«Кровопийца Шейлок»: легенда и реальность

В журнале «Бюджетный учет» № 10/2013 г. и № 11/2013 г. было рассказано о роли еврейских общин в ростовщических операциях Древнего мира. В продолжение темы рассмотрим влияние еврейских общин на долговые отношения средневековой Европы.

Еврейские общины как «двигатель торговли»

Экономический упадок и кризис в Западной Европе раннего Средневековья вызвали перелом в ее экономическом развитии. В возникших на развалинах Западной Римской империи варварских королевствах зарождалось новое общество и появлялись новые экономические потребности. С образованием феодальной землевладельческой аристократии в ее среде вновь появился спрос на предметы роскоши. Вокруг замков постепенно образовывались поселения вассалов, дружинников, обслуживающих королевские потребности людей, не занимавшихся никаким производительным трудом и нуждавшихся в услугах ремесленников и странствующих торговцев. Так создавались условия для возрождения городской жизни и городов как центров промышленной, торговой и финансовой деятельности. Оживились торговые центры, существовавшие во времена Римской империи, возникали новые торговые центры на местах периодических ярмарочных съездов.

Вместе с оживлением городов и торговых отношений возродилась и роль еврейских общин. Евреи, преимущественно городские жители, вновь, как и в эпоху эллинизма, стали играть все возрастающую экономическую роль в средневековой Европе. Конкуренция сирийцев в торговле и финансах резко ослабевает, начиная с VII века происходит достаточно быстрое распространение еврейских общин в города варварских королевств на севере и северо-западе Европы, происходят значительные изменения в условиях их экономической деятельности. Еврейские общины распространяются в города Франции, Англии, усиливаются практически во всех городах Италии и Испании. По данным «Вестготской правды», евреи жили не только в крупных городах Испании, но и в мелких местечках, где были организованы общины с выбранными руководителями. Религиозные гонения на евреев Испании и насильственное крещение привели к тому, что в период арабских завоеваний они массами переходили на сторону арабов, что значительно облегчило захват арабами таких крупных городов, как Толедо. Статус евреев в том или ином европейском государстве или городе всегда требовал особого разрешения высшей власти на занятие строго определенными видами экономической деятельности, без этого физическое существование еврейской общины было невозможным. Эти «статуты», разрешавшие проживание евреев, содержали и перечень разрешенных еврейской общине занятий.

Евреи по-прежнему не играли заметной роли в европейском земледелии. Исключением являлась Испания в период арабского владычества, когда произошло перераспределение сельскохозяйственных земель в пользу завоевателей и союзных с ними еврейских общин. Гораздо более активную роль в Западной Европе VI–VIII веков евреи играли в возрождавшейся торговле и в финансовой деятельности. Евреи-торговцы часто упоминаются в письмах папы Григория I. Их деятельность связана с работорговлей между городами Южной Франции и Италии, они участвуют в ростовщических операциях, имея дело с высшими духовными лицами католической церкви. Упоминается даже факт залога по ссуде церковной утвари еврейскому ростовщику, под залог кораблей и товаров евреи финансируют торговые операции высшего католического духовенства. Значительную роль в работорговле и в финансировании морской торговли еврейские общины играли и в Испании накануне арабского завоевания. Наиболее значительные торговые и финансовые операции еврейских общин были в пределах франкского королевства в эпоху династии Меровингов. Они активно занимаются работорговлей, продают предметы роскоши, доставленные с Востока, служат торговыми агентами при королевских дворах, занимают руководящие финансовые должности. Еврей Приск в середине VI века чеканит королевскую серебряную монету, еврей Соломон в царствование короля Дагоберта занимает должность сборщика таможенных пошлин в Париже, торговые суда евреев активно посещают порты Южной Франции, плавают между Ниццей и Марселем. Обслуживая королевский двор и высшее духовенство, еврейские торговцы удовлетворяли потребности в предметах роскоши, расширяли торговые связи и с другими слоями общества, переселялись в города Франции, основывая все новые еврейские общины в южных приморских городах, в Бордо, Клермоне, Орлеане. В роли торговых посредников евреи вновь, как и в эллинистическую эпоху, оказывались желанными гостями при королевских дворах варварских государств. Эта нужда в услугах евреев вела даже к ослаблению национального и религиозного антагонизма, характерного для последних веков существования Римской империи, поскольку исчезла на время экономическая конкуренция, порождавшая этот антагонизм. Высшие аристократические круги и духовенство скорее положительно относятся к евреям, несмотря на периодически издаваемые церковные постановления о запрете общения христиан с евреями, которые на практике не имели заметного эффекта. Отдельные гонения, насильственное крещение евреев франкскими королями, даже поголовное обращение евреев в рабство вестготским королем Испании Эгикой в 694 году не встречали поддержки среди населения, даже сдерживались папой римским Григорием I.

