Природные катаклизмы: что делать бухгалтеру?
Погода вносит в нашу жизнь не только положительные эмоции, но и печальные события. На сводки погоды мы как обыватели реагируем лишь для того, чтобы одеться по погоде и взять с собой зонт на случай дождя. Недавний ураган в Москве и области был признан сильнейшим за всю историю метеонаблюдений. Самый большой ущерб, по оценкам специалистов, принес сильный ветер. Он стал самым разрушительным в Москве за последние 20 лет. Не обошлось без жертв, разрушений, ущерба. При этом стихия бушевала не только в столице, она коснулась и других городов нашей страны. У бухгалтеров тоже прибавилось работы.
Ю. Л. АНОХИНА, консультант
Бухгалтерский (бюджетный) учет
Финансовое обеспечение непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, а также на иные мероприятия, может быть предусмотрено за счет средств резервных фондов исполнительных органов государственной власти (местных администраций) (п. 4 ст. 81 БК РФ).
Минфином России в целях содействия реализации органами государственной власти субъектов РФ требований Закона от 21 декабря 1994 г. № 68‑ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» с учетом изменений, внесенных в него за последние годы, и сложившейся практики финансового обеспечения мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, в том числе на федеральном уровне, разработаны Методические рекомендации по совершенствованию управления финансовыми ресурсами, предусматриваемыми в бюджетах субъектов Российской Федерации на цели предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (далее — Методические рекомендации) (письмо Минфина России от 6 апреля 2017 г. № 06-07-17/20270).
Положения Методических рекомендаций носят рекомендательный характер и направлены на повышение эффективности управления финансовыми и материальными ресурсами органов государственной власти субъектов РФ, выделяемыми в целях ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе на основе совершенствования соответствующей нормативно-правовой базы субъектов Российской Федерации.
Критерии отнесения чрезвычайных ситуаций к чрезвычайным ситуациям межмуниципального и регионального характера установлены постановлением Правительства России от 21 мая 2007 г. № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Кроме основополагающих нормативных правовых актов, используемых в работе при возникновении вопроса нанесенного ущерба, бухгалтеру необходимо руководствоваться Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49 (далее — Методические указания № 49).
Согласно пункту 1.5 Методических указаний № 49 проведение инвентаризаций обязательно в том числе в случае стихийных бедствий, пожара, аварий или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями.
Результаты инвентаризации оформляются согласно Методическим указаниям по применению форм первичных учетных документов и формированию регистров бухгалтерского учета органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, утвержденным приказом Минфина России от 30 марта 2015 г. № 52н, с использованием следующих унифицированных форм класса «05» ОКУД:
Ведомость расхождений по результатам инвентаризации (ф. 0504092);
Акт о результатах инвентаризации (ф. 0504835);
Акт о списании объектов нефинансовых активов (кроме транспортных средств) (ф. 0504104);
Акт о списании транспортного средства (ф. 0504105);
Акт о списании материальных запасов (ф. 0504230);
Акт о списании мягкого и хозяйственного инвентаря (ф. 0504143) и т. д.
Согласно пункту 5.5. Методических указаний № 49 результаты инвентаризации должны быть отражены в учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация.
Порядок выбытия имущества бюджетных учреждений в случае стихийных и иных бедствий определен Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 16 декабря 2010 г. № 174н (далее — Инструкция № 174н).
Выбытие объектов непроизведенных активов, пришедших в негодность вследствие стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, на основании принятого решения об их списании отражается по дебету счета 0 401 20 273 «Чрезвычайные расходы по операциям с активами» и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 0 103 00 000 «Непроизведенные активы» (0 103 11 430, 0 103 12 430, 0 103 13 430) (п. 22 Инструкции № 174н).
Согласно пункту 47 Инструкции № 174н суммы торговой наценки по товарам, пришедшим в негодность вследствие стихийных бедствий, относятся на финансовый результат текущего финансового года с отражением способом «красное сторно» следующей бухгалтерской записью:
Дебет 0 401 20 273
«Чрезвычайные расходы по операциям с активами»
Кредит 0 105 39 340
«Изменение за счет наценки стоимости товаров — иного движимого имущества учреждения».
