Управление социальным страхованием в СССР в реконструктивный период

Зачетный механизм страхового обеспечения появился в конце 1928 года и действует в системе российского социального страхования до настоящего времени более 85 лет. С 2011 года в ряде регионов России идет эксперимент по его ликвидации.

Процесс перехода с прямых выплат, осуществляемых страховыми кассами, на зачетный механизм страхового обеспечения в конце1920-х — начале1930-х годов шел одновременно с реорганизацией структуры страховых органов, направленной на их приближение к трудящимся и вовлечение последних в управление социальным страхованием. Смысл этих мер сводился к тому, чтобы назначение, начисление и выплату страховых пособий по временной нетрудоспособности передать от страховых органов самим страхователям — предприятиям и организациям в счет причитающихся с них страховых взносов с последующим перерасчетом со страховыми органами по выданным пособиям. Основной объем страховой работы по назначению, начислению и выплате пособий должен был переместиться на заводы и фабрики, туда, где трудились застрахованные массы людей.

Как появился зачетный механизм страхового обеспечения

Укрупнение страховых касс, продолжавшееся в 1920-е годы, вело к сокращению их количества, тем самым увеличивался объем операционной работы по всем направлениям деятельности. Это порождало длинные очереди и большое скопление людей в кассах и страховых пунктах, волокиту и бюрократизм, недовольство и жалобы трудящихся. Попытки органов Народного комиссариата труда, Цустраха и профсоюзов устранить волокиту и бюрократизм в деятельности страховых касс, приблизить их к застрахованным массам трудящихся и вовлечь последних в страховую работу положительных результатов не достигали.

В это же время со своими предложениями по улучшению работы страховых касс выступил Народный комиссариат рабоче-крестьянской инспекции СССР (НК РКИ).

Высший контрольный орган в СССР, Народный комиссариат рабоче-крестьянской инспекции (РКИ), был создан в 1920 году. Первым ее руководителем с 1920 по 1922 год был И. В. Сталин. В 1924 году НК РКИ объединили с высшим партийным контрольным органом — Центральной контрольной комиссией ВКП(б) в единый орган партийного и советского государственного контроля (ЦКК ВКП(б) — НК РКИ). В структуре единого контрольного органа ЦКК ВКП(б) по отношению к Народному комиссариату РКИ СССР играла роль политической фракции, направляя его работу. Нарком РКИ одновременно являлся и председателем ЦКК ВКП(б). Народными комиссарами РКИ СССР и председателями ЦКК ВКП(б) были В. В. Куйбышев (1923–1926), Г. К. Орджоникидзе (1926–1930), А. А. Андреев (1930–1931), Я. Э. Рудзутак (1931–1934). На этот орган возлагались задачи по обеспечению партийной линии в деятельности государственных учреждений, улучшению и упрощению государственного аппарата, борьбе с бюрократизмом, вовлечению широких масс в работу госаппарата, оказанию помощи ЦК ВКП(б) в подборе руководящих кадров. С 1927 года НК РКИ был наделен правом принимать решения о вынесении дисциплинарных взысканий, в том числе отстранять от должности и увольнять руководителей государственных органов за бесхозяйственность, бюрократизм, волокиту, ликвидировать излишние представительства и другие структурные подразделения государственного аппарата. В январе 1934 года на XVII съезде ВКП(б) было принято решение о разделе единого партийно-советского контрольного органа снова на два самостоятельных органа — Комиссию партийного контроля при ЦК ВКП(б) и Комиссию советского контроля при СНК СССР.

