Новый механизм оценки  условий труда

Продолжаем тему специальной оценки рабочих мест. Рассмотрим отражение операций по ее проведению в учете учреждения. В статье также приведены разъяснения Минтруда России на ряд вопросов, возникших при проведении мероприятий.

Расходы на спецоценку

Проведение спецоценки условий труда, в том числе внеплановой, является обязанностью работодателя, который должен организовать и процесс мероприятия, и его финансирование. Эта норма закреплена в пункте 1 части 2 статьи 4, части 1 статьи 8 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426‑ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее — Закон № 426‑ФЗ) и соответствует положениям абзаца 11 части 2 статьи 212 Трудового кодекса.

Финансирование мероприятий специальной оценки учреждения могут производить за счет средств учреждения, ФСС РФ, а также путем смешанного финансирования (средства учреждения и ФСС РФ).

Согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н (далее — Указания № 65н), расходы на спецоценку условий труда отражаются по подстатьям КОСГУ следующим образом:

  • 213 «Начисления на выплаты по оплате труда», если мероприятия проводятся за счет сумм страховых взносов на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний (далее — страховые взносы от НС и ПЗ), подлежащих перечислению в установленном порядке в ФСС;
  • 226 «Прочие работы, услуги», если спецоценка вне рамок выполнения предупредительных мер оплачивается из средств учреждения.

Собственные средства

При оплате мероприятий по спец­оценке, проводимых специализированной организацией за счет собственных средств учреждения, операции отражаются следующими записями:

Дебет 0 401 20 226
«Расходы на прочие работы, услуги»
Кредит 0 302 26 730
«Увеличение кредиторской задолженности по прочим работам, услугам»
— отражены расходы на проведение мероприятий по спецоценке;

Дебет 0 206 26 560
«Увеличение дебиторской задолженности по авансам по прочим работам, услугам»
Кредит 0 304 05 226
«Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по прочим работам, услугам»
— перечислен аванс специализированной организации на проведение мероприятий по спец­оценке.

Или:

Дебет 0 206 26 560
«Увеличение дебиторской задолженности по авансам по прочим работам, услугам»
Кредит 0 201 11 610
«Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства»
— перечислен аванс специализированной организации на проведение мероприятий по спецоценке с одновременным отражением на забалансовом счете 18 «Выбытия денежных средств со счетов учреждения»;

Дебет 0 302 26 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по прочим работам, услугам»
Кредит 0 206 26 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по авансам по прочим работам, услугам»
— зачтен ранее перечисленный аванс;

Дебет 0 302 26 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по прочим работам, услугам»
Кредит 0 304 05 226
«Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по прочим работам, услугам»
— оплачены услуги специализированной организации на проведение мероприятий по спецоценке.

Или:

Дебет 0 302 26 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по прочим работам, услугам»
Кредит 0 201 11 610
«Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства»
— оплачены услуги специализированной организации на проведение мероприятий по спецоценке с одновременным отражением на забалансовом счете 18 «Выбытия денежных средств со счетов учреждения».

Средства ФСС РФ

Согласно подпункту «а» пункта 3 Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утвержденных приказом Минтруда России от 10 декабря 2012 г. № 580н (далее — Правила № 580н), расходы на проведение специальной оценки условий труда входят в перечень предупредительных мер за счет сумм страховых взносов от НС и ПЗ.

Финансирование Фондом социального страхования Российской Федерации осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных бюджетом ФСС РФ на текущий финансовый год.

При этом объем средств, направляемых страхователем на финансовое обеспечение предупредительных мер, проводимых учреждением, имеет ограничения. Он не может превышать 20 процентов сумм страховых взносов, начисленных страхователем за предшествующий календарный год, за вычетом расходов на выплату обеспечения по указанному виду страхования, произведенных страхователем в предшествующем календарном году. То есть в 2015 году расчет будет следующим:

Оф2015 = (Ссв2014 — Рвт2014) × × 20 %,

где

Оф2015 — объем финансирования предупредительных мер в 2015 году;

Ссв2014 — сумма страховых взносов от НС и ПЗ, начисленных в 2014 году;

Рвт2014 — сумма расходов на выплаты по травматизму, понесенных учреждением в 2014 году.

