Как возникло единое экономическое пространство России
Россия — страна очень большая, и сейчас мы воспринимаем этот факт как данность, незыблемую норму. Но так было не всегда, понадобилось немало столетий, чтобы все русские земли ощутили себя единой Россией. Н. А. РАЗМАНОВА, доктор исторических наук, профессор кафедры «Экономическая история и история экономических учений» Финансового университета при Правительстве Российской Федерации.
Формирование единого экономического пространства России носило сложный характер, и в нем очевидно выделяются несколько пластов. Начиная с XIV века шло объединение военных сил для отпора Орде, что потребовало политической централизации. В XV веке возникло Московское царство, вобравшее в себя удельные княжества — наследственные владения от отцов и дедов, и потому независимые от центральной власти. Спустя столетие, в XVI веке, государство оставалось непрочным, и угроза раскола изнутри сохранялась. Смута поставила Россию на грань катастрофы. Государственный инстинкт народа, получивший духовную поддержку Русской православной церкви, спас страну.
В условиях испытания на прочность сложилась существующая и ныне традиция — силы народа соединялись с силами государства. Политическое, религиозное и культурное единение было дополнено в XVII веке фактором, который можно отнести к числу решающих в деле объединения русских земель. Возникновение в XVII веке национального рынка покончило с опасностью распада государства и утраты народом национальной идентичности.
Предпосылки зарождения денежного рынка России
Начало формированию единого экономического пространства было положено в 1554 году, когда была проведенная самая первая в истории России денежная реформа. Царский указ запретил хождение копейки, чеканившейся в Новгороде, политическом и экономическом конкуренте Москвы, в обращении оставались исключительно московские копейки. Также в ходе реформы купцам запрещалось использовать новгородские меры веса и длины и предписывалось пользоваться московскими. Но единой национальной денежной системы создать не удалось — до начала XVIII века на внутреннем рынке ходили талеры — тяжелые высокопробные серебряные монеты, которые в основном использовались как сырье для чеканки московских копеек. Из талера, весившего примерно 28 граммов и покупавшегося по 50 копеек, изготовляли 64 копейки весом примерно 0,4 грамма. Прибыль казны составляла 14 копеек, или 28 %. Нередко талерами расплачивались по крупным платежам, так как рубль существовал только в виде весовой и счетной единицы и составлял 64 копейки.
В середине XVII века правительство царя Алексея Михайловича, стремясь пополнить казну и усилить роль русских денег, предприняло попытку ввести в обращение крупную денежную единицу — аналог рубля. В то время в России действовал только один монетный двор, размещавшийся в Кремле, а технология изготовления монет была настолько архаичной, что на талеры просто наносился новый чекан с изображением атрибутов власти московского царя — их назвали «ефимки с признаком». Правительство установило на них цену в 100 копеек, что должно было дать дополнительный доход в казну в размере 36 копеек с рубля, а издержки на изготовление «ефимка с признаком» минимизировались. Одновременно была предпринята попытка ввести в обращение медные копейки, которыми платили жалованье1. Медные деньги никакого подкрепления не получили, и даже наоборот — подати собирались исключительно серебром. Это неизбежно привело к скачку инфляции в условиях исключительно денежного обращения и кровавому Медному бунту.
Только в царствование Петра I при самом активном его участии были созданы основы той денежной системы, которая существует в современной России и обеспечивает функционирование рублевой зоны. Производство монет было модернизировано посредством прямых технологических заимствований из Англии и Германии. Шесть новых монетных дворов были построены в Москве и один — в Петербурге в Петропавловской крепости, где он существует и в наши дни. Новые технологи изготовления монет позволили отчеканить первые русские серебряные рубли, пополнившие семейство монет талерного типа — они по весу, пробе, технике изготовления и оформлению соответствовали стандарту талера. Кроме рубля, или «целкового», из серебра чеканились его фракции: 50 копеек, 20 копеек (двугривенный), 10 копеек (гривенник). Серебряные монеты отвечали потребностям выросшего в десять раз в царствование Петра I государственного бюджета и развивавшейся благодаря строительству Петербурга внешней торговле.