Группа во главе с членом ЦКК ВКП(б) Н. В. Мальцевым в 1928 году, изучив первичные финансовые операции органов соцстраха в Воронеже и Одессе, пришла к выводу, что волокита, бюрократизм и другие недостатки в деятельности страховых касс являлись следствием перегрузки их аппарата технической работой по назначению, начислению и выплате пособий по соцстраху. По расчетам указанной группы, около 30 процентов всех обращений по временной нетрудоспособности завершались браковкой в страховой кассе больничного листка: не было печати, не указан заработок за третий месяц, не указана дата, не было второй подписи и прочее. В результате больничные листки возвращались работнику, и он был вынужден повторно обращаться в бухгалтерию предприятия за исправлениями и снова возвращаться в страховую кассу, простаивая там длинные очереди. При этом застрахованный пропускал рабочее время. Для получения страхового пособия трудящемуся предстояло пройти несколько инстанций: лечащего врача, консультанта (от страховой кассы), предприятие для отметки размера заработка, а затем страховую кассу. Такой порядок был сложен и неудобен для застрахованных. Чтобы назначения и выплата пособий осуществлялись быстро, безошибочно и без волокиты, предприятиям приходилось вести параллельный учет и записи по всем пособиям наряду со страховой кассой, что вело к дублированию функций страхкасс и предприятий.

Мальцев Николай Владимирович. Родился в деревне Шошкары Казанской губернии в январе 1891 года. Окончил медицинский факультет МГУ в 1917 году. Член РСДРП с 1908 года. Был членом Вологодского комитета РСДРП. С 1917 по 1921 год занимал должности заведующего Казанским, зам. зав. Смоленским губернскими и заведующим Сибирским областным отделами здравоохранения. В 1921–1922 годах был заведующим Управления курортов Южного берега Крыма. С 1922 по 1925 год работал заместителем председателя правления санаториев Московского отдела здравоохранения. С 1925 по 1927 год — заведующий административным отделом Наркомата здравоохранения РСФСР. В 1927–1934 годах — старший инспектор, руководитель группы Народного комиссариата рабоче-крестьянской инспекции. Дважды, на XV и XVI съездах ВКП(б) избирался членом ЦКК ВКП(б). С 1930 по 1934 год — член Партийной коллегии ЦКК ВКП(б). В 1934–1938 годах — начальник Центрального архивного управления ЦИК СССР. В 1938–1939 годах исполнял обязанности начальника Главного архивного Управления НКВД СССР. С 1939 по 1941 год — зав. медицинской частью Управления санаториев специального назначения Наркомата здравоохранения СССР. В 1941 году ушел добровольцем на фронт начальником санитарной службы 39-го стрелкового полка и погиб.

Текущая чисто техническая работа, по мнению Н. В. Мальцева, сама по себе не представляла никакой сложности, но в силу большого объема поглощала время не только специалистов страховых касс, но и их руководителей, не давала им возможности заниматься конкретной плановой работой и руководством.

Чтобы разгрузить страховые кассы, упростить их работу и приблизить социальное страхование к массам застрахованных, группа Н. В. Мальцева и их единомышленники предложили оформление права на страховое пособие по временной нетрудоспособности, его начисление и выдачу возложить на самого страхователя (учреждение, предприятие) с последующим перерасчетом со страхкассой по выданным пособиям и выборочным контролем за этими операциями со стороны страховых касс[1].

Они представляли себе этот порядок следующим образом: "застрахованный данного предприятия или учреждения получает в лечебном учреждении больничный листок, листок этот сдается в контору предприятия, которая механически высчитывает, сколько следует данному лицу за дни болезни, и выплачивает ему, также механически, эту сумму. Потом, когда наступает срок внесения страховых взносов за лиц, работающих по найму в данном предприятии, контора предприятия высчитывает из суммы страховых взносов выплаченные ею деньги по больничным листкам«[2].

С аналогичными предложениями по упрощению работы страховых касс выступила также группа, возглавляемая инструктором Московской рабоче-крестьянской инспекции Н. Стрекаловым, проводившая обследование московских страховых касс.

В ходе изучения деятельности страховых касс группа Н. Стрекалова установила, что у страховой кассы на расчеты больничных листков застрачивается от 70 до 80 процентов расчетной работы кассы, а на их оплату 36–37 процентов общего числа финансовых операций.

