Организация детского отдыха

Проблема организации отдыха, оздоровления, занятости детей и подростков в каникулярный период всегда была и остается в центре внимания не только родителей, руководителей общеобразовательных учреждений, но и учреждений, организующих отдых детей в летних оздоровительных лагерях.

Детские оздоровительные лагеря располагаются за городом на базе стационарных построек.

 Деятельность стационарных летних детских лагерей регламентируется постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 27 декабря 2013 г. № 73 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3155-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы стационарных организаций отдыха и оздоровления детей». Целью организации летнего отдыха детей является их оздоровление и организация досуга. Данная программа является комплексной, то есть включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря, при этом особое внимание уделяется педагогической поддержке.

К документам, регламентирующим деятельность оздоровительного лагеря, относятся следующие акты:

  • устав;
  • акт приема и сдачи лагеря;
  • приказ об открытии оздоровительного лагеря, назначении начальника;
  • учетная политика учреждения (утверждается форма путевки);
  • положение о лагере;
  • коллективный договор;
  • трудовые договора, должностные инструкции на сотрудников лагеря;
  • положение об оплате труда и стимулировании;
  • приказ о штатном расписании и назначении штата;
  • приказ о распределении обязанностей между администрацией лагеря;
  • правила внутреннего трудового распорядка в лагере (приказ о количестве смен, детей, сроках пребывания отдыхающих детей, режим работы лагеря, календарный план вожатых и воспитателей, программа работы лагеря, план-сетка воспитательно-оздоровительной работы лагеря на весь период, график работы сотрудников лагеря);
  • журнал детей (список детей с указанием фамилии, имени, отчества каждого ребенка, даты рождения, домашнего адреса по каждой смене).

Одним из разделов устава, регламентирующих работу летнего лагеря и организацию учета, является раздел «Имущество и финансы», в котором закреплено формирование имущества учреждения и его финансовое обеспечение.

Пример 1

В уставе Муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Загородный оздоровительный лагерь “Лето”» раздел по финансовому обеспечению содержит следующие пункты:

  • источниками формирования имущества и финансовых ресурсов являются:
  • имущество, закрепляемое за учреждением на праве оперативного управления;
  • средства бюджета;
  • средства от приносящей доход деятельности;
  • средства спонсоров и добровольные пожертвования граждан;
  • иные источники, не запрещенные законодательством;
  • финансирование осуществляется учредителем в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Размер родительской платы за содержание детей в лагере определяется ежегодно на основании калькуляции стоимости путевки, утвержденной директором по согласованию с учредителем;
  • средства от деятельности, приносящей доход, а также средства, полученные в результате пожертвований российских, иностранных юридических, физических лиц, и приобретенное за счет этих средств имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе.

Порядок предоставления льгот или освобождения от платы за пребывание в лагере для тех или иных категорий детей и подростков определяется органами исполнительной власти.

Так, с 2015 года увеличена выплата на оздоровительный отдых детей военнослужащих-контрактников, ставших инвалидами, погибших или пропавших без вести. Указанная выплата будет производиться в размере 20 898,5 рубля (постановление Правительства РФ от 9 апреля 2015 г. № 330 «О внесении изменения в Правила осуществления выплаты на проведение оздоровительного отдыха детей военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, ставших инвалидами вследствие военной травмы, погибших (умерших), пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) по контракту»).

Все финансовые расходы на содержание лагеря осуществляются согласно утвержденному плану финансово-хозяйственной деятельности и сметы. Учредитель лагеря контролирует правильность и целесообразность расходования выделяемых денежных средств на содержание лагеря и после его закрытия подводит итоги финансовой деятельности.

Финансовое обеспечение

Финансовое обеспечение деятельности летних оздоровительных лагерей осуществляется за счет средств, предоставленных бюджетным и автономным учреждениям, субсидий на иные цели в соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса. Средства на обеспечение оздоровительных лагерей закладываются в конце года для выполнения государственного (муниципального) задания учредителя отдельной позицией. На уровне учреждений поступление субсидий закладывается в плане финансово-хозяйственной деятельности. В этом же документе отражаются постатейно расходы на обеспечение лагеря.

Часть средств оздоровительный лагерь получает от родителей. Такие поступления квалифицируются как доходы от приносящей доход деятельности. Процент родительской платы за путевку в детский оздоровительный лагерь устанавливается регионально.

Бухгалтерский учет

В бухгалтерии следует осуществлять раздельный учет по полученным средствам для организации отдыха детей, финансируемым за счет разных источников, то есть средства, полученные по муниципальному заданию и от родителей. Принцип ведения раздельного учета следует отразить при формировании учетной политики учреждения.

Учреждению необходимо заранее предусмотреть объем и ассортимент закупок, оформить конкурсную документацию и заключить договоры.

