения (п. 8 ст. 243 НК РФ). При этом если обособленное подразделение организации отвечает вышеперечисленным условиям, оно исполняет обязанности организации по исчислению и уплате ЕСН, а также представлению расчетов и налоговых деклараций по месту своего нахождения в отношении выплат, начисленных самим обособленным подразделением в пользу физических лиц, независимо от места осуществления ими деятельности (в том числе и в других обособленных подразделениях организации).
Обособленные подразделения, не отвечающие условиям, указанным в пункте 8 статьи 243 Налогового кодекса, не могут самостоятельно уплачивать ЕСН и представлять необходимые расчеты в налоговые органы. В этом случае соответствующие обязанности исполняет организация- налогоплательщик.
Чиновники привели следующие доводы. Обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, расчетный счет и начисляющие выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, исполняют обязанности организации по уплате ЕСН (авансовых платежей по налогу), а также обязанности по представлению расчетов по налогу и налоговых деклараций по месту своего нахождения (п. 8 ст. 243 НК РФ). При этом если обособленное подразделение организации отвечает вышеперечисленным условиям, оно исполняет обязанности организации по исчислению и уплате ЕСН, а также представлению расчетов и налоговых деклараций по месту своего нахождения в отношении выплат, начисленных самим обособленным подразделением в пользу физических лиц, независимо от места осуществления ими деятельности (в том числе и в других обособленных подразделениях организации).
Обособленные подразделения, не отвечающие условиям, указанным в пункте 8 статьи 243 Налогового кодекса, не могут самостоятельно уплачивать ЕСН и представлять необходимые расчеты в налоговые органы. В этом случае соответствующие обязанности исполняет организация- налогоплательщик.
29.09.2009
Проведение налоговой проверки
При рассмотрении материалов налоговой проверки исследуются документы, предоставленные лицом, в отношении которого проводится проверка, а также документы, представленные в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок данного лица, и иные документы, имеющиеся у налогового органа.
Решение принимается только после исследования всех материалов, имеющихся у налогового органа, в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в п. 6 ст. 100 НК РФ. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.
Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, в силу п. 2 ст. 101 НК РФ вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки, в том числе материалов, полученных в результате дополнительных мероприятий налогового контроля. (Письмо Минфина РФ от 14.09.2009 г. № 03-02-07/1-425)
Решение принимается только после исследования всех материалов, имеющихся у налогового органа, в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в п. 6 ст. 100 НК РФ. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.
Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, в силу п. 2 ст. 101 НК РФ вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки, в том числе материалов, полученных в результате дополнительных мероприятий налогового контроля. (Письмо Минфина РФ от 14.09.2009 г. № 03-02-07/1-425)
29.09.2009
Заказ на выполнение опытно-конструкторских работ
Если предметом заказа является выполнение опытно-конструкторской работы, заказчик вправе разместить заказ на выполнение данной работы как путем проведения аукциона, так и путем проведения конкурса. В случае если размещается смешанный заказ, предметом которого являются выполнение опытно-конструкторской работы и закупка вычислительной техники, то заказчик обязан размещение такого заказа осуществить путем проведения аукциона, так как закупка вычислительной техники включена в Перечень товаров, работ, услуг, размещение заказов соответственно на поставки, выполнение, оказание которых осуществляется путем проведения аукциона, определенный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.02.2008 № 236-р. (Письмо Минэкономразвития РФ от 05.08.2009 № Д05-3936)
29.09.2009
Подарочный сертификат
Доходы, полученные налогоплательщиками в виде стоимости подарочных сертификатов, относятся в зависимости от документального оформления выплаты к подаркам, премиям или иным видам доходов. Если выдача подарочных сертификатов сотрудникам организации к праздничным датам оформлена в качестве подарков, полученных от организации, то в соответствии с п. 28 ст. 217 Налогового кодекса стоимость подарочного сертификата в сумме до 4000 руб. освобождается от налогообложения налогом на доходы физических лиц. (Письмо Минфина РФ от 17.09.2009 № 03-04-06-01/240)
29.09.2009
Изменение условий муниципального контракта
Бюджетное учреждение вправе изменить сроки и другие условия государственного (муниципального) контракта только в случае сокращения ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств.