Копейки чеканились как из серебра, так и из меди. Уроки Медного бунта были учтены, и реформа дала блестящий результат. В конце царствования Петра I казна за медные копейки покупала серебряные талеры. Успех был обеспечен тем, что медные копейки получили податное обеспечение, то есть принимались во все казенные платежи. Также из меди выпускались фракции копейки: 0,5 копейки (денга), 0,25 копейки (полушка) и 0,125 копейки (полуполушка). В обращении с XIV века ходил алтын, и была введена медная монета в 5 копеек, или «пятак»2. Медные мелкие деньги соответствовали потребностям розничной торговли, участниками которой были низшие городские торгово-промышленные слои и крестьянство. Широкое хождение медных денег одновременно с серебром явилось одной из главных предпосылок появления во второй половине XVIII века в царствование Екатерины II бумажных денег — ассигнаций, что обеспечило зарождение важнейшего сегмента финансового рынка — денежного.
Подати как инструмент национального единения
Институализация налогообложения в России шла одновременно со становлением государства. Процедура сбора податей вобрала в себя признаки удельной раздробленности — времени, когда она возникла. Важнейшим источником доходов Московского царства до 1653 года являлись внутренние таможенные пошлины. Всего купцы платили около тридцати общегосударственных внутренних таможенных пошлин: мыт, головщину, задние колачи, костки, мостовщину, перевозы, а также замытную пошлину (замыт), явленое, гостиное, амбарное, полавочное, поворотную (подворную пошлину), свальное, весчее, контарное, подъемную и рукознобную пошлины, померное, покоречное, пятно, писчее и сродные двум предыдущим — роговое, привязную пошлину, узолцовое (поулощина), тамгу, порядное, восменичье3. В пользу государя при провозе товаров на возах и судах через заставы независимо от их количества и качества платился мыт — старейший платеж, регулярно взимаемый с середины XIII века. Одновременно платилась головщина — личная проезжая пошлина, а при возвращении купца этот сбор — задние колачи взимался еще раз. Большую роль в пополнении казны играла тамга, которая оформилась в период ордынского ига и являлась пошлиной на проданный товар и одновременно на право торговой деятельности, поэтому купцы, приезжавшие в город без товара, или проезжавшие мимо торга, тамгу не платили4. Все участники рынка были заинтересованы в точном взвешивании товаров на весах, которые содержались государством или общиной. Поэтому взвешивание также облагалось пошлинами: свальным, весчим (пудовым), контарным, подъемной и рукознобной, померным. К числу важнейших обязанностей торговых людей относилась явка (явленное), упоминавшаяся во всех таможенных книгах. Купец должен был явиться на таможню, достоверно объявить свой товар и исправно внести платеж. Без осуществления этой процедуры купец не имел права въезжать в гостиный двор или подворье и разгружать товар5.
В уездах сохранялись местные сборы, которые никак не соотносились с общегосударственными. В целом сборы с купцов не были организованы в упорядоченную систему. Развитие государства и рост его потребностей приводили к механическому присоединению новых пошлин к более древним установлениям. Основным институтом, регулировавшим взимание внутренних таможенных пошлин, начиная с XIV века являлся обычай. На протяжении трехсот лет при заключении между князьями соответствующих соглашений ссылки такого рода, как «а мыта ти имати и пошлины по старине», «а мыта ти держати и пошлины имати по старой пошлине», «учинил все пошлины, как было при моем отце, при великом князе», «а пошлины имати <...> по всему великому его княжению по давному, а нового не примышляти» являлись общепризнанным и достаточным обоснованием договора6.
Наиболее обременительным моментом для купцов была собственно громоздкая процедура выплаты внутренних таможенных пошлин, так как это требовало освидетельствования товара, что приводило к длительным задержкам в пути и росту трансакционных издержек. Часть пошлин отдавалась на откуп, и это приводило к росту денежных затрат. В результате товары стоили дорого, и торговля активизировалась лишь на периферии, куда съезжались шведские и немецкие купцы. В уездах, окружавших Москву, обмен развивался медленно. В середине XVI века царь Иван Грозный из политических соображений освободил английских купцов от выплаты внутренних таможенных пошлин, что резко увеличило их конкурентоспособность на внутреннем рынке. Около столетия ушло у русских купцов и торговых людей на то, чтобы изменить положение в свою пользу7.
