Вопросы по бухгалтерскому (бюджетному) учету

Подлежат ли налого­обложению НДФЛ суммы компенсации государственным гражданским служащим за неиспользование ими права на санаторно-курортное лечение, если такая компенсация преду­смотрена законом субъекта РФ?

При определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 Налогового кодекса (п. 1 ст. 210 НК РФ).

На основании пункта 9 статьи 217 Налогового кодекса не подлежат налогообложению НДФЛ доходы физических лиц в виде суммы полной или частичной компенсации (оплаты) работодателями своим работникам и (или) членам их семей, бывшим своим работникам, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по старости, инвалидам, не работающим в данной организации, стоимости приобретаемых путевок, за исключением туристских, на основании которых указанным лицам оказываются услуги санаторно-курортными и оздоровительными организациями, находящимися на территории РФ, а также суммы полной или частичной компенсации (оплаты) стоимости путевок для не достигших возраста 16 лет детей, на основании которых указанным лицам оказываются услуги санаторно-курортными и оздоровительными организациями, находящимися на территории Российской Федерации, предоставляемые за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

В письме Минфина России от 3 апреля 2014 г. № 03-04-06/14824 разъясняется, что только в случае выплаты денежной компенсации за приобретенную путевку или оплаты стоимости приобретенной путевки на санаторно-курортное лечение для физических лиц такие выплаты не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц. Аналогичная позиция выражена в письмах Минфина России от 29 декабря 2012 г. № 03-04-05/6-1465, от 13 апреля 2012 г. № 03-04-06/6-111.

Эта позиция поддержана и судебной практикой. Так, в определении Пермского краевого суда от 3 сентября 2012 г. № 33-7839 разъясняется, что, учитывая положения пункта 9 статьи 217 Налогового кодекса, в случае представления лицом, которому произведена указанная выплата, документов, подтверждающих целевой характер расходования данных средств (приобретение санаторно-курортной путевки), доход в виде полученных денежных средств будет освобождаться от налогообложения в сумме, не превышающей стоимости приобретенной санаторно-курортной путевки, при соблюдении условий, установленных данным пунктом (также см. кассационные определения Кировского областного суда от 18 октября 2011 г. № 33-3463; Тамбовского областного суда от 11 мая 2011 г. № 33-1405).

Из анализа вышеприведенных норм, позиции официальных органов и судебной практики следует, что если компенсация за неиспользование государственным гражданским служащим права на санаторно-курортное лечение предусмотрена законом субъекта РФ, то она не подлежит налогообложению НДФЛ при условии, что она производится в денежной форме.

Обратите внимание, что необходимо документальное подтверждение целевого использования денежных средств. В противном случае теряется целевой характер данных выплат и они подлежат обложению НДФЛ на общих основаниях (письма ФНС России от 18 декабря 2012 г. № ЕД-4-3/21567@, от 26 декабря 2012 г. № 03-04-06/6-369).

Таким образом, денежная компенсация государственным гражданским служащим, не использовавшим право на санаторно-курортное лечение, не подпадает под действие пункта 9 статьи 217 Налогового кодекса и подлежит обложению налогом на доходы физических лиц в установленном порядке.

Ю. М. ЛЕРМОНТОВ, государственный советник Российской Федерации 3 класса

Просим разъяснить порядок отражения в бюджетном учете операций по перечислению заработной платы работникам (сотрудникам) учреждений на банковские карты.

В соответствии со статьей 136 Трудового кодекса заработная плата выплачивается работнику, как правило, в месте выполнения им работы либо переводится в кредитную организацию, указанную в заявлении работника, на условиях, определенных коллективным или трудовым договором.

В настоящее время перечень типовых корреспонденций счетов бюджетного учета, предусмотренных Инструкцией об утверждении плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению, утвержденной приказом Минфина России от 6 декабря 2010 г. № 162н (далее — Инструкция № 162н), не содержит прямых указаний по отражению операций по перечислению заработной платы работникам (сотрудникам) учреждения на банковские карты.

Вместе с тем согласно положениям пункта 2 Инструкции № 162н при отсутствии в перечне типовых корреспонденций счетов бюджетного учета органы, осуществляющие кассовое обслуживание, финансовые органы, главные распорядители бюджетных средств имеют право определять необходимую для отражения в бюджетном учете корреспонденцию счетов.

