Профстандарты: нюансы применения

Каким критериям должен отвечать работник, принимаемый на работу? На этот вопрос ответит соответствующий профессиональный стандарт.

Ю. Л. АНОХИНА, консультант

Профессиональный стандарт — характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе для выполнения определенной трудовой функции.

Квалификация работника — уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника.

Применяя профессиональный стандарт, работодатель может сформулировать определенные требования к трудовым функциям и трудовой деятельности работника, качеству их выполнения. При этом исключается дублирование отдельных должностей.

Обратите внимание, что профессиональный стандарт не является и не заменяет должностную инструкцию по должности (квалификации) работника.

Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности), может быть взято при формировании должностной инструкции.

Работнику профессиональный стандарт предоставляет возможность определить свой профессиональный уровень, профессиональную подготовку, уровень знаний. Кроме того, позволит мотивировать на личный профессиональный рост.

Согласно статье 195.2 Трудового кодекса порядок разработки и утверждения профессиональных стандартов, а также установления тождественности наименований должностей, профессий и специальностей, содержащихся в едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих, едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, наименованиям должностей, профессий и специальностей, содержащимся в профессиональных стандартах, устанавливается Правительством России с учетом мнения трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Справочно.

План по внедрению профстандартов подлежит корректировке в случае принятия новых стандартов, а также внесения изменений в законодательство.

Внедрение

Постановлением Правительства России от 27 июня 2016 г. № 584 «Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности» (далее — Постановление № 584) установлено, что профессиональные стандарты в части требований к квалификации применяются государственными или муниципальными учреждениями поэтапно на основе планов по организации применения профессиональных стандартов.

Согласно пункту 2 Постановления № 584 реализация мероприятий планов по организации применения профессиональных стандартов должна быть завершена не позднее 1 января 2020 года. В связи с чем учреждению необходимо утвердить внутренним локальным актом:

  • план по внедрению профстандартов с указанием необходимых мероприятий и сроков проведения (включая аттестацию работников);
  • рабочую группу с указанием ответственных работников по каждому мероприятию.

План по внедрению профстандартов может включать следующие мероприятия:

  • определение наличия в штатном расписании должностей, подпадающих под профстандарты;
  • план подготовки (повышения квалификации) работников учреждения;
  • план проведения аттестации;
  • внесение изменений в должностные инструкции (трудовые договора);
  • план проведения независимой оценки квалификаций с учетом перечня необходимых профессий и специальностей.

Основными задачами и принципами аттестации являются стимулирование целенаправленного (непрерывного) повышения уровня квалификации работников, их профессионального и личностного роста, внедрения и использования современных технологий в профессиональной деятельности, открытость, обеспечивающие объективное отношение к специалистам.

Основной формой деятельности аттестационной комиссии являются заседания, которые проводятся в соответствии с положением об аттестационной комиссии.

Порядок проведения аттестации устанавливается:

  • трудовым законодательством;
  • иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;
  • локальными нормативными актами (ст. 81 ТК РФ).

Обратите внимание, что при направлении работником в аттестационную комиссию сведений о себе необходимо приложить согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) (п. 1 ст. 6, ст. 9 Закона от 27 июля 2006 г. № 152‑ФЗ «О персональных данных» (далее — Закон № 152‑ФЗ)).

Вместе с тем вопросы обработки персональных данных работника, не требующие получения соответствующего согласия, даны в Разъяснениях Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования, а также направления работников на прохождение независимой оценки квалификации для собственных нужд определяет работодатель на условиях и в порядке, которые закреплены коллективным договором, соглашениями, трудовым договором (п. 1 ст. 196, п. 1 ст. 197 ТК РФ, п. 7 ст. 2, п. 5 ст. 3, п. 1 ст. 4 Закона от 3 июля 2016 г. № 238‑ФЗ «О независимой оценке квалификации»).

Условие о том, что работник обязан проходить повышение квалификации, работодатель вправе отразить в трудовом договоре с работником.

Справочно.

Данные, которые необходимо включать в Согласие, поименованы в пункте 4 статьи 9 Закона № 152‑ФЗ.

Уволить нельзя оставить

Работодатель применяет профессиональные стандарты для установления потребности в работниках с определенным уровнем квалификации, правильного подбора и расстановки кадров, рационального разделения и организации труда, разграничения функций, полномочий и ответственности между категориями работников (исключения дублирования функций работников), определения трудовых обязанностей работников с учетом особенностей применяемых технологий, организации подготовки (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования работников, установления систем оплаты труда.

Возникает вопрос: «Может ли быть расторгнут трудовой договор с работником, если его уровень образования или стаж работы не соответствуют профессиональному стандарту?»