Стрекалов предложил следующий порядок назначения и выплаты пособий: рабочий, получивший от врача больничный лист, будет сдавать его табельщику предприятия, который передаст его в расчетный стол бухгалтерии предприятия. В течение двух недель бухгалтерия начислит пособие и впишет начисленную сумму в расчетную книжку и лицевой счет рабочего, а затем выдаст пособие вместе с заработной платой. Далее больничные листки, собранные по предприятиям, поступают в страхкассу уже рассчитанными и проработанными. Страхкассе остается только проверить общую сумму расходов и выборочно проконтролировать правильность произведенного предприятием расчета. Предприятию выдается справка на сумму, выплаченную по листкам, а копия пересылается в отдел взимания страховых взносов страховой кассы. По мнению Н. Стрекалова, при новом порядке назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности за страховыми кассами остаются лишь функции по инструктажу работников предприятий, ведущих эту чисто техническую работу, и выборочный контроль за расчетом пособий после их назначения и выплаты[3].

Идея внедрения зачетного механизма в российское социальное страхование была весьма недоброжелательно воспринята руководящими работниками профсоюзов, Народного комиссариата труда СССР и Центрального управления социального страхования. Предложения специалистов НК РКИ вызвали со стороны работников указанных учреждений возражения и острую критику. Некоторые из них видели в зачетном механизме угрозу самому существованию социального страхования в СССР, полагая, что с изъятием у страховых органов функций по назначению, начислению и выплате пособий последним нечем станет заниматься. Споры вокруг этой темы длились более двух лет.

Заведующий фондовым отделом Центрального управления социального страхования НКТ СССР Н. И. Быховский в своей статье в журнале «Вопросы страхования» высказал глубокие сомнения, что предприятия особенно охотно возьмут на себя выполнение чуждой им работы, связанной не только с конфликтами, кропотливыми расчетами и тому подобными удовольствиями, но и со значительной материальной ответственностью перед страхкассой за правильность выплат. "Весь смысл — писал Н. И. Быховский — организации (особенно у нас, в СССР, где главным работодателем является государство) социального страхования заключается именно в освобождении предприятия от чуждой ему обязанности заботиться о рабочем, выбывшем хотя бы и временно из производства"[4].

"Но если даже предположить, продолжал Быховский, что нам удалось бы сломить сопротивление предприятий новой реформе, то тогда предприятиям пришлось бы проделать при каждом назначении пособия ту же работу, всю без остатка, которая сейчас производится кассой: установить право на пособие — проверить, действительно ли было неспособно к труду данное лицо, была ли нетрудоспособность установлена полномочным врачом, совпадают ли дни отпуска с днями прогула, исчислить размер пособия, занести все эти записи на листок, оформить назначение и, наконец, выплатить самое пособие. Таким образом все блага новой системы, оказывается, сводятся к переложению работы страхкассы на предприятия, причем, в качестве премии за это на предприятия будет возложена дополнительная работа — ведение перерасчетов со страхкассой, разбор неизбежных в этом щекотливом деле конфликтов с недовольными, производство удержаний за переплаты, расчетов по недоимкам и т. д."[5]

Учитывая, что назначение пособия будет производиться далеко не компетентным в этом деле аппаратом предприятия, Н. И. Быховский считал, что страховым кассам, прежде чем принимать к зачету сотни тысяч рублей по оплаченным листкам, придется вторично осуществлять ту же работу — проверять наличие права на пособие, правильность назначения, подсчета и т. д. «И если ко всему этому добавить, — продолжал Быховский, — что и кассе придется вести работу по перерасчетам с предприятиями, по разбору и улаживанию конфликтов неподотчетного ей аппарата предприятий и т. д., то станет ясно, что «простота» проекта тов. Мальцева относится, очевидно, к той самой простоте, о которой сказано, что она "хуже воровства""[6].

