bool(true)

Централизация — взгляд субъектов учета

21.jpg

15 декабря 2023 года под председательством врио руководителя Управления Федерального казначейства по г. Москве А. И. Лукашова прошло заседание расширенной коллегии Управления Федерального казначейства по г. Москве, посвященное вопросам взаимодействия с участниками переданных полномочий при централизации учета.

В заседании помимо членов коллегии приняли участие начальник Управления централизованной бухгалтерии Федерального казначейства В. И. Морозова, руководитель Межрегионального бухгалтерского управления Федерального казначейства М. М. Харций, руководители территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.

Открыл заседание и поприветствовал собравшихся Андрей Иванович Лукашов. Он отметил, что Управление уже почти пять лет занимается централизацией учета. И оценка этой деятельности субъектами централизованного учета очень важна. Мнения коллег выясняются с помощью анкетирования. Но ничто не заменит личного общения, поэтому такое расширенное заседание играет огромную роль. Андрей Иванович отметил, что Управление делает все возможное для успешного завершения года. Основная проблема не в централизованном учете, а в той информационной системе, с которой взаимодействует УФК по г. Москве и субъекты централизованного учета.

Далее слово для приветствия было предоставлено Венере Илимдаровне Морозовой. По мнению выступающей, централизация бухгалтерского учета является важным проектом Федерального казначейства. Обратная связь от субъектов учета также имеет огромное значение. По задачам, поставленным Правительством России, требуется качественное ведение бухгалтерского учета, прозрачность, которые обеспечивают органы Федерального казначейства. Аналитика представленной информации помогает соответствующим органам Правительства России, Минфина России принимать правильные управленческие решения. В перспективе к 2027 году все организации бюджетной сферы в том или ином виде будут представлять информацию в Федеральное казначейство по определенным параметрам.

Самое важное — качественное и своевременное формирование первичных учетных документов, ведение учета, обеспечение ведения бухгалтерских регистров.

Затем Андрей Иванович предоставил слово участникам мероприятия и по ходу выступлений давал комментарии по рассматриваемым вопросам.

О ключевых направлениях деятельности централизованной бухгалтерии рассказала заместитель руководителя УФК по г. Москве Елена Александровна Саулова. УФК по г. Москве обеспечивает исполнение полномочий 25 субъектов централизованного учета. В 2023 году среди них появился достаточно крупный — Межрегиональное территориальное управление Ространснадзора по Центральному федеральному округу, который образовался путем слияния трех субъектов централизованного учета УФК по г. Москве и пяти региональных субъектов учета Центрального федерального округа.

11.jpg

Одной из ключевых задач в текущем году по-прежнему остается качество исполнения переданных полномочий. Осуществляется мониторинг качества подготовленных документов, а именно:

  • исполнения Распоряжений о совершении казначейских платежей при оплате принятых обязательств (РСКП). Цель — обеспечить отсутствие фактов возврата РСКП без исполнения;
  • ежеквартально проводится проверка качества форм представленной отчетности;
  • ежемесячная сверка денежного содержания сотрудников путем формирования актов сверки. Основная причина расхождений — некорректная передача из Единой информационной системы управления кадровым составом государственной гражданской службы Российской федерации (ЕИСУКС) данных;
  • анализ финансово-хозяйственной деятельности. Оперативное информирование руководителей субъектов учета по состоянию финансовых и нефинансовых активов и обязательств. Результаты анализа являются внешним независимым взглядом со стороны на состояние дел в учреждении. Это стало возможным благодаря централизации учетных функций.

По всем показателям наблюдается положительная динамика.

Отдельного внимания заслуживает сверка с налоговыми органами, а именно принадлежности сумм денежных средств, перечисленных в качестве единого налогового платежа (ЕНП). При сверке расчетов также возникали определенные сложности.

С 1 октября прошлого года Указом Президента России от 28 сентября 2023 г. № 726 произведено повышение окладов сотрудникам федеральных органов власти. В ходе исполнения данной задачи наблюдалось несвоевременное поступление данных от субъектов учета из ЕИСУКС. Причины: технические ошибки функционирования ЕИСУКС, расхождение данных о денежном содержании в ЕИСУКС. В результате произошло нарушение установленных сроков индексации. Проблема решается во внештатном режиме.

Докладчик отметила, что проблемы функционирования ЕИСУКС возникают периодически и влекут за собой существенные риски нарушения трудового законодательства.

В целях соблюдения законных прав сотрудников предлагается при наличии нештатных ситуаций, связанных с техническими проблемами функционирования ЕИСУКС, рассмотреть возможность предоставления права разрешения передачи кадровых документов, по которым наступает срок оплаты, в подсистему учета «Электронный бюджет» путем ввода субъектом учета данных по согласованию с уполномоченной организацией и закрепить такое право на постоянной основе при возникновении критических ситуаций.

Ключевым направлением деятельности централизованной бухгалтерии в 2023 году остается вопрос учета имущества государственной казны. На ежедневной основе осуществляется сверка с территориальным управлением Росимущества полноты поступлений сведений в рамках интеграционного взаимодействия единой системы управления государственным имуществом с «Электронным бюджетом». Также на постоянной основе проводится анализ полноты поступивших сведений на предмет обоснованности отражения на счетах бюджетного учета, анализ причин расхождений и направление данных в территориальное управление Росимущества в рабочем порядке. Анализ показал положительную динамику, а именно снижение расхождений. Но все же пока они остаются. Причины расхождений:

  • поступление сведений об объектах без документов-оснований либо с неполным комплектом;
  • технические проблемы интеграции;
  • различия в подходах учета объектов казны.

