Методологические подходы к расчету полных затрат вузов в условиях перехода к нормативно-подушевому финансированию1

 

Затраты являются одним из основных объектов экономического управления бюджетного учреждения. На основе анализа информации о затратах и себестоимости услуг и работ принимается большая часть управленческих решений.

Актуальность расчета полных затрат

Эффективное управление высшим учебным заведением невозможно без использования инструментария, позволяющего отслеживать затраты, их структуру и источники возникновения. Учет затрат и определение себестоимости являются основой для принятия таких управленческих решений, как:

  • изменение объемов оказываемых услуг и их структуры;
  • изменение объемов и структуры используемых ресурсов;
  • установление платы за услуги;
  • внесение изменений в организацию работы учреждения.

Вопрос о расчете полных затрат на оказание предоставляемых услуг и работ приобретает особую актуальность в условиях реализации реформы бюджетных учреждений, осуществляемой в рамках Закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (далее — Закон № 83-ФЗ).

Реформирование бюджетных учреждений направлено в том числе на предоставление вузам большей самостоятельности в распределении бюджетных средств, выделяемых им в виде субсидии на выполнение государственного задания. Субсидия на выполнение государственного задания формируется с использованием нормативных затрат на оказание единицы государственной услуги. В связи с этим возникает необходимость сравнительного анализа нормативных затрат, выделяемых на финансовое обеспечение государственного задания на оказание государственной услуги, с полными затратами вуза на оказание этой услуги.

Актуальность расчета полных затрат возрастает в связи с переходом к нормативно-подушевому финансированию образовательных программ высшего образования, который был инициирован указом Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»2. Во исполнение данного поручения принято постановление Правительства РФ от 3 июня 2013 г. № 467 «О мерах по осуществлению перехода к нормативно-подушевому финансированию имеющих государственную аккредитацию образовательных программ высшего профессионального образования».

Переход к нормативно-подушевому финансированию неразрывно связан с внедрением единых прозрачных нормативных затрат на оказание государственных услуг высшего образования по специальностям и направлениям подготовки, сформированных с учетом региональной и отраслевой специфики. Переход к единым нормативам неизбежно повлечет определенное перераспределение общего объема бюджетного финансирования между вузами, поэтому каждому конкретному вузу необходимо уметь просчитывать возможные финансовые последствия внедрения нормативных затрат по специальностям и потенциальные риски. Не зная величины полных затрат вуза, невозможно достоверно оценить последствия перехода к единым нормативам.

Имея данные о полных затратах на реализацию той или иной образовательной программы, вуз получает инструмент для сравнения объемов бюджетного финансирования с затратами на оказание услуг для прогноза возможных рисков, связанных с изменением подходов к формированию финансового обеспечения выполнения государственного задания. Кроме того, информация о полных затратах позволяет определять, какие направления деятельности (обучение по каким специальностям, направлениям подготовки) целесо­образно и выгодно развивать, какие затраты необходимо сокращать, что будет способствовать увеличению доходов и придаст новый импульс повышению конкурентоспособности вуза.

Для разработки методологии осуществления расчета полных затрат использована методика расчета полных затрат (full costing), широко применяемая во многих европейских университетах3.

Расчет полных затрат состоит в отнесении на объекты затрат (программы, государственные услуги и т. п.) всех затрат учреждения в соответствии с определенной методикой. Такой подход обеспечивает наиболее полную и достоверную информацию о стоимости услуг и работ, он позволяет осуществить верификацию результатов расчета затрат с данными финансовой отчетности, показателями плана финансово-хозяйственной деятельности. Расчет полных затрат необходим при внедрении новых механизмов хозяйствования и финансирования, при оценке эффективности деятельности вуза в целом, при принятии решений о реструктуризации вуза.

В противоположность расчету полных затрат существует также методика расчета прямых затрат, или direct costing, включающая расчет большей части, но не всех затрат на оказание услуг или работ. Расчет только прямых затрат используется, когда нужно провести быструю внутреннюю оценку стоимости отдельных программ или проектов, реализуемых вузом, и когда важна сравнительная характеристика расходов подразделений. На этапе внедрения нового механизма финансового обеспечения на основе нормативных затрат по специальностям и направлениям подготовки необходим расчет полных затрат, который в дальнейшем может быть дополнен расчетом прямых затрат для решения отдельных управленческих задач.

Процесс расчета полных затрат включает в себя два основных этапа:

1. Сбор данных о затратах.

2. Распределение (группировка) затрат между объектами затрат.

