Первичные статистические данные являются информацией ограниченного доступа

Инспекция в ходе проведения выездной налоговой проверки предприятия направила в органы статистики требование о представлении документов о компании. Были запрошены следующие формы: № 5-З «Сведения о затратах на производство и продажу продукции за 2009 — 2010 годы», № 1-МОН «Сведения о производстве и отгрузке продукции хозяйствующими субъектами, имеющими долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов».

Статистика, ссылаясь на ст. 9 Федерального закона от 29 ноября 2007 г. № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации», отказала инспекции в представлении запрашиваемых документов. Основание — первичные статистические данные, содержащиеся в формах федерального статистического наблюдения, являются информацией ограниченного доступа.

Этот факт и послужил основанием для привлечения управления статистики к ответственности. Спор решался в арбитражном суде. Причем стоит отметить, что первые три инстанции полностью поддержали позицию ИФНС. Признавая обоснованным привлечение управления статистики к ответственности по п. 2 ст. 126 НК РФ, суды исходили из правомерности действий инспекции.

Но высшие арбитры, которые рассмотрели жалобу управления, передали дело на пересмотр. Как подчеркнул ВАС РФ в Определении от 8 ноября 2012 г. № ВАС-11890/12, налоговые органы вправе истребовать, а налогоплательщики обязаны представить документы, которые связаны непосредственно с исчислением и уплатой налогов. Документы, запрошенные инспекцией у Чукотстата, являются первичными статистическими данными, необходимыми для формирования официальной статистической информации.

Указанные документы не являются данными регистров бухгалтерского учета, поэтому не могут свидетельствовать о каких-либо нарушениях со стороны налогоплательщика.


Реклама