Открыта редакционная подписка на  2025 год!
для юридических и физических лиц с любого месяца

Все материалы сайта

09.11.2011   Налоги

Отражение НДС

Минфин России в письме от 20 октября 2011 г. № 03-07-09/34 рассмотрел вопрос отражения в книге покупок счета-фактуры, выставленного лицом, не являющимся плательщиком НДС.

Согласно пункту 3 статьи 169 Налогового кодекса составлять счета-фактуры обязаны плательщики НДС. Лица, не являющиеся плательщиками этого налога, составлять счета-фактуры не должны. Поэтому покупателю товаров (работ, услуг), получившему от продавца, не являющегося плательщиком налога на добавленную стоимость, счет-фактуру с пометкой «без НДС», регистрировать такой счет-фактуру в книге покупок не следует.

09.11.2011   Налоги

Плата за техосмотр

Главой 25.3 «Государственная пошлина» Налогового кодекса уплата государственной пошлины за проведение государственного технического осмотра транспортных средств органами ГИБДД МВД России не предусмотрена. Данное действие не относится к юридически значимым действиям, и, следовательно, за оказание данной услуги должна взиматься отдельная плата в зависимости от затрат на ее проведение. Право устанавливать размеры платы за проведение государственного технического осмотра транспортных средств, в том числе с использованием средств технического диагностирования, как за услугу, предоставлено органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в зависимости от типа транспортного средства, от стоимости работ по проверке транспортного средства, заработной платы контролеров, накладных расходов, амортизационных отчислений, арендной платы, обязательных налогов и платежей в бюджет (п. 8 постановления Правительства РФ от 31 июля 1998 г. № 880). Указанное Постановление не противоречит Налоговому кодексу. Платежи, взимаемые за государственный технический осмотр, предназначены для возмещения расходов публичной власти на проведение работ по проверке в установленные сроки технического состояния транспортных средств, в том числе с использованием средств технического диагностирования, и, следовательно, должны быть соразмерны указанным расходам. С 1 января 2012 года, за исключением отдельных положений, вступает в силу Закон от 1 июля 2011 г. № 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 170-ФЗ). Нормы Закона № 170-ФЗ определяют порядок организации системы технического осмотра, согласно которому технический осмотр в Российской Федерации будет проводиться операторами технического осмотра, аккредитованными уполномоченным профессиональным объединением страховщиков. Согласно данному Закону документами о прохождении технического осмотра будут являться талон технического осмотра и международный сертификат технического осмотра, которые будут составляться на основании диагностической карты, свидетельствующей об отсутствии не соответствующих обязательным требованиям безопасности транспортных средств неисправностей. Также Закон № 170-ФЗ закрепляет полномочия Правительства РФ, органов государственной власти субъектов РФ и профессионального объединения страховщиков. Размер платы за проведение технического осмотра будет устанавливаться оператором технического осмотра самостоятельно, в пределах максимальной платы за проведение технического осмотра, установленной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Размер платы будет устанавливаться дифференцированно в зависимости от сложности, объема проводимых работ и типа транспортного средства, в том числе с определением стоимости отдельных технологических операций. Методика расчета максимальной платы за проведение технического осмотра будет устанавливаться федеральным органом исполнительной власти. Переходными положениями Закона № 170-ФЗ предусмотрено, что в течение двух лет со дня вступления его в силу технический осмотр может проводиться по выбору владельца транспортного средства на станциях и пунктах государственного технического осмотра либо в пунктах технического осмотра операторов технического осмотра. Талоны о прохождении государственного технического осмотра транспортных средств и международные сертификаты технического осмотра, выданные должностными лицами уполномоченного федерального органа исполнительной власти в местах проведения государственного технического осмотра, талоны технического осмотра и международные сертификаты технического осмотра, выданные операторами технического осмотра, будут иметь равную юридическую силу и будут продолжать действовать до окончания срока их действия вне зависимости от даты их выдачи. При этом государственная пошлина, установленная статьей 333.33 налогового кодекса, будет уплачиваться только за выдачу должностными лицами уполномоченного федерального органа исполнительной власти талона о прохождении государственного технического осмотра транспортных средств (письмо Минфина России от 31 октября 2011 г. № 03-05-06-03/84).
08.11.2011   Налоги

Проезд до места работы

Если работники не имеют возможности добираться до места работы и обратно общественным транспортом, суммы оплаты организацией проезда работников от места жительства до места работы не могут быть признаны экономической выгодой (доходом) работника и, соответственно, являться объектом обложения НДФЛ.

