Защита для работников

Защита для работников

Прямая обязанность работодателя — защитить сотрудников от воздействия вредных факторов при исполнении трудовых обязанностей. Для этого работники должны быть обеспечены средствами индивидуальной защиты (СИЗ).

Определение СИЗ дано в статье 209 Трудового кодекса. Это технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения. К ним относятся специальная одежда, специальная обувь, другие средства, а также смывающие и (или) обезвреживающие средства. В свою очередь смывающие и (или) обезвреживающие средства подразделяются на защитные, очищающие средства и средства восстанавливающего, регенерирующего действия. Работодателю следует знать, что в случае необеспечения работника в соответствии с установленными нормами средствами индивидуальной и коллективной защиты он не имеет права требовать от работника исполнения трудовых обязанностей и обязан оплатить возникший по этой причине простой (ч. 6 ст. 220 ТК РФ).

Специальная оценка

С 1 января 2014 года вступил в силу Закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее — Закон № 426-ФЗ). Согласно ему работодатели обязаны проводить специальную оценку условий труда для выявления на рабочих местах потенциально опасных и вредных факторов и определение уровня их воздействия на работников. Для проведения этого мероприятия учреждение должно заключить договор со специализированной организацией. В соответствии с Законом № 426-ФЗ специальной оценке подлежат все рабочие места, даже те, аттестация которых раньше была необязательной. Результаты проведения специальной оценки условий труда могут применяться для различных целей, в том числе:

  • разработки и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников;
  • информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения их здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и о полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях;
  • обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, а также оснащения рабочих мест средствами коллективной защиты;
  • осуществления контроля за состоянием условий труда на рабочих местах;
  • организации обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников;
  • установления работникам гарантий и компенсаций;
  • установления дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте (ст. 7 Закона № 426-ФЗ).

Организация, проводящая специальную оценку условий труда, составляет отчет, в котором отражаются результаты проведения специальной оценки условий труда, среди которых присутствуют протоколы оценки эффективности средств индивидуальной защиты (ст. 15 Закона № 426-ФЗ).

Законом № 426-ФЗ условия труда по степени вредности и (или) опасности подразделяются на четыре класса — оптимальные (1 класс), допустимые (2 класс), вредные (3 класс) и опасные (4 класс) условия труда. В свою очередь вредные условия делятся на 4 подкласса (ст. 14 Закона № 426-ФЗ).

В целях реализации Закона № 426-ФЗ положениями Закона от 28 декабря 2013 г. № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона „О специальной оценке условий труда“» (далее — Закон № 421-ФЗ) внесены изменения в статью 58.3 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования». Устанавливается, что в зависимости от результатов специальной оценки условий труда применяются следующие дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд России:

 

Если аттестация рабочих мест по условиям труда была проведена в соответствии с порядком, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 26 апреля 2011 г. № 342н, то ее результаты являются действительными до окончания срока их действия, но не более чем до 31 декабря 2018 года включительно, и применяются при определении размера дополнительных тарифов страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленных пунктом 2.1 статьи 33.2 Закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ и частью 2.1 статьи 58.3 Закона № 212-ФЗ в отношении рабочих мест, условия труда на которых по результатам указанной аттестации признаны вредными и (или) опасными (п. 5 ст. 15 Закона № 421-ФЗ).

Для уплаты страховых взносов по дополнительным тарифам в 2014 году применяются коды бюджетной классификации, действовавшие в 2013 году для уплаты указанных взносов.

Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено Законом № 426-ФЗ. Срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда (п. 4 ст. 8 Закона № 426-ФЗ).

Если до 1 января 2014 года в отношении рабочих мест была проведена аттестация, то ее результаты действительны в течение пяти лет со дня ее завершения. В этот период специальную оценку условий труда проводить не обязательно, за исключением случаев возникновения обстоятельств, указанных в части 1 статьи 17 Закона № 426-ФЗ. К таким случаям отнесено в том числе изменение применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способное оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников, что может стать причиной проведения внеплановой специальной оценки условий труда (п. 5 ст. 17 Закона № 426-ФЗ).

