Вопросы по бухгалтерскому (бюджетному) учету

Просим разъяснить порядок применения абзацев 6 и 7 пункта 23 Инструкции № 162н.

Согласно Инструкции по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Минфина России от 6 декабря 2010 г. № 162н (далее — Инструкция № 162н), для целей формирования финансового результата от операций по распоряжению имуществом предусмотрен счет 1 401 10 172 «Доходы от операций с активами». Таким образом, выбытие объектов основных средств в результате принятия решения об их списании отражается по кредиту счета 1 101 00 000 «Основные средства» и дебету счета 1 401 10 172 «Доходы от операций с активами» по остаточной стоимости.

Вместе с тем в случае получения материальных ценностей, годных к использованию учреждением (например, объектов, ранее составлявших (входивших) в ликвидируемое основное средство: запчасти, дрова (деревянные элементы объектов), ветошь (тканевые составляющие объектов), реактивы и т. п.), по результатам реализации мероприятий, преду­смотренных Актом о списании (разборке, утилизации и т. п.), указанные материальные запасы принимаются к учету в соответствии с пунктом 23 Инструкции № 162н. При этом на сумму такого имущества корректируется финансовый результат от списания объекта основных средств: кредит счета 1 401 10 172 «Доходы от операций с активами» и дебет счета 1 105 00 000 «Материальные запасы».

В то же время материальные запасы, которые образовались в результате проведения ремонтных работ основных средств, в том числе в результате демонтажа, разукомплектации основного средства при проведении ремонтных работ (например, при демонтаже деревянных элементов ремонтируемого объекта ввиду их замены), при условии их использования учреждением для своих хозяйственных нужд, принимаются к учету в соответствии с пунктом 7 Инструкции № 162н: по дебету счета 1 105 00 000 «Материальные запасы» в корреспонденции со счетом 0 401 10 180 «Прочие доходы».

Отвечала Т. А. ФЕТИСОВА, методолог

Какой порядок определения экономии средств, сложившейся в процессе исполнения плана финансово-хозяйственной деятельности (далее — ПФХД) бюджетного учреждения, в части командировочных расходов?

В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства РФ от 2 октября 2002 г. № 729 «О размерах возмещения расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, работникам, заключившим трудовой договор о работе в федеральных государственных органах, работникам государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, федеральных государственных учреждений» (далее — Постановление № 729) расходы, превышающие размеры, установленные пунктом 1 Постановления № 729, а также иные связанные со служебными командировками расходы (при условии, что они произведены работником с разрешения или с ведома работодателя) возмещаются федеральными государственными учреждениями за счет экономии средств, сложившейся в процессе исполнения ПФХД федерального государственного учреждения.

При этом, по нашему мнению, оплату расходов, указанных в пункте 2 Постановления № 729, возможно осуществлять за счет экономии, полученной как по результатам исполнения учреждением ПФХД (по итогам года (годов)), так и, например, за счет экономии, сформированной в текущем финансовом году по результатам торгов при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (конкурсы, аукционы, запрос котировок, запрос предложений) относительно начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении о проведении конкурса (аукциона, запроса котировок, запроса предложений).

Указанная сумма экономии в бухгалтерском учете федерального бюджетного учреждения формируется на оборотах по кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 0 506 00 000 «Право на принятие обязательств» в корреспонденции с дебетом соответствующих счетов аналитического учета счета 0 502 07 000 «Принимаемые обязательства».

По нашему мнению, направление сложившейся экономии средств в течение финансового года на покрытие расходов, преду­смотренных пунктом 2 Постановления № 729, не противоречит законодательству Российской Федерации.

Отвечала Т. А. ФЕТИСОВА, методолог

Какой порядок отражения в бюджетном учете у территориального фонда обязательного медицинского страхования (далее — ТФОМС) операций по восстановлению средств обязательного медицинского страхования, использованных медицинской организацией не по целевому назначению из оплаты текущего года и возвращенных ею в текущем году?

В соответствии с пунктом 9 статьи 39 Закона от 29 ноября 2010 г. № 326?ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.

Согласно бюджетному законодательству Российской Федерации указанные поступления ТФОМС, по нашему мнению, подлежат учету по коду бюджетной классификации 000 1 13 02999 09 0000 130 «Прочие доходы от компенсации затрат бюджетов территориальных фондов обязательного медицинского страхования».

