Учет рабочей биографии
Трудовая книжка сопровождает работника в течение всей трудовой деятельности. Она играет весьма важную роль при приеме на новую работу, поэтому необходимо учитывать нюансы ее оформления. В рамках схемы «вопрос — ответ» рассмотрим спорные ситуации, которые возникают при заполнении этого важного документа.
Надо ли вносить изменения в трудовую книжку и трудовой договор при смене типа государственного (муниципального) учреждения?
Для начала нужно разобраться, меняется ли название учреждения. Для этого обратимся к Закону от 12 января 1996 г. № 7?ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон № 7?ФЗ). Согласно пункту 1 статьи 17.1 изменение типа государственного или муниципального учреждения не является его реорганизацией. При этом вносятся изменения в учредительные документы. Наименование некоммерческой организации, созданной в форме государственного или муниципального учреждения, может включать указание на ее тип (ст. 4 Закона № 7?ФЗ). Но это условие не обязательное. Если наименование государственного или муниципального учреждения не претерпело изменений, то вносить корректирующие записи в трудовую книжку не нужно.
Однако если наименование поменялось, то дополнительной работы не избежать. Внесение записей об изменении наименования учреждения регламентировано пунктом 3.2 Инструкции по заполнению трудовых книжек, утвержденной постановлением Минтруда России от 10 октября 2003 г. № 69 «Об утверждении инструкции по заполнению трудовых книжек» (далее — Инструкция № 69).
Отдельной строкой в графе 3 раздела «Сведения о работе» трудовой книжки делается запись: «Организация такая-то с такого-то числа переименована в такую-то», а в графе 4 проставляется основание переименования — приказ (распоряжение) или иное решение работодателя, его дата и номер.
Согласно статье 57 Трудового кодекса содержание трудового договора состоит из сведений о работнике и работодателе, обязательных условий договора и условий, определяемых сторонами.
Сведения — это положения трудового договора, которые устанавливаются на основании документов, представленных работником (паспорт или заменяющий его документ) и работодателем (учредительные документы).
Если при заключении трудового договора в него не были включены какие-либо сведения и (или) условия, перечисленные в статье 57 Трудового кодекса, то это не является основанием для признания трудового договора незаключенным или его расторжения. Трудовой договор должен быть дополнен недостающими сведениями и (или) условиями. При этом недостающие сведения вносятся непосредственно в текст трудового договора, а недостающие условия определяются приложением к трудовому договору либо отдельным соглашением сторон, заключаемым в письменной форме, которые являются неотъемлемой частью трудового договора.
Статья 72 Трудового кодекса предусматривает изменение определенных сторонами условий трудового договора, а не сведений.
Поэтому, по нашему мнению, изменение наименования работодателя (учреждения) можно зафиксировать в тексте трудового договора, заверив новую информацию подписями работника и работодателя. Оформлять дополнительное соглашение не обязательно.
В течение какого времени необходимо офор- мить трудовую книжку гражданскому служащему, если он впервые приступил к работе?
В Законе от 27 июля 2004 г. № 79?ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее — Закон № 79?ФЗ) не прописаны особые условия ведения трудовых книжек. Прописано только, что поступающий на гражданскую службу при заключении служебного контракта предъявляет трудовую книжку, за исключением случаев, когда служебная (трудовая) деятельность осуществляется впервые (подп. 4 п. 2 ст. 26 Закона № 79?ФЗ).
Как следует из статьи 73 Закона № 79?ФЗ, к трудовым отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной этим законом, применяются федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права.
Согласно статье 66 Трудового кодекса работодатель ведет трудовые книжки на каждого работника, проработавшего у него свыше пяти дней, в случае, когда работа у данного работодателя является для работника основной. Правила ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей регламентированы постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2003 г. № 225 «О трудовых книжках» (далее — Правила).
Пунктом 8 Правил установлено, что оформление трудовой книжки работнику, принятому на работу впервые, осуществляется работодателем в присутствии работника не позднее недельного срока со дня приема на работу. Это правило относится и к гражданскому служащему.