Таким образом, в случае если в соответствии с коллективным или трудовым договором преду­смотрено перечисление заработной платы работникам (сотрудникам) учреждения на банковские карты, указанные операции, по нашему мнению, необходимо отражать следующими бухгалтерскими записями:

Дебет КРБ 1 401 20 211
«Расходы по заработной плате»
Кредит КРБ 1 302 11 730
«Увеличение кредиторской задолженности по заработной плате»
— начислена заработная плата работникам (сотрудникам);

Дебет КРБ 1 302 11 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по заработной плате»
Кредит КРБ 1 304 05 211
«Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по заработной плате»
— перечислена заработная плата на банковские карты работников (сотрудников).

Обратите внимание!

Порядок отражения в бюджетном учете операций по перечислению заработной платы сотрудников учреждения на банковские карты необходимо отразить в учетной политике учреждения.

Отвечала Т. А. ФЕТИСОВА, методолог

Правомерно ли открытие бюджетным учреждением в соответствии с Законом от 3 июня 2009 г. № 103?ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (далее — Закон № 103?ФЗ) специального счета в кредитной организации для осуществления приема платежей от физических лиц за платные медицинские услуги через платежного агента?

В соответствии с положениями части 10 статьи 30 Закона от 8 мая 2010 г. № 83?ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» операции со средствами, осуществляемые федеральными бюджетными учреждениями, бюджетными учреждениями субъекта Российской Федерации, муниципальными бюджетными учреждениями, учитываются на счетах, открытых соответственно территориальному органу Федерального казначейства, финансовому органу субъекта Российской Федерации (муниципального образования) в учреждениях Банка России для учета операций со средствами юридических лиц (их обособленных подразделений), не являющихся в соответствии с Бюджетным кодексом получателями бюджетных средств.

Согласно положениям пункта 8 статьи 9.2 Закона от 12 января 1996 г. № 7?ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетное учреждение осуществляет операции с поступающими ему в соответствии с законодательством Российской Федерации средствами через лицевые счета, открываемые в территориальном органе Федерального казначейства или финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (за исключением случаев, установленных федеральным законом).

В то же время в соответствии с положениями Закона № 103?ФЗ учреждения в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации, вправе открывать специальные счета в кредитной организации для осуществления приема платежей от физических лиц за платные услуги через платежного агента. При этом в соответствии с пунктом 19 статьи 4 Закона № 103?ФЗ по специальному банковскому счету поставщика (учреждения) могут осуществляться только операции по зачислению денежных средств, списанных со специального банковского счета платежного агента, и списание денежных средств на банковские счета.

Учитывая изложенное, по нашему мнению, открытие бюджетному учреждению для указанных целей специального счета не противоречит законодательству Российской Федерации. Списание со специального счета денежных средств, полученных от платежного агента, осуществляется исключительно на лицевые счета, открываемые в территориальном органе Федерального казначейства или финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования).

Для отражения учреждениями операций со средствами, находящимися на специальных счетах учреждений, открытых в кредитных организациях, рекомендуется применять счет 2 201 26 000 «Аккредитивы на счетах учреждения в кредитной организации». При этом, по нашему мнению, бюджетному учреждению целесообразно вести учет указанных средств обособленно от денежных средств на аккредитивных счетах, отражая порядок их ведения в своей учетной политике.

В то же время следует учитывать, что накопление денежных средств на специальных счетах не предусмотрено. Указанные средства подлежат оперативному зачислению на лицевые счета, открываемые в территориальном органе Федерального казначейства или финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования).

Указанные операции в бухгалтерском учете бюджетного учреждения отражаются следующими записями:

Дебет КИФ 2 201 26 510
«Поступления денежных средств на аккредитивный счет учреждения в кредитной организации»
Кредит КРБ 2 205 31 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от оказания платных работ, услуг»
— поступили денежные средства за платные услуги на специальный счет бюджетного учреждения с одновременным увеличением забалансового счета 17 «Поступления денежных средств на счета учреждения» (КОСГУ 130);

Дебет1 КИФ 2 201 11 510, 2 201 23 510
«Поступления денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства», «Поступление денежных средств учреждения в кредитной организации в пути»
Кредит2 КИФ 2 201 26 610
«Выбытия денежных средств с аккредитивного счета учреждения в кредитной организации»
— перечислены денежные средства на лицевой счет бюджетного учреждения в органе казначейства (финансовом органе) с его специального счета.

Обратите внимание, что в соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона № 103?ФЗ платежный агент при приеме платежей вправе взимать с плательщика (физического лица) вознаграждение в размере, определяемом соглашением между платежным агентом и плательщиком. При этом взимание вознаграждения с учреждения за прием платежей, принимаемых платежным агентом с физического лица, Законом № 103?ФЗ не предусмотрено.

