Ночь в музее

Проект «Ночь в музее» набирает свои обороты не только в крупных городах нашей страны. Ставшие уже традиционными, такие акции могут быть приурочены к Международному дню музеев. Проект помогает открыть музейные места, заслуживающие зрительского внимания, организовать образовательные фестивали для горожан и гостей (туристов), специальные экскурсии с участием реставраторов и хранителей фондов. Однако за этой работой просматривается и труд специалистов финансовых структурных подразделений учреждений культуры и образования.

Л. А. ЕМЕЛЬЯНОВА, консультант

Развитие культуры и массовых коммуникаций предполагает развитие музейной деятельности, предусматривающей в том числе работу музеев в вечернее и ночное время.

Один раз в году музеи открывают свои двери для посещения в необычное время.

В рамках акции горожане и гости могут бесплатно посетить многие музеи, выдающиеся архитектурные сооружения, уникальные объекты природы, принять участие в экскурсиях, творческих мастер-классах, перформансах и других мероприятиях.

Перспективы развития сферы культуры до 2030 года отражены в Прогнозе долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года, разработанном Минэкономразвития России.

Организация работы

Музейные предметы и музейные коллекции, в том числе включенные в состав Музейного фонда России, являются неотъемлемой частью культурного наследия народов Российской Федерации.

Особенности правового положения Музейного фонда России, а также особенности создания и правовое положение музеев регулируются Законом от 26 мая 1996 г. № 54‑ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» (далее — Закон № 54‑ФЗ).

Согласно статье 35 Закона № 54‑ФЗ музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав Музейного фонда России и находящиеся в музеях, открыты для доступа граждан.

Страхование как охрана

Основным документом, регулирующим взаимоотношения между музеем и страховой компанией, является страховой полис, который должен содержать все необходимые сведения о предмете, объеме и условиях страхования и на основании которого в ситуации наступления страхового случая будут определены размер и форма дальнейшего возмещения убытков.

Страхованию подлежат любые музейные предметы основного фонда музея, относящиеся к Музейному фонду России, в случае их выдачи во временное пользование как на территории России, так и за ее пределами.

Вопросы страхования музейных предметов раскрыты в Методических рекомендациях по вопросам страхования музейных предметов, направленных письмом Минкультуры России от 14 мая 2016 г. № 165-01-39-ВА.

Страховая премия зависит от ряда условий:

  • стоимости, значимости предметов, подлежащих страхованию;
  • применения страховых рисков (на случай пожара, противоправных действий, стихийных бедствий);
  • периода страхования;
  • применения страховых коэффициентов и др.

Договор страхования заключается на основании заявленных страховых оценок музейных предметов, которые устанавливаются решением Экспертной фондово-закупочной комиссии музея (протокол ЭФЗК), в оперативном управлении которой находятся заявленные к выдаче во временное пользование музейные предметы (выгодоприобретатель).

В случае наступления страхового случая размер страхового возмещения определяется согласно возникшим повреждениям и может компенсироваться в размере сумм, позволяющих восстановить (реставрировать) такой предмет культурной ценности, либо в размере суммы, на которую определилось понижение стоимости музейного предмета.

Страховые выплаты, поступающие от страховых компаний в качестве возмещения ущерба в результате наступления страхового случая, подлежат учету учреждением как средства, полученные от приносящей доход деятельности, по коду вида финансового обеспечения «2».

42_1.png

Учреждения, финансируемые за счет средств бюджетов бюджетной системы, страховые выплаты должны перечислять в доход соответствующих бюджетов.

Расходы на оплату услуг страхования (выплаты страховой премии) согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации, утвержденным приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н (далее — Указания № 65н), отражаются по виду расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг».

При организации страхования музейных предметов следует руководствоваться Законом от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации».

Справочно.

Страхование музейных предметов, относящихся к Музейному фонду России, всегда производится на условиях «От всех рисков» (All risks) (физической гибели и/или повреждения застрахованных музейных предметов по любой причине).

ПРИМЕР 1

Бюджетное учреждение «Музей» заключило договор страхования экспоната сроком на 1 год в сумме 960 000 рублей.

Источник финансового обеспечения — приносящая доход деятельность.