Типовые нормы

Предоставление работникам СИЗ должно осуществляться в соответствии с Межотраслевыми правилами обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденными приказом Минздравсоцразвития России от 1 июня 2009 г. № 290н (далее — Правила № 290н). Работодатель имеет право с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников и своего финансово-экономического положения устанавливать нормы бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, улучшающих защиту работников по сравнению с типовыми нормами. Таким образом, руководитель учреждения своим внутренним локальным актом может утвердить повышенные нормы выдачи специальной одежды для своих работников (ч. 2 ст. 221 ТК РФ). Средства индивидуальной защиты, выдаваемые работникам, в обязательном порядке должны пройти сертификацию или декларирование соответствия (ст. 221 ТК РФ, п. 4 Правил № 290н). Работодатель должен обеспечивать не только своевременную выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, но также их хранение, стирку, сушку, ремонт и замену.

Классификация и общие требования к СИЗ установлены ГОСТ 12.4.011-89. ССБТ. «Средства защиты работающих. Общие требования и классификация» (далее — ГОСТ 12.4.011-89). Предоставление работникам спецодежды осуществляется в соответствии с типовыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты. В настоящее время утверждены около трех десятков типовых норм выдачи специальной одежды, специальной обуви и иных средств индивидуальной защиты работникам различных отраслей экономики. Для применения во всех отраслях экономики приняты нормы, утвержденные:

  • приказом Минздравсоцразвития России от 1 октября 2008 г. № 541н «Типовые нормы бесплатной выдачи сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех отраслей экономики, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением»;
  • постановлением Минтруда России от 31 декабря 1997 г. № 70 «Нормы бесплатной выдачи работникам теплой специальной одежды и теплой специальной обуви по климатическим поясам, единым для всех отраслей экономики (кроме климатических районов, предусмотренных особо в Типовых отраслевых нормах бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам морского транспорта; работникам гражданской авиации; работникам, осуществляющим наблюдения и работы по гидрометеорологическому режиму окружающей среды; постоянному и переменному составу учебных и спортивных организаций Российской оборонной спортивно-технической организации (РОСТО))»;
  • приказом Минздравсоцразвития России от 20 апреля 2006 г. № 297 «Типовые нормы бесплатной выдачи сертифицированной специальной сигнальной одежды повышенной видимости работникам всех отраслей экономики».

Существуют также нормативные акты, утвердившие Типовые нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам, классифицированные по видам экономической деятельности, например приказ Минздравсоц­развития России от 1 сентября 2010 г. № 777н «Об утверждении Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением».

Типовые нормы обеспечения СИЗ работников соотнесены с профессиями, поименованными в Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94, утвержденном постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. № 367 (далее — ОК 016-94). В случае если в Типовых нормах бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты отсутствует профессия, по которой работник должен быть обеспечен СИЗ, то для исполнения своих обязательств по охране труда работодатель может выбрать один из возможных путей решения:

  • привести наименование профессии в соответствие с ОК 016-94, внести изменения в штатное расписание и трудовой договор. Тем более что приведение наименований профессий и должностей в соответствие с квалификационными справочниками необходимо не только для выдачи работникам СИЗ, но и для получения ими положенных гарантий и компенсаций в связи с работой во вредных и опасных условиях труда;
  • если наименование профессии привести в соответствие с ОК 016-94 не представляется возможным, то самостоятельно (или с помощью экспертов) выбрать необходимые СИЗ по результатам проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, на основании полученных данных о наличии и выраженности опасных и вредных производственных факторов, характерных для данной профессии. Перечень и количество выбранных СИЗ должны быть включены в локальный нормативный акт предприятия (например, во внутренние нормы обеспечения СИЗ или в соответствующий раздел коллективного договора).

Учет и контроль

Работодатель обязан информировать работников о полагающихся им СИЗ, ознакомить их с Правилами, типовыми нормами, а также с локальным нормативным актом, устанавливающим нормы и порядок выдачи СИЗ, существующим в организации. Если применение СИЗ требует практических навыков, то работодатель должен провести инструктаж о правилах применения указанных СИЗ, простейших способах проверки их работоспособности и исправности, а также организовать тренировки по их применению (п. 24 Правил № 290н).

СИЗ должны обеспечиваться не только основные, но и временные работники, а также работники, проходящие профессиональное обучение, совместители и др. (п. 17, 18 Правил № 290н). Выдаваемая работникам специальная одежда должна соответствовать их полу, росту и размерам, характеру и условиям выполняемой работы (п. 12 Правил № 290н).