Основными элементами методологии расчета полных затрат являются: 

  • классификация затрат;
  • принципы расчета затрат;
  • отнесение затрат к объектам затрат. 

Рассмотрим их подробнее.

Классификация затрат

Существуют две основные классификации затрат: прямые/косвенные и постоянные/условно-постоянные/переменные.

Прямые и косвенные затраты

Прямые затраты (direct costs) — это затраты, которые относятся исключительно к одному объекту затрат: оказанию определенной услуги, выполнению работы. Это значит, что данные затраты не могут быть отнесены ни к какому другому объекту затрат.

Косвенные затраты (indirect costs) — затраты, которые относятся не к одному, а к нескольким объектам затрат (т. е. направляются на оказание ряда услуг, выполнение ряда работ. В косвенных затратах выделяются административные и общеведомственные (общеуниверситетские)).

Косвенные административные затраты включают в себя затраты на управление объектом затрат (управление реализацией программы развития, управление оказанием государственной услуги и т. д.). Например, если сотрудник основного подразделения учреждения управляет (или участвует в управлении) реализацией не одного, а нескольких проектов, его заработная плата распределяется между этими проектами и классифицируется как косвенные административные затраты для каждой из этих программ. Если же вся деятельность этого сотрудника заключается в управлении реализацией только одного проекта, то его заработная плата является прямыми затратами.

Косвенные общеуниверситетские затраты включают в себя затраты на обеспечение деятельности ведомства/учреждения, в рамках которого выделен объект затрат. Например, если вуз оказывает несколько государственных услуг, то затраты на содержание учреждения (за вычетом затрат на оплату труда сотрудников, непосредственно участвующих в оказании услуги) распределяются между этими услугами и классифицируются как косвенные общеуниверситетские затраты для каждой из них. Если же вся деятельность одного из структурных подразделений вуза заключается в оказании одной государственной услуги, то затраты на содержание этого структурного подразделения становятся прямыми затратами.

Следует подчеркнуть, что ситуации, при которой административные и общеуниверситетские затраты становятся прямыми затратами, крайне редки: сотрудники вуза, участвующие в оказании одной услуги, обычно участвуют и в оказании других услуг или выполнении научно-исследовательских работ, а структурное подразделение, в котором они работают, как правило, вносит определенный вклад в иную деятельность вуза.

Корректное определение прямых и косвенных затрат является необходимым условием определения полной стоимости оказания услуги.

Важно также понимать, что отнесение затрат к прямым или косвенным не закрепляется раз и навсегда. Это отнесение следует рассматривать в контексте каждого конкретного объекта затрат — государственной услуги, вида деятельности, потребителя услуги и т. п. Так, затраты, которые являются прямыми при расчете стоимости предоставления услуги в целом, могут выступать в качестве косвенных, если речь идет о расчете стоимости отдельного мероприятия или операции для выполнения программы.

Постоянные, условно-постоянные и переменные затраты

Выделение постоянных, условно-постоянных и переменных затрат важно при обосновании решений об изменении объемов оказываемых государственных услуг, масштабов реализации бюджетных программ и т. д.

Постоянные затраты (fixed costs) — затраты, изменение которых не связано или связано крайне слабо с изменением масштабов деятельности учреждения, направленной на создание или поддержание определенного объекта затрат (на оказание государственной услуги, реализацию программ и т. д.). Примеры: арендная плата, налог на недвижимость.

Переменные затраты (variable costs) — затраты, изменение которых связано с изменением масштабов деятельности учреждения, направленной на создание или поддержание определенного объекта затрат (на оказание государственной услуги, реализацию бюджетной программы и т. д.). Переменные затраты изменяются пропорционально изменению объемов услуг, масштабов программы и т. п. Примеры: расходные материалы, трудозатраты основного персонала, занятого в рамках программы.

Условно-постоянные затраты (semi-fixed costs, semi-variable costs) — затраты, изменение которых связано с изменением масштабов деятельности учреждения, направленной на создание или поддержание определенного объекта затрат, но эта связь менее тесная, чем у переменных затрат. Такие затраты являются постоянными в некотором диапазоне объемов услуг или масштабов программы, но изменяются при выходе за пределы данного диапазона. Примеры: количество единиц копировального оборудования на факультете; отдельные виды лабораторного оборудования.

Однако многовариантность классификации затрат и относительность деления затрат на прямые и косвенные, постоянные, условно-постоянные и переменные не означает, что процесс расчета затрат является произвольным. В рамках этого процесса следует придерживаться сформулированных ниже основных принципов.