Быховский Наум Исаакович, родился в г. Рославле Смоленской губернии в 1887 году. Член РСДРП(б) с 1904 года. С 1918 года примкнул к меньшевикам и состоял в их партии до 1923 года. В 1915–1918 годах работал секретарем Сормовской больничной кассы, а в 1918–1919 годах — секретарем Московской общей больничной кассы. В 1920–1921 годах был принят на работу в НКТ РСФСР инспектором-контролером. С 1922 по 1930 год возглавлял фондовый отдел Центрального управления социального страхования НКТ СССР. В 1930 году был понижен в должности до консультанта, а затем уволен — как отмечалось в справке начальника организационного управления НКТ СССР Смирнова, "по директиве руководящих партийных организаций за неправильные политические установки в работе"[7]. Последнее место его работы — заведующий отделом статистики ЦНИИ водного транспорта. За участие в деятельности контрреволюционной террористической организации 28 октября 1937 года арестован и 8 февраля 1938 года расстрелян.

Быховский, полемизируя с Мальцевым, не только пытался доказать эффективность действующей на тот период системы прямых выплат застрахованным через органы соцстраха, но и привел убедительный пример того, что система начисления и выплаты пособий, предложенная Мальцевым, не нова и неэффективна. «Эта система проводилась у нас во времена военного коммунизма и привела в результате к такому росту прогулов на предприятиях, конфликтов между администрацией и рабочими и т. п., что было признано необходимым отказаться от этой системы и передать дело обеспечения рабочих их выборным организациям (страховым кассам). И вот теперь, на шестом году существования соцстраха, когда страховым кассам и профсоюзам удалось с огромным трудом одолеть «прогульную стихию», когда директора заводов получили возможность заниматься своим делом, не отрываясь на разбор конфликтов с больными и прогульщиками-симулянтами, наши рационализаторы тянут нас назад в старое болото, из которого мы с большим трудом выбрались«[8]. Н. Быховский имел в виду период 1919–1921 годов, когда предприятия действительно осуществляли выплаты пособий своим работникам.

Против попытки Н. Мальцева вернуть систему социального страхования к периоду военного коммунизма выступил также представитель Одесской страховой кассы Южанин. В журнале «Вопросы страхования» он писал: "В этих предложениях (группы Мальцева) самое главное, самое основное, что у страхкасс отнимается не только выдача, но и права назначения пособия: пособия будут назначаться не выборным страховым органом, а счетоводами предприятий. Но счетовод завода, не искушенный в нашем страховом законодательстве, не сумеет безошибочно производить расчет пособия, размер пособия часто будет зависеть от произвола того или иного работника конторы завода, тем более что лечащий врач, по предложению представителей РКИ, должен будет определять срок утраты трудоспособности сам, без всякого участия консультанта (врача) кассы..."[9]

С целью разъяснения и пропаганды своих предложений по реформированию системы назначения и выплаты страховых пособий руководитель группы НК РКИ Н. Мальцев провел ряд встреч: 4 февраля 1928 года — с ответственными работниками Цустраха при НКТ CCCP, 15 февраля 1928 года — с представителями профсоюзов, 17 февраля — с Советом представителей государственной промышленности. Московская рабоче-крестьянская инспекция свои предложения по изменению порядка назначения и выплаты пособий путем внедрения зачетного механизма обсудила 2 марта 1928 года в Московском городском совете профсоюзов.

Доклад Н. Мальцева на совещании с ответственными работниками Цустраха вызвал со стороны последних единогласное возражение. По их мнению, передача выплаты пособий на предприятия не даст никаких упрощений и улучшений ни в обслуживании застрахованных, ни в сокращении отдельных процессов работы. На совещании говорилось, что "учет временно нетрудоспособных и расчет по больничным листкам переносится из кассы в предприятие. Это изменяет лишь место работы, а не упрощает саму работу, наоборот: предлагаемая докладчиком система усложнит работу, так как вводит новые процессы в работе кассы: тщательную проверку документов и перерасчет по больничным листкам"[10].

