Вопросы по бюджетному и бухгалтерскому учету
Встроенное нежилое помещение учебной парикмахерской, находящейся в оперативном управлении лицея, располагается на 1-м этаже жилого дома. В результате протечки, произошедшей по вине жильцов 2-го этажа, был нанесен материальный ущерб. Как отразить в бухгалтерском учете бюджетного учреждения операции по взысканию по решению суда материального ущерба и судебных расходов, возникших в связи с протечкой помещений нашего лицея?
Ответ:
Согласно Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 16 декабря 2010 г. № 174н (далее — Инструкция № 174н), операции по взысканию материального ущерба и судебных расходов отражаются записями:
Дебет 0 205 41 560
«Увеличение дебиторской задолженности по суммам принудительного изъятия»
Кредит 0 401 10 140
«Доходы от сумм принудительного изъятия»
— отражена сумма принудительного изъятия в возмещение причиненного ущерба.
Отвечала Л. Ю. Симонова, редактор-эксперт журнала «Бюджетный учет»
Как отразить в учете казенного учреждения поступление по договору дарения основных средств (спортинвентаря) стоимостью свыше 3000 рублей, которое в последующем будет сдаваться в прокат?
Ответ:
В бухгалтерском учете казенного учреждения поступление объектов основных средств по договорам дарения будут отражаться в зависимости от затрат, связанных с постановкой имущества на учет.
Если дополнительные затраты отсутствуют, то операции отражаются записями:
Дебет 0 101 3Х 310
«Увеличение стоимости основных средств — иного движимого имущества учреждения»
Кредит 0 401 10 180
«Прочие доходы».
При дополнительных фактических затратах (транспортные, монтажные, консультационные услуги и другие) принятие спортинвентаря на учет будет отражаться проводками:
Дебет 0 101 3Х 310
«Увеличение стоимости основных средств — иного движимого имущества учреждения»
Кредит 0 106 31 310
«Увеличение вложений в основные средства — иное движимое имущество учреждения».
Так как стоимость подаренного имущества превышает 3000 рублей, отражать их на забалансовом счете 21 «Основные средства стоимостью до 3000 рублей включительно в эксплуатации» не нужно.
Напомним, что согласно статье 625 Гражданского кодекса прокат относится к отдельным видам договора аренды и договорам аренды отдельных видов имущества. Правовые особенности проката рассмотрены в § 2 главы 34 Гражданского кодекса.
Отвечала Е. М. Шахова, аудитор
Как определить базовую норму расхода ГСМ для автомобиля FIAT DucatoCombi? Рабочий объем двигателя — 2286 куб. м.
Ответ:
Значения базовых, транспортных и эксплуатационных (с учетом надбавок) норм расхода топлив для автомобильного подвижного состава общего назначения, норм расхода топлива на работу специальных автомобилей, порядок применения норм, формулы и методы расчета нормативного расхода топлив при эксплуатации, справочные нормативные данные по расходу смазочных материалов, значения зимних надбавок и др. приведены в методических рекомендациях «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте», введенных в действие распоряжением Минтранса России от 14 марта 2008 г. № АМ-23-р «О введении в действие Методических рекомендаций «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте» (далее — Рекомендации).
Указанный документ прошел экспертизу, и по ее итогам Минэкономразвития России издал заключение от 20 апреля 2012 года (далее — Заключение). В Заключении, в частности, указано, что на практике сложились две позиции о порядке учета затрат на топливо и смазочные материалы на автомобильном транспорте:
— учет затрат на топливо и смазочные материалы в пределах норм, установленных Рекомендациями. Такой позиции придерживается Министерство финансов Российской Федерации (письмо от 3 сентября 2010 г. № 03-03-06/2/57, от 10 июня 2011 г. № 03-03-06/4/61, от 14 января 2009 г. № 03-03-06/1/15), а также УФНС по г. Москве (письма от 3 ноября 2009 г. № 16-16/115253, от 13 октября 2009 г. № 16-15/107268).
Следует учесть, что Минфин России в письме от 8 июля 2011 г. № 02-06-10/3056 указывает, что Рекомендации носят рекомендательный характер. Поэтому для того, чтобы использовать положения, содержащиеся в Рекомендациях, следует закрепить это в своей сформированной учетной политике.
В отношении тех автомобилей, для которых нормы расхода топлив и смазочных материалов не утверждены, организациям рекомендуется руководствоваться технической документацией или информацией, предоставляемой изготовителем автомобиля;
— расходы на топливо и смазочные материалы необходимо учитывать в размере фактически произведенных затрат. Данная позиция отмечается УФНС по г. Москве в письме от 12 апреля 2006 г. № 20-12/29007, где указано, что при налогообложении прибыли учитываются затраты организации на приобретение смазочных материалов исходя из пробега автомобиля с учетом фактического расхода топлив в производственных целях.
Учреждение вправе применять и другие нормы расходования ГСМ, например разработанные самостоятельно с использованием рекомендаций завода-изготовителя. То есть учреждение может установить локальным нормативным актом нормы расхода топлива на приобретенный автомобиль на основании технической документации автомобиля с учетом коэффициентов для своей местности.
Пунктом 4 Рекомендаций установлено, что учет дорожно-транспортных, климатических и других эксплуатационных факторов производится при помощи поправочных коэффициентов (надбавок) (их значения устанавливаются приказом или распоряжением руководства предприятия, эксплуатирующего АТС, или местной администрации). В случае производственной необходимости возможно уточнение или введение отдельных поправочных коэффициентов (надбавок) к нормам расхода топлив по распоряжению руководства местных администраций регионов и других ведомств — при соответствующем обосновании и по согласованию с Минтрансом России (п. 6 Рекомендаций).
Учитывая, что нормы расхода топлив по автомобилю FIAT DucatoCombi в Рекомендациях не указаны, и исходя из положений нормативных документов, арбитражной практики, в сложившейся ситуации можно рекомендовать следующее:
взять за основу расход топлива, указанный в технической документации или информации, предоставляемой изготовителем автомобиля, и произвести расчет с учетом поправочных коэффициентов.