Бухгалтер сделает следующие записи:

Дебет 2 401 50 226
«Расходы будущих периодов на прочие работы, услуги»
Кредит 2 302 26 730
«Увеличение кредиторской задолженности по прочим работам, услугам»
— начисление расходов будущих периодов в размере 960 000 руб.;

Дебет 2 302 26 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по прочим работам, услугам»
Кредит 2 201 11 610
«Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства»
— перечисление ежемесячной суммы контрагенту в размере 80 000 руб. с одновременным отражением на забалансовом счете 18 «Выбытия денежных средств»;

Дебет 2 401 20 226
«Расходы на прочие работы, услуги»
Кредит 2 401 50 226
«Расходы будущих периодов на прочие работы, услуги»
— отражение текущих расходов на страхование в размере 80 000 руб.

При наступлении страхового случая (повреждение посетителем музея экспоната) музей должен незамедлительно уведомить о случившемся страховую компанию, а также Минкультуры России или органы управления культурой субъектов России.

Обратите внимание, что вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред (ст. 1064 ГК РФ).

Операции по возмещению страховой компанией ущерба, компенсации, позволяющей восстановить (реставрировать) предмет, экспонат, бухгалтер отразит следующими записями:

Дебет 2 209 43 560
«Увеличение дебиторской задолженности по доходам от страховых возмещений»
Кредит 2 401 10 143
«Доходы от возмещения ущерба при возникновении страховых случаев»
— начислен доход от страхового возмещения;

Дебет 2 201 11 510
«Поступления денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства»
Кредит 2 209 43 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от страховых возмещений»
— отражено поступление денежных средств на возмещение потерь с одновременным отражением на забалансовом счете 17 «Поступления денежных средств».

Планирование

Регламент проведения мероприятия (культурно-образовательной программы) «Ночь в музее» может быть установлен внутренним локальным актом учреждения (положением), в котором возможно указать:

  • план проведения мероприятия;
  • цели и задачи;
  • сроки проведения (этапы, подэтапы проводимой акции);
  • перечень ответственных должностных лиц за организацию мероприятия, включая безопасность его проведения и пожарную безопасность;
  • способы доведения информации до заинтересованной аудитории (с помощью официального сайта сети интернет, информационного оповещения путем распространения листовок и др.).

В программу проведения мероприятия «Ночь в музее» могут входить следующие подготовительные работы:

  • проведение мероприятия на главной площади (улице) города (поселка);
  • выпуск рекламных буклетов с информацией о предстоящем мероприятии;
  • анонсирующие теле- и аудиоролики;
  • экскурсионное обслуживание посетителей с привлечением организаций (консультантов (хранителей)) по договорам гражданско-правового характера;
  • приобретение памятной сувенирной продукции (например, приуроченной к определенной дате проводимого мероприятия).

В зависимости от статуса учреждения, источника финансового обеспечения, утвержденного планом финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения, сметой доходов и расходов казенного учреждения, осуществление закупок товаров, работ, услуг в части проведения указанного мероприятия возможно согласно нормам:

Закона от 5 апреля 2013 г. № 44‑ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 44‑ФЗ), который регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд, источником финансового обеспечения которых являются средства бюджета.

Планирование закупок осуществляется исходя из определенных с учетом положений статьи 13 Закона № 44‑ФЗ целей осуществления закупок посредством формирования, утверждения и ведения:

  • планов закупок;
  • планов-графиков.

Для заключения контрактов на оказание услуг по страхованию, охране музейных предметов и музейных коллекций, редких и ценных изданий, рукописей, архивных документов (включая их копии), имеющих историческое, художественное или иное культурное значение и передаваемых заказчиками физическим лицам или юридическим лицам либо принимаемых заказчиками от физических лиц или юридических лиц во временное владение и пользование либо во временное пользование, в том числе в связи с проведением выставок на территории России, применяется закрытый способ определения поставщиков (закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс, закрытый аукцион) (ст. 84 Закона № 44‑ФЗ).

При заключении договоров (контрактов) необходимо учитывать обязательное требование для страховых компаний при страховании музейных предметов, которое определяет наличие Правил страхования культурных ценностей. В случае отсутствия таких правил страховая компания не может быть допущена к страхованию музейных предметов, относящихся к Музейному фонду России;

  • Закона от 18 июля 2011 г. № 223‑ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», источником финансового обеспечения которых являются средства от приносящей доход деятельности.
42_2.png

При этом закупочная деятельность учреждения регулируется положением о закупке, которое содержит требования к закупке, включая порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Обратите внимание, что в случае необходимости внесения изменения в план финансово-хозяйственной деятельности бюджетного (автономного) учреждения показатели по выплатам указанного плана не должны входить в противоречие с кассовыми расходами, произведенными учреждением на дату внесения таких изменений.

