Генеральный план
На одном из семинаров, проведенном Издательским домом «Бюджет», была затронута тема разработки генеральных планов в связи с оптимизацией состава и содержания городских поселений. Оказалось, документальное сопровождение и учет этих процедур вызывает много вопросов.
Основные моменты
Генеральный план поселения, городского округа устанавливает размещение объектов местного значения поселения или городского округа, а также границы населенных пунктов и функциональные зоны поселения или городского округа.
В соответствии с пунктом 3 приказа Минрегиона России от 26 мая 2011 г. № 244 «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке проектов генеральных планов поселений и городских округов» в градостроительную документацию включаются документы территориального планирования Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, документы градостроительного зонирования муниципальных образований и документация по планировке территорий муниципальных образований. Основным документом градостроительной документации и является генеральный план.
Разработка и подготовка генерального плана поселения, городского округа может осуществляться к отдельным населенным пунктам, входящим в состав поселения, городского округа, с последующим внесением в него изменений в части установления или изменения границы населенного пункта или к отдельным населенным пунктам, входящим в состав поселения, городского округа. Порядок осуществления процедур определяет статья 24 Градостроительного кодекса. Решения по подготовке и внесению изменений в генеральный план принимаются соответственно главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа (ч. 2 ст. 24 ГрК РФ).
Генеральные планы включают в себя кроме текстовой части документа карты, схемы, картограммы, изложенные архитектурные и дизайнерские решения, чертежи планируемого размещения объектов капитального строительства и их электронные версии.
Разработка генерального плана и его результат делятся на две группы:
- материальное право, которое содержит нормы системы права, непосредственно регулирующих общественные отношения, и совокупность отраслей права, в которых основной упор делается на установление прав и обязанностей субъектов;
- материальный ресурс, который содержит предметы, предназначенные для использования в деятельности учреждения — документы на бумажном и электронном (диск) носителях.
Документальное оформление
Финансовое планирование в бюджетном учреждении осуществляется посредством утвержденного руководителем Плана ФХД.
В случае необходимости разработки генерального плана, а также в соответствии с плановыми мероприятиями учреждение подготавливает документацию для участия в конкурсных процедурах. Размещение заказа осуществляется путем проведения котировок или аукциона. В состав конкурсной документации по разработке генерального плана включаются следующие документы:
- проект муниципального контракта (договора);
- обоснование начальной максимальной цены контракта (договора);
- календарный план выполнения работ;
- техническое задание на выполнение работ по разработке генерального плана;
- заявка на участие в запросе котировок.
Если стоимость разработки генерального плана будет составлять менее ста тысяч рублей, то в соответствии с требованиями Закона от 5 апреля 2013 г. № 44?ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 44-ФЗ) или при наличии положения о закупке — в соответствии с требованиями такого положения и нормами Закона от 18 июля 2011 г. № 223?ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (ч. 1–3 ст. 15 Закона № 44?ФЗ) можно составить договор без выхода на торги. Одним из условий такого договора будет то, что он должен заключаться учреждением только раз в квартал.
Обратите внимание, что согласно нормам Закона № 44?ФЗ осуществление закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую ста тысяч рублей, имеет особенности. Годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить, не должен превышать двух миллионов рублей или не должен превышать пяти процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей.
Указанные ограничения годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить, не применяются в отношении закупок, осуществляемых заказчиками для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений.
По завершении договорных обязательств (разработки) и утверждения генерального плана учреждению предоставляются:
- научно-техническая документация, которая должна содержать краткое описание выполненных работ, перечень документов и материалов, использованных при выполнении работ;
- акт сдачи-приемки научно-технической документации.
Отражение в учете
Отнесение генерального плана к соответствующему виду нефинансовых активов находится в компетенции комиссии по принятию и выбытию активов учреждения.
В полномочия комиссии входит:
- определение текущей оценочной стоимости объекта НМА (абз. 4 п. 25 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н (далее — Инструкция № 157н);
- определение сроков полезного использования НМА (абз. 2 п. 60 Инструкции № 157н);
- ежегодное определение продолжительности периода, в течение которого предполагается использовать объект НМА, и уточнение при необходимости сроков его полезного использования (п. 61 Инструкции № 157н).
Отметим, если невозможно определить срок полезного использования НМА, то актив считается с неопределенным сроком полезного использования, и в целях определения амортизационных отчислений срок полезного использования устанавливается из расчета десяти лет.