Отвечала Ю. Л. Анохина, консультант
Из занавеса, который отражен в учете, сшили сценические костюмы, принесли акт переработки. Как списать занавес и поставить на учет сценические костюмы в бюджетном учреждении?
Ответ:
Операции по списанию занавеса и пошиву из него сценических костюмов в учете бюджетного учреждения отражаются в соответствии с Инструкцией № 174н и будут следующими:
Дебет 4 104 36 410
«Уменьшение за счет амортизации стоимости производственного и хозяйственного инвентаря — иного движимого имущества учреждения»
Кредит 4 101 36 410
«Уменьшение стоимости производственного и хозяйственного инвентаря — иного движимого имущества учреждения»
— списание занавеса в размере начисленной амортизации;
Дебет 4 401 10 172
«Доходы от операций с активами»
Кредит 4 101 36 410
«Уменьшение стоимости производственного и хозяйственного инвентаря — иного движимого имущества учреждения»
— списание занавеса в сумме остаточной стоимости;
Дебет 4 105 35 340
«Увеличение стоимости мягкого инвентаря — иного движимого имущества учреждения»
Кредит 4 401 10 180
«Прочие доходы»
— принятие к бухгалтерскому учету ветоши при списании занавеса;
Дебет 4 106 34 340
«Увеличение вложений в материальные запасы — иное движимое имущество учреждения»
Кредит 4 105 35 440
«Уменьшение стоимости мягкого инвентаря — иного движимого имущества учреждения»
— списание стоимости материалов при изготовлении сценических костюмов;
Дебет 4 105 35 340
«Увеличение стоимости мягкого инвентаря — иного движимого имущества учреждения»
Кредит 4 106 34 440
«Уменьшение вложений в материальные запасы — иное движимое имущество учреждения»
— принятие к учету сценических костюмов.
Отвечала А. А. Комлева, шеф-редактор журнала «Бюджетный учет»
Подскажите, пожалуйста, порядок отражения в бюджетном учете выявленных переплат за прошлый год по заработной плате и денежному довольствию в федеральном казенном учреждении.
Ответ:
Руководствуясь Инструкциями № 157н и 162н, операции по выявленным переплатам заработной платы (денежного довольствия) в учете оформляют в следующем порядке:
в случаях, когда возмещение переплаты производится сотрудником, получившим излишнюю заработную плату (денежное довольствие), в кассу учреждения:
Дебет 1 401 20 211
«Расходы по заработной плате»
Кредит 1 302 11 730
«Увеличение кредиторской задолженности по заработной плате»
— исправление ошибки, связанной с выявлением переплаты заработной платы (денежного довольствия) способом «красное сторно»;
Дебет 1 205 31 560
«Увеличение дебиторской задолженности по доходам от оказания платных работ, услуг»
Кредит 1 302 11 730
«Увеличение кредиторской задолженности по заработной плате»
— начисление задолженности в бюджет в сумме выявленной переплаты;
Дебет 1 201 34 510
«Поступление средств в кассу учреждения»
Кредит 1 205 31 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от оказания платных работ, услуг»
— поступление суммы переплаты в кассу учреждения;
Дебет 1 210 03 560
«Увеличение дебиторской задолженности по операциям с финансовым органом по наличным денежным средствам»
Кредит 1 201 34 610
«Выбытия средств из кассы учреждения»
— выбытие возвращенной суммы переплаты из кассы для зачисления на лицевой счет учреждения;
Дебет 1 304 05 211
«Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по заработной плате»
Кредит 1 210 03 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по операциям с финансовым органом по наличным денежным средствам»
— зачисление суммы переплаты на лицевой счет учреждения на восстановление кассовых расходов при их поступлении в текущем году;
Дебет 1 303 05 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет»
Кредит 1 304 05 211
«Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по заработной плате»
— перечисление поступившей переплаты прошлого года в доход соответствующего бюджета;
Дебет 1 210 02 130
«Расчеты с финансовым органом по поступившим в бюджет доходам от оказания платных услуг»
Кредит 1 303 05 730
«Увеличение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет»
— поступление суммы переплаты в доход соответствующего бюджета;
при возмещении сотрудником учреждения необоснованных расходов в результате допущенной им переплаты заработной платы (денежного довольствия):
Дебет 1 205 31 560
«Увеличение дебиторской задолженности по доходам от оказания платных работ, услуг»
Кредит 1 401 10 130
«Доходы от оказания платных услуг»
— начисление задолженности за лицом, допустившим переплату, по возмещению суммы переплат;
Дебет 1 210 02 130
«Расчеты с финансовым органом по поступившим в бюджет доходам от оказания платных услуг»
Кредит 1 205 31 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от оказания платных работ, услуг»
— в случае перечисления возмещаемой суммы непосредственно самим лицом, допустившим переплату, в доход соответствующего бюджета;
Дебет 1 302 11 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по заработной плате»
Кредит 1 304 03 730
«Увеличение кредиторской задолженности по удержаниям из выплат по оплате труда»
— при удержании суммы переплаты пособия из заработной платы виновного сотрудника в случаях, разрешенных законодательством Российской Федерации;
Дебет 1 304 03 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по удержаниям из выплат по оплате труда»
Кредит 1 304 05 211
«Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по заработной плате»
— перечисление удержанной суммы в доход соответствующего бюджета;
Дебет 1 210 02 130
«Расчеты с финансовым органом по поступившим в бюджет доходам от оказания платных услуг»
Кредит 1 205 31 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от оказания платных работ, услуг»
— зачисление в доход соответствующего бюджета удержанной суммы.
Отвечала А. А. Кучеренко, консультант
В казенном учреждении купили чайник стоимостью до 3000 рублей, он сломался, произвели списание и приобрели новый, но по другой стоимости. Как правильно отразить в бухгалтерском учете все эти действия?