Не нашли поддержки предложения группы РКИ, возглавляемой Н. Мальцевым, и со стороны профсоюзов. Выступая 15 февраля на совещании в ВЦСПС с представителями ЦК союзов, представитель ВЦСПС Г. Гоникберг отмечал, что "предложения НК РКИ о передаче назначения и выдачи пособия предприятиям неприемлемы"[11]. По его мнению, это "несомненно привело бы к чрезвычайному увеличению задолженности по страховым взносам, расшатало бы уже установившуюся страховую дисциплину, усилило бы зависимость рабочего от предприятия"[12]. Приблизить страховое дело к застрахованным Г. Гоникберг предложил путем расширения прав и ответственности низовых страховых органов.

Представитель ЦК профсоюза железнодорожников Кондратенко высказал на этом совещании идею, что выплата пособий должна производиться на предприятиях силами самих страховых касс.

По мнению представителя ЦК профсоюза металлистов Ушакова, речь должна идти не о реорганизации работы страховых касс, а об ее упорядочении.

На этом совещании выступил также начальник Цустраха НКТ СССР Л. П. Немченко. Он отметил, что "Цустрах считает совершенной бессмыслицей передачу предприятиям права назначения пособия"[13].

По итогам обсуждения предложений представителей НК РКИ профсоюзное совещание приняло резолюцию, в которой отмечалось, что причины недостатков в деятельности страхкасс по обслуживанию застрахованных кроются в излишней централизации этого обслуживания. "Для устранения этого явления, — отмечалось в резолюции совещания, — необходимо перестроить систему обслуживания в сторону передвижки ответственности и прав в этой области от центральных страховых органов низовым (предоставление уездным кассам права назначения пенсии, предоставление страхпунктам и уполномоченным права назначения в бесспорных случаях пособия и др.), а также в сторону максимально возможного приближения к застрахованным выплаты пособий, создания на предприятиях выплатных пунктов, институтов страхуполномоченных, использования почты для выплаты пособий и пр. Передача администрации предприятий назначения пособий ни в коей степени не разрешает наблюдающихся недочетов, не улучшает техники, способной только расшатать финансовую базу соцстраха и создать благоприятную почву для конфликтов"[14].

После встречи с представителями профсоюзов Н. Мальцев 17 февраля 1928 года решил выступить с защитой своих предложений перед представителями государственной промышленности и торговли. Однако и здесь он не нашел поддержки. Заведующий отделом экономики труда ВСНХ СССР Я. Р. Эмдин указал, что "предложения группы тов. Мальцева не вносят ничего нового, неизвестного работникам промышленности... передача на предприятия назначения и выдачи пособий, в том числе и по дополнительным видам страхования, как то предлагается группой, совершенно неприемлема для промышленности. Это приведет к загрузке управления фабрикой абсолютно несвойственными ему функциями. Кроме того, отрыв от страхорганов операций по назначению пособий по болезни лишит промышленность крайне важных для нее сведений о движении заболеваемости среди рабочих"[15]. Аналогичные замечания по поводу предложений группы Н. Мальцева сделали представители трестов и предприятий — Владимирского хлопчатобумажного треста, фабрики им. тов. Свердлова и др.

Выступая на этом совещании хозяйственников, начальник Цустраха Л. П. Немченко, критикуя в очередной раз идеи Н. В. Мальцева, вскрыл причины, которые, по его мнению, обрекли группу Мальцева на неудачу. Эта группа была сформирована Институтом техники управления РКИ, чтобы заниматься техническими операциями страхкасс. Л. Немченко был убежден, что: "группа занялась обследованием политики социального страхования в СССР и здесь, как совершенно неподготовленная к подобной работе, оказалась беспомощной. Выводы и предложения группы пытаются разломать основы советского соцстраха. Игнорирование основ проявилось в том, что ...она нечетко представляет себе разницу между моментом назначения пособия и моментом выплаты его, предлагая передать все операции на предприятия и лишить страховые органы участия в этих операциях"[16].

Совещание хозяйственников приняло постановление, в котором отклонялся зачетный механизм страхового обеспечения и говорилось о необходимости сохранения выдачи и назначения пособий за страхкассами с полной их ответственностью за эти операции[17].

