Восточные монеты в денежном обращении Древней Руси
Восточные куфические монеты получили свое название благодаря надписям, сделанным на арабском языке стилем, появившимся в ближневосточном городе ЭльКуфа (шрифт куфи сегодня практически не используется). Куфические монеты
А. В. ПАЧКАЛОВ, директор Музея финансов, кандидат исторических наук, доцент Департамента социологии, истории и философии Финансового университета при Правительстве России
Гости с Востока
Куфические монеты Арабского халифата являются древнейшими. После его распада в Восточную Европу стали поступать деньги с таким шрифтом из новых государственных образований (с конца IX века основным поставщиком монет в Древнюю Русь стало среднеазиатское государство Саманидов, расцвет которого пришелся на X век). Дирхемы, пришедшие с купцами в Восточную Европу, чеканились на огромной территории в десятках городов многих регионов халифата: Средней Азии, Иране, Закавказье, Месопотамии, Малой Азии, на африканских берегах Средиземного моря, в арабской части Испании.
Первоначально в Арабском халифате денежное обращение обеспечивалось золотыми солидами Византии и серебряными драхмами Ирана. Чекан собственных монет на мусульманском Востоке начался при халифе Абд-ал-Малике
В
Удивительным сегодня представляется тот факт, что основная масса куфических монет была найдена не на территории Ближнего или Среднего Востока, а на землях Древней Руси, а также в Скандинавии. Археологические исследования на Ближнем и Среднем Востоке показывают, что находки с куфическими дирхемами встречаются там достаточно редко. То есть основная часть отчеканенных на Востоке монет поступала на Север, покидая территорию государств, их выпускавших.
Появление куфических монет на Руси объясняется необходимостью в разменной монете и в торговых операциях, важную роль в которых играли арабские куфические монеты. В землях славян своих источников серебра не было. Этим и объясняется перемещение большого количества серебряных монет на Север, из Арабского халифата в славянские земли.
Предполагается, что проникновение восточных монет в земли Древней Руси заметно повлияло на формирование у восточных славян своей денежно-весовой системы. Денежной единицей Древней Руси и соседних народов была резана. Она существовала примерно до XII века, когда окончательно иссяк поток серебряных дирхемов из мусульманских стран. Вначале резаной называли половину арабского дирхема, то есть 1 резана была равна примерно 1,5 грамма серебра. Позднее эта денежная единица получила название «куна».
Большие клады и многочисленные единичные находки куфических дирхемов особенно часто встречаются на западе и северо-западе Европейской части России. Большой приток дирхемов на территорию Древней Руси и длительное их хождение можно объяснить необходимостью в разменной монете при торговых операциях, транзитной торговлей со скандинавскими странами, а также высокой пробой монет в отличие от редких местных сребреников князей Владимира Святого, Святополка, Ярослава Мудрого. Иногда в регион привозили медные фельсы и золотые динары, но это скорее исключение, чем правило. Их находки в Восточной Европе крайне немногочисленны и редки.
Исследования нумизматов
Для нумизматов надписи на куфических монетах очень важны, они позволяют приблизительно датировать клады по указанному году выпуска. Многое дают понять имена правителей, которых можно сопоставить с определенной династией и с государственным образованием. Чаще всего встречаются монеты Омейядов и Абассидов, эти династии были основными в Арабском халифате, но после его распада образовались и другие династии.
Находки датированных куфических монет позволяют выделить этапы денежного обращения в Восточной Европе. Активнее всего оборот дирхемов на Руси происходил в
Куфические монеты во многих музейных собраниях России и других стран составляют огромный нумизматический фонд, освоение которого наукой далеко еще не закончено. К настоящему времени в Восточной Европе известны находки нескольких сотен кладов. Также велико количество единичных находок монет, обнаруживаемых в ходе археологических раскопок. За счет монет из новых кладов и публикации старых находок расширяются хронологические рамки отдельных правлений. Это происходит благодаря монетам с датами, более ранними или более поздними, чем на уже известных. Обнаруживаются новые названия городов, чеканивших монету, и новые имена правителей, выпускавших ее.
Каждый год на территории России находят новые клады с куфическими монетами. К сожалению, в последние десятилетия большая их часть не поступает в музеи, оставаясь только в руках коллекционеров, чья роль в нумизматике существенно возросла. Например, некоторые частные коллекции средневековых восточных монет насчитывают ныне десятки тысяч экземпляров, намного превышают многие музейные собрания как по количеству, так и по полноте коллекций. Под влиянием этого фактора последние двадцать лет характеризуются фантастическим увеличением источниковой базы нумизматики, появлением информации о сотнях типов монет, не публиковавшихся ранее. Эту ситуацию можно охарактеризовать как взрыв.