Ответ:
Операции по приобретению чайника и его замене в связи с поломкой будут следующими:
Дебет 1 302 31 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по приобретению основных средств»
Кредит 1 304 05 310
«Расчеты по платежам из бюджета с финансовыми органами по приобретению основных средств»
— произведена оплата чайника;
Дебет 1 106 31 310
«Увеличение вложений в основные средства — иное движимое имущество учреждения»
Кредит 1 302 31 730
«Увеличение кредиторской задолженности по приобретению основных средств»
— формирование стоимости чайника;
Дебет 1 101 36 310
«Увеличение стоимости производственного и хозяйственного инвентаря — иного движимого имущества учреждения»
Кредит 1 106 31 310
«Увеличение вложений в основные средства — иное движимое имущество учреждения»
— принятие чайника к учету;
Дебет 1 401 20 271
«Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов»
Кредит 1 101 36 410
«Уменьшение стоимости производственного и хозяйственного инвентаря — иного движимого имущества учреждения»
— выдача чайника в эксплуатацию с одновременным отражением по увеличению забалансового счета 21 «Основные средства стоимостью до 3000 рублей включительно в эксплуатации».
На основании заключения о непригодности чайника его необходимо списать. Новый чайник нужно поставить на учет. Списание производится по уменьшению забалансового счета 21 «Основные средства стоимостью до 3000 рублей включительно в эксплуатации».
Принятие к учету нового чайника отражается записями:
Дебет 1 101 36 310
«Увеличение стоимости производственного и хозяйственного инвентаря — иного движимого имущества учреждения»
Кредит 1 401 10 180
«Прочие доходы»
— принятие к учету нового чайника;
Дебет 1 401 20 271
«Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов»
Кредит 1 101 36 410
«Уменьшение стоимости производственного и хозяйственного инвентаря — иного движимого имущества учреждения»
— выдача чайника в эксплуатацию с одновременным отражением по увеличению забалансового счета 21 «Основные средства стоимостью до 3000 рублей включительно в эксплуатации».
Отвечала О. Б. Воробьева, аудитор
Можно ли сотруднику казенного учреждения одновременно выдать денежные документы (билеты на проезд в командировку) и перечислить на банковскую карту (зарплатный проект) денежные средства на проживание и суточные, учитывая, что под отчет могут выдаваться средства при отсутствии задолженности по подотчетным суммам?
Ответ:
Сотруднику казенного учреждения можно одновременно выдать денежные документы (билеты на проезд в командировку из фондовой кассы) и перечислить на дебетовую банковскую карту (в рамках зарплатного проекта) денежные средства на проживание и суточные.
Порядок направления работников в служебные командировки определен Положением об особенностях направления работников в командировки, утвержденным постановлением Правительства РФ от 13 октября 2008 г. № 749 (далее — Положение № 749).
Согласно пункту 10 Положения № 749 работнику при направлении его в командировку выдается денежный аванс на оплату расходов по проезду и найму жилого помещения и дополнительных расходов, связанных с проживанием вне места постоянного жительства (суточные). Так как речь идет о расходах в одной и той же командировке, только расходы на проезд заменены денежным документом (билетами), их получение сотрудником не может считаться задолженностью по подотчетным суммам и препятствовать получению денежных средств на проживание и суточных.
Отвечала Л. Ю. Симонова, редактор-эксперт журнала «Бюджетный учет»
Может ли после передачи оборудования другой организации амортизация быть со знаком «минус»?
Ответ:
Согласно пункту 86 Инструкции № 157н начисление амортизации начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия объекта к бухгалтерскому учету, и производится до полного погашения стоимости этого объекта либо его выбытия (в том числе по основанию списания объекта с бухгалтерского учета). Начисление амортизации не может производиться свыше 100 процентов стоимости амортизируемого объекта.
В учете начисление амортизации отражается записями:
Дебет 0 401 20 271, 0 106 34 340, 0 109 Х0 271
«Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов», «Увеличение вложений в материальные запасы — иное движимое имущество учреждения», «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг»
Кредит 0 104 00 000
«Амортизация».
При передаче основных средств ранее начисленная амортизация отражается:
Дебет 0 104 00 000
«Амортизация»
Кредит 0 304 04 310, 0 401 20 2ХХ
«Внутриведомственные расчеты по приобретению основных средств», «Расходы текущего финансового года».
Отрицательное значение амортизации при передаче невозможно. Сумма амортизации не может превышать балансовую стоимость нефинансового актива.
Отвечала Е. М. Шахова, аудитор
На каком счете в бюджетном учреждении следует учитывать аквариумных рыбок?
Ответ:
Согласно пункту 34 Инструкции № 157н принятие к учету объектов основных средств осуществляется, если иное не установлено настоящей Инструкцией, на основании решения постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов (далее — Комиссия), оформленного оправдательным документом (первичным (сводным) учетным документом) — Актом по форме, установленной нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации Министерством финансов Российской Федерации. Таким образом, при принятии решения Комиссией об отнесении аквариумных рыбок к основным средствам согласно Инструкции № 174н аквариумные рыбки в бюджетном учреждении подлежат учету на счете 101 38 000 «Прочие основные средства — иное движимое имущество учреждения».
Обратите внимание, что согласно статье 256 Налогового кодекса амортизируемым имуществом признается имущество, которое находится у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено главой 25 НК РФ), используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 40 000 рублей.
При принятии решения Комиссией об отнесении аквариумных рыбок к материальным запасам в целях улучшения дизайна интерьера указанные рыбки учитывают на счете 105 00 «Материальные запасы».
В этом случае необходимо учесть положения статей 252, 254 Налогового кодекса.
Отвечала Ю. Л. Анохина, консультант
В казенном учреждении по состоянию на 1 января 2013 года имеется дебиторская задолженность по КОСГУ 212 — компенсация проезда в отпуск по льготам жителям, проживающим в районах Крайнего Севера, в сумме 15 000 рублей на счете 208.12. В январе 2013 года работник написал заявление об удержании из заработной платы этой суммы как неиспользованной. Учреждение перечислило эту сумму на свой лицевой счет в казначействе, затем — в вышестоящую организацию как задолженность прошлых лет. Подскажите, пожалуйста, какими должны быть бухгалтерские записи?
