Ответственность за нарушения бухгалтерского учета

Недавно вступили в силу новые требования к административной ответственности за нарушение требований к бухгалтерскому учету и отчетности. Основная цель изменений — обеспечение реализации прав граждан, организаций, государства на получение надежной и достоверной информации в сфере экономической деятельности.

Поправки внесены Законом от 30 марта 2016 г. № 77?ФЗ. Они вступили в силу 10 апреля 2016 года.

Дана новая редакция статьи 15.11 и уточнена статья 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП).

Также уточнена терминология статьи 15.11, включая ее название. Она приведена в соответствие с терминологией Закона от 6 декабря 2011 г. № 402?ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон № 402?ФЗ) и нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету.

Штраф за грубое нарушение

Штраф за грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету налагается на должностных лиц организации. В соответствии со статьей 2.4 КоАП под должностными лицами понимаются лица, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции: руководители и другие работники. При этом административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Новые минимальный и максимальный размеры штрафа за грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету составляют соответственно 5000 и 10 000 рублей (ранее — 2000 и 3000 рублей).

В каждом конкретном случае размер штрафа устанавливает судья с учетом характера совершенного административного правонарушения, личности виновного, его имущественного положения, обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность (ст. 4.1 КоАП).

Дополнительные виды грубых нарушений

Перечень деяний, которые квалифицируются как грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности, ранее состоял из двух пунктов:

  • занижение сумм налогов и сборов не менее чем на 10 процентов вследствие искажения данных бухгалтерского учета;
  • искажение любого показателя бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, не менее чем на 10 процентов.

Теперь данный перечень дополнен следующими действиями, которые прямо запрещены Законом № 402?ФЗ:

  • регистрация не имевшего места факта хозяйственной жизни либо мнимого или притворного объекта бухгалтерского учета в регистрах бухгалтерского учета. Понятия мнимых и притворных объектов бухгалтерского учета установлены пунктом 2 статьи 10 Закона № 402?ФЗ. Под мнимым объектом бухгалтерского учета понимается несуществующий объект, отраженный в бухгалтерском учете лишь для вида (в том числе неосуществленные расходы, несуществующие обязательства, не имевшие места факты хозяйственной жизни); под притворным объектом бухгалтерского учета понимается объект, отраженный в бухгалтерском учете вместо другого объекта с целью прикрыть его (в том числе притворные сделки). Не являются мнимыми объектами бухгалтерского учета резервы, фонды, предусмотренные законодательством Российской Федерации, и расходы на их создание;
  • ведение счетов бухгалтерского учета вне применяемых регистров бухгалтерского учета;
  • составление бухгалтерской (финансовой) отчетности не на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета.

Кроме того, введена ответственность за отсутствие документов бухгалтерского учета, подлежащих хранению в соответствии с Законом № 402?ФЗ. Среди таких документов — первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерская (финансовая) отчетность, аудиторское заключение о бухгалтерской (финансовой) отчетности (в случае если проведение аудита этой отчетности является обязательным). При этом согласно Закону № 402?ФЗ документы бухгалтерского учета подлежат хранению в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет после отчетного года (п. 1 ст. 29 Закона № 402?ФЗ).

Специальное наказание

Введено специальное наказание за повторное совершение должностным лицом административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.11 КоАП. Повторным совершением административного правонарушения является совершение правонарушения в тот период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию за совершение однородного административного правонарушения (п. 2 ч. 1 ст. 4.3 КоАП). Этот период длится со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления (ст. 4.6 КоАП).

За повторное грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету налагается административный штраф от 10 000 до 20 000 рублей или дисквалификация на срок от одного года до двух лет.

Согласно статье 3.11 КоАП дисквалификация заключается в том числе в лишении физического лица права замещать должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта РФ, должности муниципальной службы, занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица, осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ, либо осуществлять деятельность по предоставлению государственных и муниципальных услуг. Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей.

Срок давности увеличен

В соответствии со статьей 4.5 КоАП срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства о бухгалтерском учете составляет 2 года со дня совершения административного правонарушения.

Внимание! Должностные лица могут быть освобождены от административной ответственности за административные правонарушения в следующих случаях:

  • представление уточненной налоговой декларации (расчета) и уплата на основании такой налоговой декларации (расчета) неуплаченной суммы налога (сбора) вследствие искажения данных бухгалтерского учета, а также уплата соответствующих пеней с соблюдением условий, предусмотренных статьей 81 Налогового кодекса;
  • исправление ошибки в установленном порядке (включая представление пересмотренной бухгалтерской (финансовой) отчетности) до утверждения бухгалтерской (финансовой) отчетности в порядке, установленном законодательством.

Реклама