Следовательно, при отсутствии общественного транспорта суммы оплаты организацией проезда работников в соответствии с договорами, заключенными с транспортной организацией, не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц.

Согласно статье 255 Налогового кодекса в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

В расходы налогоплательщика на оплату труда могут включаться любые виды расходов, произведенных в пользу работника, предусмотренные трудовым договором и (или) коллективным договором (п. 25 ст. 255 НК РФ).

При определении налоговой базы не учитываются расходы на оплату проезда к месту работы и обратно транспортом общего пользования, специальными маршрутами, ведомственным транспортом, за исключением сумм, подлежащих включению в состав расходов на производство и реализацию товаров (работ, услуг) в силу технологических особенностей производства, и за исключением случаев, когда расходы на оплату проезда к месту работы и обратно предусмотрены трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами (п. 26 ст. 270 НК РФ) (письмо Минфина России от 20 октября 2011 г. № 03-03-06/1/680).

08.11.2011   Налоги

Расходы на единовременное поощрение

Минфин России в письме от 21 октября 2011 г. № 03-03-06/1/679 рассмотрел вопрос учета в целях налогообложения прибыли единовременного поощрения за добросовестный труд, выплачиваемого при увольнении работников в связи с выходом на пенсию, предусмотренного коллективным договором.

В расходы на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами (ст. 255 НК РФ).

Пунктом 25 статьи 255 Налогового кодекса установлено, что к расходам на оплату труда в целях главы 25 относятся, в частности, другие виды расходов, произведенных в пользу работника, предусмотренных трудовым договором и (или) коллективным договором. При этом на основании пункта 25 статьи 270 Налогового кодекса в целях налогообложения прибыли не учитываются в том числе расходы в виде надбавок к пенсиям, единовременных пособий уходящим на пенсию ветеранам труда.

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 марта 2011 г. № 13018/10 по делу № А19-25409/09-43 отнесение организациями к расходам, учитываемым при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, сумм в виде надбавок к пенсии, единовременных пособий уходящим на пенсию работникам и иных аналогичных выплат, предусмотренных трудовым договором и (или) коллективным договором, признано неправомерным в связи с тем, что указанные выплаты носят непроизводственный характер и не связаны с оплатой труда работника.

Следовательно, единовременное поощрение, выплачиваемое при увольнении работников по собственному желанию впервые в связи с выходом на пенсию, предусмотренное коллективным договором общества, не учитывается в составе расходов в целях налогообложения прибыли организаций.

07.11.2011   Налоги

"Лечебный" НДФЛ

В соответствии с пунктом 10 статьи 217 Налогового кодекса не облагаются НДФЛ суммы, уплаченные работодателями за лечение и медицинское обслуживание своих работников, их супругов, их родителей и их детей, оставшиеся в распоряжении работодателей после уплаты налога на прибыль организаций.

Основным условием освобождения от НДФЛ сумм оплаты работодателем лечения и медицинского обслуживания своих работников пунктом 10 статьи 217 налогового кодекса определено наличие у организации прибыли как таковой, а средства, необходимые для оплаты вышеуказанных сумм, должны формироваться после уплаты налога на прибыль организаций (письмо Минфина России от 11 октября 2011 г. № 03-04-05/7-726).

07.11.2011   Налоги

Расходы на электронный авиабилет


Минфин России в письме от 19 октября 2011 г. № 03-03-07/44 рассмотрел вопрос о подтверждении расходов по приобретению электронного авиабилета, оплаченного пластиковой картой супруга.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором) (п. 1 ст. 252 НК РФ).

В случае оформления проездных документов электронными пассажирскими билетами необходимо руководствоваться следующим.

Согласно приказу Минтранса России от 8 ноября 2006 г. № 134 «Об установлении формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации» маршрут/квитанция электронного пассажирского билета и багажной квитанции (выписка из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок) является документом строгой отчетности и применяется для осуществления организациями и индивидуальными предпринимателями наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники.

Следовательно, если авиабилет приобретен в бездокументарной форме (электронный билет), то оправдательными документами, подтверждающими расходы на приобретение авиабилета для целей налогообложения, являются сформированная автоматизированной информационной системой оформления воздушных перевозок маршрут/квитанция электронного документа (авиабилета) на бумажном носителе, в которой указана стоимость перелета, посадочный талон, подтверждающий перелет подотчетного лица по указанному в электронном авиабилете маршруту, а также документы, подтверждающие оплату работником электронного билета третьим лицом по поручению и за счет работника.

