Вопросы по бухгалтерскому (бюджетному) учету
Перестает ли имущество, переданное на праве хозяйственного ведения МУП ЖКХ, быть нефинансовым активом администрации сельского поселения?
Государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых Гражданским кодексом (ст. 294), однако собственником этого имущества не становится.
В свою очередь собственник, согласно пункту 1 статьи 295 Гражданского кодекса, сохраняет права в отношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении. В их число кроме административных вопросов входит контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества, право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия.
Предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника (п. 2 ст. 295 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 33 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н (далее — Инструкция № 157н), операции по передаче (возврату) материального объекта нефинансовых активов в безвозмездное или возмездное пользование отражаются на основании первичного учетного документа (акта) на соответствующих счетах учета нефинансовых активов путем внутреннего перемещения объекта нефинансовых активов с одновременным отражением на забалансовом счете переданного (полученного) объекта по его балансовой стоимости.
Таким образом, имущество, переданное на праве хозяйственного ведения МУП ЖКХ, остается нефинансовым активом администрации сельского поселения.
В соответствии с пунктами 381, 383 Инструкции № 157н в целях обеспечения надлежащего контроля за сохранностью имущества, его целевым использованием и движением имущество, переданное учреждением (органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника государственного (муниципального) имущества) в безвозмездное пользование, отражается на забалансовом счете 26 «Имущество, переданное в безвозмездное пользование».
В зависимости от того, относится объект нефинансовых активов к имуществу казны или нет, в учете операция отражается записями:
Дебет 1 10Х ХХ[1] 3Х0
«Увеличение стоимости нефинансовых активов»
Кредит 1 10Х ХХ 3Х0
«Увеличение стоимости нефинансовых активов»
— переданы объекты нефинансовых активов в хозяйственное ведение с одновременным отражением по увеличению на забалансовом счете 26 «Имущество, переданное в безвозмездное пользование»;
Дебет 1 108 5Х 3Х0
«Увеличение стоимости имущества, составляющего казну»
Кредит 1 108 5Х 3Х0
«Увеличение стоимости имущества, составляющего казну»
— переданы объекты имущества казны в хозяйственное ведение с одновременным отражением по увеличению на забалансовом счете 26 «Имущество, переданное в безвозмездное пользование».
Аналитический учет по забалансовому счету 26 «Имущество, переданное в безвозмездное пользование» ведется в Карточке количественно-суммового учета материальных ценностей в разрезе пользователей имущества, мест его нахождения, по видам имущества в структуре групп, его количеству и стоимости (п. 384 Инструкции № 157н).
Отвечала Л. Ю. СИМОНОВА, редактор-эксперт журнала «Бюджетный учет»
Надо ли распечатывать журнал операций за месяц при отсутствии показателей?
Данные проверенных и принятых к учету первичных (сводных) учетных документов систематизируются в хронологическом порядке (по датам совершения операций, дате принятия к учету первичного документа) и (или) группируются по соответствующим счетам бухгалтерского учета накопительным способом с отражением в регистрах бухгалтерского учета. Они формируются в виде книг, журналов, карточек на бумажных носителях, а при наличии технической возможности — на машинном носителе в виде электронного документа (регистра), содержащего электронную подпись (п. 11 Инструкции № 157н).
Обязательные требования к ведению журналов операций указаны в пунктах 11, 12, 19 Инструкции № 157н. Журналы операций, составленные автоматизированным способом, выводятся на бумажный носитель по окончании отчетного периода, а также по мере необходимости и по требованию проверяющих органов. Формирование регистров бухгалтерского учета на бумажном носителе осуществляется с периодичностью, установленной учетной политикой, но не реже периодичности, установленной для составления и представления бюджетной (финансовой) отчетности, которая составляется на основании данных регистров бухгалтерского учета. Выходная форма документа должна содержать обязательные реквизиты и показатели регистров бухгалтерского учета (п. 19 Инструкции № 157н).
Журнал операций (ф. 0504071) открывается путем перенесения остатков на начало периода. То есть отсутствие оборотов за месяц не будет означать, что форма не содержит данных. Поэтому, если учетной политикой учреждения принято ежемесячное формирование журналов на бумажном носителе, то эту процедуру следует выполнять независимо от наличия операций в течение месяца. Если отсутствие движения по каким-либо счетам (журналам) в течение месяца привычно, то тогда в учетной политике учреждения рекомендуется отразить возможность не выводить бумажный носитель регистров учета, если в отчетном периоде не будет операций.