Согласно пункту 53 Инструкции № 174н списание произведенных вложений, в том числе в объекты, не завершенные строительством, уничтоженные в результате стихийных и иных бедствий, опасного природного явления, катастрофы, отражается по дебету счета 0 401 20 273 «Чрезвычайные расходы по операциям с активами» и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 0 106 00 000 «Вложения в нефинансовые активы» (0 106 11 310, 0 106 21 310, 0 106 31 310).
Отнесение на уменьшение финансового результата бюджетного учреждения балансовой стоимости непроизведенного актива, остаточной стоимости основного средства (нематериального актива), фактической стоимости материального запаса, по которому принято решение о списании в связи с его уничтожением, повреждением вследствие форс-мажорных обстоятельств (природных явлений, стихийных бедствий и т. д.), отражается на основании соответствующего объекту учета Акта о списании по дебету счета 0 401 20 273 «Чрезвычайные расходы по операциями с активами» и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 0 100 00 000 «Нефинансовые активы» (п. 153 Инструкции № 174н).
Порядок выбытия имущества казны в случае стихийных и иных бедствий определен Инструкцией по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Минфина России от 6 декабря 2010 г. № 162н (далее — Инструкция № 162н).
Согласно пункту 10 Инструкции № 162н выбытие объектов основных средств, пришедших в негодность вследствие стихийных и иных бедствий, опасного природного явления, катастрофы, отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 0 104 00 000 «Амортизация» (0 104 11 410 — 0 104 13 410, 0 104 15 410, 0 104 18 410, 0 104 31 410 — 0 104 38 410), счета 0 401 20 273 «Чрезвычайные расходы по операциям с активами» и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 0 101 00 000 «Основные средства» (0 101 11 410 — 0 101 13 410, 0 101 15 410, 0 101 18 410, 0 101 31 410 — 0 101 38 410).
Согласно пункту 38 Инструкции № 162н списание сумм начисленной амортизации объектов имущества казны при их выбытии оформляется по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 0 104 00 000 «Амортизация» (0 104 51 410, 0 104 58 410, 0 104 59 420) и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 0 108 00 000 «Нефинансовые активы имущества казны» (0 108 51 410, 0 108 52 410, 0 108 54 420).
Основные средства и нематериальные активы списываются по остаточной стоимости с одновременным списанием с учета сумм накопленных амортизационных отчислений по этим объектам (п. 51, 65 Инструкции № 157н).
Материальные запасы списываются в зависимости от принятого в учетной политике метода оценки материальных запасов — по фактической стоимости каждой единицы или по средней фактической стоимости.
Обратите внимание, что при отсутствии в инструкциях по бухгалтерскому (бюджетному) учету корреспонденций счетов бухгалтерского учета по хозяйственной операции, производимой учреждением в соответствии с законодательством, учреждения имеют право по согласованию с финансовым органом, на счете которого ему открыты лицевые счета (органом, осуществляющим в отношении учреждения функции и полномочия учредителя), определять необходимую для отражения в бухгалтерском (бюджетном) учете корреспонденцию счетов в части, не противоречащей этим инструкциям.
Пример 1
Имущество в составе основных средств (не относящееся к ОЦДИ) утратило свои функциональные характеристики в силу обстоятельств непреодолимой силы.
Балансовая стоимость имущества на дату инвентаризации — 57 000 рублей, остаточная стоимость — 24 000 рублей. Код вида финансового обеспечения «2».
Бюджетное учреждение на основании решения постоянно действующей комиссии по принятию и выбытию активов отразило указанную операцию следующими записями:
Дебет 2 401 20 273
«Чрезвычайные расходы по операциям с активами»
Кредит 2 101 ХХ 410
«Уменьшение стоимости основных средств»
— списание остаточной стоимости имущества, пришедшего в негодность вследствие стихийного бедствия (урагана) в сумме 24 000 рублей;
Дебет 2 104 ХХ 410
«Уменьшение за счет амортизации стоимости имущества»
Кредит 2 101 ХХ 410
«Уменьшение стоимости основных средств»
— списание амортизации по имуществу, пришедшему в негодность вследствие стихийного бедствия (урагана), в сумме 33 000 рублей (57 000 — 24 000).
Оформление договоров, контрактов
Заключая договора (государственные контракты), учреждения предусматривают раздел «Форс-мажорные обстоятельства». Форс-мажор при этом понимается как непреодолимая сила, однако в гражданском законодательстве это понятие отсутствует.