Хотя согласно положениям ст. 9 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ цена государственного или муниципального контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения, но она может быть снижена по соглашению сторон без изменения предусмотренных контрактом количества товаров, объема работ, услуг и иных условий его исполнения. Бюджетный кодекс разрешает в случае уменьшения бюджетному учреждению лимитов бюджетных обязательств, приводящего к невозможности исполнения им бюджетных обязательств, вытекающих из заключенных им контрактов, обеспечить согласование новых сроков, а если необходимо, и других условий государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров. (Письмо Минэкономразвития РФ от 29.07.2009 № Д05-3784)
Хотя согласно положениям ст. 9 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ цена государственного или муниципального контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения, но она может быть снижена по соглашению сторон без изменения предусмотренных контрактом количества товаров, объема работ, услуг и иных условий его исполнения. Бюджетный кодекс разрешает в случае уменьшения бюджетному учреждению лимитов бюджетных обязательств, приводящего к невозможности исполнения им бюджетных обязательств, вытекающих из заключенных им контрактов, обеспечить согласование новых сроков, а если необходимо, и других условий государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров. (Письмо Минэкономразвития РФ от 29.07.2009 № Д05-3784)
28.09.2009
По вопросам применения Федерального закона № 94-ФЗ
Федеральное казначейство опубликовало письмо от 13.07.2009 г. № 42-7.4-05/9.1-413 разъясняющие некоторые вопросы, связанные с применением отдельных положений Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ. "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
В частности, если при размещении заказов путем запросов котировок цен у субъектов малого предпринимательства не поступило котировочных заявок, то необходимо оформить в обязательном порядке Протокол, включая в него информацию об отсутствии поданных заявок, и в день подписания разместить его в установленном порядке на официальном сайте.
В частности, если при размещении заказов путем запросов котировок цен у субъектов малого предпринимательства не поступило котировочных заявок, то необходимо оформить в обязательном порядке Протокол, включая в него информацию об отсутствии поданных заявок, и в день подписания разместить его в установленном порядке на официальном сайте.
28.09.2009
Выплата зарплаты по решению суда
Выплата организацией работнику заработной платы по решению суда за время вынужденного прогула не подлежит налогообложению НДФЛ. В соответствии с п. 2 ст. 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные постановления, являются обязательными для всех без исключения организаций и подлежат неукоснительному соблюдению на всей территории Российской Федерации. А статьей 395 ТК РФ установлено, что при признании органом, рассматривающим индивидуальный трудовой спор, денежных требований работника обоснованными они удовлетворяются в полном размере.
В случае применения положения п. 5 ст. 226 НК РФ, в соответствии с которыми при невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в течение одного месяца с момента возникновения соответствующих обстоятельств письменно сообщить в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме задолженности налогоплательщика. Тогда исчисление и уплату налога на доходы физических лиц налогоплательщик осуществляет самостоятельно. (Письмо Минфина РФ от 17 сентября 2009 г. № 03-04-06-01/236)
В случае применения положения п. 5 ст. 226 НК РФ, в соответствии с которыми при невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в течение одного месяца с момента возникновения соответствующих обстоятельств письменно сообщить в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме задолженности налогоплательщика. Тогда исчисление и уплату налога на доходы физических лиц налогоплательщик осуществляет самостоятельно. (Письмо Минфина РФ от 17 сентября 2009 г. № 03-04-06-01/236)
28.09.2009
Выплаты по авторским договорам
Организация, выплачивая физическому лицу, в том числе индивидуальному предпринимателю, вознаграждение по авторскому договору, начисляет ЕСН на сумму оплаты. При этом согласно п. 5 ст. 237 НК РФ сумма вознаграждения, учитываемая при определении налоговой базы по ЕСН в части, касающейся авторского договора, определяется в соответствии со ст. 210 НК РФ с учетом п. 3 ст. 221НК РФ.
