Служебные командировки:  споры продолжаются

М.Р.Губайдуллина
Нарушения, связанные с направлением сотрудников государственных учреждений и должностных лиц органов исполнительной власти в командировки, составляют значительную часть в общем объеме выявляемых контролирующими и налоговыми органами нарушений, а также являются предметами различных споров. В данной статье речь пойдет о наиболее проблемных вопросах, связанных с командировочными расходами.


М. Р. Губайдуллина, специалист отдела 

бюджетного планирования Финансово-казначейского 

управления Зеленоградского административного округа Департамента финансов города Москвы

Нормативно-правовое регулирование

В настоящее время порядок направления работников в командировку регламентирован статьями 166–168 Трудового кодекса, постановлением Правительства РФ от 13 октября 2008 г. № 749 «Об утверждении положения об особенностях направления работников в служебные командировки» (далее — Положение № 749), постановлением Правительства РФ от 2 октября 2002 г. № 729 «О размерах возмещения расходов, связанных со служебными командировками на территории РФ, работникам организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета» (далее — Постановление № 729), Указом Президента РФ от 18 июля 2005 г. № 813 «О порядке и условиях командирования федеральных государственных гражданских служащих» (далее — Указ № 813), приказом Минфина России от 2 августа 2004 г. № 64н «Об установлении предельных норм возмещения расходов по найму жилого помещения в иностранной валюте при служебных командировках на территории иностранных государств организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета» (далее — Приказ № 64н), постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2005 г. № 812 «О размере и порядке выплаты суточных в иностранной валюте и надбавок к суточным в иностранной валюте при служебных командировках на территории иностранных государств работников организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета» (далее — Постановление № 812).

   Положение № 749 принято во исполнение абзаца 2 статьи 166 Трудового кодекса, согласно которому особенности направления работников в служебные командировки устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ. Положение вступило в силу с 25 октября 2008 года, и именно с этой даты действовавшая ранее инструкция Минфина СССР, Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 7 апреля 1988 г. № 62 «О служебных командировках в пределах СССР» (далее — Инструкция № 62) применяется в части, не противоречащей Трудовому кодексу, а также Положению № 749. Несмотря на это некоторые контролирующие органы продолжают при обосновании того или иного нарушения, возникшего после принятия Положения № 749, ссылаться в актах проверки на ранее действовавшую инструкцию. Либо наоборот, к правоотношениям, возникшим до 25 октября 2008 года, применять нормы Положения № 749.

   Так, ФАС Поволжского округа в постановлении от 26 января 2010 г. по делу № А65-8600/2009 признал неправомерными действия налоговой инспекции по исключению командировочных расходов из состава расходов по налогу на прибыль в связи с тем, что командировочные удостоверения и авансовые отчеты работников, обосновывающие правомерность включения этой суммы в расходы и уменьшающие налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, были составлены без учета положений Положения № 749. При этом суд указал, что налоговая проверка была проведена за период со 2 ноября 2006 года по 31 декабря 2007 года, тогда как указанное выше Положение № 749 было принято 13 октября 2008 года. Следовательно, оно не могло распространяться на отношения, возникшие в течение периода, охваченного налоговой проверкой.

Полностью материал можно прочитать в печатной версии январского номера журнала "Бюджетный учет" 


Реклама