07.11.2011   Налоги

Выплата имущественного вычета

Согласно положениям пункта 3 статьи 220 Налогового кодекса имущественный налоговый вычет, предусмотренный подпунктом 2 пункта 1 данной статьи, может быть предоставлен налогоплательщику до окончания налогового периода при его обращении к работодателю (налоговому агенту) при условии подтверждения права налогоплательщика на имущественный налоговый вычет налоговым органом по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Форма уведомления о подтверждении права налогоплательщика на имущественный налоговый вычет утверждена приказом ФНС России от 25 декабря 2009 г. № ММ-7-3/714@ «О форме уведомления».

В форме уведомления о подтверждении права налогоплательщика на имущественный налоговый вычет предусмотрено, что оно выдается налогоплательщику для предоставления работодателю (налоговому агенту) и в нем указывается ИНН, КПП и наименование организации.

С учетом положений статьи 20 Трудового кодекса, статьи 11 и пункта 1 статьи 226 Налогового кодекса к работодателям следует относить российские организации. Обособленные подразделения российских организаций не являются юридическими лицами (организациями).

Учитывая изложенное, уведомление о подтверждении права налогоплательщика на имущественный налоговый вычет может быть использовано работодателем в течение соответствующего налогового периода в целях уменьшения налоговой базы сотрудника независимо от конкретного места его трудовой деятельности (как в головной организации, так и в любом из ее обособленных подразделений) по совокупности удерживаемых с доходов работника — внутреннего совместителя налогов (письмо Минфина России от 10 октября 2011 г. № 03-04-06/5-258).

03.11.2011

Госпошлина за выдачу охотничьих разрешений

За выдачу органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации разрешений на добычу охотничьих ресурсов физическим лицам, сведения о которых содержатся в государственном охотхозяйственном реестре, должна уплачиваться государственная пошлина всоответствии с подпунктом 96 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса.

За предоставление в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона от 24 июля 2009 г. № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, заключившим охотхозяйственные соглашения, по их заявкам органами государственной власти бланков разрешений на добычу охотничьих ресурсов уплата государственной пошлины Налоговым кодексом не определена (письмо Минфина России от 19октября 2011 г. № 03-05-04-03/74).

03.11.2011

Расходы по монтажу предметов лизинга

Минфин России в письме от 19 октября 2011 г. № 03-03-06/1/677 рассмотрел вопрос о порядке учета для целей налогообложения прибыли организаций расходов лизингополучателя по монтажу предмета лизинга.

В соответствии с пунктом 1 статьи 257 Налогового кодекса (далее — НК РФ) первоначальной стоимостью имущества, являющегося предметом лизинга, признается сумма расходов лизингодателя на его приобретение, сооружение, доставку, изготовление и доведение досостояния, в котором оно пригодно для использования.

Таким образом, расходы, понесенные лизингополучателем по доведению предмета лизинга до состояния, в котором он пригоден кэксплуатации, не включаются в первоначальную стоимость предмета лизинга.

Указанные расходы включаются лизингополучателем в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, при условии соблюдения критериев, установленных статьей 252 Налогового кодекса.

03.11.2011

Нормативы на санаторно-курортное лечение

В соответствии с пунктами 3 и 4 Методики распределения субвенций, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий Российской Федерации по оказанию отдельным категориям граждан государственной социальной помощи в части предоставления при наличии медицинских показаний путевок насанаторно-курортное лечение, а также бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, утвержденной постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2009 г. № 1118, приказом Минздравсоцразвития России от 23 сентября 2011 г. №1071н на 2012 год установлены нормативы финансовых затрат в месяц на одного гражданина
02.11.2011

«Проездной» НДФЛ

Статьей 325 Трудового кодекса установлено, что лица, работающие в организациях, финансируемых из федерального бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплату один раз в два года за счет средств работодателя стоимости проезда в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно любым видом транспорта (за исключением такси), в том числе личным, а также на оплату стоимости провоза багажа.

В соответствии с последним абзацем данной статьи размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда ипровоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих у работодателей, не относящихся к бюджетной сфере, устанавливаются коллективными договорами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций, трудовыми договорами.

Аналогичные нормы содержатся в статье 33 Закона от 19 февраля 1993 г. № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».

02.11.2011

Заверяем документы для налоговой

Минфин России в письме от 24 октября 2011 г. № 03-02-07/1-374 рассмотрел вопрос о заверении копий документов, представляемых в налоговые органы.

Представление в налоговые органы документов на бумажном носителе, по общему правилу, производится в виде заверенных проверяемым лицом копий (п. 2 ст. 93 НК РФ).