Через несколько дней Н. Мальцев снова предпринял попытку убедить хозяйственников в правоте своих предложений. На этот раз он выступил с докладом перед членами президиума Совета съездов торговли и промышленности. На собрании присутствовали также представители Наркомздрава СССР, Мосздрава, Цустраха и несколько рабочих.

Однако Н. В. Мальцеву и в этот раз не удалось убедить директоров предприятий и других участников этого совещания в целесообразности внедрения зачетного механизма по назначению и выплате пособий. Ему снова возражали хозяйственники — директора предприятий, а также участвующие и в этом совещании упомянутые выше начальник Цустраха Л. П. Немченко и представитель ВСНХ СССР Я. Р. Эдмин.

В своем выступлении Л. П. Немченко отметил, что в соответствии с реформой, предложенной Н. В. Мальцевым, "страхкассы должны будут платить совершенно бесконтрольно столько, сколько сочтет необходимым лечащий врач. Бесконтрольно расходовать миллионы рублей, и отвечать за это никто не согласится... По поводу выплаты пособий говорят, что ее надо перенести на предприятия. Но ведь выплатные пункты и коллективная выплата — это и есть приближение выплаты к застрахованным и к предприятию. Мы в этом отношении многое уже делаем. Например, в Ленинграде практикуется такой порядок: рабочий сдает на предприятие больничный листок, приезжает работник соцстраха, проверяет больничные листки и сдает их в кассу для назначения и расчета пособия. После этого рабочие получают пособие на пункте. Рабочий избавлен от всякого хождения и даже не знает про хождения листка. Возможны и другие пути упрощения дела, например, можно деньги по проверенным страхкассой листкам выдавать непосредственно на предприятии через кассира. Таким образом, момент волокиты отпадает"[18].

Возражая против назначения пособий на предприятии, Л. П. Немченко обратил внимание участников совещания на то, что "нельзя расходовать миллионы рублей без проверки. Инструктировать же работников предприятий о страховых законах — невозможно, тогда лучше все страхование передать предприятиям"[19].

Я. Р. Эдмин, так же как и на предыдущем совещании хозяйственников, снова высказался против передачи назначения и выдачи пособий предприятиям. По его мнению, "дело с выплатой пособий не так просто, как думает тов. Мальцев. Ведь надо больничный листок писать, расчет составить, проверить, ведомость составить, чек написать, потом отчитаться, выдавать справки, решать споры и т. д. Предложение передать назначение пособий предприятиям — это не упрощение"[20]. Его поддержало большинство хозяйственников, которые отмечали, что "на предприятие, как на бедного Макара, хотят все шишки валить <...> лучше приветствовать те мероприятия об упрощении работы, о которых говорил тов. Немченко«[21].

(Продолжение в следующем номере.)