Отвечала Т. А. ФЕТИСОВА, методолог

Просим разъяснить порядок отражения в бюджетном (бухгалтерском) учете технических проектов, созданных в рамках научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (далее — НИОКР).

Порядок отражения в бюджетном учете произведенных вложений, сформированных при осуществлении научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических работ (далее — произведенные вложения), устанавливается Инструкцией № 162н:

  • произведенные вложения, по которым не получены положительные результаты, списываются на финансовый результат (в дебет счета 0 401 10 172 «Доходы от операций с активами»);
  • произведенные вложения, по которым получены положительные результаты и которые подлежат применению в деятельности учреждения, отражаются на счете 0 102 00 000 «Нематериальные активы» (п. 34 Инструкции № 162н);
  • произведенные вложения в создание опытных образцов, полученных в ходе осуществления научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических работ, отражаются по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 0 106 00 000 «Вложения в нефинансовые активы» с последующим отражением созданных опытных образцов на соответствующих счетах аналитического учета счета 0 101 00 000 «Основные средства» или соответствующих счетах аналитического учета счета 0 105 00 000 «Материальные запасы».

Согласно пункту 56 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н (далее — Инструкция № 157н), к нематериальным активам относятся объекты нефинансовых активов, предназначенные для неоднократного и (или) постоянного использования на праве оперативного управления в деятельности учреждения, одновременно удовлетворяющие определенным условиям, в том числе:

  • наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование актива;
  • наличие надлежаще оформленных документов, устанавливающих исключительное право на актив;
  • наличие в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, надлежаще оформленных документов, подтверждающих исключительное право на актив (патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор об отчуждении исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации, документы, подтверждающие переход исключительного права без договора, и т. п.) или исключительные права на результаты научно-технической деятельности, охраняемые в режиме коммерческой тайны, включая потенциально патентоспособные технические решения и секреты производства (ноу-хау).

Права исполнителя и заказчика на результаты работ, которым предоставляется правовая охрана как результатам интеллектуальной деятельности, определяются в соответствии с правилами раздела VII Гражданского кодекса.

Согласно пункту 1 статьи 1225 Гражданского кодекса результатами интеллектуальной деятельности и приравненными к ним средствами индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана (интеллектуальной собственностью), являются произведения науки, в том числе научно-исследовательские разработки, давшие ожидаемые и (или) предусмотренные договором (государственным (муниципальным) контрактом) результаты.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1232 Гражданского кодекса исключительное право на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации признается и охраняется при условии государственной регистрации такого результата или такого средства.

Кроме того, согласно пункту 1 статьи 772 Гражданского кодекса стороны в договорах на выполнение научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических работ имеют право использовать результаты работ в пределах и на условиях, предусмотренных договором.

Учитывая изложенное, по нашему мнению, принятие к учету результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических работ (в том числе технических проектов, созданных в рамках НИОКР) в составе нематериальных активов осуществляется учреждением при условии, что научно-исследовательские разработки, давшие ожидаемые и (или) преду­смотренные договором (государственным (муниципальным) контрактом) результаты, соответствуют всем вышеперечисленным требованиям для их отнесения к нематериальным активам, в том числе имеется наличие зарегистрированных исключительных прав на результат НИОКР, в случае если государственная регистрация такого результата или такого средства предусмотрена законодательством Российской Федерации.

Отвечала Т. А. ФЕТИСОВА, методолог

Органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника государственного (муниципального) имущества, производится передача здания в оперативное управление учреждению, подведомственному другому главному распорядителю бюджетных средств одного уровня бюджета. Подлежит ли отражению в учете у органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника государственного (муниципального) имущества, вышеуказанная операция на забалансовом счете 26 «Имущество, переданное в безвозмездное пользование»?
В случае передачи объекта недвижимого имущества на праве хозяйственного ведения из казны субъекта (муниципального образования) органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника государственного (муниципального) имущества, следует ли отражать данную операцию на забалансовом счете 26 «Имущество, переданное в безвозмездное пользование»?

Согласно пунктам 33, 76, 116, 383 Инструкции № 157н операции по передаче (возврату) материальных объектов нефинансовых активов в безвозмездное пользование должны отражаться путем:

  • внутреннего перемещения объекта нефинансовых активов на соответствующих счетах учета нефинансовых активов;
  • отражения переданного (полученного) объекта по его балансовой стоимости на забалансовом счете 26 «Имущество, переданное в безвозмездное пользование».