Ответ:
Записи по возврату подотчетной суммы прошлого года и перечислению данной суммы в доход соответствующего бюджета как дебиторской задолженности прошлых лет будут следующими:
Дебет 1 201 34 510
«Поступление средств в кассу учреждения»
Кредит 1 208 12 660
«Уменьшение дебиторской задолженности подотчетных лиц по прочим выплатам»
— внесение суммы задолженности в кассу учреждения;
Дебет 1 210 03 560
«Увеличение дебиторской задолженности по операциям с финансовым органом по наличным денежным средствам»
Кредит 1 201 34 610
«Выбытия средств из кассы учреждения»
— выбытие возвращенной суммы переплаты из кассы для зачисления на лицевой счет учреждения;
Дебет 1 304 05 212
«Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по прочим выплатам»
Кредит 1 210 03 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по операциям с финансовым органом по наличным денежным средствам»
— зачисление суммы задолженности на лицевой счет учреждения на восстановление кассовых расходов при их поступлении в текущем году;
Дебет 1 303 05 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет»
Кредит 1 304 05 212
«Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по прочим выплатам»
— перечисление суммы задолженности прошлого года в доход соответствующего бюджета;
Дебет 1 210 02 130
«Расчеты с финансовым органом по поступившим в бюджет доходам от оказания платных услуг»
Кредит 1 303 05 730
«Увеличение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет»
— поступление суммы задолженности в доход соответствующего бюджета.
Отвечала А. А. Комлева, шеф-редактор журнала «Бюджетный учет»
Как отразить в бухгалтерском учете бюджетного учреждения операции по перечислению стипендии учащимся на дебетовую карту Сбербанка России и компенсации обучающимся в областных государственных образовательных учреждениях начального профессионального образования затрат по проезду на транспорте общего пользования междугородного и пригородного сообщения (кроме такси) к месту учебы и обратно размере 50 процентов стоимости проезда (КОСГУ 262)?
Ответ:
Перечисление стипендии и компенсации на банковские счета, открытые физическим лицам для операций с использованием расчетных (дебетовых) карт, студентам отражается записями:
Дебет 4 302 91 830, 4 302 62 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по прочим расходам», «Уменьшение кредиторской задолженности по пособиям по социальной помощи населению»
Кредит 4 304 03 730
«Увеличение кредиторской задолженности по удержаниям из выплат по оплате труда»
— отражение суммы стипендии и компенсации, подлежащих перечислению на банковские счета, открытые физическим лицам для операций с использованием расчетных (дебетовых) карт, студентам;
Дебет 4 304 03 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по удержаниям из выплат по оплате труда»
Кредит 4 201 11 610
«Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства»
— перечисление стипендии и компенсации на банковские счета, открытые физическим лицам для операций с использованием расчетных (дебетовых) карт, студентам.
Отвечала А. А. Кучеренко, консультант
Может ли особо ценное движимое имущество быть приобретено бюджетным учреждением нового типа по приносящей доход деятельности?
Ответ:
В соответствии с пунктом 11 статьи 9.2 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» под особо ценным движимым имуществом понимается движимое имущество, без которого осуществление бюджетным учреждением своей уставной деятельности будет существенно затруднено. Порядок отнесения имущества к категории особо ценного движимого имущества устанавливается Правительством Российской Федерации. Виды такого имущества могут определяться:
1) федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в отношении федеральных бюджетных учреждений, находящихся в ведении этих органов или в ведении федеральных служб и агентств, подведомственных этим органам; федеральными органами государственной власти (государственными органами), руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации или Правительство Российской Федерации, в отношении федеральных бюджетных учреждений, находящихся в их ведении;
2) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении бюджетных учреждений субъекта Российской Федерации;
3) в порядке, установленном местной администрацией в отношении муниципальных бюджетных учреждений.
Пунктом 4 постановления Правительства РФ от 26 июля 2010 г. № 538 «О порядке отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества» (далее — Постановление № 538) установлены критерии отнесения движимого имущества к особо ценному движимому имуществу. Как следует из Постановления № 538, источник денежных средств на приобретение имущества не является основным критерием отнесения имущества к категории особо ценного движимого имущества.
Таким образом, имущество, приобретенное государственными (муниципальными) бюджетными учреждениями за счет собственных доходов от оказания платных услуг (работ), иной приносящей доход деятельности, а также имущество, безвозмездно полученное в рамках благотворительной деятельности, отвечающее критериям отнесения движимого имущества к особо ценному движимому, установленным в соответствии с Постановлением № 538 (далее — ОЦДИ от приносящей доход деятельности), подлежит включению в перечень особо ценного движимого имущества.
Вместе с тем согласно пункту 2 статьи 120 Гражданского кодекса государственное (муниципальное) бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам вышеуказанным ОЦДИ от приносящей доход деятельности. При этом ограничения по распоряжению государственным (муниципальным) имуществом, установленные пунктами 2, 3 статьи 298 Гражданского кодекса, на указанное имущество не распространяются.
Отвечала О. Б. Воробьева, аудитор
Муниципальное казенное учреждение приобретает жилые дома для детей-сирот. Земельные участки под жилыми домами имеют кадастровый паспорт и стоимость. Какими бухгалтерскими проводками оформить поступление земельных участков?
Ответ:
Поступление непроизведенных активов (земельных участков) в соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Минфина России от 6 декабря 2010 г. № 162н (далее — Инструкция № 162н), отражается следующими записями:
Дебет 1 106 13 330
«Увеличение вложений в непроизведенные активы — недвижимое имущество учреждения»
Кредит 1 302 33 730
«Увеличение кредиторской задолженности по приобретению непроизведенных активов»
— отражена задолженность по оплате земельных участков;
Дебет 1 302 33 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по приобретению непроизведенных активов»
Кредит 1 304 05 330
«Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по приобретению непроизведенных активов»
— перечислена плата контрагентам за приобретенные земельные участки с одновременным отражением по забалансовому счету 18 «Выбытия денежных средств со счетов учреждения»;
Дебет 1 103 11 330
«Увеличение стоимости земли — недвижимого имущества учреждения»
Кредит 1 106 13 330
«Увеличение вложений в непроизведенные активы — недвижимое имущество учреждения»
— принят к учету приобретенный земельный участок.