Статьи аналитического учета включают в себя следующие расходы, закладываемые в смету на содержание лагеря:

  • питание детей;
  • лечение;
  • транспортные расходы;
  • культурное обслуживание и спортивно-массовые мероприятия;
  • заработная плата, начисления на выплаты по оплате труда персонала лагеря;
  • хозяйственные расходы, связанные с содержанием лагеря;
  • другие расходы.

Путевки

Путевки являются бланками строгой отчетности (путевка в летний оздоровительный лагерь), аналитический учет которых ведется на забалансовом счете 03 «Бланки строгой отчетности» в Книге учета бланков строгой отчетности (ф. 05040451) по каждому виду бланков в разрезе ответственных за их хранение и (или) выдачу лиц, мест хранения (п. 338 Инструкции № 157н2).

Бланки путевок оцениваются условно: один бланк — один рубль, а в случаях, установленных учреждением в рамках формирования учетной политики, — по стоимости приобретения бланков (п. 337 Инструкции № 157н). При реализации путевки бланк списывается с забалансового счета 03 «Бланки строгой отчетности».

Доходы, полученные учреждением от реализации путевок, относятся на статью 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ)» КОСГУ (Указания № 65н3). Аналитический учет расчетов по доходам ведется в Карточке учета средств и расчетов (ф. 0504051) или в Журнале операций расчетов с дебиторами по доходам (ф. 0504071) в разрезе видов полученных доходов по плательщикам (п. 200 Инструкции № 157н). Учет расчетов по доходам от оказания платных услуг ведется на счете 2 205 31 000 «Расчеты с плательщиками доходов от оказания платных работ, услуг» (п. 197 Инструкции № 157н).

Пример 2

Бюджетное учреждение Детский загородный оздоровительный лагерь по государственному заданию оказывает услуги по организации и обеспечению отдыха, оздоровления детей возраста до 15 лет, самостоятельно реализуя путевки. Количество детей в первую смену составило 150 человек.

Стоимость путевки составляет 37 000 руб. с обеспечением:

  • из субсидии, выделяемой на выполнение государственного задания, — 90 %;
  • из родительской платы — 10 %.

Финансовое обеспечение состоит:

  • из субсидии областного бюджета — 4 995 000 руб. (150 чел. × × 33 300 руб.);
  • из родительской платы — 555 000 руб. (150 чел. × 3 700 руб.).

Штатное расписание включает следующие должности: директор, воспитатель (педагог), уборщица, дворник, повар, инструктор-методист по физкультурно-оздоровительной работе, медицинская сестра, культорганизатор, библиотекарь, бухгалтер. Расчет заработной платы осуществляется по отраслевым направлениям (особенностям): педагогический и медицинский персонал, библиотекарь и другой персонал. Фонд оплаты труда составляет 750 000 руб., начисления на выплаты по оплате труда составляют 226 500 руб. (750 000 руб. × 30,2 %).

С поставщиками заключен контракт на поставку продуктов питания за счет средств бюджета на общую сумму 470 000 руб. и договор на приобретение медикаментов на сумму 70 000 руб., финансовое обеспечение которого осуществляется за счет родительской платы.

В бухгалтерском учете операции отразятся следующим образом:

Дебет 4 201 11 510
«Поступления денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства»
Кредит 4 205 81 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по прочим доходам»
— поступление субсидии 4 995 000 руб. на лицевой счет учреждения для организации оздоровительного лагеря (абз. 3 п. 72, абз. 2 п. 94 Инструкции № 174н4). Одновременно поступившая сумма подлежит учету на забалансовом счете 17 «Поступления денежных средств на счета учреждения» (п. 365 Инструкции № 157н);

Дебет 2 201 11 510
«Поступления денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства»
Кредит 2 205 31 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от оказания платных работ, услуг»
— поступление денежных средств 555 000 руб. на лицевой счет учреждения от родителей за путевки. Одновременно производится запись по забалансовому счету 17 «Поступления денежных средств на счета учреждения»;

Дебет 2 205 31 560
«Увеличение дебиторской задолженности по доходам от оказания платных работ, услуг»
Кредит 2 401 10 130
«Доходы от оказания платных услуг»
— начислен доход от реализации путевок на основании договоров и актов приемки-сдачи оказанных услуг на сумму 555 000 руб.;

Дебет 4 105 32 340
«Увеличение стоимости продуктов питания — иного движимого имущества учреждения»
Кредит 4 302 34 730
«Увеличение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов»
— поступление продуктов питания на основании товарной накладной (форма ТОРГ-12), приобретенных в рамках государственного (муниципального) договора на сумму 470 000 руб.;

Дебет 4 302 34 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов»
Кредит 4 201 11 610
«Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства»
— проведена плата поставщику за поставку продуктов питания на сумму 470 000 руб. за счет бюджетных средств. Одновременно списанная с лицевого счета учреждения сумма отражается на забалансовом счете 18 «Выбытия денежных средств со счетов учреждения» (п. 367 Инструкции № 157н);