На вторых ролях. Евреи и «ломбардцы»

В эпоху Меровингов евреи не играли той исключительной роли в торговых и финансовых делах франкского королевства, которая стала принадлежать им позднее, во время династии Каролингов. Евреи продолжали испытывать в VI веке значительную конкуренцию со стороны сирийских купцов, общины которых имелись практически во всех крупных французских городах. Сирийцы монополизировали поставку товаров с арабского Востока, в частности сирийских вин, которые пользовались большим спросом среди франкской знати. Ростовщическая деятельность, которая позднее стала основным занятием евреев, в эпоху раннего Средневековья не играла значительной роли, поскольку господствовало натуральное хозяйство и потребность в ростовщических ссудах возникала достаточно редко и ограничивалась узким кругом высшей аристократии и духовенства. Основным препятствием к развитию финансовых операций являлось отсутствие юридической базы, обеспечивающей защиту прав и самой личности кредитора. Источники того времени содержат сведения о единичных ростовщических операциях, которые закончились для кредиторов весьма печально. Должники из числа высшего духовенства, как правило, отказывались возвращать ссуды, и кредиторам приходилось обращаться за помощью к папе римскому. Ростовщик-еврей Арментарий, отправившийся в город Тур, чтобы взыскать неуплаченный долг с местного графа Евномия, был убит его людьми. Ни денег, ни долговой расписки на его теле найдено не было.

В начале эпохи Каролингов еврейские торговцы стали испытывать все большую конкуренцию со стороны итальянских купцов. Италия в первой половине Средневековья играла такую же посредническую роль в торговле между Востоком и Западом, как Древняя Греция. Итальянские торговые города-республики все более активно вытесняли еврейские общины из международной торговли с Востоком. Уже в X веке евреи практически полностью были исключены из участия в международной торговле Венеции. В 945 году был издан указ, запрещавший венецианским судам брать на борт евреев, евреи с этого момента были обязаны покупать восточные товары только у христианских купцов. В Италии еврейские общины были вытеснены в сферу внутренней итальянской торговли. Еврейские общины в итальянских городах были достаточно крупными. В Венеции в 1152 году жили 1300 евреев, в Неаполе также около 1300, в Палермо — более 1500. Они продолжали играть активную роль в посреднической торговле между Италией и Францией.

Вытеснение еврейских общин Италии из международной торговли с Востоком привело к недостатку капитала для ведения ими активных ростовщических операций. Ростовщичество доминировалось итальянскими торгово-финансовыми домами из Флоренции — Фрескобальди, Перуччи, Барди, Мочи, Спини, а также крупнейшими торговыми домами Венеции, Генуи, Сиены, Болоньи. Торговые операции естественным образом соединялись с финансовыми и долговыми и наоборот. Итальянские купцы и банкиры намного превосходили еврейских как по торговым оборотам, так и по капиталу, занятому в ростовщичестве. В XII–XIII столетиях итальянские банкиры, получившие название «ломбардцы», успешно конкурировали с еврейскими во Франции и Англии. Тем не менее известны единичные случаи активного участия евреев в ростовщических долговых операциях в средневековой Италии. В Риме еще в XI веке процветал банкирский дом Пьерлеони, активно ссужавший римскую аристократию, который основал крещеный еврей Барух. При папе Александре III вместе с другим банкирским домом Франгепани он являлся финансовой опорой папского престола. Главным распорядителем финансов при том же папе был еврей Иехиэль. В XII веке ростовщическими операциями активно занималась еврейская община в Болонье, дома многих граждан города находились у еврейских ростовщиков в залоге, что привело к изгнанию евреев из города. Однако имел место и обратный процесс. Жесткая конкуренция на ростовщическом рынке между евреями и «ломбардцами» приводила к тому, что, не в силах конкурировать с мощными итальянскими банками Флоренции, Венеции, Генуи, евреи вынуждены были довольствоваться более низкими процентными ставками по своим займам. Именно с такой целью власти итальянских городов приглашали евреев, когда монополия немногих местных банков становилась невыносимой или когда требовались дополнительные средства. Играла свою роль и церковная борьба с ростовщичеством, когда вводился запрет на предоставление займов под проценты со стороны христиан и вместо них в город приглашались евреи. В середине XIV столетия так произошло даже во Флоренции — признанном финансовом центре средневековой Европы. Поскольку в Италии преобладали займы на коммерческие и производственные цели, а не на потребление, и отсутствовал институт евреев как королевской собственности, отношение к ним до самого конца Средневековья было, за некоторыми исключениями, вполне терпимым. Не было такой ненависти, погромов и всеобщего изгнания, как во Франции, Англии и Германии в эпоху позднего Средневековья.