Изучением монетного обращения этого периода в Восточной Европе занимались такие известные российские нумизматы, как Х. Д. Френ, В. В. Григорьев, П. С. Савельев, В. Г. Тизенгаузен, А. К. Марков, Р. Р. Фасмер, Е. А. Пахомов, В. В. Кропоткин, С. А. Янина, Г. А. Федоров-Давыдов, А. В. Фомин и другие.
Работавший в Эрмитаже Р. Р. Фасмер одним из первых предложил и обосновал периодизацию монетных кладов IX — начала XI века. Он выяснил, что состав русских кладов изменялся закономерно. Находкам, относящимся к одному и тому же периоду, присущи общие закономерности состава, а разновременные клады резко отличаются в этом отношении. Установив, что клады IX века по преимуществу слагаются из аббасидских монет, а клады X века состоят в первую очередь из саманидских, Р. Р. Фасмер отметил, что их состав существенным образом изменялся и внутри этих крупных хронологических подразделений. Нумизмат предложил разделить все клады с куфическими монетами на четыре группы:
1. С конца VIII века и всю первую четверть IX века зарывались клады, в которых большую часть составляли монеты из Африки.
2. В середине IX и до начала X века в кладах преобладали монеты, чеканенные в Азии — в Багдаде, Куфе, Басре и других главных городах Арабского халифата.
3. В кладах середины X века господствуют монеты среднеазиатской династии Саманидов, чеканенные в Самарканде, Шаше, Бухаре.
4. С
Нумизмат, работавший в Государственном историческом музее, А. В. Фомин указал, что серебряные дирхемы задерживались на Руси и вливались в местное денежное обращение. Повторяемость составов различных кладов дает ответ на вопрос о собственном денежном обращении на Руси в те времена. Если монеты в них составляют повторяемые сочетания, значит, клады образовались не случайно, значит, они отражают массу обращающихся монет, то есть денежное обращение, в котором они перемешивались, множество раз переходя из рук в руки. Клады справедливо можно считать снимками с денежного обращения. И чем быстрее была собрана схороненная сумма денег (идеальный случай, если она изъята единовременно), тем точнее такая находка отражает денежное обращение, тем более верным получается снимок. Если же клад накапливался в течение долгого времени, составлялся из разновременных «взносов», то, как при фотографировании движущегося объекта с большой выдержкой, снимок получается нерезким, смазанным.
Современный исследователь И. В. Петров выделяет девять этапов обращения куфических монет в Восточной Европе на протяжении
1-й этап — 700–740-е годы — начало обращения куфического дирхема;2-й этап — 750–760-е годы — резкое падение деловой активности;3-й этап — 770–780-е годы — увеличение количества монет и кладов;4-й этап —790-е годы — значительное сокращение поступления восточного монетного серебра;5-й этап —800-е — первая половина820-х годов — эпоха расцвета монетного обращения;6-й этап — вторая половина820-х — 840-е годы — время расцвета одних денежных рынков и упадка других (кризис — в бассейнах Днепра и Десны, Нижнего Днепра, Нижней Волги, в Крыму и на Северном Кавказе; расцвет — в бассейнах Верхней Волги (Волго-Клязьминского междуречья), Средней Волги, Вятки и Камы, Западной Двины и Верхнего Днепра);7-й этап —850-е годы — монетный кризис, связанный с нападениями варягов, а также с установлением хазарами торговой и политической блокады Южной Руси;8-й этап — 860–870-е годы — распространение накоплений, состоящих из тысяч дирхемов;9-й этап — 880–890-е годы — резкое сокращение поступления куфического дирхема в Восточную Европу.
Главными при обращении куфических монет были не надписи на них, а вес и проба. Встречаются монеты, на которых надписи совсем не сохранились. Вместе с тем при исследованиях археологических памятников этого времени часто встречаются весовые гирьки, похожие на гирьки для чашечных весов. Их находят и в кладах вместе с куфическими монетами.
Торговые пути
Анализируя топографию и частоту встречаемости кладов, можно сделать вывод об организации торговли на Руси. Активно функционировал Великий Волжский путь. Восточные монеты попадали по Волге в Волжскую Булгарию, с которой Русь имела тесные контакты, оттуда серебро проникало в русские княжества в обмен на меха, зерно, изделия кузнечного и гончарного ремесла. Впоследствии монеты уходили на юго-западные окраины (Полоцк, Чернигов, Киев, Галич Волынский, Переяславль и др.) и далее в Европу. Важная роль Волжской Булгарии в развитии монетного обращения подтверждается многочисленными находками куфических монет в Среднем Поволжье, а также началом собственной монетной чеканки в Булгаре в X веке. В X веке формируется государство Волжская Булгария, которое осуществляет контроль на верхней части волжского торгового пути и активно участвует в международной торговле. Одним из доказательств этого служат многочисленные находки кладов и отдельных восточных монет, включая медные фельсы. Археологические материалы говорят об интенсивной торговле этого времени в районе городов Сувара и Булгара.