Данное требование распространяется на любые нефинансовые активы. К нефинансовым активам согласно Инструкции № 157н относится и имущество казны, учитываемое уполномоченными органами на счете 108 00 «Нефинансовые активы имущества казны». Более того, положения пункта 383 Инструкции № 157н в редакции приказа Минфина России от 29 августа 2014 г. № 89н прямо предусматривают требование о применении забалансового счета 26 «Имущество, переданное в безвозмездное пользование» органами, осуществляющими полномочия собственника государственного (муниципального) имущества.

Вопросы передачи имущества в безвозмездное пользование регулируются главой 36 Гражданского кодекса. Так, по договору безвозмездного пользования (договору ссуды) одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором (п. 1 ст. 689 ГК РФ).

В рассматриваемой ситуации нет оснований квалифицировать осуществляемые уполномоченным органом операции в качестве передачи имущества в безвозмездное пользование. В данном случае согласно статьям 294, 296, 299 Гражданского кодекса производится передача имущества с его закреплением на праве оперативного управления (праве хозяйственного ведения) за соответствующими учреждениями (унитарными предприятиями). Такая передача подлежит отражению в учете передающей стороны, в том числе органа, осуществляющего полномочия собственника государственного (муниципального) имущества, путем списания стоимости передаваемого имущества и начисленной по нему амортизации с соответствующих балансовых счетов (см., в частности, п. 29, 51, 145 Инструкции № 157н). При этом отражение стоимости имущества, закрепленного за учреждениями (унитарными предприятиями) на праве оперативного управления (хозяйственного ведения), на каких-либо забалансовых счетах действующей методологией бюджетного учета не предусмотрено. В то же время такое имущество и после передачи продолжает учитываться в установленном порядке в ре­естре государственного (муниципального) имущества соответствующего публично-правового образования.

Отвечала О. В. ЛЕВИНА, эксперт службы Правового консалтинга компании «Гарант» (www.garant.ru), советник государственной гражданской службы 1 класса

При проведении контрольного мероприятия в отношении объекта контроля органу внутреннего государственного финансового контроля для установления целевой направленности бюджетных средств иногда необходимо контактировать с физическими лицами, например, с льготополучателями. Орган может проверять казенное учреждение (это орган исполнительной власти), которое предоставляет на основании законодательства льготополучателям бесплатные услуги. В этом случае для установления достоверности факта, что данное казенное учреждение надлежащим образом исполняет свои функции, органу внутреннего государственного финансового контроля необходимо вступить во взаимодействие с данными льготополучателями (получали ли они эти услуги? или, возможно, они «мертвые души» в отчетных документах казенного учреждения?). Могут ли органы внутреннего государственного финансового контроля взаимодействовать с физическими лицами (льготополучателями) с целью подтверждения достоверности направления бюджетных средств на соответствующие цели?

Положениями бюджетного законодательства не установлен детальный порядок осуществления полномочий органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля за исполнением публичных обязательств перед физическим лицом, в том числе подлежащих исполнению в денежной форме.

В силу статей 266.1 и 267.1 Бюджетного кодекса при проведении выездных проверок для установления и (или) подтверждения фактов, связанных с деятельностью объекта контроля, могут направляться запросы о предоставлении информации, документов и материалов в адрес объекта контроля, в отношении которого проводится встречная проверка. В то же время в исчерпывающем перечне объектов государственного (муниципального) финансового контроля физические лица, в отношении которых установлены публичные обязательства, в том числе являющиеся получателями выплат в рамках исполнения публичных нормативных обязательств, не поименованы (п. 1 ст. 266.1 БК РФ).

Отметим, что на федеральном уровне обязанность и, соответственно, детальный порядок взаимодействия должностных лиц с физическими лицами, в отношении которых законом или иным нормативным правовым актом установлены публичные обязательства, в том числе являющимися получателями выплат за счет средств бюджетных ассигнований, предусмотренных на исполнение публичных нормативных обязательств, положениями Правил осуществления Федеральной службой финансово-бюджетного надзора полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. № 1092 (далее — Правила № 1092), и Административного регламента исполнения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденного приказом Минфина России от 20 марта 2014 г. № 18н (далее — Регламент № 18н), не установлен.