Принципы расчета полных затрат

К принципам расчета затрат относятся:

1. Полнота учета затрат.

2. Единообразие в подходе к затратам и обработке данных.

3. Оптимальность агрегирования затрат при расчете.

4. Ориентация на потребности пользователя.

5. Сопоставимость.

Полнота учета затрат

Данный принцип означает, что все составные элементы затрат должны быть выявлены и учтены при расчете. Расчет затрат должен включать в себя все затраты вуза — как затраты, источником финансирования которых является федеральный бюджет, так и внебюджетные источники. Полная стоимость той или иной услуги представляет собой сумму всех бюджетных и внебюджетных затрат, прямых и косвенных затрат, а также затрат всех структурных подразделений вуза, в том числе не участвующих в оказании государственных услуг.

Самый простой способ обеспечить учет всех затрат заключается в сверке используемых при расчете затрат данных с финансовой отчетностью учреждения или показателями плана финансово-хозяйственной деятельности в целях: 

  • обеспечения достоверности данных о затратах;
  • снижения вероятности выпадения некоторых видов затрат при проведении анализа;
  • исключения возможности двойного счета;
  • обеспечения возможности документирования и проверки данных о затратах в случае необходимости. 

Единообразие в подходе к затратам и обработке данных

Этот принцип означает, что обработка одних и тех же видов затрат должна производиться на основе одной и той же методики — как в рамках одного отчетного периода, так и на протяжении нескольких периодов.

Необходимо обеспечить последовательность при классификации затрат. Следует остерегаться следующих ошибок

  • отнесения к какому-либо объекту лишних затрат;
  • неотнесения необходимых затрат к какому-либо объекту;
  • двойного учета одних и тех же затрат. 

Можно привести такой пример двойного учета одних и тех же затрат: оплата труда секретарей какого-либо подразделения, с одной стороны, рассматривается как прямые затраты в определенной НИР, и одновременно она же включается в косвенные затраты на осуществление совокупности всех исследовательских проектов и работ.

Оптимальность агрегирования затрат при расчете

Оптимальная степень агрегирования затрат означает, что если калькуляция стоимости по какому-либо направлению затрат представляется нецелесообразной, то затраты можно рассчитать для укрупненной группы составляющих затрат.

Решение об уровне агрегирования видов деятельности для расчета затрат будет зависеть от трудоемкости требуемых усилий, стоимости сбора соответствующих данных, целесообразности того или иного укрупнения для принятия управленческих решений.

Ориентация на потребности пользователя

Этот принцип означает, что результаты расчетов должны давать четкое представление о том, сколько на самом деле стоит оказание услуги. Пользователю (потребителю услуг) должно быть понятно, затраты на какую конкретно услугу (группу услуг) были рассчитаны и что представляют собой конкретные цифры. При этом необходимо указывать, к какому финансовому году относятся рассчитанные затраты.

Расчет затрат на оказание государственных услуг (реализацию программы) необходимо рассматривать вместе с объемами государственных услуг (результатами программы).

Сопоставимость

Использование единой методики расчета обеспечивает возможность сравнения информации о затратах на оказание услуг. Сравнения могут проводиться как между разными услугами, так и в рамках одной услуги, но между разными периодами. Можно сопоставлять затраты на предоставление одного вида услуг на разных территориях или же затраты на оказание однотипных услуг в государственном и частном секторах.

Сравнительный анализ — очень важный элемент принятия управленческих решений в отношении бюджетных услуг. Расчет полных затрат и выводы по результатам их сравнительного анализа стимулируют распространение передового опыта.

Отнесение затрат к объекту затрат

Известно четыре основных способа отнесения затрат к объекту затрат.

Прямое отнесение

Применяется при расчете прямых затрат, то есть когда и величина, и принадлежность затрат к определенному объекту затрат очевидны. Так, затраты на прохождение студентами практики могут прямо относиться к реализации определенной образовательной программы.

Измерение потребления ресурсов

Затраты, которые относятся не к одному, а к нескольким объектам затрат (государственные услуги, государственные работы и т. п.), могут быть распределены между этими объектами пропорционально физическим объемам ресурсов, потребляемых конкретными объектами затрат. Например, если сотрудник участвует в реализации нескольких НИР, затраты на оплату его труда распределяются между ними в соответствии с величиной рабочего времени, которое посвящается сотрудником той или иной программе. Структуру рабочего времени, в свою очередь, можно определить либо на основе прямого учета рабочего времени (с помощью табеля), либо на основе оценок (путем проведения выборочного исследования, опроса, интервью), а также на основе экспертных оценок руководителей подразделений.