В случае если страхователь с численностью работающих до 100 человек не осуществлял в течение двух последовательных лет, предшествующих текущему финансовому году, финансовое обеспечение предупредительных мер, объем средств, направляемых таким страхователем на финансовое обеспечение указанных мер, не может превышать двух показателей:

  • 20 процентов сумм страховых взносов, начисленных им за три последовательных года, предшествующих текущему финансовому году, за вычетом расходов на выплату обеспечения по указанному виду страхования, произведенных страхователем за три последовательных календарных года, предшествующих текущему финансовому году:

Оф2015 = (Ссв2012, 2013, 2014 — Рвт2012, 2013, 2014) × 20 %,

где

Оф2015 — объем финансирования предупредительных мер в 2015 году;

Ссв2012, 2013, 2014 — сумма страховых взносов от НС и ПЗ, начисленных в 2012, 2013, 2014 годах;

Рвт2012, 2013, 2014 — сумма расходов на выплаты по травматизму, понесенных учреждением в 2012, 2013, 2014 годах;

  • сумму страховых взносов, подлежащих перечислению им в территориальный орган Фонда в текущем финансовом году:

Оф2015 = Ссвп2015,

где

Оф2015 — объем финансирования предупредительных мер в 2015 году;

Ссвп2015 — сумма страховых взносов, подлежащих уплате в текущем году.

Страхователь обязан вести учет средств, направленных на финансовое обеспечение предупредительных мер в счет уплаты страховых взносов в установленном порядке, и ежеквартально представлять в территориальный орган Фонда отчет об их использовании. После завершения запланированных мероприятий он направляет в территориальный орган Фонда документы, подтверждающие произведенные расходы. Учреждение отвечает за правильность и объем использования сумм страховых взносов на финансовое обеспечение предупредительных мер. Не подтвержденные страхователем расходы не подлежат зачету в счет уплаты страховых взносов (п. 12, 13, 14 Правил № 580н). Поэтому, если к проведению мероприятий по спецоценке условий труда привлечена сторонняя организация, расчеты с ней надо завершить до подачи отчетности в ФСС РФ.

Срок подачи подтверждающих документов и форма отчета по использованию средств, выделенных на финансирование предупредительных мер, Правилами № 580н не установлены. Форма отчета приведена в приложении 1 к письму ФСС РФ от 2 июня 2014 г. № 17-03-18/05-7094. Срок ее подачи рекомендуется уточнить в территориальном органе Фонда. Также расходы на спецоценку условий труда, как и на иные мероприятия, проводимые в рамках финансирования предупредительных мер, отражаются в Расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения (форма-4 ФСС).

В учете учреждения операция по оплате услуг сторонней организации по проведению спец­оценки условий труда в рамках финансирования предупредительных мер отражается бухгалтерскими записями:

Дебет 0 206 13 560
«Увеличение дебиторской задолженности по авансам по начислениям на выплаты по оплате труда»
Кредит 0 304 05 213
«Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по начислениям на выплаты по оплате труда»
— перечислен аванс специализированной организации на проведение мероприятий по спец­оценке за счет страховых взносов по НС и ПЗ.

Или:

Дебет 0 206 13 560
«Увеличение дебиторской задолженности по авансам по начислениям на выплаты по оплате труда»
Кредит 0 201 11 610
«Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства»
— перечислен аванс специализированной организации на проведение мероприятий по спец­оценке за счет страховых взносов по НС и ПЗ с одновременным отражением на забалансовом счете 18 «Выбытия денежных средств со счетов учреждения»;

Дебет 0 302 13 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по начислениям на выплаты по оплате труда»
Кредит 0 206 13 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по авансам по начислениям на выплаты по оплате труда»
— зачтен ранее перечисленный аванс;

Дебет 0 302 13 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по начислениям на выплаты по оплате труда»
Кредит 0 304 05 213
«Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по начислениям на выплаты по оплате труда»
— оплачены услуги специализированной организации на проведение мероприятий по спецоценке.