По общему правилу при выявлении обстоятельств и фактов, свидетельствующих о признаках нарушений, относящихся к компетенции другого государственного органа (должностного лица), материалы направляются для рассмотрения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (см., в частности, п. 78 Правил № 1092, п. 106 Регламента № 18н). При этом в случаях выявления факта совершения действия (бездействия), содержащего признаки состава преступления, должностные лица, осуществляющие контроль в финансово-бюджетной сфере, обязаны направлять в правоохранительные органы информацию о таком факте и (или) документы и иные материалы, подтверждающие такой факт (см., например, подп. «д» п. 11 Правил № 1092, подп. «е» п. 10 Регламента № 18н).

Для случаев, когда документально подтвержденной информации, предоставленной объектом контроля в целях подтверждения исполнения публичных обязательств перед физическим лицом недостаточно, либо предоставленные документы ставят под сомнение законность осуществленных выплат в пользу физического лица, при отсутствии в действующем законодательстве запрета на запрос информации в целях подтверждения факта получения физическим лицом выплат за счет средств бюджета публично-правового образования либо оказания в его пользу соответствующих услуг, предусмотренных законом или иным нормативным правовым актом, детальный порядок взаимодействия должностных лиц с указанными физическими лицами может быть регламентирован нормативным правовым актом субъекта РФ (органа местного самоуправления), устанавливающим порядок осуществления полномочий органами государственного (муниципального) финансового контроля соответствующего публично-правового образования.

Отвечала А. А. ШЕРШНЕВА, эксперт службы Правового консалтинга компании «Гарант» (www.garant.ru), советник государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса

Учреждение дополнительного образования детей формирует два штатных расписания по госзаданию (численность 46 чел., в т. ч. 23 преподавателя) и по платным услугам (численность 9 человек, в т. ч. 8 преподавателей). Имеет ли оно право на применение ставки ноль процентов по налогу на прибыль?

На основании пункта 1 статьи 284.1 Налогового кодекса учреждения, осуществляющие образовательную деятельность в соответствии с законодательством, вправе применять налоговую ставку ноль процентов. При этом должны соблюдаться условия, установленные данной статьей. В том числе они касаются и численности (подп. 4, п. 3 ст. 284.1 НК РФ): если в штате непрерывно в течение налогового периода числятся не менее 15 работников. Причем Налоговый кодекс для применения указанной льготы не предъявляет специальных требований к работникам образовательных учреждений. Следовательно, это могут быть и сотрудники, которые не заняты преподавательской деятельностью.

Из текста вопроса непонятно, ведет ли учреждение раздельный учет, а это в данном случае имеет принципиальное значение. Поэтому приводим следующие нормы законодательства.

Соответствующий орган, который осуществляет функции и полномочия учредителя, формирует и утверждает государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения в соответствии с основными видами деятельности, предусмотренными учредительными документами. Об этом сказано в пункте 3 статьи 9.2 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон № 7?ФЗ).

Бюджетное учреждение вправе сверх установленного государственного (муниципального) задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного (муниципального) задания выполнять работы, оказывать услуги, которые относятся к основным видам его деятельности, предусмотренным его учредительным документом, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых условиях при оказании одних и тех же услуг (п. 4 ст. 9.2 Закона № 7?ФЗ).

Доходы в виде субсидий, предоставленные бюджетным учреждениям на выполнение госзадания, признаются средствами целевого финансирования и не учитываются при формировании налоговой базы (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ). При этом положения указанного подпункта обязывают налогоплательщиков, получивших средства целевого финансирования, вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. В противном случае указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения. Доходы от выполнения платных работ (оказания платных услуг) подлежат налогообложению в общеустановленном порядке.

Обратите внимание, что порядок ведения раздельного учета учреждение устанавливает в рамках формирования учетной политики.

Таким образом, при соблюдении вышеуказанных условий учреждение может применять ставку ноль процентов по налогу на прибыль только в части деятельности, выполняемой в рамках госзадания.

Отвечала Е. П. БУЛГАКОВА, аудитор

Просим разъяснить, должна ли платить квартальные авансовые платежи по налогу на прибыль бюджетная организация, если доход составляет 2,5 млн рублей в квартал? По предварительным расчетам, за год прибыль будет равна нулю. В предыдущем году приносящая доход деятельность не велась.

В соответствии с абзацем 1 пункта 3 статьи 286 Налогового кодекса бюджетные учреждения, у которых за предыдущие четыре квартала доходы от реализации, определяемые в соответствии со статьей 249 Налогового кодекса, не превышали в среднем 10 млн рублей за каждый квартал, уплачивают только квартальные авансовые платежи по итогам отчетного периода. Театры, музеи, библиотеки, концертные организации, являющиеся бюджетными учреждениями, не исчисляют и не уплачивают авансовые платежи (абз. 2 п. 3 ст. 286 НК РФ). Если по итогам года выявлена переплата налога на прибыль, то учреждению необходимо подать заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога в налоговую инспекцию. На это нам указывает подпункт 5 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса — налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов. Зачет или возврат производятся в порядке, преду­смотренном статьей 78 Налогового кодекса.

