239-ФЗ — изменения для автономных учреждений

Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 239-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения автономных учреждений» изменяются следующие нормативные документы.

Федеральный закон от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»:

Некоммерческая организация имеет наименование, содержащее указание на ее организационно-правовую форму и характер деятельности. Наименование некоммерческой организации, созданной в форме государственного или муниципального учреждения, может включать указание на ее тип.
Государственное или муниципальное учреждение при изменении типа вправе осуществлять предусмотренные его уставом виды деятельности на основании лицензий, свидетельства о государственной аккредитации и иных разрешительных документов, выданных этому учреждению до изменения его типа, до окончания срока действия таких документов. При этом не требуются переоформление документов, подтверждающих наличие лицензий и переоформление иных разрешительных документов.

Часть вторая Налогового кодекса Российской Федерации:

Не признаются объектом налогообложения НДС выполнение работ (оказание услуг) казенными учреждениями, а также бюджетными и автономными учреждениями в рамках государственного (муниципального) задания, источником финансового обеспечения которого является субсидия из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ.
При определении налоговой базы для налога на прибыль не учитываются целевые средства в виде лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований), доведенных до 1 июля 2012 года в установленном порядке до бюджетных учреждений, являющихся получателями бюджетных средств.

Глава 25 НК РФ дополнена статьей 331.1. «Особенности ведения налогового учета бюджетными учреждениями» следующего содержания:
До 1 июля 2012 года бюджетными учреждениями, являющимися получателями бюджетных средств и использующими на обеспечение своей деятельности полученные ими средства от оказания платных услуг, безвозмездные поступления, в том числе добровольные пожертвования, и средства от осуществления иной приносящей доход деятельности, применяется следующее правило. Все зависит от того, предусмотрено ли за счет бюджетных ассигнований финансовое обеспечение расходов на оплату коммунальных услуг, услуг связи, транспортных расходов на обслуживание административно-управленческого персонала, расходов на все виды ремонта основных средств за счет доходов от платных услуг и иной приносящей доход деятельности, и доходов от целевого финансирования. Тогда в целях налогообложения отнесение этих расходов на уменьшение доходов от платных услуг и иной приносящей доход деятельности и доходов, от целевого финансирования, производится пропорционально доле доходов от приносящей доход деятельности в общей сумме доходов.
Если же бюджетные ассигнования не предусматривают оплату коммунальных услуг, услуг связи (за исключением услуг сотовой (мобильной) связи) и ремонта основных средств, приобретенных (созданных) за счет бюджетных средств, эти расходы учитываются при определении налоговой базы, если эксплуатация таких основных средств связана с оказанием платных услуг и осуществлением иной приносящей доход деятельности.
В общей сумме доходов для указанных целей не учитываются внереализационные доходы (доходы, полученные в виде процентов по договорам банковского счета, банковского вклада, доходы, полученные от сдачи имущества в аренду, курсовые разницы и другие доходы).

Федеральный закон от 3 ноября 2006 года № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях».

Теперь автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная для выполнения работ, оказания услуг в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах).

Уточнен порядок обслуживания лицевых счетов автономных учреждений, открытых в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов РФ, муниципальных образований:
  • Проведение кассовых операций по лицевым счетам осуществляется от имени и по поручению учреждений органами казначейства и финансовыми органами в пределах остатка средств, отраженных на соответствующем лицевом счете.
  • Операции со средствами, поступающими из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ, учитываются на открытых им счетах в кредитных организациях после проверки документов, подтверждающих произведенные кассовые расходы, или на отдельных лицевых счетах автономных учреждений в органах казначейства, финансовых органах.
  • Операции со средствами, поступающими в рамках обязательного медицинского страхования, учитываются на отдельных лицевых счетах в органах казначейства, финансовых органах.
  • Расходы автономных учреждений, источником финансового обеспечения которых являются субсидии на возмещение нормативных затрат, связанных с государственным (муниципальным) заданием и учитываемые на лицевых счетах автономных учреждений, осуществляются без представления ими в органы казначейства и финансовые органы документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств.
  • Расходы автономных учреждений, источником финансового обеспечения которых являются субсидии на иные цели и бюджетные инвестиции, осуществляются после проверки документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств, и соответствия содержания данных операций кодам классификации операций сектора государственного управления и целям предоставления субсидий и бюджетных инвестиций в порядке, установленном соответствующим финансовым органом, для санкционирования этих расходов.
  • Расходы автономных учреждений, источником финансового обеспечения которых являются средства, поступающие в рамках обязательного медицинского страхования, осуществляются после проверки органами казначейства или финансовыми органами соответствия содержания данных операций кодам классификации операций сектора государственного управления, указанным в расчетных документах автономных учреждений.
Автономные учреждения осуществляют в установленном порядке полномочия государственного органа по исполнению публичных обязательств перед физическими лицами, подлежащих исполнению в денежной форме. Операции по исполнению публичных обязательств учитываются на лицевом счете, открытом соответствующему органу государственной власти, органу местного самоуправления как получателю бюджетных средств.