В октябре 1653 года был издан документ, вошедший в историю как Торговый устав, отменявший мыт, проезжую пошлину и большую часть мелких сборов. Вводилось унифицированное обложение в виде 10 денег с рубля с цены товара (5 % рублевая пошлина) и сбор в размере 5 денег с рубля с покупателя (2,5 % рублевая пошлина). В пограничных Архангельске и Новгороде для русских и европейских торговых людей была установлена одинаковая пошлина, а во внутренних городах обложение иностранных купцов возросло до 6 %, также для иностранцев вводилась дополнительная пошлина на экспортные «русские товары» в размере 4 денги с рубля (2 %). В апреле 1654 года царь подписал Уставную грамоту, разъяснявшую применение норм Торгового устава и установившую стандарты правоприменительной практики. Грамота подтвердила право купцов не платить мыт и резко ограничила деятельность «человеконенавистных» откупщиков. Сбор пошлин полагалось осуществлять «в таможнях выборным, верным головам и целовальникам», которые подтверждали платежи «выписями», являвшимися законным основанием для участия в торге. В обоих документах были прописаны санкции за нарушение норм — от конфискации до «бытии в жестоком наказании, под смертию и непрощаемою казнию»8.
Торговый устав 1653 года и Уставная грамота 1654 года составили в совокупности единый нормативно-правовой комплекс зарождавшегося национального рынка, обеспечили рост товарно-денежных отношений в стране. Одновременно складывались новые принципы координации взаимодействия правительства и купечества.
Почему 1653 год?
Значение Торгового устава 1653 года переоценить трудно. Основой этого документа явилось челобитье (ходатайство) к Алексею Михайловичу, выражавшее консолидированное мнение всех торговых людей. Челобитий подавалось царю немало — до нашего времени их сохранилось около двух десятков. Но правительство откликнулось на требования торговых людей и изменило свою политику по отношению к ним именно в 1653 году. Объяснением служит ряд факторов. К середине XVII века развитие торговли достигло такого уровня, что ее потребности приобрели общенациональное значение, что было осознано как в купеческой среде, так и в правительстве.
Одновременно революция в Англии (в 1649 году английский король Карл I был казнен и страной управлял О. Кромвель) и ожесточенные морские сражения конкурировавших между собой за рынки Англии и Голландии ослабили обоих главных внешнеторговых партнеров России. Правительство Алексея Михайловича было уверено, что в ответ на введение покровительственных мер санкции со стороны Запада не последуют, и по-прежнему будут ввозиться талеры и все, что обеспечивало боеспособность русской армии — оружие, порох, амуниция и т. д. Но не только таким стечением обстоятельств были обусловлены отмена внутренних таможенных пошлин и создание благоприятных условий для внутренней торговли.
Центральным событием, вокруг которого во второй половине XVII века развертывалась внутренняя и внешняя политика, стало вхождение в состав Российского государства Левобережной Украины и Киева. Высокий уровень легитимности русского царя обязывал его принимать под свою руку все православные земли, утраченные во время ордынского ига и Смуты. Патриарх Никон, участвуя в решении политических вопросов, настоятельно подталкивал колебавшегося Алексея Михайловича к принятию в подданство единоверной Украины, терпевшей гонения религиозного и этнического порядка. Начатая в 1653 году церковная реформа в числе приоритетов имела укрепление связей с православным населением Украины9.
Земский собор — представительный орган с законосовещательными функциями 1 октября 1653 года единогласно высказался за вхождение Левобережной Украины и подтвердил необходимость усилить уже развернувшуюся подготовку к войне за Украину с Польшей. Вопрос о наполнении казны встал чрезвычайно остро. Правительство увеличило закупку талеров, в 1654 году началась эмиссия медных копеек, конец которой положил Медный бунт 1662 года. Основная тяжесть вводимых чрезвычайных налогов — 5 % с оборота, 20 % от стоимости имущества, 20 рублей с каждых 100 тяглых дворов, а также «стрелецкие» и «кормовые» — падала на торговых людей, с крестьян больше того, что они давали, взять было невозможно. Взамен торгово-промышленные слои получили компенсацию — Торговый устав.
Хотя политическая централизация русских земель завершилась еще в XV веке при Иване III, гарантии прочности государства были недостаточными, так как внутренние хозяйственные связи оставались слабыми. Это особенно почувствовалось, когда начались переговоры о вхождении Украины в состав Российского государства в условиях расширения конфессиональных и культурных взаимодействий и особенно хозяйственной интеграции. Помимо главной силы — казаков, в борьбе против польского гнета принимали участие торгово-ремесленные слои украинских городов, которые с XVI века подвергались полонизации путем распространения в городах магдебургского права, заимствованного из Германии, регулировавшего самоуправление и обеспечивавшего хозяйственную деятельность. Нормы магдебургского права через сто лет оказались прочно укоренены, и горожане были заинтересованы в их сохранении10. Таким образом, протекционистская политика русского правительства и ликвидация препятствий для экономической интеграции приобретали более широкое значение — политическое.