Аналогично, если в одном и том же здании оказывается не одна, а несколько государственных услуг, затраты, например на оплату коммунальных, относятся к услуге пропорционально площади, используемой для ее оказания. Затраты на обслуживание информационно-технологических систем — согласно размерам компьютерного парка (количеству компьютеров, задействованных в оказании услуг).

Использование причинно-следственных связей

Относить затраты к различным объектам можно опосредованно, выявив причины, которые влияют на величину этих затрат. Например, отнести затраты на прокладку локальной компьютерной сети в вузе к одному-единственному объекту затрат (государственной услуге и т. п.) напрямую нельзя, требуется распределить их между несколькими объектами затрат. Произвести такое распределение в соответствии с потреблением ресурса (компьютерной сети) крайне сложно, поскольку неясно, как измерить это потребление. В то же время понятно, что затраты на прокладку сети зависят от количества объединяемых ею компьютеров. Следовательно, эти затраты можно распределить между объектами затрат (бюджетными программами, государственными услугами и т. п.) в соответствии с определенным индикатором — тем количеством компьютеров, которое используется при реализации каждой программы/оказании каждой услуги.

Пропорциональное распределение

Существуют такие затраты, для которых практически невозможно найти подходящий индикатор, на основе которого можно было бы провести распределение между различными объектами затрат. Примерами таких затрат являются затраты на охрану здания или на оплату труда административно-управленческого персонала, прочего персонала.

В мировой практике эти затраты распределяются между объектами пропорционально неким параметрам, среди которых чаще всего фигурируют величина рабочего времени (т. е. численность персонала в пересчете на полную занятость), объемы государственной услуги. Подобное распределение основано на предположении, что существует тесная связь между количеством единиц государственной услуги, а также сотрудников, принимающих участие в оказании государственной услуги, и величиной приходящихся на соответствующую услугу обще­университетских затрат.

Как правило, прямое отнесение используется при расчете прямых затрат. Остальные способы отнесения затрат (измерение потребления ресурсов, использование причинно-следственных связей и пропорциональное распределение) применяются при расчете косвенных затрат.

В силу различных условий работы разных учреждений применяемые подходы к расчету затрат могут быть неодинаковыми. Всегда важно помнить о цели расчета затрат и разумной степени детализации.

При определении подхода к расчету затрат следует учитывать: 

  • объем распределяемых затрат;
  • наличие необходимой информации, позволяющей использовать тот или иной метод отнесения затрат;
  • трудоемкость реализации используемого подхода;
  • желаемую точность результатов расчетов;
  • степень полезности информации для руководителя или учреждения. 

Основная сложность расчета полных затрат вузов на оказание услуг по реализации основных образовательных профессиональных программ высшего образования по специальностям и направлениям подготовки в настоящее время состоит в отсутствии в вузах систем управленческого учета, адекватных поставленной задаче. Это связано с новизной данной задачи, с быстрым развитием реформы бюджетных учреждений в рамках реализации Закона № 83-ФЗ.

Следует учитывать, что переход от традиционного финансирования по смете к финансовому обеспечению субсидии на оказание государственных услуг осуществляется только с 2011 года. При этом понятие государственной услуги высшего образования, выступающее основой расчета субсидии, также является новым для вузов. Базовый перечень государственных образовательных услуг высшего образования, определяющий численность и наименование услуг, был впервые сформирован Минобрнауки России в 2011 году и к настоящему времени претерпел неоднократные изменения. Так, его первоначальный вариант объединял в качестве услуги реализацию основных профессиональных программ бакалавриата в целом, без подразделения услуг по специальностям и направлениям подготовки.

Все это и объясняет отсутствие в подавляющем большинстве вузов системы учета затрат по специальностям и направлениям подготовки. Более того, во многих вузах до сих пор отсутствуют современные системы учета движения контингента студентов в разрезе специальностей.

Методология определения полных затрат

В связи с этим методология определения полных затрат на оказание государственных услуг по специальностям и направлениям подготовки должна учитывать объективные ограничения в информации.

Предлагаемая методология определения полных затрат вуза разработана в соответствии со следующими принципами.

1. Расчет производится на основании данных, собранных вузами.

2. Расчет осуществляется методом «сверху вниз», то есть в качестве отправной точки используется общая сумма расходов (смета, план финансово-хозяйственной деятельности вуза), показатели которой распределяются между услугами, работами.