Евреи в Испании: финансовое могущество и гражданское бесправие

Еврейская община в арабской части Испании, пользуясь покровительством арабских халифов, играла ведущую роль в торговле с франкскими королевствами. Состояние еврейских купцов Толедо позволило им содержать профессиональную армию в 25 тысяч всадников и 20 тысяч пехотинцев. Однако уже с конца VIII столетия они сталкиваются с возрастающей конкуренцией со стороны мусульманских купцов, которые контролировали все морские и сухопутные пути, проходившие с Востока по северному побережью Африки. Ростовщические операции евреев начинаются здесь только с середины XII века и только в христианской части Испании. Законы короля Иакова I Арагонского запрещают евреям брать в качестве процентов более 4 динариев с ливра в месяц. К концу XIII столетия ростовщические операции становятся преимущественным занятием евреев в христианской Испании. Их клиентами была землевладельческая знать, о чем свидетельствуют запреты испанской короны приобретать евреям у христиан земельные наделы. Землю, полученную в качестве удовлетворения залога, они обязаны были вновь продать христианам в течение года. Евреи получают в Испании высокие финансовые посты при королевских дворах, которые не могли обойтись без их услуг в области финансового управления. Как и в других средневековых государствах Европы, евреи объявляются в Испании собственностью короля. Согласно указу арагонского короля Иакова I «все евреи, живущие в наших владениях, принадлежат королю и состоят со всем своим имуществом под нашим особым попечением. Всякий (еврей), кто поставит себя под покровительство какого-нибудь дворянина, лишается жизни, а имущество его конфискуется в пользу короля». Взлет, а затем падение и гибель такого «королевского еврея» красочно описаны Лионом Фейхтвангером в знаменитом романе «Еврей Зюсс». Однако испанская корона не вмешивалась непосредственно в ссудную деятельность евреев и удовлетворялась регулярными сборами с них в королевскую казну.

Еврейские общины заняли, однако, практически монопольное положение в торговле внутри империи Карла Великого. С исчезновением сирийских купцов после арабских завоеваний в Испании как конкурентов вся внутренняя и внешняя торговля Франции оказалась в руках многочисленных еврейских общин, присутствовавших практически в каждом городе империи. Средневековый арабский писатель Ибн-Хордадбе оставил свидетельство торговых путешествий еврейских купцов из французских портов к Суэцу, затем на Аравийский полуостров в Медину, оттуда в Индию и Китай. С Запада они везли рабов, мечи, шелка, меха. В Европу с Востока ими доставлялись в основном пряности, ковры, драгоценные камни, изделия из золота и серебра. Слово «еврей» в каролингской Франции означало практически то же самое, что и «торговец». В Лионе по настоянию еврейской общины рыночный день был перенесен с субботы на воскресенье.

Как торговцы евреи в IX веке активно проникают в Германию. Общины появляются в Вормсе, Майнце, в Баварии, Магдебурге, Франкфурте и других немецких городах. К XI столетию их общины уже рассеяны по всей Германии и ведут активную торговлю. Все привилегии, полученные евреями от франкских и германских императоров, касались именно торговых операций. 

                                                                                         Продолжение в следующем номере.
Реклама