Вопросы по налогообложению
Просим разъяснить порядок учета в целях налога на прибыль организаций отдельных видов расходов бюджетного учреждения.
Согласно подпункту 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса на бюджетные учреждения — получателей средств целевого финансирования в виде субсидий возложена обязанность по ведению раздельного учета доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования.
Положениями пункта 1 статьи 272 Налогового кодекса установлено, что расходы, которые не могут быть непосредственно отнесены на затраты по конкретному виду деятельности, распределяются пропорционально доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов налогоплательщика.
В соответствии со статьей 252 Налогового кодекса при исчислении налога на прибыль организаций расходами признаются экономически оправданные и документально подтвержденные расходы при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Учитывая положения вышеназванных статей Налогового кодекса, расходы, произведенные бюджетными учреждениями за счет средств целевого финансирования, не учитываются при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций и не подлежат распределению в пропорции согласно пункту 1 статьи 272 Налогового кодекса.
Правовое положение деятельности бюджетных учреждений определено Законом от 12 января 1996 г. № 7?ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон № 7?ФЗ).
Согласно положениям указанного Закона № 7?ФЗ бюджетные учреждения создаются Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти и местного самоуправления.
Бюджетные учреждения вправе осуществлять приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в учредительных документах. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения (п. 3 ст. 298 ГК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.
Следовательно, к расходам, не учитываемым бюджетными учреждениями при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, которые должны покрываться за счет средств целевого финансирования в виде субсидий, относятся произведенные расходы в пределах нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.
Расходы, произведенные сверх нормативных затрат, при условии, что данные расходы относятся и к деятельности, приносящей доход, и к уставной бюджетной деятельности, при их соответствии критериям статьи 252 Налогового кодекса подлежат распределению в соответствии с пунктом 1 статьи 272 Налогового кодекса.
Отвечала О. Б. ВОРОБЬЕВА, аудитор
Разъясните, пожалуйста, вопрос применения налога на добавленную стоимость и налога на прибыль организаций в отношении услуг, оказываемых казенным учреждением.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса объектом обложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. При этом пунктом 2 данной статьи определен перечень операций, не признаваемых объектами налогообложения налогом на добавленную стоимость.
Так, в соответствии с подпунктом 4.1 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса выполнение работ (оказание услуг) казенными учреждениями не признается объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость. В связи с этим работы (услуги), выполняемые (оказываемые) казенными учреждениями, в том числе на платной основе, не являются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость.
Что касается налога на прибыль организаций, то на основании подпункта 33.1 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса доходы в виде средств, полученных казенными учреждениями от оказания услуг (выполнения работ), не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
Отвечала О. Б. ВОРОБЬЕВА, аудитор
Какой порядок удержания НДФЛ в отношении компенсации за медицинское обслуживание государственным гражданским служащим субъекта РФ и членам их семей?
Законом субъекта РФ предусмотрено право государственных гражданских служащих на медицинское обслуживание, в том числе членов семьи в зависимости от категории и группы замещаемой гражданским служащим должности.
В соответствии с законом субъекта РФ до вступления в силу федерального закона о медицинском страховании государственных служащих Российской Федерации гражданским служащим и членам их семей, в том числе после выхода гражданских служащих на пенсию за выслугу лет, включая государственных служащих, признаваемых в соответствии с законом гражданскими служащими, а также государственных служащих, вышедших на пенсию и имеющих право на медицинское и санаторно-курортное обслуживание, сохраняются условия санаторно-курортного обслуживания и выплачивается компенсация за медицинское обслуживание в порядке и на условиях, предусмотренных соответствующим указом главы субъекта РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 210 Налогового кодекса при определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, или право на распоряжение которыми у него возникло.
Перечень доходов, освобождаемых от обложения налогом на доходы физических лиц, содержится в статье 217 Налогового кодекса.
Так, согласно пункту 3 статьи 217 Налогового кодекса не облагаются НДФЛ все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей.
Таким образом, компенсация за медицинское обслуживание, установленная государственным гражданским служащим субъекта РФ, в том числе вышедшим на пенсию, и членам их семей законом субъекта РФ и выплачиваемая в соответствии с указом главы субъекта РФ, не облагается НДФЛ на основании Налогового кодекса.
Отвечала С. Н. ИВАНЦОВА, консультант