Ссылку на обстоятельства непреодолимой силы содержит подпункт 1 пункта 1 статьи 111 Налогового кодекса. Исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения признается деяние, содержащее признаки налогового правонарушения, вследствие стихийного бедствия или других чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств (указанные обстоятельства устанавливаются наличием общеизвестных фактов, публикаций в средствах массовой информации и иными способами, не нуждающимися в специальных средствах доказывания).
Таким образом, исходя из указанных признаков непреодолимой силы (форс-мажора) можно сгруппировать характерные свойства таких обстоятельств:
непреодолимость и чрезвычайность;
непредвиденность;
неподконтрольность сторонам обязательства;
масштаб воздействия.
Также следует учитывать форс-мажорные обстоятельства во время заключения договора (государственного контракта) (в случаях разрыва дат подписания обеими сторонами), после заключения договора (государственного контракта).
Поскольку законодательство не дает четкого перечня обстоятельств непреодолимой силы, целесообразно в договоре (государственном контракте) указать перечень или обстоятельства, в силу которых стороны признают форс-мажор.
Например, в соответствующем разделе договора (государственного контракта) отразить:
наводнение;
пожар, не вызванный действиями (бездействиями) людей;
ураганы, шквалистые ветры, приносящие урон имуществу;
землетрясение и иные явления природы;
военные действия;
эпидемии;
иные обстоятельства, не зависящие от воли сторон.
Кроме того, учреждение вправе указать следующее: «Стороны освобождаются от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение настоящего договора, если это неисполнение или ненадлежащее исполнение вызвано обстоятельствами непреодолимой силы (форс-мажор), возникшими помимо воли сторон во время и (или) после заключения настоящего договора (государственного контракта), которые стороны не могли предвидеть (предотвратить) при заключении договора (государственного контракта).
Также в договоре (государственном контракте) учреждение вправе предусмотреть способ уведомления о сложившихся обстоятельствах непреодолимой силы (помимо средств массовой информации, информации МЧС России) либо с использованием сети интернет, либо факсимильным сообщением (при наличии связи), либо иным другим.
Определение характерных признаков обстоятельств непреодолимой силы может быть основанием для подачи иска в суд и (или) непризнание указанных обстоятельств таковыми.
Что касается сроков исполнения договоров (государственных контрактов) при указанных обстоятельствах, то, как правило, учреждение включает в договор (государственный контракт) следующее положение: «Сторона, отвечающая за исполнение обязательств в срок, продлевает его на то время, в течение которого действуют эти обстоятельства и их последствия».
В случае исполнения международных договоров (государственных контрактов) по внешнеторговым сделкам свидетельствование обстоятельств форс-мажора производится Торгово-промышленной палатой Российской Федерации в соответствии с подпунктом «н» пункта 3 статьи 15 Закона от 7 июля 1993 г. №
Налоговый учет
Налог на прибыль
Убытки, полученные налогоплательщиком в отчетном (налоговом) периоде, в том числе потери от стихийных бедствий, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций, включая затраты, связанные с предотвращением или ликвидацией последствий стихийных бедствий или чрезвычайных ситуаций, относятся к внереализационным расходам (подп. 6 п. 2 ст. 265 НК РФ).
Предупредительные меры
Ежегодно в отдельных регионах нашей страны происходят стихийные бедствия, вызванные явлениями природы, — лесные пожары от самовозгорания торфяников, разливы рек, наводнения, ураганы со шквалистыми ветрами, сход снежных лавин и т. п.
Понимая всю тяжесть произошедшего и невозможность предотвращения стихийных бедствий разумными мерами, учреждению необходимо разработать ряд комплексных мер по возможному предупреждению последствий стихийный бедствий.
Ведь предупредительные меры целенаправленного действия людей в ряде случаев помогают избежать серьезных потерь.
К комплексным мерам по снижению риска возникновения стихийных бедствий можно отнести:
получение заблаговременной информации с целью мобилизации средств защиты населения;
проведение ежегодных осмотров и предупредительных ремонтов недвижимого имущества (крыш, оконных проемов, опорных конструкций зданий, помещений, мостов, дорог и т. д.);
строительство защитных сооружений, повышение физической стойкости недвижимого имущества и др.;
проведение лекций, семинаров тренингов по обучению работников оказанию первой медицинской помощи пострадавшим, поведению в экстремальных ситуациях.