Критерии отнесения конкретных видов имущества к самостоятельным объектам основных средств приведены в пунктах 38, 39, 41, 45 Инструкции № 157н. Исключение отнесения указанного объекта учета к материальным запасам отражено в пункте 99 Инструкции № 157н.
Решение комиссии по принятию и выбытию активов возможно в двух вариантах:
- принятие к бухгалтерскому (бюджетному) учету генерального плана в составе объектов основных средств;
- принятие к бухгалтерскому (бюджетному) учету генерального плана в составе объектов нематериальных активов.
- Методику принятия решения комиссией необходимо закрепить в рамках сформированной учетной политики учреждения.
В случае принятия решения об учете генерального плана в составе основных средств расходы, связанные с его изготовлением, будут формировать первоначальную стоимость объекта на счете 0 106 01 000 «Вложения в основные средства» с последующим отнесением всех вложений на соответствующий аналитический счет счета 0 101 00 000 «Основные средства».
В случае принятия решения об учете генерального плана в составе нематериальных активов расходы на его разработку формируют первоначальную стоимость объекта на счете 0 106 02 000 «Вложения в нематериальные активы» с последующим отнесением всех вложений на соответствующий аналитический счет счета 0 102 00 000 «Нематериальные активы».
Вместе с тем согласно нормам Инструкции № 157н учреждение вправе использовать забалансовые счета для обеспечения управленческого учета.
Обратите внимание, что до окончательного формирования первоначальной стоимости объекта у учреждения нет оснований для его отражения на счетах 0 101 00 000 «Основные средства», 0 102 00 000 «Нематериальные активы».
Рассмотрим вариант принятия к бухгалтерскому (бюджетному) учету генерального плана в составе нематериальных активов в том случае, когда исключительное право на интеллектуальный труд принадлежит учреждению.
Согласно пункту 56 Инструкции № 157н к нематериальным активам, учитываемым на счете 0 102 00 000 «Нематериальные активы», относятся объекты нефинансовых активов, предназначенные для неоднократного и (или) постоянного использования на праве оперативного управления в деятельности учреждения, одновременно удовлетворяющие определенным условиям.
Согласно статье 1259 Гражданского кодекса результатами интеллектуальной деятельности и приравненными к ним средствами индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий являются географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам.
Единицей бухгалтерского учета НМА будет являться инвентарный объект, которому присваивается уникальный инвентарный порядковый номер, использующийся исключительно в регистрах учета и сохраняющийся за объектом на весь период его учета (п. 58, 59 Инструкции № 157н).
Первоначальная стоимость НМА при его приобретении согласно пункту 62 Инструкции № 157н формируется с учетом сумм НДС, предъявленных учреждению поставщиками (подрядчиками, исполнителями), кроме приобретения, создания объекта в рамках деятельности учреждения, облагаемой НДС, если иное не предусмотрено налоговым законодательством Российской Федерации.
Согласно Инструкции № 52н прием-передача объектов нефинансовых активов, включая генеральный план, оформляется Актом о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101).
Руководствуясь Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н (далее — Указания № 65н), расходы на разработку документации следует отражать по виду расходов 241 «Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы» и относить на статью 320 «Увеличение стоимости нематериальных активов» как расходы на приобретение исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности.
В соответствии с абзацем 4 пункта 57 Инструкции № 157н к нематериальным активам, принимаемым к бухгалтерскому учету, не относятся материальные объекты (материальные носители), в которых выражены результаты интеллектуальной деятельности, и приравненные к ним средства индивидуализации. Поэтому полученную документацию в электронном формате на физическом носителе (диск, флеш-карта) необходимо учитывать отдельно от объекта исключительных прав в случае отражения в первичной учетной документации физического объекта отдельной строкой. В том случае, если указанный объект передается по факту его завершения на физическом носителе без отражения его стоимости в первичной учетной документации отдельной строкой, к учету принимается объект нематериального актива.
Обратите внимание, что по решению комиссии по поступлению и выбытию активов, созданной в учреждении на постоянной основе, к иным расходам, непосредственно связанным с приобретением (созданием) нематериального актива, впервые вовлекаемого в хозяйственный оборот, и обеспечением условий для использования актива в запланированных целях могут относиться расходы на внедрение созданного нематериального актива — например, определенная научная информация, фотографии, диаграммы, сводки и т. д. Указанные условия принятия к бухгалтерскому (бюджетному) учету нематериального актива необходимо отразить в рамках формирования учетной политики учреждения.