Порядок ведения бухгалтерского (бюджетного) учета ТФОМС установлен Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н (далее — Инструкция № 157н) и Инструкцией 162н.

В бюджетном учете ТФОМС операции по восстановлению средств обязательного медицинского страхования, использованных медицинской организацией не по целевому назначению из оплаты текущего года и возвращенных ею в текущем году, отражаются следующими бухгалтерскими записями:

Дебет 1 209 30 560
«Увеличение дебиторской задолженности по компенсации затрат»
Кредит 1 401 10 130
«Доходы от оказания платных услуг»
— начисление ущерба (компенсация затрат) в связи с нецелевым использованием медицинской организацией средств обязательного медицинского страхования;

Дебет 1 210 02 130
«Расчеты с финансовым органом по поступившим в бюджет доходам от оказания платных услуг»
Кредит 1 209 30 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по компенсации затрат»
— поступление средств в возмещение ущерба в доход федерального бюджета.

Обратите внимание! С 1 января 2014 года согласно приказу Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» (далее — Указания № 65н) доходы от оказания медицинских услуг, предоставляемых получателями средств федерального бюджета застрахованным лицам в системе медицинского страхования, отражаются по КОСГУ 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ)».

Отвечала Т. А. ФЕТИСОВА, методолог

Мы являемся администрацией сельского поселения. На 2015–2020 годы разработана муниципальная программа «Обеспечение безопасности населения», в рамках которой действует подпрограмма «Пожарная безопасность». Ежемесячно администрация оплачивает счета за обслуживание пожарной сигнализации в здании администрации, а также периодически — за зарядку и переосвидетельствование огнетушителей. Все эти мероприятия предусмотрены как програм­мные. В бюджетной смете данные расходы заложены по подразделу 0104. Правильно ли это? Если нет, то по какому подразделу необходимо их планировать?

Объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение функций администрации муниципального образования, включенных в состав муниципальной программы, может быть предусмотрен по подразделу 0104 «Функционирование Правительства Российской Федерации, высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций».

Муниципальная программа представляет собой документ стратегического планирования, содержащий комплекс планируемых мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления, исполнителям и ресурсам и обеспечивающих наиболее эффективное достижение целей и решение задач социально?экономического развития муниципального образования (п. 35 ст. 3 Закона от 28 июня 2014 г. № 172?ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»).

Вопросы определения порядка формирования и реализации муниципальных программ, сроки их реализации отнесены к компетенции администрации муниципального образования (ст. 179 БК РФ). Администрация муниципального образования самостоятельно принимает решение о системе и составе участвующих в разработке и реализации муниципальной программы.

В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса расходными обязательствами являются обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета.

Учитывая указанную норму, а также положения статьи 86 Бюджетного кодекса, расходные обязательства возникают в результате принятия законов, иных нормативных правовых актов, заключения договоров или соглашений с указанием в них:

а) конкретных получателей бюджетных средств — физических или юридических лиц (категорий указанных лиц), публично-правовых образований, субъектов международного права;

б) объемов предоставляемых ресурсов либо порядок определения таких объемов.

Муниципальные программы сами по себе расходных обязательств не порождают, поскольку не соответствуют указанным требованиям. Они являются документом планирования бюджетных ассигнований во взаимосвязи с ожидаемыми результатами их использования.

Методическими рекомендациями по составлению и исполнению бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов на основе государственных (муниципальных) программ, направленными письмом Минфина России от 30 сентября 2014 г. № 09-05-05/48843, сформулированы следующие правила по отражению в составе муниципальных программ расходов на обеспечение функций органов местного самоуправления:

  • расходы на обеспечение функций органов местного само­управления, являющихся ответственными исполнителями одной муниципальной программы1, рекомендуется отражать в составе муниципальной программы, в которой орган местного самоуправления является ответственным исполнителем, в том числе в случае его участия в иных муниципальных программах;
  • в случае если органы местного самоуправления являются ответственными исполнителями нескольких муниципальных программ, отражение расходов на обеспечение установленных функций возможно либо в непрограммной части расходов бюджета, либо в составе муниципальной программы, в рамках которой преимущественно реализуются полномочия органа местного самоуправления либо финансовое обеспечение которой преобладает;
  • у органов местного самоуправления, не являющихся ответственными исполнителями муниципальных программ, расходы на обеспечение установленных функций также возможно включать либо в состав непрограм­мной части расходов бюджета, либо в состав муниципальной программы, в рамках которой преимущественно реализуются полномочия соответствующего органа местного самоуправления либо финансовое обеспечение которой преобладает;
  • расходы бюджета на обеспечение функций органов местного самоуправления, участвующих в реализации нескольких подпрограмм (при наличии) одной муниципальной программы, и иные средства, направленные на реализацию нескольких подпрограмм (при наличии) одной муниципальной программы, могут в полном объеме отражаться в составе подпрограммы (при наличии), которая направлена на обеспечение реализации муниципальной программы. В таком случае целесообразно отдельно сформировать указанную подпрограмму.

Объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации муниципальных программ утверждается законом (решением) о бюджете по соответствующей каждой программе целевой статье расходов бюджета в соответствии с утвердившим программу муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования (п. 2 ст. 179 БК РФ).

В свою очередь функциональная классификация в части разделов и подразделов является единой и используется при составлении, утверждении и исполнении бюджетов всех уровней бюджетной системы.

В силу положений статей 7, 21 и 165 Бюджетного кодекса установление порядка применения разделов и подразделов классификации расходов бюджетов относится к компетенции Минфина России.

В соответствии с требованиями Указаний № 65н, по подразделу 0104 «Функционирование Правительства Российской Федерации, высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций» подлежат отражению в том числе расходы на обеспечение деятельности местных администраций и соответствующих аппаратов, а также обеспечение деятельности подведомственных им учреждений.

К расходам на обеспечение деятельности администрации муниципального образования в том числе относятся расходы по обслуживанию пожарной сигнализации в административном здании, а также по зарядке и переосвидетельствованию огнетушителей2.

К сведению: нарушение методологии применения бюджетной классификации может рассматриваться в контексте статьи 15.14 КоАП РФ только в случае, если по соответствующим расходам отсутствуют документальные доказательства, подтверждающие их включение в сводную бюджетную роспись по коду бюджетной классификации в нарушение методологии применения бюджетной классификации (письмо Минфина России от 19 марта 2015 г. № 02-10-10/15157).

Отвечала М. Ю. МИЛЛИАРД, эксперт службы правового консалтинга компании «Гарант» (www.garant.ru)

Имеет ли право получатель средств федерального бюджета осуществить авансовые платежи по уплате страховых взносов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации?

На основании пункта 2 статьи 219 Бюджетного кодекса исполнение бюджета по расходам предусматривает принятие бюджетных обязательств; подтверждение де­нежных обязательств; санкционирование оплаты денежных обязательств; подтверждение исполнения денежных обязательств.

В силу пункта 3 статьи 219 Бюджетного кодекса получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств.

Согласно пункту 3 статьи 242 Бюджетного кодекса бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и предельные объемы финансирования текущего финансового года прекращают свое действие 31 декабря.

В пункте 4 статьи 26 Закона от 24 июля 2009 г. № 212?ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее — Закон № 212?ФЗ) в случае обнаружения факта, свидетельствующего о возможной излишней уплате страховых взносов, по предложению органа контроля за уплатой страховых взносов или плательщика страховых взносов может быть проведена совместная сверка расчетов по страховым взносам. Результаты такой сверки оформляются актом, подписываемым органом контроля за уплатой страховых взносов и плательщиком страховых взносов.

Рассмотрим позицию официального органа по данному вопросу.

Так, в письме Минфина России от 23 августа 2013 г. № 02-03-09/34753 дается следующее разъяснение: учитывая, что Бюджетным кодексом не установлено ограничение по срокам принятия получателем бюджетных средств денежных обязательств, подлежащих оплате за счет лимитов бюджетных обязательств текущего финансового года, получатель средств федерального бюджета вправе осуществлять авансовые платежи по уплате страховых взносов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации в том числе в счет уплаты страховых взносов за очередной финансовый год в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств на текущий финансовый год.

Обратите внимание, что судебной практики по данному вопросу пока не сложилось.

Таким образом, из анализа вышеприведенных норм и позиции Минфина России следует, что действующее законодательство не содержит запрета на право получателя средств федерального бюджета осуществить авансовые платежи по уплате страховых взносов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации.