Андрей Михайлович Мищенков, заместитель начальника отдела централизованной бухгалтерии № 2 УФК по г. Москве, озвучил актуальные вопросы взаимодействия с субъектами централизованного учета по различным направлениям деятельности:

  • проведение анализа показателей дебиторской задолженности по расходам на предмет наличия просроченной задолженности;
  • проведение анализа просроченной задолженности по доходам на предмет наличия просроченной задолженности, корректного отражения аналитических данных по дебиторской задолженности по неналоговым доходам;
  • сверка с налоговыми органами принадлежности сумм денежных средств, перечисленных в качестве единого налогового платежа (ЕНП), в связи с переходом на новый механизм уплаты налогов в форме ЕНП;
  • подготовка к формированию годовой бюджетной отчетности за 2023 год.

В течение 2023 года взаимодействие осуществлялось посредством:

  • направления писем информационного характера, в том числе об изменениях в нормативных правовых актах в части ведения бюджетного учета и о реализации доработок Модуля ведения бюджетного учета ГИИС «Электронный бюджет» в части применения первичных учетных документов;
  • проведения рабочих встреч;
  • консультирования по вопросам создания и оформления в Модуле ведения бюджетного учета ГИИС «Электронный бюджет» электронных документов;
  • проведения анализа финансово-хозяйственной деятельности субъектов учета.

На текущий момент наиболее важным вопросом является представление отчетности за 2023 год. Для ее успешной сдачи в рамках исполнения централизуемых полномочий со стороны каждого участника требуется выполнить ряд мероприятий. Основными из них являются:

  • проведение инвентаризации:
    • нефинансовых и финансовых активов (в том числе дебиторской задолженности по доходам, по выданным авансам);
    • обязательств (кредиторской задолженности по расчетам с поставщиками и подрядчиками, с бюджетом и по доходам);
    • имущества и средств на забалансовых счетах (в том числе бланков строгой отчетности, банковских гарантий, сомнительной и невостребованной задолженностей и т. д.);
  • проведение сверки отраженных в учете банковских гарантий с данными реестра независимых гарантий;
  • анализ показателей дебиторской и кредиторской задолженности:
    • заполнение всех аналитических признаков при начислении доходов: корректное наименование контрагента; дата и номер документа-основания возникновения задолженности; дата возникновения и предельная дата исполнения обязательств;
    • проведение сверки на предмет отсутствия в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности контрагентов, за которыми и перед которыми числится задолженность;
  • подписание и направление актов сверки контрагентам. Подписанные со стороны контрагентов акты сверки необходимо представлять в централизованную бухгалтерию;
  • сверка расчетов с налоговыми органами;
  • выверка расчетов с подотчетными лицами;
  • получение выписки из ЕГРН по состоянию на 1 января 2024 года, подтверждающей кадастровую стоимость земельных участков;
  • предоставление информации для Пояснительной записки (ф. 0503160):
    • детальное описание причин отклонения от плановых показателей в части доходов и расходов;
    • информации о принимаемых мерах по сокращению дебиторской задолженности по расходам и результаты принятых мер;
    • причины наличия кредиторской задолженности по доходам;
    • указание сроков исполнения услуг по тем договорам, по которым по состоянию на 1 января 2024 года числится дебиторская задолженность (авансы) по расходам;
  • проверка доступа в ГИИС «Электронный бюджет» и сроков действия ключей ЭЦП для лиц, подписывающих бюджетную отчетность.

Представители субъектов учета — руководители территориальных органов федеральных органов исполнительной власти высоко оценили деятельность централизованной бухгалтерии и благодарили сотрудников за помощь и отзывчивость.

Подводя итог состоявшегося обсуждения, В. И. Морозова отметила значительные результаты деятельности УФК по г. Москве, несмотря на сложности функционирования ЕИСУКС. «Такие конструктивные диалоги дают возможность развития и реализации поставленных задач. Восхищена», — подытожила Венера Илимдаровна.

По завершении заседания сотрудникам УФК по г. Москве были вручены награды федеральных органов исполнительной власти.

№ 1, 2024

×
Новости
Минобрнауки России: бухгалтерские итоги года
Выборы: оплата по договорам и страховые взносы
Право на пособие: новая редакция статьи 256 Трудового кодекса
Централизация — взгляд субъектов учета
Бюджетная методология
Формирование Извещения о начислении доходов
Практикум
Отчетность: изменения в инструкциях
Актуальный объект — модульное здание
Обеспечительный платеж: возврат аванса
Проблема
Расходы на проезд: не все так просто
Неразграниченные земельные участки
Технологии
Годовая инвентаризация — 2023 по новым правилам: автоматизация процесса
Мнение
Инструкция № 174н. Что отразить в учетной политике?
Контроль
Контроль учета и документооборота излишков и недостач
Бухгалтер-финансист
Контроль, риски, ошибки в деятельности учреждения
Налоги
Транспортный налог — 2024
Юридический аспект
Обвиняется... зима
Вопрос — ответ
Вопрос — ответ
Трудовое право
Споры с работодателем: обращения в суд
Госзакупки
Борьба с профессиональными жалобщиками: ограничение прав или защита?
Из истории
Когда финансы поют романсы...
Информационный продукт «Бюджетный учет» информационного агентства «Бюджет-Медиа»