Нюансы оплаты труда

М.Р.Губайдуллина
Зачастую сотрудникам бюджетных учреждений приходится задерживаться на рабочем месте для решения тех или иных задач, выполнять работу различной квалификации, работать на условиях совмещения или совместительства. У бухгалтера в связи с такими ситуациями возникает множество вопросов. Как определить, что относится к ненормированному рабочему дню, а что — к сверхурочной работе? В чем разница между совместительством, совмещением, расширением зоны обслуживания и увеличением объема работ? Как рассчитать оплату труда сотрудников в таких случаях? В какой ситуации положены дополнительные выплаты, а в какой — дополнительные дни отдыха? Облагаются ли данные выплаты налогами? На эти и многие другие вопросы мы ответим в статье.

М. Р. Губайдуллина, специалист отдела бюджетного планирования
финансово-казначейского Управления Зеленоградского административного
округа Департамента финансов города Москвы


К основным нормативно-пра­во­вым актам, регламентирующим вопросы оплаты труда в случаях выполнения работ в условиях, отклоняющихся от нормальных, относят Трудовой кодекс, Налоговый кодекс, распорядительные документы отраслевых департаментов и комитетов, а также локальные нормативные акты бюджетных учреждений.
    Трудовым кодексом определены основные виды условий, отклоняющихся от нормальных, изложена суть основных понятий, касающихся таких условий, установлены ограничения для привлечения на такие работы отдельных категорий сотрудников, а также ограничены минимальные размеры оплаты труда. Налоговым кодексом установлены основные принципы налогообложения таких выплат, а также размеры и порядок их уплаты. Отраслевые соглашения, приказы и распоряжения конкретизируют те или иные нормы трудового законодательства, дают разъяснения по наиболее сложным вопросам, а также определяют минимальные размеры конкретных выплат в зависимости от специфики отрасли. Конкретные условия оплаты труда в соответствии с требованиями статьи 144 Трудового кодекса в каждом из учреждений должны быть определены в принятых в установленном порядке коллективных договорах, соглашениях или локальных нормативных актах (положениях по оплате труда, положениях о премировании, положениях по осуществлению отдельных дополнительных выплат и др.). При этом они не должны противоречить соответствующим распорядительным документам, определяющим условия оплаты труда той или иной категории работников бюджетных учреждений.
    Основным локальным нормативным актом бюджетного учреждения является коллективный договор, в котором, как правило, находят отражение условия и размеры оплаты труда работников учреждений. Кроме того, положения коллективного договора могут значительно снизить налоговую базу по некоторым налогам, если в них предусмотрены расходы на оплату труда, в частности размеры и порядок выплаты доплат за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных.
    Так, предусмотренные в коллективном договоре те или иные выплаты позволяют уменьшить налогооблагаемую базу по налогу на прибыль. На это указывает статья 255 Налогового кодекса, в соответствии с которой в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми или коллективными договорами.
    Кроме того, перечень расходов по оплате труда не является закрытым, так как согласно пункту 25 статьи 255 Налогового кодекса в их состав можно включать другие расходы, произведенные в пользу работника и предусмотренные трудовым или коллективным договорами, которые и уменьшают налогооблагаемую базу по налогу на прибыль. Это могут быть, в частности, более высокие доплаты за совмещение, за работу в выходные и праздничные дни.


Полностью материал можно прочитать в печатной версии августовского  номера журнала "Бюджетный учет"


Реклама