Интернет-система подготовки и сбора консолидированной отчетности CORONA

#??# Интернет всe настойчивее входит в нашу жизнь.
Сегодня не осталось практически ни одной сферы деятельности, где бы не использовались либо сама Всемирная паутина, либо так называемые интернет-технологии. Не могла остаться в стороне и такая область бухгалтерского учета, как контроль исполнения бюджетов всех уровней, осуществляемый путем составления участниками бюджетного процесса формализованных отчетов, их консолидации и анализа финансовыми органами и главными распорядителями.

Л. В. Журавлева, генеральный директор
Научно-производ­ственного центра «Бюджет-21»


Остановимся кратко на особенностях новой технологии формирования консолидированной отчетности, а также отметим еe некоторые очевидные преимущества по сравнению с традиционными методами подготовки отчетов и их свода.

Зачем нужны интернет-технологии
Новая технология предусматривает использование единого хранилища данных для консолидации всей отчетности распорядителей и получателей средств бюджета, которое размещено на центральном сервере в виде общей базы данных. Все участники бюджетного процесса имеют доступ к этой базе данных либо через Интернет, либо через локальную вычислительную сеть, объединяющую группу подведомственных организаций, участвующих в бюджетном процессе. Для организации доступа к данным пользователям не нужны никакие специально установленные клиентские программы, достаточно иметь стандартный веб-браузер Internet Explorer, который изначально входит в состав операционной системы семейства Microsoft Windows.

Таким образом, для того чтобы сформировать и сдать свою отчетность, бухгалтеру (или любому другому пользователю) не требуется ни бумага, ни какие-либо дискеты, флешки и т. п. Имея в наличии только компьютер, подключенный к Сети (минимально, даже по модемному каналу), пользователь сразу вносит показатели в общую базу данных, предварительно пройдя авторизацию в системе.

Сразу же после ввода соответствующих показателей отчета (либо вручную, либо автоматически, путем переноса данных из бухгалтерской программы) пользователь может видеть на экране своего монитора необходимые параметры и итоговые результаты.

Главные распорядители и финансовые органы также в реальном времени могут осуществлять оперативный контроль процесса сбора отчетности, определять готовность итоговых форм отчетности их подведомственных организаций (подразделений), контролировать корректность информации, представленной в отчетных формах. Для этого применяется механизм контрольных соотношений и формул, которые тоже хранятся в единой базе данных на центральном сервере, что существенно снижает время актуализации инфор­мации.

Перечислим основные преимущества новой интернет-технологии подготовки сводной отчетности.

  • Существенно сокращается суммарное время подготовки и консолидации бюджетной отчетности. Сводные отчеты формируются точно и оперативно, отсутствуют ручная выверка параметров, а также долгие переговоры сотрудников по сопоставлению объектов для подготовки отчетов.
  • Все подотчетные организации (под­раз­де­ле­ния) наглядно представлены в виде иерархической структуры, процесс сбора отчетности можно легко контролировать в реальном времени.
  • Значительно снижается вероятность ошибок (опечаток) при вводе показателей отчета за счет использования актуальных контрольных соотношений и формул.
  • Высокая степень готовности к использованию в любой организации, кратчайшие сроки внедрения. Нет необходимости постоянного обновления версий программного и информационного обеспечения на рабочих местах пользователей.
  • Встроенный конструктор форм отчетных документов с удобным интерфейсом позволяет легко создавать и модифицировать отчетные формы в соответствии с изменяющимися нормативными требованиями. Новые формы становятся сразу же доступными всем участникам бюджетного процесса.
Однако первый опыт эксплуатации подобных систем показал, что бухгалтерам и другим пользователям, привыкшим работать с традиционными программами в среде Windows, поначалу трудно освоить новый веб-интерфейс, который имеет ряд спе­цифических особенностей как в плане организации сценария диалога, так и в плане навигации по экранным формам. Основное неудобство возникает при работе со словарями и классификаторами, а поскольку такого типа показателей в отчетах достаточно много, эффективность работы пользователя с системой заметно снижается.
Другим серьезным недостатком известных подобных существующих систем является то, что используемые в них экранные формы ввода, представления и анализа отчетных документов (в браузере Internet Explorer) отличаются от классических табличных форм, с которыми все участники бюджетного процесса привыкли работать (формы типа Microsoft Excel).