В Трудовом кодексе таких оснований для принятия решения руководителем об увольнении нет.

Основанием для изменения обязанностей, связанных с выполнением какой-либо работы (услуги), является изменение организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины) (ст. 74 ТК РФ). При этом изменение определенных сторонами условий трудового договора, в том числе перевод на другую работу, допускается только по соглашению сторон трудового договора, заключенного в письменной форме.

По вопросам соответствия работников требованиям к образованию и стажу, содержащимся в профессиональных стандартах, необходимо обратить внимание, что данные требования являются обязательными в случаях, когда с выполнением соответствующей работы связано наличие льгот, гарантий и ограничений, либо если соответствующие требования уже установлены Трудовым кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Вступление в силу профессиональных стандартов не является основанием для увольнения работников. Допуск работника к выполнению трудовой функции является полномочием работодателя.

Вместе с тем согласно статье 195.3 Трудового кодекса, если Трудовым кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями. Например, критерии необходимых умений и знаний при осуществлении закупочных процедур содержит Профессиональный стандарт эксперта в сфере закупок, утвержденный приказом Минтруда России от 10 сентября 2015 г. № 626н.

Характеристики квалификации, которые содержатся в профессиональных стандартах и обязательность применения которых не установлена в соответствии с указанными статьями, применяются работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых работниками трудовых функций, обу­словленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда.

Работодатель также вправе проводить аттестацию работников. Так, при применении квалификационных справочников и профессиональных стандартов лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии назначаются на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы (письмо Минтруда России от 4 апреля 2016 г. № 14-0/10/В-2253).

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя возможно в случае несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации (п. 3 ст. 81 ТК РФ).

Увольнение по указанному основанию допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Нельзя по результатам аттестации уволить:

  • беременную женщину;
  • одинокую мать, воспитывающую ребенка в возрасте до 14 лет (ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет);
  • женщину, имеющую ребенка в возрасте до трех лет;
  • отца, воспитывающего без матери ребенка в возрасте до 14 лет (ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет), опекуна, попечителя детей указанного возраста;
  • родителя (опекуна, попечителя), который является единственным кормильцем ребенка в возрасте до трех лет в семье с тремя и более детьми в возрасте до 14 лет или ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, если другой родитель (опекун, попечитель) не работает.

Повышение квалификации

Насколько мобильна жизнь, финансово-хозяйственная деятельность любого учреждения, организации, настолько происходят изменения в нормативных правовых актах.

Конечно, время от времени специалисты финансовых ведомств (структурных подразделений) и не только проходят повышение квалификации, идя в ногу со временем.

Таким образом, необходимые затраты на повышение квалификации соответствующих работников учреждения следует учитывать при организации необходимой работы планирования финансово-хозяйственной деятельности учреждения (формирования плана работ, плана финансово-хозяйственной деятельности, смет доходов и расходов).

Для включения в раздел «Повышение квалификации» плана работ структурному подразделению «Кадры / управление персоналом» необходимо провести анализ квалификационных требований, содержащихся в профессиональных стандартах, на соответствие квалификации работников учреждения.

В выборе нужного стандарта следует руководствоваться не наименованием самого стандарта и наименованием должности работника, а трудовыми функциями, поименованными в профстандартах. Проведя такую работу, учреждение вправе привести в соответствие наименования должностей.

Как говорилось выше, особая ответственность необходима при определении (переименовании) наименования тех должностей, профессий, специальностей, с которыми связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений.

В таких случаях наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством России, или соответствующим положениям профессиональных стандартов (ст. 57 ТК РФ).

При изменении наименования должности работника из штатного расписания исключается прежняя должность и вводится новая. При этом с работником подписывается дополнительное соглашение к трудовому договору об изменении наименования должности, а в трудовую книжку вносится соответствующая запись.

Финансовое обеспечение

Финансовым обеспечением расходов по повышению квалификации могут быть средства бюджетов бюджетной системы и иные:

  • утвержденные бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств;
  • субсидии на выполнение государственного задания;
  • субсидии на иные цели;
  • приносящая доход деятельность, включая безвозмездно полученные средства от иных организаций.
  • В зависимости от источника финансового обеспечения мероприятий по внедрению профстандартов учреждение осуществляет закупки в следующем порядке:
  • мероприятия, связанные с приобретением тех или иных товаров, работ, услуг, источником финансового обеспечения которых являются средства бюджета (выполнение государственного задания), должны проводиться в соответствии с положениями Закона от 5 апреля 2013 г. № 44‑ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 44‑ФЗ), который регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд;
  • мероприятия, связанные с приобретением тех или иных товаров, работ, услуг, источником финансового обеспечения которых являются средства от приносящей доход деятельности, — в соответствии с положениями Закона от 18 июля 2011 г. № 223‑ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Если мероприятия по повышению квалификации в силу специфики деятельности государственного (муниципального) бюджетного учреждения осуществляются постоянно и в целях выполнения государственного (муниципального) задания, соответствующие расходы могут быть отнесены к одной из групп нормативных затрат на оказание государственной (муниципальной) услуги (работы) и включены в расчет субсидии на государственное (муниципальное) задание (письмо Минфина России от 18 сентября 2012 г. № 02-03-11/3784).