Отвечала Л. Ю. Симонова, редактор-эксперт журнала «Бюджетный учет»
Какой код ОКОФ установлен для системы мониторинга автотранспорта (электронный самописец, регистрирующий все перемещения транспортного средства путем записи времени и маршрута в виде точек с географическими координатами, полученных со спутников GPS и/или ГЛОНАСС)?
Ответ:
Во введении к «ОК 013-94. Общероссийский классификатор основных фондов», утвержденного постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. № 359 (далее — Классификатор), указано, что группировки объектов в ОКОФ образованы в основном по признакам назначения, связанным с видами деятельности, осуществляемыми с использованием этих объектов и производимыми в результате этой деятельности продукцией и услугами.
Системы мониторинга автотранспорта в Классификации прямо не поименованы. Исходя из назначения оборудования — регистрация всех перемещений транспортного средства путем записи времени и маршрута в виде точек с географическими координатами, полученных со спутников GPS и/или ГЛОНАСС, — указанные системы можно отнести к группировке «Аппаратура управления, контроля, регистрации сообщений и оборудование вспомогательное для систем передачи данных» с кодом ОКОФ 14 3222155 8.
Отвечала Л. Ю. Симонова, редактор-эксперт журнала «Бюджетный учет»
Подскажите, пожалуйста, куда должна поступать дебиторская задолженность прошлых лет в бюджетных учреждениях в 2013 году, если оплата договоров производилась с КФО 4 «Субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания»?
Ответ:
Для бюджетных учреждений — получателей субсидий независимо от того, зачисляются средства прошлого финансового года или текущего, данная операция рассматривается как восстановление кассового расхода, и перечисление полученных средств в доход бюджета не производится. Однако указанные средства должны направляться на те же цели, на которые были выделены первоначально.
Отвечала Ю. Л. Анохина, консультант
Перечислили заработную плату на лицевые счета сотрудникам. Часть денежных средств вернулась в связи закрытием счета некоторых сотрудников. Как правильно отразить данный возврат денежных средств в учете?
Ответ:
Возврат заработной платы в связи с закрытием счетов сотрудников отражается следующей записью:
Дебет 1 304 05 211
«Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по заработной плате»
Кредит 1 304 03 730
«Увеличение кредиторской задолженности по удержаниям из выплат по оплате труда».
Отвечала А. А. Комлева, шеф-редактор журнала «Бюджетный учет»
Какими документами и бухгалтерскими записями отражается в бюджетном учете казенного учреждения возврат продавцу приобретенной запасной части к автомобилю?
Ответ:
Возврат продавцу приобретенной запасной части в учете казенного учреждения отражается записью:
Дебет 1 302 34 830, 1 208 34 560
«Уменьшение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов», «Уменьшение дебиторской задолженности подотчетных лиц по приобретению материальных запасов»
Кредит 1 105 36 440
«Уменьшение стоимости прочих материальных запасов — иного движимого имущества учреждения».
Данная операция оформляется первичным учетным документом в соответствии с Законом № 402-ФЗ (например, накладная на отпуск материалов на сторону).
Отвечала А. А. Кучеренко, консультант
Как отразить недостачу автомобиля в учете учреждения?
Ответ:
Операции по отражению недостачи автомобиля в учете будут следующими:
Дебет 0 209 71 560
«Увеличение дебиторской задолженности по ущербу основным средствам»
Кредит 0 401 10 172
«Доходы от операций с активами».
Если виновное лицо не выявлено (п. 1 ч. 1 ст. 208 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в случае неустановления лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого, предварительное следствие по уголовному делу приостанавливается), то в учете казенного учреждения необходимо сделать следующие записи:
Дебет 0 104 35 410
«Уменьшение за счет амортизации стоимости транспортных средств — иного движимого имущества учреждения»
Кредит 0 101 35 410
«Уменьшение стоимости транспортных средств — иного движимого имущества учреждения»
— списание суммы начисленной амортизации транспортного средства;
Дебет 0 401 10 172
«Доходы от операций с активами»
Кредит 0 101 35 410
«Уменьшение стоимости транспортных средств — иного движимого имущества учреждения»
— списание остаточной стоимости транспортного средства;
Дебет 0 401 10 173
«Чрезвычайные доходы от операций с активами»
Кредит 0 209 71 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по ущербу основным средствам»
— списание суммы ущерба на основании принятого решения.
Отвечала О. Б. Воробьева, аудитор
В 2012 году казенным учреждением была допущена переплата по подстатье 223 «Коммунальные услуги» КОСГУ. Надо ли принимать обязательства на 2013 год полностью или уменьшенными на эту сумму?
Ответ:
В соответствии с пунктом 140 Инструкции № 162н к принятым бюджетным обязательствам текущего финансового года относятся расходные обязательства, предусмотренные к исполнению за счет соответствующего бюджета в текущем финансовом году, в том числе принятые и неисполненные бюджетные обязательства прошлых лет.
Обязательства по предоставлению в текущем финансовом году средств из соответствующего бюджета, пре-дусмотренные условиями заключенных получателями бюджетных средств государственных (муниципальных) контрактов (договоров), включая бюджетные инвестиции в объекты государственной собственности Российской Федерации, а также обязательства по государственным (муниципальным) контрактам (договорам), принятым в прошлые годы и не исполненным по состоянию на начало текущего финансового года, подлежащие исполнению за счет средств соответствующего бюджета (бюджетных ассигнований) в текущем финансовом году, — в сумме заключенных контрактов, договоров.
Исходя из этого обязательства на текущий год следует принять в размере суммы контракта, заключенного на предоставление коммунальных услуг в 2013 году.
Отвечала Е. М. Шахова, аудитор
Какие нужно сделать бухгалтерские записи при поступлении в доход бюджета города средств по исполнительному листу (хищение основных средств)?
Ответ:
В соответствии с пунктом 3 статьи 41 Бюджетного кодекса средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия относятся к неналоговым доходам бюджетов.
К суммам принудительного изъятия, в частности, относятся денежные средства, подлежащие взысканию по исполнительному документу (ст. 68 Закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).