При заключении служебного контракта на государственную гражданскую службу женщина предъявила паспорт на одну фамилию и свидетельство ЗАГС о заключении брака — на другую (фамилию мужа). Причем победителем конкурса на получение контракта она стала еще с добрачной фамилией. Каким документом следует руководствоваться при оформлении приказа о назначении и составлении служебного контракта? Что писать в трудовой книжке?
Основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации, является паспорт. Об этом сказано в пункте 1 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 8 июля 1997 г. № 828 (далее — Положение). При изменении гражданином фамилии, имени, отчества производится замена паспорта (п. 12 Положения).
Документы для получения замены паспорта должны быть сданы гражданином не позднее 30 дней после наступления соответствующих обстоятельств (п. 15 Положения). Согласно пункту 10 Положения выдача и замена паспортов производятся территориальными органами Федеральной миграционной службы по месту жительства, по месту пребывания или по месту обращения граждан в порядке, определяемом Федеральной миграционной службой. Но фамилию гражданину присваивают органы ЗАГС, что оформляется соответствующим свидетельством.
Гражданин, поступающий на гражданскую службу, при заключении служебного контракта предъявляет представителю нанимателя паспорт. Об этом сказано в подпункте 3 пункта 2 статьи 26 Закона № 79?ФЗ. В служебном контракте указываются фамилия, имя, отчество гражданина или гражданского служащего и наименование государственного органа (фамилия, имя, отчество представителя нанимателя) (ч. 2 ст. 24 Закона № 79?ФЗ). В период замены паспорта (между получением свидетельства из ЗАГСа и нового паспорта) законодательство не регламентирует, какую фамилию указывать в официальных документах. При этом контракт заключается с победителем конкурса под фамилией, которая указана в паспорте. Поэтому оформление приема под другой фамилией будет весьма проблематично.
По нашему мнению, в данном случае следует указывать фамилию по паспорту.
В дальнейшем изменение фамилии на основании паспорта, свидетельства о браке фиксируется в трудовой книжке со ссылкой на их номер и дату. Указанные изменения отражаются на первой странице (титульном листе) трудовой книжки (п. 2.3 Инструкции № 69).
Обязанность внесения изменения в служебный контракт и (или) заключения дополнительного соглашения законодательством не установлена, так как это не является существенным условием служебного контракта, установленным пунктом 3 статьи 24 Закона № 79?ФЗ. Это может быть предусмотрено соответствующими инструкциями в государственном органе.
Однако может возникнуть ситуация, когда у человека, поступающего на госслужбу, паспорт находится на переоформлении, а на руках имеется только справка. Она выдается в произвольной форме по желанию гражданина на срок оформления паспорта сотрудником, ответственным за прием документов. Также может быть выдано временное удостоверение личности гражданина РФ по форме № 2П (п. 76 Приказа ФМС от 30 ноября 2012 г. № 391 «Об утверждении административного регламента федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по выдаче и замене паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации»).
В этом случае, по нашему мнению, следует также писать фамилию, указанную в старом паспорте, поскольку именно он фигурировал при участии в конкурсе, а потом внести необходимые изменения.
В разделе «Сведения о работе» трудовой книжки гражданского служащего допущена орфографическая ошибка в наименовании должности. Как исправить данную ситуацию?
Как уже было сказано выше, к трудовым отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной Законом № 79?ФЗ, применяются федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права.
Согласно пунктам 27, 30 Правил в случае выявления неправильной или неточной записи в трудовой книжке ее исправление производится по месту работы, где была внесена соответствующая запись, либо работодателем по новому месту работы на основании официального документа работодателя, допустившего ошибку. Работодатель обязан в этом случае оказать работнику при его обращении необходимую помощь. В разделах трудовой книжки, содержащих сведения о работе или сведения о награждении, зачеркивание неточных или неправильных записей не допускается. Изменение записей производится путем признания их недействительными и внесения правильных записей.