Бухгалтерский (бюджетный) учет

Бухгалтерский (бюджетный) учет музейных предметов и музейных коллекций осуществляется с применением норм Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н (далее — Инструкция № 157н), с определенными ограничениями:

  • материальные ценности, включенные в Музейный фонд России, — на счете 01 «Имущество, полученное в пользование»;
  • музейные предметы и коллекции, не включенные в состав Музейного фонда России, — на счете 101 00 «Основные средства».

Ценности, находящиеся у учреждения, но не закрепленные за ним на праве оперативного управления, музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав государственной части (негосударственной части — по объектам муниципальной собственности) Музейного фонда России, учитываются на забалансовых счетах (п. 332 Инструкции № 157н).

При этом имущество, отчуждение которого осуществляется в специальном порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами, в том числе музейные коллекции и предметы, находящиеся в федеральной собственности и включенные в состав государственной части Музейного фонда России, подлежит включению в перечни особо ценного движимого имущества автономных или бюджетных учреждений (п. 4 постановления Правительства России от 26 июля 2010 г. № 538 «О порядке отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества»).

Выбытие объекта из состава основных средств музея осуществляется в случае включения объекта имущества в состав государственной части (негосударственной части — по объектам муниципальной собственности) Музейного фонда России, Архивного фонда России или национального библиотечного фонда (п. 51 Инструкции № 157н).

Бухгалтерский (бюджетный) учет выплат за работу в ночное время бюджетные (автономные), казенные учреждения отражают на счете 0 302 11 000 «Расчеты по заработной плате» на основании трудовых договоров (контрактов) в соответствии с трудовым законодательством работникам, состоящим в списочном составе штатного расписания.

Оплата труда

Согласно статье 97 Трудового кодекса работодатель имеет право в порядке, установленном указанным Трудовым кодексом, привлекать сотрудника к работе за пределами продолжительности рабочего времени, установленной для данного работника, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором:

  • для сверхурочной работы (ст. 99 ТК РФ);
  • если работник работает на условиях ненормированного рабочего дня (ст. 101 ТК РФ).

При этом согласно статье 100 Трудового кодекса режим рабочего времени должен предусматривать продолжительность рабочей недели (пятидневная с двумя выходными днями, шестидневная с одним выходным днем, рабочая неделя с предоставлением выходных дней по скользящему графику, неполная рабочая неделя), работу с ненормированным рабочим днем для отдельных категорий работников, продолжительность ежедневной работы (смены), в том числе неполного рабочего дня (смены), время начала и окончания работы, время перерывов в работе, число смен в сутки, чередование рабочих и нерабочих дней, которые устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а для работников, режим рабочего времени которых отличается от общих правил, установленных у данного работодателя, — трудовым договором.

Период ночного рабочего времени ограничивается временем с 22.00 до 06.00 (ст. 96 ТК РФ).

Привлекая к работе в ночное время, необходимо учитывать, что в трудовом договоре, заключенном с работником, может быть установлено:

  • привлечение к работе в ночное время при условии проведения соответствующей акции;
  • специальное привлечение исключительно в ночное время (ночные смотрители музеев, выставок).

Минимальный размер повышения оплаты труда за работу в ночное время (с 22.00 до 06.00) составляет 20 процентов от часовой тарифной ставки (оклада (должностного оклада), рассчитанного за час работы) за каждый час работы в ночное время (постановление Правительства России от 22 июля 2008 г. № 554 «О минимальном размере повышения оплаты труда за работу в ночное время»).

Справочно.

Категории работников, к которым применяется ограничение по их привлечению в ночное время, установлены статьей 96 Трудового кодекса.

Обратите внимание, что конкретные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором (абз. 3 ст. 154 ТК РФ).

Перечень видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 29 декабря 2007 г. № 822.