Или:

Дебет 0 302 13 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по начислениям на выплаты по оплате труда»
Кредит 0 201 11 610
«Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства»
— оплачены услуги специализированной организации на проведение мероприятий по спецоценке с одновременным отражением на забалансовом счете 18 «Выбытия денежных средств со счетов учреждения»;

Дебет 0 303 06 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»
Кредит 0 302 13 730
«Увеличение кредиторской задолженности по начислениям на выплаты по оплате труда»
— списаны расходы на спецоценку за счет средств страховых взносов по НС и ПЗ на основании решения территориального органа ФСС РФ.

Административная ответственность

Введение специальной оценки условий труда потребовало дополнить Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях новыми статьями. Законом от 28 декабря 2013 г. № 421‑ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона „О специальной оценке условий труда“» в Кодекс внесен ряд статей, определяющих ответственность за нарушения при проведении спецоценки, вступивших в силу с 1 января 2015 года.

Ответственность работодателя

Нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение влечет:

  • для должностных лиц — предупреждение или наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей;
  • для юридических лиц — наложение административного штрафа от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей (ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ).

В случае невыполнения в установленный срок или ненадлежащего выполнения законного предписания должностного лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, предусмотрено:

  • для должностных лиц — наложение административного штрафа в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификация на срок от 1 года до 3 лет;
  • для юридических лиц — наложение административного штрафа в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей (ч. 23 ст. 19.5 КоАП РФ).

Ответственность организации, проводившей специальную оценку

Нарушения, допущенные организацией, проводившей специальную оценку условий труда, влекут:

  • для должностных лиц — наложение административного штрафа в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей;
  • для юридических лиц — наложение административного штрафа в размере от семидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Если провинившееся лицо ранее подвергалось административному взысканию за аналогичное правонарушение, то наказание будет следующим:

  • для должностных лиц — наложение административного штрафа в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификация на срок от одного года до трех лет;
  • для юридических лиц — наложение административного штрафа в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Эксперт организации, проводившей специальную оценку условий труда, совершивший при проведении специальной оценки условий труда административное правонарушение, предусмотренное настоящей статьей, несет административную ответственность как должностное лицо (ст. 14.54 КоАП РФ).

Разъяснения Минтруда

Минтруд России подготовил ответы на некоторые вопросы по специальной оценке условий труда.

Что делать работникам при их несогласии с результатами спецоценки?

В случае несогласия работника с результатами специальной оценки условий труда он может обратиться в орган исполнительной власти по охране труда субъекта России для проведения экспертизы качества специальной оценки условий труда или в Государственную инспекцию труда по месту нахождения работодателя (ч. 1 ст. 5 и ст. 26 Закона № 426‑ФЗ).

В воздухе рабочей зоны присутствуют вещества, которых нет в Перечнях веществ, указанных в приложениях 2–7 к Методике проведения специальной оценки условий труда, утвержденной приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н (далее — Методика № 33н) (например, окись кальция в теплоэнергетических предприятиях). Как в этом случае проводить оценку?

Приложения 2–7 к Методике сформированы на основе существующих гигиенических нормативов (прямые ссылки) и содержат в себе наиболее часто встречающиеся в производственных процессах химические вещества, в связи с чем по существу являются справочными. Если при проведении специальной оценки условий труда выявлены химические вещества, не вошедшие в указанные приложения, оценка условий труда по ним должна проводиться исходя из гигиенических нормативов, а оформление результатов осуществляться в соответствии с Методикой проведения специальной оценки условий труда.

В соответствии с Классификатором (приложение 2 к Методике) виброакустические факторы идентифицируются как вредные и (или) опасные факторы только на рабочих местах, на которых имеется технологическое оборудование, являющееся источником указанных виброакустических факторов. Опираясь на многолетний практический опыт работы, фактические уровни шума и вибрации на рабочих местах водителей и машинистов зачастую превышают нормативные значения. Исключаются ли рабочие места водителей транспортных средств, а соответственно строительных и сельскохозяйственных машин из процедуры спецоценки?

Оценка условий труда по виброакустическим факторам на рабочих местах водителей автотранспортных средств, строительных и сельскохозяйственных машин проводится аналогично стационарным рабочим местам, на которых присутствует оборудование, являющееся источником шума и вибрации.

Кроме того, при наличии виброакустических факторов идентификация и оценка условий труда проводится также в отношении рабочих мест, на которых заняты работники, использующие ручные инструменты, являющиеся источником соответствующих факторов.