На территории современной Москвы, где обитали вятичи, было обнаружено несколько кладов куфических дирхемов. Первый из них был найден при закладке храма Христа-Спасителя в 1837 году на глубине пяти метров. Среди монет клада были опознаны тахиридский дирхем 862 года с именем владетеля Мухаммеда и халифа Мустаин-Биллаха из города Мерв (ныне город Мары в Туркмении) и аббасидский, 866 года, халифа Мутазз-Биллаха из города Двина (в современной Армении). Также известны находки дирхемов
На территории Древней Руси встречаются и подражания арабским монетам с грубыми искаженными надписями. Это одни из первых монет, чеканенных на территории проживания славянских племенных союзов. Одна из наиболее крупных находок подражаний арабским монетам была открыта в 1930 году в Харьковской области возле села Безлюдовки.
Наряду с подражаниями в кладах куфических монет IX века, найденных на территории Древней Руси, обнаруживаются фальшивые монеты, изготовленные из недрагоценных металлов и покрытые серебром или другим металлом серебристого цвета.
Помимо использования монет в качестве денег некоторые племена, особенно народы Поволжья, использовали их для украшения одежды. Для этого в монетах проделывали отверстия, которые прошивались нитками. При необходимости эти монеты могли вновь использоваться в качестве платежного средства.
Хазария контролировала распределение серебра — чеканенных в Арабском халифате дирхемов. По Волге и Дону через Хазарию и Русь эти монеты поступали в Скандинавию, к викингам. Сохранилась информация о находках на шведском острове Готланд более чем 700 кладов с серебряными монетами, что составляет примерно две трети всех таких находок в Скандинавии. Лишь несколько сот из обнаруженных монет были отчеканены в Византийской империи, а подавляющее большинство относится к чекану мусульманского Востока. На острове сохранились следы десятков портов эпохи викингов. Все это говорит о том, что в эпоху викингов жители Готланда вели активную внешнюю торговлю.
На куфических монетах встречаются граффити — от неясных знаков до целых надписей. Они тоже являются предметом изучения нумизматов. В настоящее время известно более полутора тысяч куфических монет с руническими надписями, датируемыми эпохой викингов и ранним средневековьем. Основная их часть была найдена в современной Швеции, но большая часть находок была также сделана в России. Рунические граффити на монетах очень разнообразны типологически. Так, в ряде случаев монета использовалась просто как серебряная пластинка, подходящая для создания амулета.
Помимо арабских монет, принимавших участие в денежном обращении в Восточной Европе, на территории России чеканились монеты и в Хазарском каганате. На острове Готланд в большом кладе монет, найденном в 1999 году и датированном первой половиной IX века, имелись подражания арабским дирхемам с надписью «Ардар хазар» («Земля хазар»). Такие находки известны и на территории самой Хазарии. Подобные хазарские монеты были найдены и в Эстонии.
В Швеции на острове Готланд был найден дирхем 837 года, на котором вместо традиционной для монет того времени надписи «Мухаммед — посланник Бога» было написано: «Моисей — посланник Бога», то есть арабская надпись на монетах провозглашала не Мухаммеда, а Мусу (Моисея) «посланником Божьим» (Мусса Расул Алла). Американский исследователь Роман Ковалев опубликовал эту монету. Возможно, надпись с упоминанием Моисея говорит о том, что некий иудейский правитель (бек, каган) хазар чеканил собственную монету, не желая вступать в конфессиональный конфликт с Арабским халифом, так как мусульмане тоже признавали Моисея пророком.
Таким образом, в наше время можно считать установленным фактом, что сами хазары чеканили собственную монету, хоть и нерегулярно.
Влияние иудаизма может объясняться торговыми маршрутами международной корпорации еврейских купцов «рахдонитов», или «радонитов». Происхождение этого термина не вполне ясно. Вероятно, оно происходит от персидского «знающие дорогу». Этим словом могли обозначать как определенную купеческую гильдию, так и отдельный клан торговцев. В IX веке рахдониты играли исключительную роль в мировой торговле, охватывая своей деятельностью Хазарский каганат, Центральную Азию и Китай.
