Работники-инвалиды
К.В. Калинина,
эксперт по трудовому праву
Учреждение может принимать инвалидов на работу как на добровольных началах, так и во исполнение обязательств, возложенных на него законодательством.
Квотирование
Если численность работников в организации составляет более 100 человек, субъект Российской Федерации устанавливает для нее квоту рабочих мест для инвалидов. Ее определяют в процентах к среднесписочной численности работников, но не менее 2 и не более 4 процентов (ст. 21 Закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», далее — Закон). В Москве этот показатель составляет 4 процента (п. 1 ст. 3 Закона г. Москвы от 22 декабря 2004 г. № 90 «О квотировании рабочих мест»), в Санкт-Петербурге — 2,5 процента (ст. 1 Закона Санкт-Петербурга от 27 мая 2003 г. № 280-25 «О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Санкт-Петербурге»), в Калужской области — 2 процента (ст. 1 Закона Калужской области от 31 марта 2004 г. № 300-ОЗ «О регулировании правоотношений в сфере квотирования рабочих мест для инвалидов на территории Калужской области») и т. д.
В соответствии с установленной квотой работодатель должен ежемесячно представлять в центры занятности населения по месту своего нахождения отчет о выполнении квоты и информацию об имеющихся вакансиях для трудоустройства инвалидов. Также предоставляются данные о:
- среднесписочной численности работников организации;
- числе работающих инвалидов;
- самостоятельно рассчитанном количестве рабочих мест, выделяемых или создаваемых в счет квоты, а также данные о численности инвалидов, которых необходимо принять на квотируемые рабочие места, с учетом ранее трудоустроенных;
- и т. д.
Однако еще в 2005 году Верховный Суд Российской Федерации в определении от 10 августа 2005 г. по делу № 5-Г05-45 признал подобные фразы противоречащими законодательству (тогда рассматривались положения московского закона). Судьи указали, что данная плата по своим характеристикам обладает признаками налога. Другими словами, закон устанавливает региональный налоговый платеж, не предусмотренный Налоговым кодексом.
Но организации продолжают платить компенсацию стоимости квотируемого рабочего места ввиду того, что в законы никаких поправок внесено не было. И, конечно, задаются справедливым вопросом: можно ли учесть данные траты при исчислении налога на прибыль? Финансисты, надо сказать, пока к единому мнению не пришли. Так, зимой 2008 года они решили данную проблему в пользу налогоплательщиков (письмо Минфина России от 31 января 2008 г. № 03-03-06/1/64), а уже весной изменили свою точку зрения (письма Минфина России от 24 апреля 2008 г. № 03-03-06/1/294, УФНС по г. Москве от 4 марта 2008 г. № 20-12/020737.1). При этом чиновники напомнили, что данные расходы не принимают для целей налогообложения уже с 1 января 2005 года, и если в декларациях по налогу на прибыль за отчетные (налоговые) периоды 2005–2007 годов при формировании базы были учтены суммы уплаченной компенсационной стоимости квотируемого рабочего места за каждого нетрудоустроенного инвалида, то следует подать уточненные декларации за соответствующие периоды (ст. 54 НК РФ).