Как поступать с рабочими местами, на которых отсутствует технологическое оборудование, являющееся источником виброакустических факторов, но сам фактор присутствует — например, технологическое оборудование имеется на соседнем рабочем месте?

В соответствии со статьей 209 Трудового кодекса рабочее место — это место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя. С учетом данного определения рабочим местом может являться часть пространства, в котором один или несколько работников выполняют трудовые функции.

Если в том месте, где работник должен находиться в связи с его работой, имеется технологическое оборудование, являющееся источником виброакустических факторов, экспертом может быть принято решение об идентификации потенциально вредных и (или) опасных факторов.

Исследования (испытания) и измерения фактических значений вредных и (или) опасных факторов осуществляются испытательной лабораторией (центром), экспертами и иными работниками организации, проводящей специальную оценку условий труда. Иные работники организации это кто? Какие к ним требования?

К иным работникам организации могут быть отнесены, например, сотрудники организации, не являющиеся экспертами, но имеющие квалификацию, позволяющую им провести необходимые испытания (измерения).

В связи с новыми требованиями к аккредитованным лабораториям в состав лаборатории должен входить врач по общей гигиене труда или врач по санитарно-гигиеническим исследованиям. Должен ли врач иметь трудовой стаж по АРМ (аттестации рабочих мест) или в исследовательских лабораториях, как у остальных экспертов?

Согласно части 3 статьи 20 Закона № 426‑ФЗ лица, претендующие на получение сертификата эксперта, должны соответствовать следующим требованиям:

1) наличие высшего образования;

2) наличие дополнительного профессионального образования, содержание дополнительной профессиональной программы которого предусматривает изучение вопросов оценки условий труда в объеме не менее семидесяти двух часов;

3) наличие опыта практической работы в области оценки условий труда (например, аттестации рабочих мест по условиям труда) не менее трех лет.

Данные требования едины для всех экспертов, в том числе и для врачей-гигиенистов.

Можно ли при проведении спецоценки использовать средства измерения, находящиеся в аренде?

Согласно требованиям к испытательной лаборатории (центру) в части проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, изложенным в части 3 статьи 13 Закона от № 426‑ФЗ, она должна быть аккредитована на проведение указанных измерений и обладать соответствующей приборной базой для их проведения.

При этом согласно части 2 статьи 19 Закона № 426‑ФЗ организация, проводящая специальную оценку условий труда, вправе проводить исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса самостоятельно (при наличии аккредитации ее испытательной лаборатории (центра)) или привлечь по гражданско-правовому договору испытательные лаборатории (центры), аккредитованные национальным органом по аккредитации в национальной системе аккредитации.

Вопрос об использовании арендуемых средств измерений необходимо решать с учетом законодательства об аккредитации в национальной системе аккредитации, нормативных документов, устанавливающих требования к испытательным лабораториям (центрам), а также руководства по качеству испытательной лаборатории (центра). Необходимо обратить внимание на то, что при проведении исследований (измерений) применяются только те методики (методы) измерений, которые указаны в области аккредитации испытательной лаборатории (центра) организации, проводящей специальную оценку условий труда.

В каком объеме должна содержаться информация о СНИЛС работников? Достаточно ли только номера СНИЛС, или необходимо указывать и Ф. И. О. работника? Кто вносит в строку 021 в Карту специальной оценки условий труда (далее — Карта) изменения в связи с увольнением или принятием работника? Как оформить данные изменения? Можно ли эксперту при оформлении Карты оставлять строку 021 незаполненной для последующего заполнения этих данных работодателем?

В строку 021 в Карту специальной оценки условий труда заносится только номер СНИЛС при его наличии. Если на рабочее место, на котором ранее проведена специальная оценка условий труда, принят новый работник, то внесенный в Карту СНИЛС может быть изменен только в случае проведения очередной или внеплановой специальной оценки условий труда. При этом в Карту вносится СНИЛС работника, фактически занятого на данном рабочем месте на момент проведения идентификации (измерений (исследований) производственных факторов).

1 Начало см. в журнале «Бюджетный учет», № 11/2014. С. 58 —61.

Реклама