Хазарский каганат, чья столица Итиль занимала удобное положение в устье Волги, стал одним из центров торговли. Возможно, именно рахдониты принесли в это государство иудаизм. Советник Кордовского халифа Хасдай ибн Шапрут сообщает в переписке с хазарским каганом (X век), что впервые узнал о его государстве от купцов из Восточного Ирана или Центральной Азии.
По всей видимости, иудеи составляли немногочисленную прослойку жителей города Итиля (правитель и приближенные). У арабского путешественника Ибн Фадлана сохранилось сообщение, что в
Рахдониты создали первую в истории постоянную торговую сеть, простиравшуюся от Западной Европы до Китая и Индии. Долгое время историки начинали отсчет торговых связей между Европой и Азией с крестовых походов или с путешествия Марко Поло. Однако эти связи между Западом и Востоком стали формироваться значительно раньше.
К сожалению, о торговле рахдонитов сохранилось очень мало сведений. Одним из немногих свидетельств является сообщение арабского географа Ибн Хордадбеха, который в трактате «Книга путей и стран», написанном в IX веке, описал маршруты еврейских купцов. Из текста Ибн Хордадбеха следует, что рахдониты вели торговлю от долины Роны во Франции до пределов Китая, обладая знаниями многих языков и поддерживая торговые фактории в ряде стран. Благодаря их деятельности продолжали сохраняться торговые пути, проложенные еще во времена Римской империи. Торговая сеть охватывала большую часть Европы, Северной Африки, Ближний Восток, Центральную Азию и некоторые части Индии и Китая.
Рахдониты в основном вели торговлю товарами, стоившими дорого при небольшом объеме. Это были специи, духи, ювелирные украшения, шелка, масла, ладан, оружие, меха, а также рабы. Успех еврейских купцов был связан с присутствием еврейских общин во многих странах Европы и Азии вплоть до Индии и Китая.
Деятельность рахдонитов, как предполагают историки, пошла на спад в конце X века в связи с распадом Хазарии. Несколько лет назад в одной из пещер в провинции Саманган в Северном Афганистане было обнаружено большое собрание старинных еврейских манускриптов
Серебряный кризис
В XI веке в странах Востока начался так называемый серебряный кризис, что вело к упадку дирхемов. Поставки этих куфических денег в Европу были прекращены. Монетные дворы мусульманского Востока закрывались один за другим из-за разорения серебряных рудников. Кризис продолжался около двух столетий и привел к появлению на Востоке билонных и медных дирхемов. Только в XIII веке после монгольского завоевания на Востоке возобновляется массовая чеканка серебряных монет.
Прекращение притока серебряных монет с Востока на Русь и отсутствие собственных месторождений серебра привели к безмонетному периоду на Руси, продолжавшемуся до периода Золотой Орды. С 60–70-х годов X века начинается проникновение западноевропейской серебряной монеты на территорию Восточной Европы. После прекращения притока монет с Запада основной формой металлического обращения повсюду на Руси становится обращение крупных слитков массой
Безмонетный период — явление, которое было характерно не только для Древней Руси. Так, например, и в истории Волжской Булгарии также был безмонетный период, когда в обращении принимали участие только слитки серебра. Начало периода характеризовалось остановкой чеканки собственных монет в поволжских городах Булгаре и Суваре в X веке и прекращением притока куфических дирхемов со второй четверти XI века. Окончание безмонетного периода — первая половина XIII века, когда выпуск собственных монет в Волжской Булгарии возобновился.
Арабский путешественник и торговец XII века ал-Гарнати сообщал, что в это время в Поволжье в качестве денег для торговли использовались олово или свинец, брусок которого стоил один динар. Брусок разрезали на кусочки, и на них покупали фрукты, хлеб, мясо и т. п.
При новейших исследованиях Самосдельского городища в дельте Волги было найдено большое количество свинцовых слитков, в том числе клады с ними. Один из них, найденный на поверхности в 2006 году, имел вес более 70 килограммов. Другой, найденный при раскопках в 2005 году, состоял из слитков общим весом 412,328 килограмма. В нем кроме слитков были грузила и весовые гири. Скорее всего, свинцовые слитки и были тем «оловом», о котором писал ал-Гарнати. Видимо, эти слитки поступали на Волгу в качестве замены серебряным монетам, так как в период с XI по начало XIII века в странах Востока был кризис, вызванный нехваткой серебряных монет.
Интересно
Билонная монета — разменная неполноценная металлическая монета, номинальная стоимость которой превышает стоимость содержащегося в ней металла и расходы на ее чеканку. Она является заместителем золота и в конечном счете — знаком стоимости. Действуя главным образом в розничном товарообороте, билонная монета выполняет только функции средства обращения и, ограниченно, средства платежа.