Аналогичные правила исправления неточных и неправильных записей в разделе трудовой книжки «Сведения о работе» и «Сведения о награждениях» устанавливает пункт 1.2 Инструкции № 69.
При изменении записи о приеме на работу в разделе «Сведения о работе» после соответствующей последней в данном разделе записи указывается последующий порядковый номер, дата внесения записи, в графе 3 делается запись: «Запись за номером таким-то недействительна». После этого производится правильная запись: «Принят по такой-то профессии (должности)» и в графе 4 повторяются дата и номер приказа (распоряжения) или иного решения работодателя, запись из которого неправильно внесена в трудовую книжку, либо указываются дата и номер приказа (распоряжения) или иного решения работодателя, на основании которого вносится правильная запись.
При приеме на работу следует ли указывать в трудовой книжке данные о том, что работник избран по конкурсу?
В трудовую книжку вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора и сведения о награждениях за успехи в работе (ст. 66 ТК РФ и п. 4 Правил).
Разделом 3 «Заполнение сведений о работе» Инструкции № 69 также не предусмотрено внесение информации, что работник принят по конкурсу.
Надо ли вносить в трудовую книжку работника государственного образовательного учреждения сведения о присвоении звания «Почетный житель»? Звание присвоено указом главы муниципального образования.
Как и в предыдущем вопросе, обратимся к статье 66 Трудового кодекса и пункту 4 Правил. В обоих документах упоминаются «сведения о награждениях за успехи в работе».
Кроме того, в соответствии с пунктом 24 Правил в трудовую книжку вносятся следующие сведения о награждении (поощрении) за трудовые заслуги:
- о награждении государственными наградами, в том числе о присвоении государственных почетных званий, на основании соответствующих указов и иных решений;
- о награждении почетными грамотами, присвоении званий и награждении нагрудными знаками, значками, дипломами, почетными грамотами, производимом работодателями;
- о других видах поощрения, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также коллективными договорами, правилами внутреннего трудового распорядка, уставами и положениями о дисциплине.
Звание «Почетный житель» не связано с осуществлением трудовой деятельности и не является государственным, поэтому в трудовую книжку оно не вносится.
По вине должностных лиц государственного органа субъекта Российской Федерации госслужащему при увольнении по собственному желанию не выдали трудовую книжку (по заявлению). Документ был получен только спустя две недели. Это обстоятельство послужило препятствием при устройстве на новую работу. Какое наказание может быть применено в данном случае?
В последний день исполнения гражданским служащим должностных обязанностей представитель нанимателя по письменному заявлению гражданского служащего обязан выдать ему трудовую книжку, другие документы, связанные с гражданской службой и пенсионным обеспечением, и произвести с ним окончательный расчет. Об этом сказано в статье 36 Закона № 79?ФЗ.
Эта норма прописана и в статье 80 Трудового кодекса. Согласно ей в последний день работы работодатель обязан выдать работнику трудовую книжку, другие документы (по письменному заявлению) и произвести с ним окончательный расчет.
Согласно пункту 16 статьи 70 Закона № 79?ФЗ в случаях увольнения с гражданской службы с нарушением установленного порядка освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы суд вправе по письменному заявлению гражданского служащего вынести решение о возмещении причиненного ему морального вреда в денежном выражении. Размер возмещения определяется судом.
Выплату компенсации за моральный вред подтверждает и статья 21 Трудового кодекса. Согласно статье 237 этого документа моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.
В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом.
Обратите внимание, что при подаче заявления в суд не стоит пропускать срок, установленный статьей 256 Гражданского процессуального кодекса: в течение трех месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав.
Кроме того, нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей (ст. 5.27 КоАП).
В соответствии со статьей 234 Трудового кодекса работодатель обязан возместить работнику не полученный им заработок во всех случаях незаконного лишения его возможности трудиться. Такая обязанность, в частности, наступает, если заработок не получен в результате задержки работодателем выдачи трудовой книжки.