Новая система
В прошлом году Научно-производ­ственный центр «Бюджет-21» завершил разработку принципиально новой интер­нет-системы подготовки  и сбора консолидированной отчетности CORONA. Краткое наименование системы — CORONA — сформировалось в результате соединения аббревиатур названия системы по-английски: COnsolidated Report ONline Assistant — оперативный помощник подготовки консолидированных отчетов.

Система CORONA целиком построена по новой интернет-технологии и реализует в полном объеме все отмеченные ранее преимущества и достижения. В то же время при ее разработке были учтены и указанные выше недостатки, присущие в той или иной мере аналогичным системам.

Система CORONA реализует концепцию централизованной подготовки сводных документов с использованием возможностей интернет-технологии. Технологическая реализация системы основана на трехуровневой модели архитектуры клиент-сервер, в которой промежуточный слой, сервер приложений, отвечает за бизнес-логику системы, изолируя тем самым Windows-клиентов и веб-клиентов от бизнес-логики и базы данных. Сервер приложений реализован в виде веб-служб (Web Services) и функционирует на веб-сервере организации. Клиентские приложения реализованы в виде Windows-при­ло­жений и веб-приложений, которые взаимодействуют с сервером приложений через средства сети Интернет (интранет).

Отметим ключевые особенности системы CORONA в дополнение к перечисленным выше преимуществам, присущим интернет-системам.

  • Пользовательский интерфейс веб-клиентов максимально приближен к классическому интерфейсу Windows-приложений (система главного окна и меню, сценарии диалогов, навигация по формам, расположение элементов управления в формах и др.).
  • Экранные формы отчетных документов (как первичных, так и сводных) выглядят, как традиционные Excel-фор­мы, и позволяют работать с ними, как с обычными Excel-таб­лицами.
  • Использование эффективного механизма работы со словарями и классификаторами в веб-клиентах существенно ускоряет ввод значений отчетных показателей и других параметров. В системе возможно использование как общероссийских и отраслевых классификаторов, так и дополнительных пользовательских словарей понятий.
  • В системе разработан гибкий инструмент ведения описания информационных элементов и классификационных параметров, что позволяет в короткий срок создать любую форму отчетного документа (как первичного, так и сводного), а также реализован язык описания формул зависимости информационных ячеек и контрольных соотношений.
  • Система тесно интегрирована с прог­раммным комплексом ведения бюджетного бухгалтерского учета «Бюджет-21—Бухгалтерия», что позволяет бухгалтерам оперативно выгружать соответствующие показатели из этого комплекса непосредственно в систему CORONA без использования каких-либо конвертеров и промежуточных файлов. В настоящее время проводятся работы по аналогичному сопряжению системы CORONA с самой популярной и распространенной бухгалтерской системой «1С. Бухгалтерия». Завершение этих работ запланировано на II квартал этого года.
  • Система обеспечивает высокую степень масштабируемости — для решения задачи подготовки сводной отчетности пользователи могут использовать как «чистые» веб-клиенты (работающие в стандартном браузере), «чистые» Windows-клиенты, так и смешанные клиенты.
  • В системе имеются мощные средства импорта-экспорта данных. Она может работать с большинством наиболее распространенных в этой отрасли  форматов —  XML,  Microsoft Excel (XLS), АВИКОМП, TXT и другие.
Первый опыт
Система подготовки сводной отчетности CORONA в 2008 году получила государственное Свидетельство об официальной регистрации программ для ЭВМ, выданное руководителем Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам.

Система CORONA была внедрена и успешно опробована в одном из административных округов Москвы — Северо-Западном административном округе. Ее внедрение позволило существенно (примерно до 30–40%) сократить трудозатраты на формирование и сбор консолидированной отчетности по итогам 2008 года. В настоящее время осуществляется подготовка к вводу в эксплуатацию системы CORONA в Управлении гражданской защиты Москвы Министерства по чрезвычайным ситуациям. Заинтересованность в приобретении этой системы высказали руководители целого ряда бюджетных организаций Москвы, Саратова, Оренбурга и т. д.

Ознакомиться с основными возможностями системы можно совершенно свободно с помощью демоверсии веб-клиента системы — демопортала, размещенного на сайте http://www.BudgetXXI.ru/demo (логин — demo, пароль — demo). В демоверсии можно поработать с условно реальными документами (по форме в точности совпадающими с настоящими отчетными документами) от лица представителей условных организаций — участников бюджетного процесса.

Более подробную информацию о системе CORONA можно получить на официальном сайте Научно-произ­вод­ственного центра «Бюджет-21».

http://www.budget21.ru
e-mail: corona@budget21.ru
тел.: (495) 232-36-22, 232-39-99

Реклама