Отвечала Л. Л. ГОРШКОВА, руководитель ООО «Центр методологии бухгалтерского учета и налогообложения»

Показатели бюджетной сметы в целом не изменяются, а происходят только передвижки с квартала на квартал. Надо ли в этом случае прикреплять документ с изменениями на официальном сайте www.bus.gov.ru?

Общие требования по ведению бюджетной сметы установлены приказом Минфина России от 20 ноября 2007 г. № 112н «Об Общих требованиях к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений» (далее — Общие требования). Изменения вносятся в смету в пределах доведенных учреждению в установленном порядке объемов соответствующих лимитов бюджетных обязательств (ЛБО) (п. 11 Общих требований) путем уменьшения или увеличения следующих показателей:

  • изменяющих объемы сметных назначений в случае изменения доведенного учреждению в установленном порядке объема ЛБО;
  • изменяющих распределение сметных назначений по кодам классификации расходов бюджетов (кроме кодов КОСГУ), требующих изменения показателей бюджетной росписи главного распорядителя средств бюджета и ЛБО;
  • изменяющих распределение сметных назначений по кодам КОСГУ, не требующих изменения показателей бюджетной росписи главного распорядителя средств бюджета и утвержденного объема ЛБО;
  • изменяющих распределение сметных назначений по кодам КОСГУ, требующих изменения утвержденного объема ЛБО;
  • изменяющих распределение сметных назначений по дополнительным кодам аналитических показателей, установленным пунктом 4 Общих требований, не требующих изменения показателей бюджетной росписи главного распорядителя средств бюджета и утвержденного объема ЛБО.

Изменения показателей бюджетной сметы составляются учреждением по рекомендуемому образцу (форма 0501013, которая утверждена Приложением № 3 к Общим требованиям). Внесение изменений в смету осуществляется учреждением в порядке, установленном главным распорядителем средств бюджета (п. 14 Общих требований). Утверждение осуществляется руководителем ГРБС (РБС), руководителем учреждения (в случае передачи ему полномочий по утверждению смет) (п. 13 Общих требований).

Наряду с другими государственными (муниципальными) учреждениями казенные учреждения обязаны обеспечивать открытость и доступность информации о своей деятельности путем размещения ее на официальном сайте www.bus.gov.ru. Такое разъяснение дано в пункте 3.4 статьи 32 Закона от 12 января 1996 г. № 7?ФЗ «О некоммерческих организациях». Информация о показателях бюджетной сметы в соответствии с пунктом 7 раздела 2 приказа Минфина России от 21 июля 2011 г. № 86н «Об утверждении порядка предоставления информации государственным (муниципальным) учреждением, ее размещения на официальном сайте в сети Интернет и ведения указанного сайта» должна формироваться и предоставляться через официальный сайт в электронном структурированном виде.

Таким образом, любые вышеназванные изменения, внесенные в смету в течение года, необходимо отразить на сайте www.bus.gov.ru.

Отвечала Л. А. ЛАПТЕВА, редактор-эксперт журнала «Бюджетный учет»

Заключен договор на образовательные услуги, по которому организация обязана оплачивать 50 процентов стоимости обучения в год за учащегося (кадровый резерв). Срок действия договора — 5 лет. Каким образом зарегистрировать его в электронном магазине, если лимиты доводятся только на 1 год?

В соответствии с пунктом 2 статьи 72 Бюджетного кодекса получатели бюджетных средств вправе заключать государственные контракты (договоры) в пределах доведенных до них лимитов бюджетных обязательств. Порядок доведения лимитов устанавливают пункты 3, 4 статьи 169, согласно которым проекты бюджетов составляются и утверждаются сроком на три года, то есть на текущий финансовый год и плановый период. Такого мнения придерживается Казначейство России в письме от 22 декабря 2014 г. № 42-7.4-05/5.7-791. Но из данного правила есть исключение, установленное пунктом 3 статьи 72 Бюджетного кодекса, когда государственные контракты (договора) могут быть заключены с превышением доведенных лимитов. Одним из таких условий является выполнение работ, оказание услуг, длительность производственного цикла выполнения, оказания которых превышает срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств. Такие государственные контракты (договора) могут заключаться в пределах средств, установленных на соответствующие цели решениями о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности, принимаемыми в соответствии со статьей 79 Бюджетного кодекса, на срок реализации указанных решений (письмо Минфина России от 12 декабря 2014 г. № 02-10-09/64499). Правила принятия решений о заключении государственных контрактов (договоров) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения федеральных нужд на срок, превышающий срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26 ноября 2013 г. № 1071 «Об утверждении Правил принятия решений о заключении государственных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения федеральных нужд и концессионных соглашений, концедентом по которым выступает Российская Федерация, на срок, превышающий срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств».