Также уточнен порядок использования автономными учреждениями не использованных в текущем финансовом году остатков средств:
  • Остатки средств, предоставленных из бюджета в качестве субсидии на возмещение нормативных затрат, связанных с государственным (муниципальным) заданием, используются в очередном финансовом году в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности автономного учреждения для достижения целей, ради которых это учреждение создано.
  • Остатки средств, поступающих учреждению в рамках обязательного медицинского страхования, используются в очередном финансовом году на те же цели.
  • Остатки средств субсидий на иные цели и бюджетные инвестиции подлежат перечислению в соответствующий бюджет. Данные средства могут быть возвращены учреждениям в очередном финансовом году при наличии потребности в направлении их на те же цели в соответствии с решением соответствующего органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя автономного учреждения.
Обращение взыскания на средства автономных учреждений, лицевые счета которым открыты в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов РФ, муниципальных образований, осуществляется в порядке, аналогичном порядку, установленном Федеральным законом № 83-ФЗ для бюджетных учреждений.

С 1 января текущего финансового года остатки средств автономных учреждений на счетах органов казначейства и финансовых органов, которые открыты в учреждениях ЦБ РФ, на которых отражаются операции со средствами автономных учреждений, могут перечисляться с указанных счетов в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ с их возвратом до 31 декабря текущего финансового года на счета, с которых они были ранее перечислены в порядке, установленном соответственно Министерством финансов РФ, финансовым органом субъекта Российской Федерации, муниципального образования.
Операции со средствами автономных учреждений осуществляются не позднее второго рабочего дня, следующего за днем представления автономными учреждениями расчетных документов, оформленных в порядке, установленном Минфином России и ЦБ РФ.

План финансово-хозяйственной деятельности автономного учреждения, составляется и утверждается в порядке, который устанавливается органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя автономного учреждения, в соответствии с требованиями, определенными Министерством финансов Российской Федерации.
Список документов, открытость и доступность которых обеспечивает автономное учреждение и размещаемых Федеральным казначейством на своем официальном сайте, дополнен следующими:
  • документы, составленные по итогам контрольных мероприятий, проведенных в отношении автономного учреждения;
  • государственное (муниципальное) задание на оказание услуг (выполнение работ);
  • отчет о результатах деятельности автономного учреждения и об использовании закрепленного за ним государственного (муниципального) имущества, составляемый и утверждаемый в порядке, который устанавливается органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя автономного учреждения, и в соответствии с общими требованиями, определенными Министерством финансов Российской Федерации.
Финансовое обеспечение мероприятий, направленных на развитие автономных учреждений, перечень которых определяется органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, осуществляется за счет субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ.

Федеральный закон от 8 мая 2010 года № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»:

Автономные учреждения, созданные (в том числе путем изменения типа) для выполнения работ, оказания услуг в сферах, не предусмотренных частью 1 статьи 2 Федерального закона от 3 ноября 2006 года № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях», и другими федеральными законами для автономных учреждений, в отношении которых до 1 января 2012 года не принято решение о реорганизации, ликвидации или об изменении их типа, являются бюджетными учреждениями с 1 января 2012 года на основании настоящей статьи без принятия дополнительных решений об изменении их типа, если иное не предусмотрено федеральными законами. Полномочия наблюдательных советов таких учреждений прекращаются с 1 января 2012 года.
Органам государственной власти, органам местного самоуправления, осуществляющим функции и полномочия учредителей таких учреждений, до 1 февраля 2012 года обеспечить внесение в их уставы изменений и открытие в установленном порядке лицевых счетов в органах Федерального казначейства, финансовых органах.
Признано утратившим силу положение о том, что принятие решения о ликвидации и проведение ликвидации автономного учреждения осуществляется в порядке, установленном:
1) Правительством Российской Федерации в отношении автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в федеральной собственности;
2) высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации;
3) местной администрацией муниципального образования в отношении автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности.

Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»

Многофункциональный центр предоставления госуслуг может быть, в том числе, и автономным учреждением.

Реклама