Не женат? Докажи

Законодательство предусматривает обязанность граждан при трудоустройстве представлять работодателю необходимые документы, подтверждающие его личность, образование, специализацию, опыт. Но некоторые наниматели в своем усердии выходят за рамки закона.

Ю. М. ЛЕРМОНТОВ, государственный советник Российской Федерации 3 класса

Учредитель федерального бюджетного медицинского учреждения планирует заключить с гражданином трудовой договор на занятие им должности руководителя учреждения. Претендент на должность в соответствии с положениями статьи 65 Трудового кодекса представил работодателю документы.

В паспорте претендента отсутствовали отметки о заключении брака и наличии детей. Гражданин в устной форме подтвердил, что это соответствует действительности. Между тем учредитель потребовал от указанного лица представить нотариально удостоверенное заявление о том, что он в зарегистрированном браке не состоит и не имеет несовершеннолетних детей. Правомерна ли позиция учредителя?

В соответствии с пунктом 3 статьи 11 Трудового кодекса все работодатели (независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

Согласно пункту 3 статьи 275 Трудового кодекса трудовой договор с руководителем государственного (муниципального) учреждения заключается на основе типовой формы, утверждаемой Правительством России с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

При заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю ряд документов, перечень которых приведен в статье 65 Трудового кодекса. В их число входит паспорт или иной документ, удостоверяющий личность. Нотариально удостоверенное заявление о том, что гражданин в зарегистрированном браке не состоит и не имеет несовершеннолетних детей, в названном перечне не поименовано.

При этом, исходя из пункта 2 статьи 65 Трудового кодекса, в отдельных случаях с учетом специфики работы трудовым законодательством, иными федеральными законами, указами Президента России и постановлениями Правительства России может преду­сматриваться необходимость предъявления при заключении трудового договора дополнительных документов.

Так, в соответствии с пунктом 4 статьи 275 Трудового кодекса лицо, поступающее на должность руководителя государственного (муниципального) учреждения (при поступлении на работу), и руководитель государственного (муниципального) учреждения (ежегодно) обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей. Представление указанных сведений осуществляется, в частности, лицом, поступающим на должность руководителя федерального государственного учреждения, руководителем федерального государственного учреждения в порядке, утверждаемом Правительством России.

Аналогичная обязанность граждан, претендующих на замещение должностей руководителей государственных (муниципальных) учреждений, установлена подпунктом 3.1 пункта 1 статьи 8 Закона от 25 декабря 2008 г. № 273‑ФЗ «О противодействии коррупции».

Постановлением Правительства России от 13 марта 2013 г. № 208 утверждены Правила представления лицом, поступающим на работу на должность руководителя федерального государственного учреждения, а также руководителем федерального государственного учреждения сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей (далее — Правила). Правилами установлено, что лицо, поступающее на должность руководителя федерального государственного учреждения, при трудоустройстве представляет следующие сведения:

  • о своих доходах, полученных от всех источников (включая доходы по прежнему месту работы или месту замещения выборной должности, пенсии, пособия и иные выплаты) за календарный год, предшествующий году подачи документов;
  • об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, и о своих обязательствах имущественного характера по состоянию на первое число месяца, предшествующего месяцу подачи документов для поступления на работу на должность руководителя;
  • о доходах супруга (супруги) и несовершеннолетних детей, полученных от всех источников (включая заработную плату, пенсии, пособия и иные выплаты) за календарный год, предшествующий году подачи лицом документов для поступления на работу на должность руководителя;
  • об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и об их обязательствах имущественного характера по состоянию на первое число месяца, предшествующего месяцу подачи документов для поступления на работу на должность руководителя.

Указанные сведения представляются в уполномоченное структурное подразделение работодателя.

В то же время ни Трудовой кодекс, ни Правила не устанавливают обязанность поступающего на должность руководителя федерального государственного учреждения гражданина, не состоящего в зарегистрированном браке и не имеющего несовершеннолетних детей, представлять какие-либо дополнительные документы. Этот вопрос вообще не регулируется законодательством. В то же время пунктом 3 статьи 65 Трудового кодекса запрещается требовать от лица, поступающего на работу, какие-либо документы кроме предусмотренных Трудовым кодексом, иными федеральными законами, указами Президента России и постановлениями Правительства России.

Так как в рассматриваемой ситуации отсутствуют какие-либо нормы, обязывающие гражданина представлять документы, не включенные в установленный законодательством соответствующий перечень, то и правовых оснований требовать от лица, поступающего на работу на должность руководителя федерального бюджетного учреждения, представления нотариально удостоверенного заявления о том, что он в зарегистрированном браке не состоит и не имеет несовершеннолетних детей, нет.

Кроме того, исходя из положений Описания бланка паспорта гражданина Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства России от 8 июля 1997 г. № 828 «Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации», четырнадцатая и пятнадцатая страницы бланка паспорта предназначены для производства отметок о регистрации и расторжении брака. В верхней части четырнадцатой страницы с ориентацией по центру размещен реквизит «Семейное положение». Шестнадцатая и семнадцатая страницы бланка паспорта предназначены для внесения сведений о детях владельца паспорта, подписи должностного лица, выдавшего паспорт, и проставления печати территориального органа Федеральной миграционной службы. В верхней части семнадцатой страницы бланка паспорта (параллельно сгибу) с ориентацией по центру размещен реквизит «Дети». На семнадцатой странице с продолжением на шестнадцатую расположена таблица, состоящая из восемнадцати строк и четырех граф (слева направо): «Пол», «Фамилия, имя, отчество», «Дата рождения», «Личный код». Следовательно, паспорт гражданина России может являться документом, подтверждающим обстоятельства заключения брака и наличия детей.

Таким образом, учитывая рассмотренные нормы законодательства, позиция учредителя федерального бюджетного медицинского учреждения в части требования нотариально удостоверенного заявления о том, что претендент на должность руководителя учреждения в зарегистрированном браке не состоит и не имеет несовершеннолетних детей, неправомерна, поскольку она не основана на законе и нарушает пункт 3 статьи 65 Трудового кодекса.


Реклама