Аналитический учет расчетов по поступлениям сумм принудительного изъятия ведется в Карточке учета средств и расчетов (ф. 0504051) либо в Журнале операций расчетов с дебиторами по доходам в разрезе дебиторов (ф. 0504071) (п. 200 Инструкции № 157н).
Поступления денежных средств отражаются записями:
Дебет 1 210 02 140
«Расчеты с финансовым органом по поступившим в бюджет суммам принудительного изъятия»
Кредит 1 205 41 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по суммам принудительного изъятия»
— поступили денежные средства по исполнительному листу.
Отвечала Ю. Л. Анохина, консультант
Как правильно разделить расходы между уставной бюджетной и предпринимательской деятельностью в целях исчисления налога на прибыль?
Ответ:
Нормами подпункта 14 пункта 1 и пункта 2 статьи 251 Налогового кодекса установлена обязанность налогоплательщиков вести в целях налогообложения раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования и целевых поступлений и за счет иных источников. При отсутствии такого учета указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению со дня их получения.
Исходя из анализа статей 313 и 314 Налогового кодекса можно сделать вывод: по средствам целевого финансирования и целевых поступлений учреждение, как и прежде, должно вести аналитический учет доходов и расходов по каждому виду поступлений.
В письме Минфина России от 18 мая 2011 г. № 03-03-06/4/47 даны разъяснения об особенностях ведения налогового учета бюджетными учреждениями. В пункте 1 статьи 252 Налогового кодекса предусмотрено, что налогоплательщики при определении налоговой базы по налогу на прибыль полученные доходы вправе уменьшать на суммы произведенных обоснованных и документально подтвержденных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 НК РФ). При этом расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение доходов. Следовательно, доходы, полученные от предпринимательской деятельности, при определении налоговой базы по налогу на прибыль могут быть уменьшены бюджетными учреждениями лишь на расходы, непосредственно связанные с осуществлением такой деятельности.
Если некоторые затраты с равными основаниями могут быть отнесены одновременно к нескольким группам расходов, налогоплательщик вправе самостоятельно определить, к какой именно группе он отнесет такие затраты
(п. 4 ст. 252 НК РФ). Из этого следует, что налогоплательщик вправе самостоятельно определять группу затрат, которые произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода, то есть в рамках коммерческой деятельности.
Для бюджетных учреждений положения главы 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса не предусматривают пропорционального деления затрат между коммерческой деятельностью и деятельностью, финансируемой из бюджета.
В целях разделения в бюджетном учреждении расходов между уставной бюджетной и предпринимательской деятельностью для исчисления налога на прибыль можно рекомендовать сократить перечень расходов, подлежащих распределению, и закрепить методику их распределения в учетной политике для целей налогового учета.
Отвечала Е. М. Шахова, аудитор
Может ли федеральное бюджетное учреждение дарить подарки, приобретенные за счет бюджета, иностранцам (физическим лицам, официальным делегациям) в ходе каких-либо мероприятий?
Ответ:
Бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом.
Остальным имуществом, находящимся на праве оперативного управления, бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не предусмотрено пунктами 13 и 14 статьи 9.2 Закона № 7-ФЗ.
Отвечала А. А. Комлева, шеф-редактор журнала «Бюджетный учет»
Какую бухгалтерскую запись нужно проставлять на лицевой стороне авансового отчета в разделе «Бухгалтерская запись»: по выдаче аванса подотчетному лицу или по принятию к учету расходов по авансовому отчету?
Ответ:
Руководствуясь положениями приказа Минфина России от 15 декабря 2010 г. № 173н «Об утверждении форм первичных учетных документов, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями и методическими указаниями по их применению», на лицевой стороне Авансового отчета (ф. 0504049) следует проставлять бухгалтерские записи по выдаче денежных средств под отчет.
Отвечала А. А. Кучеренко, консультант
Просим дать разъяснение по следующему вопросу. В соответствии с постановлением губернатора области «О внесении изменений в приложения к постановлению Губернатора области «О базовых окладах (базовых должностных окладах) профессиональных квалификационных групп общеотраслевых должностей руководителей, специалистов и служащих, базовых ставках заработной платы профессиональных квалификационных групп общеотраслевых профессий рабочих» с 1 октября 2012 года увеличена на 6 процентов оплата труда работников областных государственных учреждений, обеспечиваемая за счет средств областного бюджета. Заработная плата повышена всем работникам, кроме руководителя, его заместителя и главного бухгалтера. В соответствии с постановлением губернатора области «Об утверждении Положения об оплате труда работников государственных казенных учреждений области центров занятости населения области» заработная плата руководителей учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров состоит из должностного оклада, выплат компенсационного и стимулирующего характера. Должностные оклады заместителей руководителей и главных бухгалтеров учреждений устанавливаются на 10–30 процентов ниже должностных окладов руководителей этих учреждений. Должностной оклад руководителя учреждения устанавливается в кратном отношении к средней заработной плате работников учреждения и составляет не более 2 размеров указанной средней заработной платы. Повышение должностных окладов руководителя, его заместителя и главного бухгалтера произошло с 1 января 2013 года. Обязано ли учреждение индексировать среднюю заработную плату для расчета отпускных и командировок, так как повышение заработной платы с 1 октября 2012 года произведено не в целом по организации? Если да, то как индексировать среднюю заработную плату руководителя, его заместителя и главного бухгалтера?
Ответ:
Порядок индексации заработной платы для расчета среднего заработка установлен в пункте 16 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2007 г. № 922 (далее — Положение). Действительно, в этом пункте указано, что если оплата труда была повышена отдельному работнику, а не всем работникам организации (филиала, структурного подразделения), то к данному повышению указанный порядок не применяется (п. 16 Положения). Но постановлением субъекта произошло одновременное повышение не отдельному работнику, а всем сотрудникам, за исключением руководителя, его заместителя и главного бухгалтера. Поэтому применение порядка индексации возможно. Для указанных сотрудников следует учитывать повышение окладов с 1 октября. При расчете среднего заработка руководителя, его заместителя и главного бухгалтера следует учитывать повышение их должностных окладов
с 1 января 2013 года.