Отвечала Л. Ю. СИМОНОВА, редактор-эксперт журнала «Бюджетный учет»
В каких случаях проводятся записи по отражению ущерба по авансам, перечисленным контрагентам и не возвращенным при расторжения с ними контрактов (договоров), или по своевременно не возвращенной (не удержанной из зарплаты) задолженности подотчетных лиц, в том числе при оспаривании удержаний записью:
Дебет 0 209 30 560
Кредит 0 401 10 130
или
Дебет 0 209 30 560
Кредит 0 206 00 660, 0 208 00 660?
В соответствии с пунктом 86 Инструкции по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Минфина России от 6 декабря 2010 г. № 162н (далее — Инструкция № 162н), указанная операция оформляется бухгалтерской записью:
Дебет 0 209 30 560
«Увеличение дебиторской задолженности по компенсации затрат»
Кредит 0 401 10 130
«Доходы от оказания платных услуг».
Суммы ущерба отражаются:
- по произведенным предварительным оплатам в рамках государственных (муниципальных) контрактов на нужды учреждения, иным соглашениям, не возвращенным контрагентом в случае расторжения контрактов (иных соглашений), в том числе по решению суда, ведении претензионной работы;
- по задолженности подотчетных лиц, своевременно не возвращенной (не удержанной из заработной платы), в том числе в случае оспаривания удержаний;
- в виде задолженности бывших работников перед учреждением за неотработанные дни отпуска при их увольнении до окончания того рабочего года, в счет которого он уже получил ежегодный оплачиваемый отпуск; иные переплаты, в том числе государственные пособия лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию, на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
- подлежащего возмещению по решению суда в виде компенсации расходов, связанных с судопроизводством (оплата государственной пошлины, оплата судебных издержек).
В учете казенного учреждения суммы финансовых требований по компенсации затрат государства к получателям авансовых платежей отражаются записью:
Дебет 0 209 30 560
«Увеличение дебиторской задолженности по компенсации затрат»
Кредит 0 206 ХХ 660, 0 208 ХХ 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по расчетам по выданным авансам», «Уменьшение дебиторской задолженности подотчетных лиц».
Отвечала Е. М. ШАХОВА,
аудитор
Необходимо ли ставить на учет полученные судебные решения по денежным обязательствам учреждения, если в учреждение не представлен исполнительный лист? Отражается ли в форме 0503295 «Сведения об исполнении судебных решений по денежным обязательствам учреждения» государственная пошлина или только сумма иска?
В статье 12 Закона от 2 октября 2007 г. № 229?ФЗ «Об исполнительном производстве» приведен перечень видов исполнительных документов. Кроме исполнительных листов к ним, среди прочих, отнесены:
- судебные приказы;
- судебные акты, акты других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях.
Таким образом, полученные судебные решения являются полноценным исполнительным документом и основанием для постановки на учет.
Порядок заполнения Сведений об исполнении судебных решений по денежным обязательствам учреждения (ф. 0503295) (далее — Сведения (ф. 0503295)) определен в пункте 74.1 Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 25 марта 2011 г. № 33н (далее — Инструкция № 33н).
Сведения (ф. 0503295) включены в Раздел 4 «Анализ показателей отчетности учреждения» Пояснительной записки (ф. 0503760) и содержат обобщенные данные об исполнении судебных решений по денежным обязательствам учреждения за отчетный период. Они включают таблицу, содержащую сведения об исполнении судебных решений по денежным обязательствам учреждения, и справочную таблицу по неисполненным решениям судов.
Инструкция № 33н не содержит указаний об отражении в Сведениях (ф. 0503295) только суммы иска или государственной пошлины. Однако сумма государственной пошлины отражается в судебном решении, согласно которому ее следует оплатить. То есть является денежным обязательством. Исходя из этого, по нашему мнению, государственную пошлину следует указывать в Сведениях (ф. 0503295).
Отвечала Е. М. ШАХОВА,
аудитор
Какими документами можно оформить обеспечение, остающееся в распоряжении учреждения? Какими будут бухгалтерские записи?
В соответствии с подпунктом 13 статьи 44 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44?ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» возврат денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявок, не осуществляется, а при проведении электронного аукциона денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявок, перечисляются на счет, указанный заказчиком, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, или осуществляется уплата денежных сумм по банковской гарантии в следующих случаях:
1) уклонение или отказ участника закупки заключить контракт;
2) непредоставление или предоставление с нарушением условий, установленных Законом № 44?ФЗ, до заключения контракта заказчику обеспечения исполнения контракта.