Страхование имущества
По договору имущественного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить другой стороне (страхователю) или иному лицу, в пользу которого заключен договор (выгодоприобретателю), причиненные вследствие этого события убытки в застрахованном имуществе либо убытки в связи с иными имущественными интересами страхователя (выплатить страховое возмещение) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы).
Согласно пункту 1 статьи 2 Закона от 27 ноября 1992 г. №
Согласно статье 942 Гражданского кодекса при заключении договора имущественного страхования между страхователем и страховщиком должно быть достигнуто соглашение об определенном имуществе либо ином имущественном интересе, являющемся объектом страхования, характере события, на случай наступления которого осуществляется страхование (страхового случая), а также о размере страховой суммы и действии договора.
Страховая стоимость имущества, указанная в договоре страхования, не может быть впоследствии оспорена, за исключением случая, когда страховщик, не воспользовавшийся до заключения договора своим правом на оценку страхового риска (п. 1 ст. 945 ГК РФ), был умышленно введен в заблуждение относительно этой стоимости (ст. 948 ГК РФ).
Порой нанесенный ущерб настолько велик и масштабен (даже в рамках одного учреждения), что восстановить имущество по ущербу в короткие сроки не представляется возможным.
В подобных случаях бюджетное (казенное) учреждение вправе воспользоваться страхованием имущества, исключительно если указанные расходы предусмотрены в плане финансово-хозяйственной деятельности (смете доходов и расходов).
Финансовое обеспечение расходов на добровольное страхование имущества по КВФО «4» для бюджетного учреждения возможно в случае включения таких расходов в состав нормативных затрат на выполнение государственных (муниципальных) работ, услуг.
Согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации, утвержденным приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н, расходы на добровольное страхование объектов недвижимого имущества необходимо отражать по виду расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд», подстатье 226 «Прочие работы, услуги».
При этом согласно пункту 14 Положения о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утвержденного постановлением Правительства России от 26 июня 2015 г. № 640, значения нормативных затрат на оказание государственной услуги утверждаются путем проставления грифа утверждения, содержащего наименование должности, подпись (расшифровку подписи) уполномоченного лица и дату утверждения, в отношении:
федеральных казенных учреждений — главным распорядителем средств федерального бюджета, в ведении которого находятся федеральные казенные учреждения, в случае принятия им решения о применении нормативных затрат при расчете объема финансового обеспечения выполнения государственного задания;
федеральных бюджетных или автономных учреждений — органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя.
Что касается финансового обеспечения расходов на добровольное страхование имущества по КВФО «5» для бюджетного учреждения, оно возможно в случае заключения соответствующего соглашения между учреждением и учредителем о предоставлении субсидии на иную цель с ее определением.
Пример 2
Бюджетное учреждение заключило договор имущественного страхования со страховой компанией на сумму 300 000 рублей в год.
В договоре указаны периоды, за которые равномерно уплачиваются страховые взносы, — ежемесячно.
При возникновении страхового случая (стихийного бедствия — урагана) страховая компания выполнила условия заключенного договора.
Бухгалтер отразит указанную хозяйственную операцию следующими записями:
Дебет 2 401 50 226
«Расходы будущих периодов на прочие работы, услуги»
Кредит 2 302 26 730
«Увеличение кредиторской задолженности по прочим работам, услугам»
— отражены расходы будущих периодов по договору страхования в сумме 300 000 рублей;
Дебет 2 401 20 226
«Расходы на прочие работы, услуги»
Кредит 2 401 50 226
«Расходы будущих периодов на прочие работы, услуги»
— отнесены расходы по имущественному страхованию в сумме 25 000 рублей (300 000 : 12) ежемесячно;
Дебет 2 302 26 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по прочим работам, услугам»
Кредит 2 201 11 610
«Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства»
— перечислены денежные средства страховой компании в сумме 25 000 рублей ежемесячно с одновременным уменьшением забалансового счета 18 «Выбытия денежных средств»;
Дебет 2 209 40 560
«Увеличение дебиторской задолженности по суммам принудительного изъятия»
Кредит 2 401 10 140
«Доходы от сумм принудительного изъятия»
— начислено страховое возмещение по факту принятого решения страховой компанией в сумме 300 000 рублей;
Дебет 2 201 11 510
«Поступления денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства»
Кредит 2 209 40 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по суммам принудительного изъятия»
— поступление денежных средств по факту возникновения страхового случая в сумме 300 000 рублей с одновременным увеличением забалансового счета 17 «Поступления денежных средств».