Правилами предусмотрено обеспечение СИЗ рабочих мест для периодического использования при выполнении отдельных видов работ. Это — дежурные СИЗ. Дежурные СИЗ общего пользования выдаются работникам только на время выполнения тех работ, для которых они предназначены. Указанные СИЗ с учетом требований личной гигиены и индивидуальных особенностей работников закрепляются за определенными рабочими местами и передаются от одной смены другой. Они выдаются под ответственность руководителей структурных подразделений, уполномоченных работодателем на проведение данных работ) (п. 19, 20 Правил № 290н).

Передвижение СИЗ фиксируется записью в личной карточке учета выдачи СИЗ. Ее форма приведена в приложении к Правилам № 290н. Работодатель вправе вести учет выдачи работникам СИЗ с применением программных средств (информационно-аналитических баз данных). Электронная форма учетной карточки должна соответствовать установленной форме личной карточки учета выдачи СИЗ. При этом в электронной форме личной карточки учета выдачи СИЗ вместо личной подписи работника указываются номер и дата документа бухгалтерского учета о получении СИЗ, на котором имеется личная подпись работника (п. 13 Правил № 290н).

Работники должны ставить в известность работодателя (или его представителя) о выходе из строя (неисправности) СИЗ. В случае пропажи или порчи СИЗ в установленных местах их хранения по не зависящим от работников причинам работодатель выдает им другие исправные СИЗ. Работодатель обязан обеспечить замену или ремонт СИЗ, пришедших в негодность до окончания срока носки по причинам, не зависящим от работника (п. 25, 28 Правил № 290н).

СИЗ, возвращенные работниками по истечении сроков носки, но пригодные для дальнейшей эксплуатации, используются по назначению после проведения мероприятий по уходу за ними (стирка, чистка, дезинфекция, дегазация, дезактивация, обеспыливание, обезвреживание и ремонт). Пригодность указанных СИЗ к дальнейшему использованию, необходимость проведения и состав мероприятий по уходу за ними, а также процент износа СИЗ устанавливаются уполномоченным работодателем должностным лицом или комиссией по охране труда организации (при наличии) и фиксируются в личной карточке учета выдачи СИЗ (п. 22 Правил № 290н).

Аналитический учет спецодежды ведется согласно пункту 119 Инструкции по применению единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного само­управления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н (далее — Инструкция № 157н), в Карточке количественно-суммового учета материальных ценностей (ф. 0504041). До выдачи в эксплуатацию СИЗ, относящиеся к мягкому инвентарю (комбинезоны, костюмы, куртки, брюки, халаты, полушубки, тулупы, различная обувь, рукавицы, очки, шлемы, противогазы, респираторы, другие виды специальной одежды), подлежат маркировке специальным штампом несмываемой краской без порчи внешнего вида предмета, а при выдаче предметов в эксплуатацию производится дополнительная маркировка с указанием года и месяца выдачи их со склада. Маркировочные штампы должны храниться у руководителя учреждения или его заместителя (п. 118 Инструкции № 157н).

Истечение срока носки не является основанием для списания специальной одежды или обуви. Списанию подлежит только непригодная для носки одежда, которую невозможно восстановить или восстановление которой экономически нецелесообразно. Если все же принято решение о невозможности дальнейшей эксплуатации спецодежды, то в присутствии комиссии она списывается и уничтожается или становится ветошью. При этом учетные штампы, нанесенные ранее на мягкий инвентарь, отрезаются. Списание спец­одежды и оприходование ветоши отражаются записью:

Дебет 0 401 10 172
«Доходы от операций с активами»
Кредит 0 105 35 440
«Уменьшение стоимости мягкого инвентаря — иного движимого имущества учреждения»
— списание специальной одежды, пришедшей в негодность вследствие физического износа;

Дебет 0 105 36 340
«Увеличение стоимости прочих материальных запасов — иного движимого имущества учреждения»
Кредит 0 401 10 180
«Прочие доходы»
— оприходована по рыночной цене ветошь, полученная при списании специальной одежды.

Приобретение СИЗ

Мероприятия по обеспечению безопасности труда, в том числе приобретение средств индивидуальной защиты, могут оплачиваться за счет различных средств — субсидий, собственных доходов учреждения. А если получено разрешение от территориального органа ФСС РФ, то в счет уплаты взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Но не вся сумма начисленных в текущем году страховых взносов может быть использована на финансовое обеспечение предупредительных мер. Размер возмещения не может превышать 20 процентов суммы взносов, начисленных работодателем за предыдущий год, за вычетом сумм страхового обеспечения по страхованию от производственного травматизма, выплаченного работникам в указанном году.

