История Нового года

Для истории
Все мы предвкушаем то мгновение, когда вместе с близкими и любимыми под бой курантов поднимем бокалы с игристым, с нетерпением ждем этого праздника, заранее готовимся, закупаем подарки. И так было на протяжении многих веков. Правда, далеко не сразу Новый год начал ассоциироваться с 1 января.

   Древние народы праздновали Новый год либо весной, когда начиналось возрождение природы, либо осенью.

Древний Египет
   При раскопках древнеегипетских пирамид археологи нашли сосуд, на котором было написано: «Начало нового года». Древние египтяне отмечали Новый год во время разлива реки Нил. Разлив Нила был очень важен, так как только благодаря ему растения могли существовать в сухой пустыне. Для древних египтян разлив Нила означал обильный урожай, обеспечивавший пищей миллионы жителей долины. Праздновали его пышно, принося богатые жертвоприношения богу Нила — Хапи, чтобы тот не скупился на разливы. В Новый год статуи бога Амона, его жены и сына забирали из храма и водружали в лодку, которая плавала месяц по Нилу, а люди веселились, пели и танцевали.

Новолетие в Римской империи
   В империи римлян новый год наступал с марта (вплоть до преобразования календаря в 45–46 году до Рождества Христова Юлием Цезарем. В настоящее время он называется юлианским). В этот день приносили жертвы богу Янусу и делали подарки друг другу, а особенно — должностным лицам. Сначала презентовали фрукты, оклеенные позолотой, финики. С течением времени преподносить стали медные монеты и ценные подарки (последнее практиковалось только среди богатых людей). Преимущественным правом быть одариваемыми пользовались патриции (люди, принадлежавшие к исконным римским родам, составлявшие правящий класс и державшие в своих руках общественные земли). Каждый должен был преподнести своему патрону в день Нового года подарок. Этот обычай сделался впоследствии обязательным для всех жителей Рима.
   После введения юлианского календаря датой встречи нового года стал первый день января. Праздник встречи нового года назывался «календы». В это время люди украшали дома и дарили друг другу подарки и монеты с изображением двуликого Януса; рабы и их владельцы ели и веселились вместе. Римляне делали подарки императору.

Древний Вавилон
   В Древнем Вавилоне новый год встречали весной. Во время праздника царь на несколько дней покидал город. Пока он отсутствовал, народ веселился и мог делать все что вздумается. Через несколько дней царь и его свита в праздничных одеждах торжественно возвращались в город, а народ приступал к работе. Так каждый год люди начинали жизнь заново.

Англоязычные страны
   Кельты, жители Галлии (территория современной Франции и части Англии), встречали новый год в конце октября. Они украшали жилище омелой, чтобы изгнать призраков. Кельты полагали, что именно в Новый год духи мертвых являются живым. Эти народы унаследовали много римских традиций, в том числе требование новогодних подарков от подданных. Обычно дарили украшения и золото. В Новый год мужья давали женам деньги на булавки и другие безделушки. Эта традиция была забыта к 1800 году, но термин pin money (деньги на булавки) до сих пор используется и обозначает деньги на мелкие расходы.
   Новый год в средневековой Англии начинался в марте. Решение парламента от 1752 года перенести встречу нового года на 1 января натолкнулось на женскую оппозицию. Делегация возмущенных англичанок заявила спикеру, что парламент не имеет права сделать женщин на много дней старше, на что спикер якобы ответил: «Вот классический образец женской логики!».

Новый год на Руси
   В Древней Руси новый год начинался в марте. Его встречали как праздник весны, солнца, тепла, ожидания нового урожая.
   Когда на Руси приняли христианство, новый год стали встречать по византийскому календарю — 1 сентября. В 1492 году великий князь Иоанн Васильевич III утвердил постановление Московского собора считать началом как церковного, так и гражданского года 1 сентября. Для придания наибольшей торжественности этому дню сам царь накануне являлся в Кремль, где каждый, простолюдин или знатный боярин, мог подходить к нему и искать правды и милости. Один из иностранных современников так описывает виденное им в России торжество: «На дворцовом дворе собралось более 20 тысяч человек, старых и малых. Из церкви, стоящей с правой стороны у входа на площадь (речь идет об Успенском соборе), вышел патриарх со своим духовенством из 400 священников. Все в церковном облачении со множеством образов и с развернутыми старыми книгами. Его же Царское Величество, со своими государственными сановниками, боярами и князьями, шел с левой стороны площади. Великий князь с непокрытою головой и Патриарх в епископской митре подошли друг к другу и поцеловались в уста. Затем Патриарх в длинной речи своей произнес благословление Его Царскому Величеству и всему народу и пожелал всем счастья на Новый год».
   Накануне 1700 года Петр І, возвратившись из путешествия по Европе, издал указ «впредь лета исчислять» по европейскому обычаю — с 1 января. В первый год восемнадцатого столетия царь приказал вести летоисчисление от Рождества Христова, отменив летоисчисление от дня сотворения мира. Сделано это было потому, что к началу царствования Петра Великого в России был 7207 год (от сотворения мира), а в Европе 1699 год (от Рождества Христова). Россия начинала устанавливать связи с Европой, и такая «разница во времени» мешала. В указе было написано: «поелику в России считают Новый год по-разному, с сего числа перестать дурить головы людям и считать Новый год повсеместно с первого января. А в знак доброго начинания и веселья поздравить друг друга с Новым годом, желая в делах благополучия и в семье благоденствия. В честь Нового года учинять украшения из елей, детей забавлять, на санках катать с гор. А взрослым людям пьянства и мордобоя не учинять — на то других дней хватает». В указе рекомендовалось по возможности всем на своих дворах из небольших пушечек или мелких ружей «учинить трижды стрельбу и выпустить несколько ракет». В двенадцать часов ночи сам царь вышел на Красную площадь с факелом в руках и запустил в небо первую ракету. Начался салют в честь новогоднего праздника. А вслед за ним, согласно царскому указу, началась потеха и по всей Белокаменной.
   Надо сказать, в умах и сердцах людей старого закала такая перемена отозвалась весьма и весьма болезненно. Но, ограничившись лишь глухим ропотом, люди нововведение приняли без смут, уличных драк и кровопролитий. В оправдание своих начинаний царь приводил простые и очевидные основания: «не только во многих Европейских и Христианских странах, но и в народах славянских, которые с восточною нашей церковью во всем согласны, как валахи, молдавы, сербы, далматы и самые его Великого Государя подданные черкасы (малороссы) и все греки, от которых наша вера православная принята, лета свои исчисляют от Рождества Христова в восьмой день спустя то есть января 1 числа, а не от создания мира».
   Новые новогодние обычаи прижились у славян довольно быстро. Дело в том, что раньше в эту пору был другой праздник — святки. И многие старые обряды, веселые карнавалы, проделки ряженых, катание на санях, полночные гадания и хороводы вокруг елки хорошо вписались в ритуал встречи Нового года. В знак всенародного праздника палили из пушек, а вечером в темном небе вспыхивали разноцветные невиданные прежде огни фейерверка. Полыхала иллюминация. Люди веселились, пели, танцевали, поздравляли друг друга и дарили подарки. Петр I неуклонно следил за тем, чтобы этот праздник в России проходил не хуже и не беднее, чем в европейских странах. 


Реклама