3. Расчет осуществляется в основном методом пропорционального распределения. Иными словами, затраты распределяются между государственными услугами (специальностями, направлениями подготовки) пропорционально четко определенным параметрам (драйверам затрат).

4. Расчеты осуществляются по принципу учета «полных затрат». В затратах на оказание государственных услуг высшего профессионального образования (ВПО) учитываются затраты общеуниверситетских и административных подразделений вуза.

5. В расчете учитываются результаты анализа фактического использования недвижимого имущества, степень использования которого в процессе обучения по той или иной специальности устанавливается экспертным путем.

6. Расчет производится исходя из существующей организационной структуры вуза (объекты затрат), в том числе на основе деления структурных подразделений на учебные, административные, общеуниверситетские, обособленные и т. п.

Методология определения полных затрат включает в себя следующие элементы: 

  • определение объектов затрат;
  • идентификация видов деятельности;
  • классификация затрат;
  • определение драйверов затрат;
  • определение базы расчета затрат;
  • этапы осуществления затрат. 

Определение объектов затрат

Под объектом затрат подразумевается структурное подразделение вуза, осуществляющее те или иные затраты. Различные подразделения вуза различаются с точки зрения генерирования доходов и расходов, а также с точки зрения участия в оказании государственных услуг (выполнении работ), осуществлении деятельности на платной основе. Так, подразделения центрального аппарата вуза, как правило, являются центром (объектом) затрат, не генерирующим доход.

К общеуниверситетским подразделениям относятся структурные подразделения, которые обеспечивают функционирование вуза (ректорат, типография, управление материально-технического и хозяйственного обеспечения и т. д.). Они могут быть как центрами затрат, так и центрами доходов.

К образовательным подразделениям относятся факультеты и институты — подразделения, которые обеспечивают образовательный процесс по специальностям и направлениям подготовки. Эти подразделения всегда являются центрами и доходов, и затрат.

К обособленным структурным подразделениям относятся подразделения, которые находятся за пределами основной территории учреждения, которые являются обособленными структурными подразделениями согласно уставу учреждения. Они также являются центрами и доходов, и затрат.

Полученный таким образом перечень объектов затрат используется при отнесении затрат на специальности и направления подготовки.

Далее в целях осуществления расчета полных затрат проводится анализ перечня государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) каждым структурным подразделением.

Идентификация видов деятельности

При использовании принципа учета полных затрат все затраты распределяются по видам деятельности. Следовательно, вся деятельность вуза должна быть классифицирована по видам. Как правило, выделяются три вида (направления) деятельности университета: образовательная, исследовательская и прочие виды деятельности. В различных системах учета эти виды деятельности могут подразделяться на подвиды: например — государственные услуги.

В соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности вузы, как правило, могут осуществлять следующие виды деятельности, которые генерируют доходы: 

  • оказание государственных услуг (выполнение работ) в рамках выполнения государственного задания;
  • деятельность за счет средств субсидий на иные цели (например, реализация социально значимых мероприятий в сфере образования, выполнение программ развития);
  • осуществление бюджетных инвестиций;
  • оказание услуг (выполнение работ), относящихся в соответствии с уставом учреждения к его основным видам деятельности, предоставление которых для физических и юридических лиц осуществляется на платной основе;
  • осуществление иной приносящей доход деятельности. 

Для каждого структурного подразделения вуза идентифицируются те виды деятельности, в которых оно участвует. Кроме того, деятельность в рамках оказания государственных услуг и оказание услуг за плату дополнительно детализируются по специальностям и направлениям подготовки в разрезе каждого структурного подразделения.

Такой подход к идентификации видов деятельности вуза позволяет исключить в ходе расчетов его фактических затрат на оказание услуг ВПО затраты на оказание других услуг, работ и прочие виды деятельности.

Классификация затрат

К прямым затратам прежде всего относятся затраты на фонд оплаты труда профессорско-преподавательского состава, а также затраты на проведение практики.

К прямым затратам относятся также затраты на приобретение материальных запасов. Однако эти затраты в настоящее время, как правило, не учитываются в учреждениях в разрезе специальностей и направлений подготовки. С учетом того, что затраты на приобретение материальных запасов составляют незначительную долю от расходов на услуги ВПО, рекомендуется не включать эти затраты в состав прямых затрат, а распределять их структурным методом.

Определение драйверов затрат

Драйвером затрат является такой фактор затрат, который показывает, от чего зависит потребление ресурсов в процессе оказания услуги. В различных системах учета затрат, разработанных европейскими вузами, используются разные драйверы затрат, в том числе количество персонала, сумма квадратных метров площадей, число студентов. Может использоваться как один драйвер затрат, так и несколько.