Бухгалтерские записи по сумме обеспечения, остающегося в распоряжении учреждения (удержание суммы неустойки (пени, штрафов) из суммы денежного залога, полученного в обеспечение контракта), оформляются Бухгалтерской справкой (ф. 0504833) и отражаются бухгалтерскими записями:
Дебет 3 201 11 510
«Поступления денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства»
Кредит 3 304 01 730
«Увеличение кредиторской задолженности по средствам, полученным во временное распоряжение»
— поступила на счет учреждения от поставщика сумма обеспечения исполнения контракта с одновременным увеличением забалансового счета 17 «Поступления денежных средств на счета учреждения»;
Дебет 2 209 40 560
«Увеличение дебиторской задолженности по суммам принудительного изъятия»
Кредит 2 401 10 140
«Доходы от сумм принудительного изъятия»
— предъявлена претензия поставщику в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств по контрактам (договорам);
Дебет 3 304 01 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по средствам, полученным во временное распоряжение»
Кредит 3 304 06 730
«Увеличение расчетов с прочими кредиторами»
— прекращено зачетом встречного однородного требования обязательство по возврату обеспечения исполнения контракта;
Дебет 2 304 06 830
«Уменьшение расчетов с прочими кредиторами»
Кредит 2 209 40 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по суммам принудительного изъятия»
— прекращено зачетом встречного однородного требования обязательство по уплате неустойки (пени, штрафов);
Дебет 3 304 06 830
«Уменьшение расчетов с прочими кредиторами»
Кредит 3 201 11 610
«Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства»
— уменьшен остаток средств во временном распоряжении на сумму обеспечения, остающегося в распоряжении учреждения, с одновременным увеличением забалансового счета 18 «Выбытия денежных средств со счетов учреждения»;
Дебет 2 201 11 510
«Поступления денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства»
Кредит 2 304 06 730
«Увеличение расчетов с прочими кредиторами»
— увеличен остаток средств по приносящей доход деятельности на сумму обеспечения, остающегося в распоряжении учреждения, с одновременным увеличением забалансового счета 17 «Поступления денежных средств на счета учреждения».
Отвечала А. А. КОМЛЕВА,
шеф-редактор журнала «Бюджетный учет», действительный государственный
советник 2 класса
Как правильно отразить операции по начислению страховых взносов и оплате больничных листов в составе обязательств и денежных обязательств?
В казенном учреждении бухгалтер отразит указанную операцию следующими бухгалтерскими записями:
Дебет 1 503 15 213
«Полученные бюджетные ассигнования текущего финансового года»
Кредит 1 503 13 213
«Бюджетные ассигнования текущего финансового года»
— получены бюджетные ассигнования на текущий финансовый год;
Дебет 1 503 13 213
«Бюджетные ассигнования текущего финансового года»
Кредит 1 503 13 213
«Бюджетные ассигнования текущего финансового года»
— отражена детализация по соответствующей статье в части страховых взносов;
Дебет 1 501 15 213
«Полученные лимиты бюджетных обязательств текущего финансового года»
Кредит 1 501 13 213
«Лимиты бюджетных обязательств получателей бюджетных средств текущего финансового года»
— доведены суммы лимитов бюджетных обязательств в части страховых взносов (получено уведомление);
Дебет 1 501 13 213
«Лимиты бюджетных обязательств получателей бюджетных средств текущего финансового года»
Кредит 1 502 11 213
«Принятые обязательства текущего финансового года»
— отражены суммы бюджетных обязательств в части страховых взносов, принятых учреждением, подлежащих исполнению за счет доведенных ему бюджетных ассигнований на текущий финансовый год;
Дебет 1 502 11 213
«Принятые обязательства текущего финансового года»
Кредит 1 502 12 213
«Принятые денежные обязательства»
— приняты суммы денежных обязательств учреждения в части страховых взносов.