Отвечала А. Л. СТАНИСЛАВСКАЯ, методолог

В медицинском учреждении дефицит врачей. Работник оформлен на 1,0 ставку по основной работе и 0,5 ставки по совместительству. Но по графику на следующий месяц в связи с отпускным периодом общее количество часов, которые ему предстоит отработать, превышает 1,5 ставки. Как должны быть оплачены часы, превышающие 1,5 ставки? Являются ли они сверхурочной работой? Может ли работник написать заявление о разрешении ему дополнительной работы на имя работодателя, составить с ним дополнительное соглашение на этот объем работы и получать оплату не как за сверх­урочные часы?

Продолжительность рабочего времени для медицинских работников установлена статьей 350 Трудового кодекса и составляет не более 39 часов в неделю. Сокращенная (30, 33, 36 часов в неделю) продолжительность рабочего времени регулируется постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2003 г. № 101 «О продолжительности рабочего времени медицинских работников в зависимости от занимаемой ими должности и (или) специальности».

В течение месяца по соглашению между работником и работодателем продолжительность работы по каждому трудовому договору согласно постановлению Минтруда России от 30 июня 2003 г. № 41 «Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры» (далее — Постановление № 41) не может превышать:

  • для медицинских и фармацевтических работников — половины месячной нормы рабочего времени, исчисленной из установленной продолжительности рабочей недели;
  • для медицинских и фармацевтических работников, у которых половина месячной нормы рабочего времени по основной работе составляет менее 16 часов в неделю, — 16 часов работы в неделю;
  • для врачей и среднего медицинского персонала городов, районов и иных муниципальных образований, где имеется их недостаток, — месячной нормы рабочего времени, исчисленной из установленной продолжительности рабочей недели. При этом продолжительность работы по совместительству по конкретным должностям в учреждениях и иных организациях федерального подчинения устанавливается в порядке, определяемом федеральными органами исполнительной власти, а в учреждениях и иных организациях, находящихся в ведении субъектов РФ или органов местного самоуправления, — в порядке, определяемом органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления;
  • для младшего медицинского и фармацевтического персонала — месячной нормы рабочего времени, исчисленной из установленной продолжительности рабочей недели.

Для медицинских работников, проживающих и работающих в сельской местности, в поселках городского типа, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2002 г. № 813 «О продолжительности работы по совместительству в организациях здравоохранения медицинских работников, проживающих и работающих в сельской местности и в поселках городского типа» продолжительность рабочего времени по совместительству не должна превышать 8 часов в день и 39 часов в неделю.

Работа по совместительству согласно статье 60.1 Трудового кодекса выполняется в свободное от основной работы время и не является сверхурочной работой, оформление осуществляется по отдельному договору гражданско-правового характера. Такие особенности регулирования труда лиц, работающих по совместительству, определяются главой 44 Трудового кодекса.

В соответствии с пунктом 2 Постановления № 41 не считается совместительством и не требует заключения трудового договора следующий перечень работ:

  • проведение медицинской экспертизы с разовой оплатой;
  • осуществление высококвалифицированными специалистами консультирования в учреждениях и иных организациях в объеме не более 300 часов в год;
  • осуществление работниками, не состоящими в штате учреждения (организации), руководства аспирантами и докторантами, а также заведование кафедрой, руководство факультетом образовательного учреждения с дополнительной оплатой по соглашению между работником и работодателем;
  • работа без занятия штатной должности в том же учреждении и иной организации, дежурство медицинских работников сверх месячной нормы рабочего времени по графику.

Оплата труда за работу по совместительству производится пропорционально отработанному времени.

Таким образом, законодательные акты дают ограниченный перечень продолжительности работы сотрудников по совместительству. При принятии решения руководителем учреждения издается приказ, оформление осуществляется согласно нормам Трудового кодекса.

Отвечала Л. А. ЕМЕЛЬЯНОВА, консультант

Как установить лимит кассы в бюджетном учреждении, если не было выручки или прихода в кассу наличных денежных средств в 2014 и 2015 годах? С 1 января 2014 года учреждение переименовали и передали в другой регион, в связи с чем и были внесены соответствующие изменения и прошла перерегистрация в налоговом органе. Можно ли при расчете лимита взять за основу период до 2014 года, в котором учреждение носило другое наименование?