Документальное оформление работы в ночное время включает:

  • положение об оплате труда;
  • коллективный договор (с учетом мнения выборной профсоюзной организации);
  • трудовой договор с работником;
  • приказ (распоряжение) о привлечении работника к работе в ночное время (в случае привлечения работников, трудящихся в обычных условиях).

Расходы на выплату заработной платы, осуществляемые на основе договоров (контрактов), в соответствии с законодательством о государственной (муниципальной) службе, трудовым законодательством, включая выплаты по должностным окладам, по ставкам заработной платы, по почасовой оплате, по воинским и специальным званиям за работу в ночное время, относятся на код вида расходов 111 «Фонд оплаты труда учреждений» в увязке с подстатьей 211 «Заработная плата» (Указания № 65н).

Справочно.

Каждый час работы в ночное время оплачивается в повышенном размере по сравнению с работой в нормальных условиях (ст. 154 ТК РФ).

ПРИМЕР 2

Экскурсовод музея «Краевед» приказом по учреждению и на основании письменного согласия привлечен к работе в ночное время при проведении акции «Ночь в музее» с 22.00 до 03.00.

Оклад работника составляет 33 600 рублей.

Часовая тарифная ставка (оклада) составляет 200 рублей.

Доплата за работу в ночное время коллективным договором предусмотрена в размере 30 процентов от часовой тарифной ставки работника.

Бухгалтер сделает следующий расчет:

200 × 5 ч × 30 % = 300 руб.

За работу в указанное ночное время экскурсоводу причитается доплата в размере 300 рублей.

Общая сумма заработной платы экскурсовода в месяц составит 33 900 рублей (33 600 + 300).

Для учета времени, фактически отработанного и (или) не отработанного каждым работником организации, для контроля за соблюдением работниками установленного режима рабочего времени, для получения данных об отработанном времени, расчета оплаты труда, а также для составления статистической отчетности по труду применяется Табель учета использования рабочего времени (ф. 0504421), утвержденный Методическими указаниями по применению форм первичных учетных документов и формированию регистров бухгалтерского учета органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, утвержденными приказом Минфина России от 30 марта 2015 г. № 52н.

В Табеле (ф. 0504421) регистрируются случаи отклонений от нормального использования рабочего времени, установленного правилами внутреннего трудового распорядка, или фактические затраты рабочего времени. В верхней половине строки по каждому работнику, у которого имелись отклонения от нормального использования рабочего времени, записываются часы отклонений, а в нижней — условные обозначения отклонений. В нижней части строки записываются также часы работы в ночное время.

Бескрайний Крайний Север

Оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением к заработной плате районных коэффициентов и процентных надбавок за стаж работы в таких районах или местностях.

Размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством России согласно нормам статей 315, 316 Трудового кодекса.

Надбавки к заработной плате и исчисление непрерывного стажа работы, дающего право на получение льгот и компенсаций, предоставляются работникам учреждений, расположенных в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях.

Порядок предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержден приказом Минтруда РСФСР от 22 ноября 1990 г. № 2.

Районные коэффициенты к заработной плате и процентные надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях начисляются на фактический заработок работника (без учета районного коэффициента и вознаграждения за выслугу лет). В фактический заработок включаются компенсационные выплаты, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (ночное время).

Таким образом, районный коэффициент и процентную надбавку следует начислять на размер заработной платы, включая доплату за работу в ночное время, установленную в локальном нормативном акте учреждения.

Как доехать до дома

В случае привлечения работников к работе в ночное время возникает вопрос, обязан ли работодатель обеспечить (возместить) работнику проезд до дома в ночное время.

Нормы статьи 154 Трудового кодекса, регулирующие работу в ночное время, не предусматривают гарантии по обеспечению транспортом работника, привлеченного к работе в ночное время.

Вместе с тем нормами внутреннего локального акта (коллективного договора, соглашения) такой трансфер может быть предусмотрен.

Согласно статье 8 Трудового кодекса работодатели, за исключением работодателей — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Таким образом, работодатель вправе предусмотреть обеспечение транспортом работников, привлеченных к работе в ночное время, согласно принятым внутренним локальным актам учреждения.

Ответственность

Согласно статье 5.27 КоАП России нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, влечет предупреждение или наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц — в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей;
  • на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Совершение административного правонарушения лицом, ранее подвергавшимся административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц — в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет;
  • на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей.

Реклама