Дебет 4 401 20 272
«Расходование материальных запасов»
Кредит 4 105 32 440
«Уменьшение стоимости продуктов питания — иного движимого имущества учреждения»
— списание продуктов питания согласно Акту о списании материальных запасов5;

Дебет 2 105 31 340
«Увеличение стоимости медикаментов и перевязочных средств — иного движимого имущества учреждения»
Кредит 2 302 34 730
«Увеличение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов»
— поступление медикаментов по заключенному договору за счет родительской платы на сумму 70 000 руб.;

Дебет 4 109 60 211
«Затраты на заработную плату в себестоимости готовой продукции, работ, услуг»
Кредит 4 302 11 730
«Увеличение кредиторской задолженности по заработной плате»
— начислена заработная плата сотрудникам в сумме 750 000 руб.;

Дебет 4 302 11 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по заработной плате»
Кредит 4 303 01 730
«Увеличение кредиторской задолженности по налогу на доходы физических лиц»
— удержан НДФЛ с начисленной заработной платы 97 500 руб. (750 000 руб. × 13 %);

Дебет 4 109 60 213
«Затраты на начисления на выплаты по оплате труда в себестоимости готовой продукции, работ, услуг»
Кредит 4 303 02 730, 4 303 06 730, 4 303 07 730, 4 303 10 730, 4 303 11 730
«Увеличение кредиторской задолженности по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», «Увеличение кредиторской задолженности по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», «Увеличение кредиторской задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный ФОМС», «Увеличение кредиторской задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой части трудовой пенсии», «Увеличение кредиторской задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату накопительной части трудовой пенсии»
— начислены страховые взносы на сумму заработной платы, рассчитанной сотрудникам, 226 500 руб.;

Дебет 4 302 11 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по заработной плате»
Кредит 4 201 11 610
«Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства»
— на банковские карты сотрудников перечислена заработная плата 652 500 руб. (750 000 руб. - 97 500 руб.).

Налоговый учет

Налог на прибыль

Доходы в виде предоставленной учреждению субсидии на обеспечение детских оздоровительных лагерей не учитываются для целей налогообложения, а поступления от родителей являются налоговыми доходами учреждения и облагаются налогом на прибыль в общеустановленном порядке. Полученные доходы от реализации путевок включаются в базу по налогу на прибыль в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 248, пункта 1 статьи 249 Налогового кодекса. Государственные (муниципальные) учреждения определяют доходы по методу начисления, они признаются в том периоде, в котором оказаны услуги, независимо от фактического поступления денежных средств (п. 1 ст. 271 НК РФ).

В соответствии с подпунктом 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. При этом налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.

Суммы доходов, учитываемых для целей налогообложения, формируются на основе первичных учетных документов бухгалтерского учета и регистров аналитического учета на счете 2 401 10 130 «Доходы от оказания платных услуг». При этом из данных регистров бухгалтерского учета исключаются доходы (если они имеются в данном отчетном периоде), не подлежащие налогообложению в соответствии с законодательством.

Учет расходов формируется на основе аналитических данных бухгалтерского учета на счете 2 401 20 000 «Расходы текущего финансового года» и осуществляется в порядке, установленном статьями 252—259, 259.1, 260, 263, 264, 265, 268 Налогового кодекса. Ежеквартально на основании данных первичных учетных документов и данных иных группировочных форм документов формируются аналитические налоговые регистры на бумажных носителях. В учетной политике следует указать периодичность вывода информации на бумажный носитель (п. 19 Инструкции № 157н) и утвердить формы регистров налогового учета.

Налог на добавленную стоимость

На основании пункта 1 статьи 143 Налогового кодекса организации признаются плательщиками налога на добавленную стоимость (НДС).

Объектом обложения признается сумма реализации товаров (работ, услуг) на территории России (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).

В соответствии с подпунктом 18 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса учреждения, предоставляющие услуги санаторно-курортных, оздоровительных организаций и организаций отдыха, организаций отдыха и оздоровления детей, в том числе детских оздоровительных лагерей, расположенных на территории Российской Федерации, оформленные путевками или курсовками, являющимися бланками строгой отчетности, освобождены от налогообложения НДС. Поэтому согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 170 Налогового кодекса суммы налога, предъявленные покупателю при приобретении таких товаров (работ, услуг), учитываются в их стоимости.

1 Приказ Минфина России от 30 марта 2015 г. № 52н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению» (на дату подписания номера в печать документ находился на регистрации в Минюсте России).

2 Приказ Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению».

3 Приказ Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации».

4 Приказ Минфина России от 16 декабря 2010 г. № 174н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению».

5 С порядком формирования себестоимости блюд, принятия к учету готовой продукции, с учетом полученной выручки и другими вопросами по организации питания можно ознакомиться в статье «Питаемся правильно», журнал «Бюджетный учет» № 3/2015, С. 52.


Реклама