По мере нарастания освободительной борьбы против польского засилья на русские территории активно переселялись украинцы, неуклонно рос товарооборот, несмотря на препятствия со стороны государственной власти Польши, действовавшей в этом вопросе схоже с германскими городами и Швецией. Обмен шел и в противоположном направлении. В 1648 году, после поражения поляков от казацкого войска под руководством Бориса Хмельницкого, русские купцы хлынули в Малороссию и стали получать большие прибыли от торговли хлебом, солью и оружием, и тогда же по царским указам украинские купцы получили право свободно торговать в России. Приграничный Путивль по объему торговых операций стал сопоставим с Псковом или Новгородом, активно развивалась Свинская ярмарка в пограничном Брянском уезде, которую сравнивали с Макарьевской ярмаркой под Нижним Новгородом. Брянскому воеводе царской грамотой было предписано украинским купцам «позволить во Брянску торговать...». И в другие приграничные уезды были даны подобные указы — создать зону наибольшего благоприятствования для расширения обмена с Малороссией11.
В феврале 1654 года для жителей Переяславля были подтверждены «свободы, которые имеют от древних князей и королей польских», а в июле киевским торговым людям была дарована Жалованная грамота, подтверждавшая прежние права и вольности горожан, освобождавшая их от мыта и разрешавшая беспошлинную торговлю по всей России12. Как и по всей территории Российского государства, при этом сохранялись некоторые сборы — ваговое от веса, померное от меры, мостовое и др. Рублевую пошлину на Украине распространять не пришлось, так как взимавшиеся еще при польской власти сбор с импорта — индукта и сбор с экспорта — эвекта в основных чертах были ее аналогами13.
Совокупность нормативов в виде Торгового устава, Уставной грамоты 1654 года и Жалованных грамот Переславлю и Киеву, явившихся откликом правительства на потребности купечества, сформировала единое экономическое пространство, обеспечившее развитие внутренних общероссийских хозяйственных связей. Торговля начала перемещаться с северо-западной границы во внутренние районы страны, появились новые рынки и новые условия для укрепления экономических взаимодействий между уездами и городами России.
1 – Разманова Н. А., Рябчикова Л. Н. Рубль // Монеты и банкноты от Античности до наших дней: происхождение и эволюция. М., 2014. С. 144–151.
2 – Разманова Н. А. Алтын // Монеты и банкноты... 2014. С. 18–20.
3 – Осокин Е. Внутренние таможенные пошлины в России. Казань, 1850. С. 178.
4 – Акты исторические. СПб., 1841–1843. Т. I. С. 121; Т. III. С. 75; Акты Археографической экспедиции. СПб., 1836. Т. I. С. 112, 139, 295, 432–433, 446; Т. III. С. 122, 361; Собрание государственных грамот и договоров. СПб., Т. II. С. 135, 138.
5 – Осокин Е. Указ. соч. С. 178.
6 – Осокин Е. Указ. соч. С. 8–9, 10.
7 – Разманова Н. А. Институциональные аспекты зарождения российского протекционизма: принятие Торгового устава 1653 года // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2014. № 2. С. 29–30.
8 – Полное собрание законов Российской империи (ПСЗ). Собр. I. Т. 1. № 107, 122.
9 – Православная энциклопедия. М., 2000. Т. I. С. 634; Толстой М. В. История Русского Православия. М., 2010. С. 31.
10 – Тарановский Ф. В. Обзор памятников магдебургского права западнорусских городов литовской эпохи. Варшава, 1897. С. I–II; Багалей Д. И. Магдебургское право в левобережной Малороссии // Ж.M.H.П. 1892. № 3.
11 – Воссоединение Украины с Россией. Документы и материалы в трех томах. М., 1953. Т. II. № 33. С. 66; № 64. С. 137, 200; № 21. С. 138–139; № 46. С. 529, 576–577.
12 – Воссоединение Украины с Россией... Т. III. № 235, 236, 239.
13 – Воссоединение Украины с Россией... Т. III. № 245. С. 561; ПСЗ. Собр. I. Т. 10. № 119. С. 311–314; № 48. С. 18–19; № 36. С. 138–139.