Пунктами 2.1.29 и 2.1.30 Государственного стандарта Российской Федерации «Делопроизводство и архивное дело. Термины иопределения» (ГОСТ Р 51141-98), утвержденного постановлением Госстандарта России от 27 февраля 1998 г. № 28, предусмотрено, что копией документа является документ, полностью воспроизводящий информацию подлинного документа и все его внешние признаки или часть их, не имеющий юридической силы. Заверенной копией документа является копия документа, на которую в соответствии сустановленным порядком проставляют необходимые реквизиты, придающие ей юридическую силу.

Таким образом, каждая представляемая в налоговый орган копия документа должна быть заверена уполномоченным лицом и иметь иные необходимые реквизиты, придающие ей юридическую силу.

01.11.2011

НДС при передаче автомобиля

Минфин России в письме от 20 октября 2011 г. № 03-07-07/61 рассмотрел вопрос применения НДС в случае безвозмездной передачи в благотворительных целях легкового автомобиля, по которому при ввозе на территорию Российской Федерации уплачен акциз.

Не облагается НДС передача товаров (выполнение работ, оказание услуг), передача имущественных прав безвозмездно в рамках благотворительной деятельности в соответствии Федеральным законом «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», за исключением подакцизных товаров (подп. 12 п. 3 ст. 149).

Согласно статье 193 Налогового кодекса автомобили легковые с мощностью двигателя свыше 67,5 кВт (90 л. с.) относятся кподакцизным товарам.

01.11.2011

Компенсация расходов на приобретение авиабилетов

При оформлении проездных документов электронными пассажирскими билетами необходимо руководствоваться следующим.

Маршрут/квитанция электронного пассажирского билета и багажной квитанции (выписка из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок) является документом строгой отчетности и применяется для осуществления организациями и индивидуальными предпринимателями наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники (п. 2 приказа Минтранса России от 8 ноября 2006 г. № 134 «Об установлении формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации»).

01.11.2011

«Спортивные» налоги

При определении налоговой базы не учитываются целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов, а также целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению (п. 2 ст. 251 НК РФ). При этом налогоплательщики — получатели указанных целевых поступлений обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках целевых поступлений.

В соответствии с пунктом 2 статьи 248 Налогового кодекса для целей налогообложения прибыли имущество (работы, услуги) или имущественные права считаются полученными безвозмездно, если получение этого имущества (работ, услуг) или имущественных прав не связано с возникновением у получателя обязанности передать имущество (имущественные права) передающему лицу (выполнить для передающего лица работы, оказать передающему лицу услуги).

Цитаты из объяснительных записок

«Сегодня утром будильник зазвонил, как обычно — в 7.15. Выключив его, подумал, что сейчас встану, но опять уснул. Проснулся — на часах 7.16. Думаю, минуту проспал. Надо вставать. Открыл глаза, моргнул, смотрю на часы, а там 9.30. Обещаю, что больше моргать не буду».

Честь и совесть

XIX век называют эпохой великих реформ. Императоры, всходившие на престол, хотели изменить Россию. Но реформы не могли проходить сами по себе. Чтобы осуществить их, требовались люди, соответствующие духу времени. Они сменяли друг друга на государственных постах. Кто-то оставил после себя добрую память, кто-то не смог пройти этот путь достойно, а кому-то просто не хватило времени, чтобы совершить задуманное.

Волна и камень. Стихи и проза. Лед и пламень

Нет на свете двух одинаковых камней, а тем более людей. Но при всем людском многообразии есть различия, которые сразу бросаются в глаза — различия между мужчиной и женщиной. И они не только во внешних отличительных признаках пола. Оказывается, одноименные внутренние органы у мужчин и женщин действуют несколько по-разному, отличается интенсивность обмена веществ, частота дыхания и сердечных сокращений, состав крови и многое другое.

Централизуем учет

Централизация бюджетного учета — важная задача, которая стоит перед Федеральным казначейством. В данной статье рассмотрим порядок централизации в рамках кассового обслуживания на опыте Управления Федерального казначейства по Саратовской области.

А. В. Терехина, начальник отдела бюджетного учета и отчетности по операциям бюджетов УФК по Саратовской области

Аренда в государственных (муниципальных) учреждениях

Государственные (муниципальные) учреждения могут выступать как в качестве арендодателя, так и в качестве арендатора. В данной статье будут рассмотрены особенности отражения операций по аренде в государственных (муниципальных) учреждениях.
С. Г. Хабаев, доктор экономических наук, доцент,
консультант ООО «ЦентрАудит М»