При заключении договоров (государственных контрактов) казенными учреждениями и органами власти (государственными органами) в части оплаты работ (услуг) следует руководствоваться нормами пункта 18 Положения о мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета, утвержденного постановлением Правительства России от 9 декабря 2017 г. № 1496, — до 100 процентов суммы договора (государственного контракта) об обучении на курсах повышения квалификации.

Принятие к бухгалтерскому (бюджетному) учету расходов, направленных на повышение квалификации работников, отражается на счете 109 00 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг» или 401 20 «Расходы текущего финансового года» с учетом сформированной учетной политики учреждения.

Отнесение указанных расходов в соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н, необходимо отражать с использованием КВР 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг», подстатьи 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ.

Операции по необходимым затратам согласно плану внедрения профстандартов отражаются в бухгалтерском (бюджетном) учете в пределах средств, предусмотренных планом финансово-хозяйственной деятельности (для бюджетных (автономных) учреждений), сметой доходов и расходов (для казенных учреждений, органов власти (государственных органов)). При этом указанное требование для федеральных государственных учреждений закреплено пунктом 6 Постановления № 584.

Ответственность

Когда требования о применении профстандартов учреждениями, поименованными в пункте 1 Постановления № 584, обязательны, за их невыполнение налагается административный штраф.

Согласно статье 5.27 КоАП РФ нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, влечет преду­преждение или наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц — в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей;
  • на юридических лиц — в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Совершение административного правонарушения лицом, ранее подвергавшимся административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц — в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет;
  • на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей.

Профстандарт бухгалтера

Согласно нормам пункта 3 статьи 7 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402‑ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон № 402‑ФЗ) руководитель экономического субъекта обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо этого субъекта либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета. При этом главный бухгалтер или иное должностное лицо, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета, должны отвечать следующим требованиям:

  • иметь высшее образование;
  • иметь стаж работы, связанной с ведением бухгалтерского учета, составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности либо с аудиторской деятельностью, не менее трех лет из последних пяти календарных лет, а при отсутствии высшего образования в области бухгалтерского учета и аудита — не менее пяти лет из последних семи календарных лет;
  • не иметь неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики.

Дополнительные требования к главному бухгалтеру или иному должностному лицу, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета, могут устанавливаться другими федеральными законами.

Профессиональным стандартом «Бухгалтер», утвержденным приказом Минтруда России от 22 декабря 2014 г. № 1061н (далее — Профстандарт «Бухгалтер»), установлены следующие уровни квалификации:

  • 5-й уровень для бухгалтера;
  • 6-й уровень для главного бухгалтера.

Вместе с тем указанным профессиональным стандартом установлены минимальные требования к бухгалтеру, в том числе к начинающему: среднее специальное образование по направлению подготовки «Экономика и управление». В случае отсутствия профильного образования — наличие дополнительного профессионального образования по специальным программам и опыт работы не менее трех лет в области учета и контроля, например помощником бухгалтера (письмо Минтруда России от 12 января 2016 г. № 14-3/В-3).

Уровни квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов утверждены приказом Минтруда России от 12 апреля 2013 г. № 148н.

Вместе с тем Закон № 402‑ФЗ не предусматривает специальных квалификационных требований к главному бухгалтеру и иному должностному лицу, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета, являющимся работниками учреждений государственного сектора.

Однако если штатным расписанием учреждения не предусмотрена должность главного бухгалтера (бухгалтера) и возложить обязанности на иное должностное лицо не представляется возможным — ведение бухгалтерского учета можно передать иной организации с заключением соответствующего договора об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета.

В этом случае квалификационные требования, предъявляемые к физическому или юридическому лицу (работникам, осуществляющим ведение бюджетного (бухгалтерского) учета и составление отчетности по переданным полномочиям), с которым экономический субъект заключает договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, устанавливаются в соответствии с пунктом 4 статьи 7 Закона № 402‑ФЗ и Профстандартом «Бухгалтер» (письма Минфина России от 18 января 2017 г. № 02-08-05/1949, от 18 декабря 2013 г. № 02-06-010/54151).


Реклама