Отвечала Л. Ю. Симонова, редактор-эксперт журнала «Бюджетный учет»
Бюджетное учреждение здравоохранения приобретает льготные медикаменты по выделенной субсидии на иную цель для выдачи населению с отражением расходов по подстатье 262 «Пособия по социальной помощи населению» КОСГУ. Какими записями отражается учет данных медикаментов? Надо ли их ставить на учет по счету 105 31 или сразу относить на счет 401 20 262?
Ответ:
Согласно пункту 30 Инструкции № 174 для формирования информации в денежном выражении о наличии материальных запасов и хозяйственных операций, осуществляемых с ними, применяются группы счетов 0 105 20 000 «Материальные запасы — особо ценное движимое имущество учреждения»; 0 105 30 000 «Материальные запасы — иное движимое имущество учреждения»; 0 105 40 000 «Материальные запасы — предметы лизинга». Учет льготных медикаментов для выдачи населению в бюджетном учреждении производится в соответствии с Инструкцией № 174н и отражается следующими записями:
Дебет 5 302 62 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по пособиям по социальной помощи населению»
Кредит 5 201 11 610
«Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства»
— перечислена плата за льготные лекарственные препараты;
Дебет 5 105 31 340
«Увеличение стоимости медикаментов и перевязочных средств — иного движимого имущества учреждения»
Кредит 5 302 62 730
«Увеличение кредиторской задолженности по пособиям по социальной помощи населению»
— принятие к учету льготных медикаментов;
Дебет 5 401 20 262
«Расходы на пособия по социальной помощи населению»
Кредит 5 105 31 440
«Уменьшение стоимости медикаментов и перевязочных средств — иного движимого имущества учреждения»
— на основании представленного реестра лекарств, выданных населению, начислены расходы.
Отвечала Е. М. Шахова, аудитор
Какими бухгалтерскими записями отразить начисление и выплату заработной платы, которая перечисляется на банковские карты? Какими бухгалтерскими записями в этом случае отражается возврат в кассу при переплате зарплаты?
Ответ:
Рассмотрим операции в зависимости от типа учреждения.
Казенное учреждение
Отражение операций по выплате заработной платы работникам казенных учреждений следует осуществлять согласно Инструкции № 162н. Операции по начислению и перечислению заработной платы в казенном учреждении будут следующими:
Дебет 1 401 20 211
«Расходы по заработной плате»
Кредит 1 302 11 730
«Увеличение кредиторской задолженности по заработной плате»
— начислена заработная плата;
Дебет 1 302 11 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по заработной плате»
Кредит 1 304 03 730
«Увеличение кредиторской задолженности по удержаниям из выплат по оплате труда»
— отражены суммы оплаты труда, подлежащие перечислению на банковскую карту работника;
Дебет 1 304 03 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по удержаниям из выплат по оплате труда»
Кредит 1 304 05 211
«Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по заработной плате»
— перечисление суммы заработной платы с лицевого счета учреждения на банковскую карту работника.
Возврат переплаты заработной платы в кассу учреждения отражается записями:
Дебет 1 401 20 211
«Расходы по заработной плате»
Кредит 1 302 11 730
«Увеличение кредиторской задолженности по заработной плате»
— отражение излишне начисленной заработной платы методом «красное сторно»;
Дебет 1 201 34 510
«Поступления средств в кассу учреждения»
Кредит 1 302 11 730
«Увеличение кредиторской задолженности по удержаниям из выплат по оплате труда»
— внесение в кассу излишне полученной заработной платы;
Дебет 1 210 03 560
«Увеличение дебиторской задолженности по операциям с финансовым органом по наличным денежным средствам»
Кредит 1 201 34 610
«Выбытия средств из кассы учреждения»
— внесение наличных денежных средств на счет на основании расходного кассового ордера, квитанции к объявлению на взнос наличными;
Дебет 1 304 05 211
«Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по заработной плате»
Кредит 1 210 03 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по операциям с финансовым органом по наличным денежным средствам»
— зачисление наличных денежных средств на счет на основании выписки с лицевого (банковского) счета.
Бюджетное учреждение
Дебет 0 109 60 211, 0 109 70 211, 0 109 80 211, 0 109 90 211, 0 401 20 211
«Затраты на заработную плату в себестоимости готовой продукции, работ, услуг», «Накладные расходы производства готовой продукции, работ, услуг в части заработной платы», «Общехозяйственные расходы на производство готовой продукции, работ, услуг в части заработной платы», «Издержки обращения в части заработной платы», «Расходы по заработной плате»
Кредит 0 302 11 730
«Увеличение кредиторской задолженности по заработной плате»
— начислена заработная плата.
Далее записи в учете бюджетного учреждения аналогичны записям в казенном учреждении.
Автономное учреждение
Дебет 0 109 60 211, 0 109 70 211, 0 109 80 211, 0 109 90 211, 0 401 20 211
«Затраты на заработную плату в себестоимости готовой продукции, работ, услуг», «Накладные расходы производства готовой продукции, работ, услуг в части заработной платы», «Общехозяйственные расходы на производство готовой продукции, работ, услуг в части заработной платы», «Издержки обращения в части заработной платы», «Расходы по заработной плате»
Кредит 0 302 11 000
«Расчеты по заработной плате»
— начислена заработная плата.
Далее записи в учете автономного учреждения аналогичны записям в казенном учреждении.
Отвечала А. А. Комлева, шеф-редактор журнала «Бюджетный учет»
В 2012 году по результатам акта ревизии был выявлен неправомерный расход по проезду в командировку прошлого 2011 года. Подотчетное лицо внесло деньги в кассу. Затем они были сданы на счет и перечислены в доход бюджета по КДБ 113 02991 01 0300 130. Подскажите, пожалуйста, какими проводками в бюджетном учете должно быть отражено начисление этого дохода и перечисление в доход соответствующего бюджета?