Отнесение затрат непосредственно на услуги осуществляется либо напрямую (в отношении прямых затрат), либо пропорционально выбранной базе распределения. Отнесение затрат на государственную услугу осуществляется на основании базы распределения, которая выбирается в зависимости от параметра, оказывающего влияние на величину затрат по тому или иному направлению. Драйверы затрат как раз и есть эти параметры.

Основными драйверами затрат при реализации услуг ВПО являются: 

  • численность профессорско-преподавательского состава (ППС) (фонд оплаты труда (ФОТ) ППС);
  • контингент обучающихся;
  • площадь недвижимого имущества. 

Порядок распределения затрат между услугами и структурными подразделениями основан на последовательном отнесении статей КОСГУ на услуги и структурные подразделения вуза в соответствии с определенным порядком. Так, затраты по статье 211 «Оплата труда» распределяются на услуги ВПО по факультетам пропорционально объемам затрат на ФОТ согласно штатному расписанию.

Суточные преподавателям (практика) по статье 212 «Прочие выплаты» распределяются пропорционально штатной численности ППС на факультетах, имеющих затраты на практику согласно присланным сметам, и так далее.

Определение базы расчета затрат

В качестве базы расчета принимаются отчетные данные вуза по финансовым и нефинансовым показателям за 2012 год.

Этапы осуществления расчетов

Проведение расчета полных затрат на оказание услуг ВПО по специальностям и направлениям подготовки осуществляется в три основных этапа.

Этап 1. На первом этапе определяются совокупные затраты на оказание услуг ВПО.

Цель первого этапа — получить «чистые» затраты на оказание услуг высшего образования.

На данном этапе из совокупных затрат вуза должны быть исключены затраты на содержание имущества.

Этап 2. На втором этапе определяется объем затрат на оказание государственных услуг ВПО по каждому структурному подразделению с учетом затрат административных и общеуниверситетских подразделений.

На данном этапе расчетов в разрезе факультетов по каждому направлению затрат суммируются следующие затраты:

1) затраты, распределенные по факультетам без учета затрат на общеуниверситетские подразделения (прямые затраты на факультет);

2) затраты на общеуниверситетские подразделения, распределенные по факультетам структурным методом.

Этап 3. Расчет фактических полных затрат на единицу оказания государственной услуги.

На заключительном этапе осуществляется расчет удельного показателя — фактических расходов на услуги ВПО по факультетам вуза (табл. 1).

Результаты расчетов затрат в разрезе статей КОСГУ и факультетов для услуги ВПО

Таблица 1

Факультет

Статьи КОСГУ, тыс. руб.

ИТОГО, затраты, тыс. руб.

К ВПО

Затраты на ед. услуги, тыс. руб.

11

13

12

21

22

23

25

26

90

10

40

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработанная таким образом методика определения полных затрат на оказание государственных услуг вуза является основой для оценки эффективности различных направлений его деятельности, позволит выявить те услуги, по которым необходимо сокращать затраты или изыскивать дополнительные источники финансирования, выявлять «прибыльные» или «убыточные» структурные подразделения, Наконец, подход к учету затрат по полным затратам дает возможность учреждениям высшего профессионального образования быстро и с высокой степенью точности оценить затраты на реализацию новых проектов и учебных программ, открытие новых учебных факультетов и внедрение новых форм обучения.

В следующем номере рассмотрим практическое применение данной методологии к расчету затрат вуза по специальностям и направлениям подготовки.

1 Статья подготовлена в рамках научно-исследовательской работы для Минобрнауки России «Концептуальные и методологические основы формирования показателей и анализ полученных результатов мониторинга расчета субсидии на выполнение государственного задания на оказание услуг ВПО за 2012 год в пилотных государственных учреждениях ВПО, находящихся в ведении Минобрнауки России, в целях повышения эффективности формирования финансового обеспечения выполнения государственного задания»

2 В соответствии с п. 1 Перечня поручений Президента Российской Федерации по обеспечению неотложных задач социально-экономического развития Российской Федерации от 17 июля 2012 г. № Пр-1798.

3 См.: Financially Sustainable Universities. Towards Full Costing in European Universities. EUA Publication 1996 (www.eua.be); Thomas Estermann, Anna-Lena Claeys-Kulik. Financially Sustainable Universities. Full Costing: Progress and Practice. European University Association. 2013 (www.eua.be).


Реклама