Таким образом, если договор, заключенный образовательным учреждением, подпадает под вышеназванные нормы и его обеспечение согласовано с учредителем, то на электронной площадке его следует зарегистрировать на весь срок действия. При этом не стоит забывать об информации, содержащейся в плане-графике плана закупок. Если по техническим причинам данный договор не удается разместить, то этот вопрос следует решать с представителями электронной площадки.

Отвечала А. Л. СТАНИСЛАВСКАЯ, методолог

Сотрудник работает и проживает в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и проводит отпуск за пределами территории Российской Федерации. К месту проведения отпуска он направляется воздушным транспортом. Подлежит ли обложению страховыми взносами сумма перелета по территории Российской Федерации, указанная в справке, выданной транспортной компанией? Какой вид расходов используется для начисления и перечисления указанных страховых взносов?

Подобный вопрос был подробно рассмотрен в письме Минтруда от 21 мая 2015 г. № 17-3/В-258. Ведомство разъяснило, что пунктом 7 части 1 статьи 9 Закона от 24 июля 2009 г. № 212?ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее — Закон № 212?ФЗ) установлено, что в случае проведения отпуска работниками, указанными в вопросе, за пределами территории Российской Федерации стоимость проезда или перелета (включая стоимость провоза багажа весом до 30 килограммов), рассчитанная от места отправления до пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации, в том числе международного аэропорта, в котором указанные работники проходят пограничный контроль в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации (далее — граница), не облагается страховыми взносами. Под пунктом пропуска через границу понимается территория (акватория) в пределах, в частности, аэропорта, открытого для международных сообщений (международных полетов), где в соответствии с законодательством осуществляется пропуск через границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных (ст. 9 Закона от 1 апреля 1993 г. № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации»).

Поэтому в случае проведения отпуска за пределами территории России указанными лицами не облагается страховыми взносами в государственные внебюджетные фонды только стоимость проезда работника от места жительства или работы до международного аэропорта, в котором он проходит пограничный контроль. В этой связи справка о стоимости перелета от международного аэропорта вылета, в котором работник проходит пограничный контроль, до ближайшего к месту пересечения границы аэропорта и обратно, выданная транспортной компанией, осуществляющей авиаперевозку, не требуется, поскольку стоимость такого перелета подлежит обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке.

Отвечала Л. Ю. СИМОНОВА, редактор-эксперт журнала «Бюджетный учет»

Находясь в заграничной командировке, сотрудник потерял документ, подтверждающий при обмене курс конвертации рублей в иностранную валюту. Как в этом случае учесть командировочные расходы на приобретение иностранной валюты для целей налога на прибыль?

Компенсация фактических расходов сотрудника, направленного в командировку, предусмотрена нормами статьи 168 Трудового кодекса. К таким затратам относится также сумма в рублях, потраченная на приобретение израсходованного количества валюты на территории иностранного государства. Размер понесенных расходов определяется исходя из истраченной суммы согласно первичным документам на приобретение валюты.

Если командированный сотрудник не может представить документ, подтверждающий курс конвертации рублей в иностранную валюту, то пересчет суммы в иностранной валюте производится по официальному курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации на дату выдачи подотчетных сумм.

Эта позиция отражена в письме Минфина России от 3 сентября 2015 г. № 03-03-07/50836.

Отвечала Е. М. ШАХОВА, аудитор

1 См. п. 1.1.6 Приложения № 2 к подпрограмме «Обеспечение пожарной безопасности» муниципальной программы «Обеспечение безопасности населения», утвержденной постановлением администрации муниципального образования Кавказский район от 29 октября 2014 г. № 1717.

2 Обоснованность данного вывода косвенно подтверждается содержанием Отчета о результатах контрольного мероприятия «Формирование и использование средств бюджета муниципального образования Жуковское Белевского района в 2011 году», с текстом которого можно ознакомиться по ссылке: http://belev.tulobl.ru/control-organ/materials/inspections/detail.php?ID=1844


Реклама