Ответ:
Операции по возврату неправомерно израсходованных денежных средств на проезд в командировку в 2011 году, выявленных в ходе ревизии, будут следующими:
Дебет 1 201 34 510
«Поступления средств учреждения в кассу»
Кредит 1 208 22 660
«Уменьшение дебиторской задолженности подотчетных лиц по оплате транспортных услуг»
— внесение подотчетным лицом средств в кассу учреждения;
Дебет 1 210 03 560
«Увеличение дебиторской задолженности по операциям с органом Федерального казначейства по наличным денежным средствам»
Кредит 1 201 34 610
«Выбытия средств из кассы учреждения»
— сданы в банк денежные средства;
Дебет 1 304 05 222
«Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по транспортным услугам»
Кредит 1 210 03 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по операциям с органом Федерального казначейства по наличным денежным средствам»
— зачислены на лицевой счет учреждения денежные средства;
Дебет 0 303 05 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет»
Кредит 1 304 05 213
«Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства»
— перечислена задолженность в доход бюджета;
Дебет 1 210 02 130
«Расчеты с финансовым органом по поступившим в бюджет доходам от оказания платных услуг»
Кредит 0 303 05 730
«Увеличение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет»
— отражена сумма дебиторской задолженности на основании Извещения (ф. 0504805), переданного получателем доходов администратору доходов.
Обратите внимание, что в случае принятия командировочных расходов на затраты (себестоимость) 2011 года необходимо отсторнировать указанные расходы из налогового регистра, сдать уточненную налоговую декларацию, доплатить налог на прибыль, пени.
Отвечала А. А. Кучеренко, консультант
Подскажите, пожалуйста, можно ли в приходном и расходном кассовом ордере применять рукописный и машинописный способы заполнения одновременно? Например, весь кассовый ордер заполнен на компьютере, а строка «Приложение» заполнена от руки?
Ответ:
Положение № 373-П не содержит запрета заполнения от руки строк в расходном кассовом ордере, заполненном машинописным способом.
Отвечала О. Б. Воробьева, аудитор
Ревизоры написали в акте проверки: «Вместо выдачи под отчет наличных средств на командировочные расходы производилось возмещение произведенных работником расходов». И это замечание они пишут повсеместно во всех проверяемых организациях из года в год. Наши ссылки на 167 статью Трудового кодекса, в которой работнику гарантируется возмещение расходов, связанных со служебной командировкой, во внимание не принимаются. Очень часто решение о направлении работника в командировку на следующий день принимается руководством в конце рабочего дня, и нет возможности получить и выдать под отчет ему наличные средства на командировку. Каков выход из этой ситуации?
Ответ:
При направлении работника в командировку учреждение в первую очередь должно руководствоваться Трудовым кодексом. В соответствии со статьей 167 Трудового кодекса командированному лицу гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой.
Порядок выдачи денег под отчет установлен пунктом 4.4 Положения № 373-П. В нем нет строгого указания, что деньги под отчет должны выдаваться исключительно перед их тратой. Так что деньги под отчет можно выдать по возвращении работника из командировки.
В рассматриваемой ситуации имеет место перерасход. Работник может его компенсировать после возвращения из командировки и сдачи авансового отчета, к которому он должен приложить первичные документы, подтверждающие стоимость авиабилета.
Целесообразно утвердить приказом руководителя Положение о командировках в рамках сформированной учетной политики.
Отвечала А. А. Комлева, шеф-редактор журнала «Бюджетный учет»
В Положении «О порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой банка России на территории Российской Федерации», утвержденном решением Центробанка России от 12 октября 2011 г. № 373-П (далее — Порядок № 373-П), не совсем понятно, нужно ли составлять расходный кассовый ордер к платежной ведомости. Ранее расходный ордер к платежной ведомости не составлялся, а на ведомости делалась отметка с номером и датой расходного кассового ордера.
Ответ:
В соответствии с пунктом 4.1. Порядка № 373-П выдача наличных денег для выплат заработной платы, стипендий и других выплат проводится по расходным кассовым ордерам 0310002, расчетно-платежным ведомостям 0301009, платежным ведомостям 0301011.
По нашему мнению, составления отдельного расходного кассового ордера не требуется.
Отвечала А. А. Кучеренко, консультант
В связи с проверкой возникли такие вопросы. Работник поехал в командировку (водитель на служебном автомобиле) — транспортное сопровождение. Возвращался домой в 01 час 30 минут следующего дня. Командировка была оформлена на 2 дня, так как изначально было известно, что до 24 часов он не вернется. Аванс на командировку он не получал. Предъявил авансовый отчет с расходами — 200 рублей — (суточные) только на четвертый день. Ревизоры отмечают 2 нарушения:
1. Почему не заплатили ему 24 рубля — за проживание без документов? Этот вопрос очень часто задают, мне не совсем понятно, платить 24 рубля за проживание — это обязательно, если:
— работник ночевал в месте командировки, но не просит возмещения;
— нигде не ночевал, а находился в пути, можно ли платить за проживание без предъявления документов?
2. Представил авансовый отчет не в течение трех дней. Довод, что он не получал аванс, за который следует отчитаться в 3-дневный срок, не принимается — в приказе № 749 от 13 октября 2008 г. написано: должен представить авансовый отчет за расходы и не написано, что за полученные деньги.
Ответ:
Подотчетное лицо обязано в срок, не превышающий трех рабочих дней после дня истечения срока, на который выданы наличные деньги под отчет, или со дня выхода на работу предъявить авансовый отчет с прилагаемыми подтверждающими документами.
Согласно пункту 1 Постановления № 729 расходы по найму жилого помещения (кроме случая, когда направленному в служебную командировку работнику предоставляется бесплатное помещение) возмещаются в размере фактических расходов, подтвержденных соответствующими документами, но не более 550 руб. в сутки. При отсутствии документов, подтверждающих эти расходы, — 12 руб. в сутки.
В рассматриваемой ситуации:
- если работник ночевал в месте командировки, но не просит возмещения, то все равно нужно заплатить ему по 12 рублей за сутки;
- если работник нигде не ночевал, а находился в пути, то платить за проживание без предъявления документов не нужно, подтверждением тому может быть путевой лист, где указаны пробег автотранспорта и расход топлива.
Отвечала О. Б. Воробьева, аудитор