При наличии библиотечного фонда (библиотеки) полученная документация генерального плана учитывается в составе библиотечного фонда с применением счета 0 101 07 000 «Библиотечный фонд», первоначальная стоимость которого формируется на счете 0 106 00 000 «Вложения в нефинансовые активы». Согласно Общероссийскому классификатору основных фондов ОК 013-94, утвержденному постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. № 359, генеральный план возможно отнести к коду ОКОФ 19 0001118 «Виды специальные научно-технической литературы и документации» либо к коду ОКОФ 23 0001070 «Географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам».
В случае когда исключительное право на интеллектуальный труд не принадлежит учреждению, в результате завершения работ объекта НМА у учреждения не возникает. Тогда расходы по разработке следует отнести на подстатью КОСГУ 226 «Прочие работы, услуги».
Амортизация
Начисление амортизации начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия объекта к бухгалтерскому учету и производится до полного погашения стоимости этого объекта либо его выбытия (в том числе по основанию списания объекта с бухгалтерского учета) (п. 86 Инструкции № 157н).
По объектам НМА стоимостью свыше 40 000 рублей амортизация начисляется в соответствии с рассчитанными в установленном порядке нормами амортизации (п. 93 Инструкции № 157н).
Амортизация отражается на счете 0 104 00 000 «Амортизация», расчет годовой суммы амортизации НМА производится учреждением линейным способом исходя из его балансовой стоимости и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока его полезного использования. В течение финансового года амортизация начисляется ежемесячно в размере 1/12 годовой суммы (п. 85 Инструкции № 157н).
Пример 1
По результатам электронного аукциона в мае 2016 года администрацией городского поселения заключен договор с научно-исследовательским институтом, в чьей уставной деятельности закреплена разработка проекта генерального плана. Цена услуги по договору составила 1 500 000 рублей.
В бюджетном учете затраты по разработке генерального плана отразятся следующим образом:
Дебет 1 106 32 320
«Увеличение вложений в нематериальные активы — иное движимое имущество учреждения»
Кредит 1 302 32 730
«Увеличение кредиторской задолженности по приобретению нематериальных активов»
— отражены затраты, связанные с приобретением документации в размере договорной стоимости 1 500 000 руб.;
Дебет 1 302 32 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по приобретению нематериальных активов»
Кредит 1 304 05 320
«Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по приобретению нематериальных активов»
— произведена оплата научно-исследовательскому институту разработки проекта генерального плана в размере 1 500 000 руб.;
Дебет 1 102 30 320
«Увеличение стоимости нематериальных активов — иного движимого имущества учреждения»
Кредит 1 106 32 320
«Увеличение вложений в нематериальные активы — иное движимое имущество учреждения»
— принят к учету проект в составе нематериального актива в размере 1 500 000 руб.
При наличии библиотечного фонда:
Дебет 1 101 37 310
«Увеличение стоимости библиотечного фонда — иного движимого имущества учреждения»
Кредит 1 106 31 310
«Увеличение вложений в основные средства — иное движимое имущество учреждения»
— принят в состав библиотечного фонда проект в сумме 1 500 000 руб.
В случае принятия учреждением решения о передаче разработанного генерального плана как самостоятельного объекта в собственность субъекта Российской Федерации бухгалтер отразит указанную хозяйственную операцию следующим образом:
Дебет 0 401 20 251
«Расходы на перечисление другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации»
Кредит 0 102 30 420
«Уменьшение стоимости нематериальных активов — иного движимого имущества учреждения»
— передача генерального плана в собственность субъекта Российской Федерации (согласно распорядительному акту уполномоченного органа).
Налог на прибыль
Согласно нормам Налогового кодекса первоначальная стоимость амортизируемых нематериальных активов определяется как сумма расходов на их приобретение (создание) и доведение их до состояния, в котором они пригодны для использования, за исключением налога на добавленную стоимость и акцизов.
При этом в целях главы 25 Налогового кодекса приобретенное учреждением за счет средств от приносящей доход деятельности исключительное право (генеральный план) со сроком полезного использования более 12 месяцев признается нематериальным активом.
Начисление амортизации осуществляется в соответствии с учетной политикой учреждения (ст. 258, 259 НК РФ).
В рамках учетной политики учреждение формирует налоговые регистры, форма которых должна быть утверждена.