Немченко Лев Павлович (Павлов) (1890–1937). Родился в г. Геническе Таврической губернии. С 1905 по 1919 год был членом РСДРП меньшевистского направления. С 1917 года работал секретарем Харьковского губернского профсоюза печатников, заместителем председателя Харьковского губисполкома. В разные периоды с 1918 по 1921 год находился в Крыму на советской и профсоюзной работе. Был секретарем, председателем Крымского совета профсоюзов, членом Крымского ревкома и правительства, заместителем Наркома труда. Являлся членом Харьковского губернского и Крымского областного меньшевистских комитетов РСДРП. В 1919 году порвал с меньшевиками и вступил в РКП(б). В 1920 году назначен заместителем начальника закордонотдела ЦК КП(б) Украины — секретного подразделения по организации работы на территориях, занятых белыми. После возвращения Красной Армии в Крым осенью 1920 года по решению ЦК РКП(б) был введен в состав Крымского обкома РКП(б). Выступал против красного террора, развязанного в те годы секретарем Крымского обкома партии Р. С. Самойловой (Землячкой, Заклинд), председателем Крымского ревкома Бела Куном, комендантом Крымской ЧК И. Д. Папаниным (будущим известным полярником) и другими большевиками. Л. П. Немченко в 1921 году назначили секретарем Южного бюро ВЦСПС. В 1922–1923 годах он являлся уполномоченным Наркомата труда при СНК УССР. 27 февраля 1923 года Немченко был назначен начальником Центрального управления социального страхования Наркомата труда, а 19 июня 1923 года — членом Коллегии НКТ СССР и возглавлял систему социального страхования СССР более 6 лет. По решению Политбюро ЦК ВКП(б) 25 июля 1929 года направлен торговым представителем СССР в Латвию. В конце 1930 года был отозван без права в дальнейшем работать за границей. С 1930 по 1931 год Немченко работал начальником Центрального управления труда Народного комиссариата путей сообщения, а с 1931 по 1932 год — заместителем начальника Главдортранса РСФСР. В ноябре 1932 года он был арестован за антипартийную деятельность и приговорен к трем годам заключения в исправительно-трудовом лагере. Срок заключения отбывал в Сиблаге ОГПУ-НКВД. После окончания срока по апрель 1936 года работал там же руководителем производственной части отдельного лагерного пункта Сиблага. Затем был переведен на должность начальника планово-контрольного отдела Калужского лагеря НКВД. В сентябре 1936 года отстранен от должности и снова арестован за участие в деятельноcти контрреволюционной организации («Москва-центр»), а в июле 1937 года — расстрелян[22].

[1] Ревизия страховой организации (К исследованию НК РКИ Одесской кассы). Вопросы страхования. 1928. № 8. С. 5.

[2] Файнгольд Б. Уточнение организационной работы страховых касс. Вопросы труда. 1928. № 11. С. 47.

[3] Вопросы рационализации страховой работы требуют всестороннего обсуждения. Страховики должны принять широкое участие в дискуссии. Проект МРКИ (Беседа с инструктором МРКИ тов. Стрекаловым). Вопросы страхования 1928. № 9. С. 8.

[4] Быховский Н. «Реформа» не значит улучшение. Предложения обследовательской группы РКИ — шаг назад. Вопросы страхования. 1928. № 11. С. 3.

[5] Там же. С. 3.

[6] Там же. С. 3.

[7] ГАРФ. Ф. 5515. Оп. 35. Ед. хр. 109.

[8] Быховский Н. «Реформа» не значит улучшение. Предложения обследовательской группы РКИ — шаг назад. Вопросы страхования. 1928. № 11. С. 3.

[9] Южанин. Ревизия страховой организации (к обследованию НК РКИ Одесской кассы). Вопросы страхования. 1928. № 8. С. 5.

[10] Реорганизация должна не усложнять, а упрощать обслуживание масс. Совещание ответработников Цустраха. Вопросы страхования. 1928. № 8. С. 8.

[11] Аппарат страхкасс ближе к застрахованным. Совещание ЦК союзов о предложениях тов. Мальцева. Вопросы страхования. 1928. № 9. С. 5.

[12] Там же. С. 5.

[13] Там же. С. 4.

[14] Аппарат страхкасс ближе к застрахованным. Совещание ЦК союзов о предложениях тов. Мальцева. Вопросы страхования. 1928. № 9. С. 5.

[15] Хозяйственники против предложений тов. Мальцева. Совет представителей госпромышленности об «упрощении работы страхкасс». Вопросы страхования. 1926. № 9. С. 7.

[16] Там же. С. 6.

[17] Там же. С. 7.

[18] Хозяйственники об упрощении страховой работы. (В президиуме Совета съездов торговли и промышленности). Вопросы страхования 1928. № 15. С. 11.

[19] Там же.

[20] Там же.

[21] Там же.

[22] ГАРФ. Ф. 1035. Оп. 1. Д. № П-25484. Л. 1, 8, 89–98, 101, 158, 159, а также ф. 5515, оп. 35, д. 1650, л. 1, 2.


Реклама