Для вновь созданного юридического лица лимит остатка наличных денежных средств устанавливается согласно пункту 2 Приложения к Указаниям Банка России от 11 марта 2014 г. № 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства» и рассчитывается по формуле:

L — лимит остатка наличных денег в рублях;

R — сумма наличных денежных средств, за исключением сумм наличных денег, предназначенных для выплат заработной платы, стипендий и других выплат работникам, за расчетный период в рублях;

P — расчетный период, за который учитывается объем поступлений/выдачи наличных денег, в рабочих дня (расчетный период составляет не более 92 рабочих дней юридического лица);

Nn— количество рабочих дней между днями получения по денежному чеку в банке, за исключением сумм наличных денег, предназначенных для выплат заработной платы, стипендий и других выплат работникам, в рабочих днях (максимум 7, если нет банка в населенном пункте 14 рабочих дней).

В качестве расчетного периода бюджетному учреждению необходимо взять период после его перерегистрации и внесения изменений в учредительные документы. Вновь созданное учреждение определяет любой период от 1 до 92 дней включительно. Выбирая период между днями получения наличных денежных средств в банке, учтите, что чем он больше, тем больше будет лимит. Лимит кассы утверждается приказом по учреждению. Также можно не устанавливать лимит остатка кассы, если в учреждении совсем нет операций с наличными денежными средствами.

Отвечала Л. А. ЛАПТЕВА, редактор-эксперт журнала «Бюджетный учет»

Бюджетное учреждение. Утверждено положение о закупках согласно Закону № 223?ФЗ. Можно ли заключать параллельно с этим положением договора согласно положениям Закона № 44?ФЗ и оплачивать их как за счет средств субсидий, так и за счет внебюджетных денежных средств?

Можно, если будет выполнено следующее условие. Закупочная деятельность бюджетных учреждений осуществляется на основании Закона от 5 апреля 2013 г. № 44?ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 44?ФЗ). В соответствии с установленными нормами статьи 15 Закона № 44?ФЗ закупка товаров, работ, услуг может осуществляться по источнику финансирования приносящей доход деятельности, грантов и других видов дохода на основании Закона от 18 июля 2011 г. № 223?ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон № 223?ФЗ). В связи с этим учреждение разрабатывает и утверждает положение о закупках согласно статье 2 Закона № 223?ФЗ. Если оно уже есть, но только для осуществления закупок по источнику финансирования приносящей доход деятельности на основании Закона № 223?ФЗ, то учреждению следует внести изменение в положение о закупках, приобретаемых за счет источника финансирования субсидий на выполнение государственного задания (субсидий на иные цели), на основании Закона № 44?ФЗ.

Отвечала Л. А. ЕМЕЛЬЯНОВА, консультант

На каком счете учитывают артезианскую скважину?

В соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94, утвержденным постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. № 359 (далее — Постановление № 359), а также Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 г. № 1, скважина водозаборная относится к сооружениям, имеет код 12 4525351 и включается в шестую амортизационную группу со сроком полезного использования свыше 10 лет — до 15 лет включительно.

В соответствии с Инструкцией № 157н артезианская скважина учитывается на счете 101 13 000 «Сооружения — недвижимое имущество учреждения».

Отвечала Л. Ю. СИМОНОВА, редактор-эксперт журнала «Бюджетный учет»

Поступили две товарные накладные (ТН) на комплектующие. Можно ли из них собрать одно основное средство, если часть комплектующих приобретена по статье 310 «Увеличение стоимости основных средств», а часть — по статье 340 «Увеличение стоимости материальных запасов»?

При приобретении комплектующих по различным статьям КОСГУ (310 «Увеличение стоимости основных средств» и 340 «Увеличение стоимости материальных запасов») можно собрать одно основное средство с применением счета 106 00 «Вложения в нефинансовые активы».

Формирование вложений в объект основных средств учреждением ведется на счете 0 106 31 000 «Вложения в основные средства — иное движимое имущество учреждения». Передача комплектующих частей для сборки основного средства отражается записями:

Дебет 0 106 31 310
«Увеличение вложений в основные средства — иное движимое имущество учреждения»
Кредит 0 105 ХХ 440
«Уменьшение стоимости прочих материальных запасов»
— отражены вложения комплектующих, приобретенных по статье 340 «Увеличение стоимости материальных запасов»;

Дебет 0 106 31 310
«Увеличение вложений в основные средства — иное движимое имущество учреждения»
Кредит 0 101 ХХ 410
«Уменьшение стоимости основных средств»
— отражены вложения комплектующих, приобретенных по статье 310 «Увеличение стоимости основных средств»;

Дебет 0 101 ХХ 310
«Увеличение стоимости основных средств»
Кредит 0 106 31 310
«Увеличение вложений в основные средства — иное движимое имущество учреждения»
— принят к учету объект основных средств по сформированной первоначальной стоимости.