На основании п. 3 ст. 238 НК РФ в налоговую базу по ЕСН (в части суммы налога, подлежащей уплате в Фонд социального страхования Российской Федерации) не включаются вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам по авторским договорам. Что касается налога на доходы физических лиц, то в соответствии с п. 24 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению, в частности, доходы, при налогообложении которых применяется упрощенная система налогообложения. (Письмо Минфина РФ от 2 сентября 2009 г. № 03-04-06-02/64)
На основании п. 3 ст. 238 НК РФ в налоговую базу по ЕСН (в части суммы налога, подлежащей уплате в Фонд социального страхования Российской Федерации) не включаются вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам по авторским договорам. Что касается налога на доходы физических лиц, то в соответствии с п. 24 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению, в частности, доходы, при налогообложении которых применяется упрощенная система налогообложения. (Письмо Минфина РФ от 2 сентября 2009 г. № 03-04-06-02/64)
25.09.2009
Амортизация имущества
На имущество, выделенное в отдельную амортизационную группу по состоянию на 1 января 2002 г., после произведенной в январе 2009 г. модернизации следует продолжать начисление амортизации до полного списания его стоимости в налоговом учете в соответствии с установленным на 1 января 2002 г. порядком амортизации данного имущества (исходя из ежемесячно начисляемых по такому имуществу сумм амортизации). Организация также имеет право единовременно включить в состав расходов, формирующих налоговую базу по налогу на прибыль, сумму, не превышающую 10 процентов от расходов, которые понесены в результате модернизации данного основного средства. Сумму в размере не более 30 процентов расходов на модернизацию включить в состав расходов в данном случае нельзя, поскольку амортизационная премия в размере 30 процентов предусмотрена только для основных средств, относящихся к третьей - седьмой амортизационным группам. (Письмо Минфина РФ от 8 сентября 2009 г. № 03-03-06/4/76)
25.09.2009
Оценка заявок на участие в конкурсе
Правительство РФ утвердило правила оценки заявок на участие в конкурсе на право заключить государственный или муниципальный контракт на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.
Оценка конкурсных заявок является основной задачей конкурсной комиссии в рамках размещения государственного или муниципального заказа. Заявки оцениваются исходя из следующих критериев: цена контракта; функциональные или качественные характеристики товара (его потребительские свойства); качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса. Также принимаются в расчет расходы на эксплуатацию и техобслуживание товара; сроки исполнения; срок и объем гарантии на товар (работу, услугу). При оценке заявок должно использоваться как минимум 2 критерия, из которых "цена контракта" - обязательный. Значимость критериев определяется в процентах. Так, для цены контракта она определена на уровне не менее 35%. Общая сумма значимостей критериев оценки, установленных в конкурсной документации, составляет 100%. По каждой конкурсной заявке рассчитывается итоговый рейтинг. Постановление вступает в силу с 1 ноября 2009 г. (Постановление Правительства от 10 сентября 2009 г. № 722)
Оценка конкурсных заявок является основной задачей конкурсной комиссии в рамках размещения государственного или муниципального заказа. Заявки оцениваются исходя из следующих критериев: цена контракта; функциональные или качественные характеристики товара (его потребительские свойства); качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса. Также принимаются в расчет расходы на эксплуатацию и техобслуживание товара; сроки исполнения; срок и объем гарантии на товар (работу, услугу). При оценке заявок должно использоваться как минимум 2 критерия, из которых "цена контракта" - обязательный. Значимость критериев определяется в процентах. Так, для цены контракта она определена на уровне не менее 35%. Общая сумма значимостей критериев оценки, установленных в конкурсной документации, составляет 100%. По каждой конкурсной заявке рассчитывается итоговый рейтинг. Постановление вступает в силу с 1 ноября 2009 г. (Постановление Правительства от 10 сентября 2009 г. № 722)
25.09.2009
Модернизация основного средства
При проведении модернизации основного средства налогоплательщик может как увеличить срок полезного использования данного основного средства, так и оставить его неизменным. В обоих случаях расходы на проведение модернизации будут учитываться в составе расходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль до момента, когда произойдет полное списание первоначальной стоимости объекта основных средств, либо до выбытия данного объекта из состава амортизируемого имущества с применением нормы амортизации, установленной при введении в эксплуатацию этого основного средства. Налоговым Кодексом не определен минимальный размер суммы, затрачиваемой на модернизацию основного средства. Стоимость модернизации объекта основных средств никак не влияет на порядок начисления амортизации по данному основному средству. (Письмо Минфина РФ от 10 сентября 2009 г. № 03-03-06/2/167)
24.09.2009
Изменения в Бюджетный кодекс
Федеральным законом от 22.09.2009 г. № 218-ФЗ внесены изменения в Бюджетный кодекс РФ и другие законодательные акты, касающиеся вопросов формирования и расходования бюджетов. Приостановлены до 1 января 2010 года отдельные положения Бюджетного кодекса РФ, относящиеся к процедуре рассмотрения федеральных законов, затрагивающих вопросы бюджетных расходов на плановый период. Законом о федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов будут утверждены объемы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета бюджету Пенсионного фонда РФ, бюджету Фонда социального страхования РФ и бюджету Федерального фонда обязательного медицинского страхования на плановый период 2011 и 2012 годов.