В соответствии с пунктом 141 Инструкции № 162н в показатели принятых денежных обязательств в части расчетов по обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации на основании аналитических данных в разрезе платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации включают:
- на основании кредитовых оборотов соответствующих счетов аналитического учета счета 1 303 00 000 «Расчеты по платежам в бюджеты» (1 303 02 730 — 1 303 13 730) — начисленные (принятые) в текущем периоде платежи (налоги, взносы, пошлины, сборы и иные обязательные платежи);
- на основании дебетовых оборотов соответствующих счетов аналитического учета счета 1 303 00 000 «Расчеты по платежам в бюджеты» (1 303 02 830 — 1 303 13 830) — обязательства по оплате платежей (налогов, взносов, пошлин, сборов и иных обязательных платежей) прошлых лет, числящихся на начало текущего года, исполненные в текущем периоде.
Отвечала С. Н. ИВАНЦОВА, консультант
Какими бухгалтерскими записями оформляются операции по восстановлению средств целевых субсидий (субсидий на государственное задание, средств ОМС), использованных по нецелевому назначению, за счет приносящей доход деятельности?
За использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
Операции по восстановлению средств целевых субсидий (субсидий на государственное задание, средств ОМС), использованных по нецелевому назначению, отражаются бухгалтерскими записями:
Дебет 2 304 06 830
«Уменьшение расчетов с прочими кредиторами»
Кредит 2 201 11 610
«Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства»;
Дебет 7 201 11 510
«Поступления денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства»
Кредит 7 304 06 730
«Увеличение расчетов с прочими кредиторами»
— привлечение денежных средств по приносящей доход деятельности для восстановления средств целевой субсидии;
Дебет 7 205 81 560
«Увеличение дебиторской задолженности по прочим доходам»
Кредит 7 401 10 180
«Прочие доходы»
— восстановление расчетов перед территориальным фондом по возврату полученных средств по ОМС (в сумме выявленного нецелевого использования) методом «красное сторно»;
Дебет 7 205 81 560
«Увеличение дебиторской задолженности по прочим доходам»
Кредит 7 201 11 610
«Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства»
— перечислены с лицевого счета учреждения в ТФОМС суммы выявленного нецелевого использования средств ОМС с одновременным отражением по уменьшению забалансового счета 17 «Поступления денежных средств на счета учреждения»;
Дебет 2 401 20 290
«Прочие расходы»
Кредит 2 201 11 610
«Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства»
— перечисление штрафных санкций по акту проверки с одновременным отражением по уменьшению забалансового счета 17 «Поступления денежных средств на счета учреждения».
Отвечала О. Б. ВОРОБЬЕВА, аудитор
В казенном учреждении работнику выдан билет, приобретенный по договору с ООО (агентство) по КВР 244, для командировки. Находясь в командировке, он билет сдает (в кассе вокзала РЖД) и приобретает новый. Новый ему оплачиваем по КВР 212. Деньги за возвращенный билет, допустим 1000,00 рублей, он сдает в кассу учреждения по КВР 244. Как отразить бюджетные и денежные обязательства по восстановлению кассового расхода?
Бухгалтерские записи по принятым обязательствам и принятым денежным обязательствам предусмотрены пунктами 140, 141 Инструкции № 162н и учетной политикой казенного учреждения. При этом в показатели принятых денежных обязательств на основании дебетовых оборотов по соответствующим счетам аналитического учета счета 1 208 00 000 «Расчеты с подотчетными лицами» за минусом кредитовых оборотов по соответствующим счетам аналитического учета счета 1 208 00 000 «Расчеты с подотчетными лицами» включаются полученные подотчетными лицами денежные средства (вне зависимости от способа выплаты) за минусом возврата выданных в текущем периоде авансовых платежей.
Следовательно, принятие обязательств (денежных обязательств) производится на дату утверждения авансового отчета (ф. 0504505).
На дату утверждения авансового отчета учреждению необходимо провести операции:
- на сумму сбора за возврат билета (по КВР 244)
Дебет 1 501 13 222
«Лимиты бюджетных обязательств получателей бюджетных средств текущего финансового года на транспортные услуги»
Кредит 1 502 11 222
«Принятые обязательства текущего финансового года на транспортные услуги»;
- на сумму оплаченного подотчетным лицом билета (по КВР 112)
Дебет 1 501 13 212
«Лимиты бюджетных обязательств получателей бюджетных средств текущего финансового года по прочим выплатам»
Кредит 1 502 11 212
«Принятые обязательства текущего финансового года по прочим выплатам».
При этом ранее принятое обязательство (денежное обязательство) по договору с ООО (агентство) необходимо отразить методом «красное сторно».
Отвечал А. Ю. ОПАЛЬСКИЙ, заместитель председателя Комитета по бюджетному учету ИПБ России
[1] Х — соответствующие счета аналитического учета.