Например, в 2013 году учреждение начислило взносы на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 100 000 руб. и в том же году выплатило пособие по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве в размере 25 000 руб. Тогда максимальная сумма, которую с разрешения органа ФСС РФ учреждение сможет использовать на финансовое обеспечение предупредительных мер за счет начисленных в 2014 году взносов, будет следующей:

((100 000 ­— 25 000) руб. х 20 %) = = 15 000 руб.

ВНИМАНИЕ

Для учета специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, приобретенных в рамках предупредительных мер по сокращению производственного травматизма за счет средств ФСС РФ, учреждение вправе ввести дополнительный забалансовый счет, предназначенный для учета указанных материальных ценностей в полном объеме (абз. 3 п. 332 Инструкции № 157н).

Пример 1

Бюджетным учреждением приобретена специальная одежда за счет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежащих перечислению в ФСС РФ в текущем году. Какими записями отражаются эти хозяйственные операции?

Учет в бюджетном учреждении ведется в соответствии с положениями Инструкции по бухгалтерскому учету бюджетных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 16 декабря 2010 г. № 174н (далее — Инструкция № 174н). В бухгалтерском учете учреждения операции по финансовому обеспечению расходов в рамках предупредительных мер по сокращению производственного травматизма за счет страховых взносов на ОСС от несчастных случаев будут отражены следующим образом:

Дебет 0 303 06 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»
Кредит 0 302 34 730
«Увеличение кредиторской задолженности по начислениям на выплаты по приобретению материальных запасов»
— приняты к учету расходы на приобретение спецодежды за счет средств ФСС РФ;

Дебет 0 302 34 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по начислениям на выплаты по приобретению материальных запасов»
Кредит 0 201 11 610
«Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства»
— перечислены денежные средства за приобретенную спецодежду с одновременным отражением на забалансовом счете 18 «Выбытия денежных средств со счетов учреждения»;

Дебет 0 109 60 213,0 401 20 213
«Затраты на начисления на выплаты по оплате труда в себестоимости готовой продукции, работ, услуг», «Расходы на начисления на выплаты по оплате труда»
Кредит 0 303 06 730
«Увеличение кредиторской задолженности по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»
— начислены страховые взносы на ОСС от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

Дебет 0 303 06 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»
Кредит 0 201 11 610
«Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства»
— перечислены страховые взносы на ОСС от несчастных случаев на производстве и заболеваний, с одновременным отражением на забалансовом счете 18 «Выбытия денежных средств со счетов учреждения».

Страховые взносы на ОСС от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний перечисляются с учетом расходов на мероприятия по обеспечению безопасности труда, утвержденные органом ФСС РФ. Например, если начислены взносы в размере 3000 руб., а на соответствующие мероприятия потрачены средства в размере 2000 руб., то в ФСС РФ следует перечислить 1000 руб.

Пример 2

Автономным учреждением за счет собственных средств приобретена спецодежда. Сотрудникам спецодежда была выдана в том же месяце. Как отразить указанные расходы в бухгалтерском учете?

Учет в автономном учреждении ведется в соответствии с Инструкцией по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 23 декабря 2010 г. № 183н.

Дебет 2 105 35 000
«Мягкий инвентарь — иное движимое имущество учреждения»
Кредит 2 302 34 000
«Расчеты по приобретению материальных запасов»
— приняты к учету расходы на приобретение спецодежды за счет собственных средств;

Дебет 2 210 01 000
«Расчеты по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам»
Кредит 2 302 34 000
«Расчеты по приобретению материальных запасов»
— отражена сумма НДС, предъявленная поставщиком;

Дебет 2 302 34 000
«Расчеты по приобретению материальных запасов»
Кредит 2 201 21 000
«Денежные средства учреждения на счетах в кредитной организации»
— перечислена оплата поставщику за спецодежду с одновременным отражением на забалансовом счете 18 «Выбытия денежныхсредств со счетов учреждения»;

Дебет 2 303 04 000
«Расчеты по налогу на добавленную стоимость»
Кредит 2 210 01 000
«Расчеты по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам»
— списана сумма НДС, подлежащая налоговому вычету;

Дебет 2 105 35 000
«Мягкий инвентарь — иное движимое имущество учреждения»
Кредит 2 105 35 000
«Мягкий инвентарь — иное движимое имущество учреждения»
— выдана сотрудникам спецодежда, приобретенная за счет собственных средств учреждения. •


Реклама