Отвечала Ю. Л. АНОХИНА, консультант

Подскажите, пожалуйста, к какому коду ОКОФ отнести беседку деревянную?

В Постановлении № 359 такой объект, как беседка, не поименован. По своему назначению беседка предназначена для обустройства специализированного места отдыха, поэтому можно отнести ее к элементам благоустройства. В письме Минфина России от 27 января 2012 г. № 03-03-06/1/35 указано, что расходы, направленные на создание удобного, обустроенного с практической и эстетической точки зрения пространства на территории организации, являются затратами на создание объектов внешнего благоустройства. Как правило, беседка изготавливается из легких конструкций, не преду­сматривающих устройства заглубленных фундаментов и подземных сооружений. В связи с этим ее можно отнести к некапитальным нестационарным сооружениям.

Принимая во внимание вышеуказанные характеристики объекта, беседку логично отнести к виду 12 0001090 «Прочие со­оружения, не включенные в другие группировки».

Отвечала Е. М. ШАХОВА, аудитор

Казенное учреждение получает доходы за предоставление транспортных услуг. Можно ли суммы доходов от предоставления таких услуг сразу внести на лицевой счет администратора доходов (счет 04), или сначала нужно денежные средства сдать в кассу, а только потом перечислить на счет 04? Какие при этом нужно сделать бухгалтерские записи?

Суммы доходов от предоставления транспортных услуг сначала необходимо сдать в кассу учреждения, а затем — на счет администратора доходов.

Начисление, поступление указанных доходов, а также внесение на счет администратора доходов отражаются в бюджетном учете казенного учреждения следующими бухгалтерскими записями:

Дебет 1 205 31 560
«Увеличение дебиторской задолженности по доходам от оказания платных работ, услуг»
Кредит 1 401 10 130
«Доходы от оказания платных услуг»
— начисление доходов от предоставления транспортных услуг;

Дебет 1 201 34 510
«Поступления средств в кассу учреждения»
Кредит 1 205 31 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от оказания платных работ, услуг»
— поступление доходов от предоставления транспортных услуг в кассу учреждения с одновременным увеличением забалансового счета 17 «Поступления денежных средств на счета учреждения»;

Дебет 1 303 05 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет»
Кредит 1 201 34 610
«Выбытия средств из кассы учреждения»
— внесение на счет администратора доходов средств из кассы учреждения по Объявлению на взнос наличными (ф. 0402001) с одновременным уменьшением забалансового счета 18 «Выбытия денежных средств со счетов учреждения»;

Дебет 1 304 04 130
«Внутриведомственные расчеты по доходам от оказания платных услуг»
Кредит 1 303 05 730
«Увеличение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет»
— отражение суммы расчетов между администратором доходов бюджета и казенным учреждением на основании Извещения (ф. 0504805).

Отвечала С. Н. ИВАНЦОВА, консультант

На каком забалансовом счете отражают спецоборудование, переданное в научное подразделение учреждения для выполнения НИОКР по договорам с заказчиками?

Такое спецоборудование в соответствии с пунктом 355 Инструкции № 157н отражается на забалансовом счете 12 «Спецоборудование для выполнения научно-исследовательских работ по договорам с заказчиками», который предназначен для учета спецоборудования (оборудования), приобретенного заказчиком для выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ, полученного учреждением при исполнении им работ по соответствующей теме, а также спецоборудования учреждения, переданного в научное подразделение для выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ по конкретной теме заказчика.

Спецоборудование (оборудование), предоставленное заказчиком, принимается к забалансовому учету на основании оправдательных первичных учетных документов, подтверждающих его получение учреждением, по стоимости, указанной заказчиком.

Спецоборудование, переданное в научное подразделение учреждения, принимается к забалансовому учету на основании оправдательных первичных документов, подтверждающих его передачу, по фактической стоимости объекта.

Отвечала О. Б. ВОРОБЬЕВА, аудитор

 Одновременно увеличение забалансового счета 17 «Поступления денежных средств на счета учреждения» (КОСГУ 510).
 2 Одновременно увеличение забалансового счета 18 «Выбытия денежных средств со счетов учреждения» (КОСГУ 610). 

Реклама