Честь и совесть

Татаринов
XIX век называют эпохой великих реформ. Императоры, всходившие на престол, хотели изменить Россию. Но реформы не могли проходить сами по себе. Чтобы осуществить их, требовались люди, соответствующие духу времени. Они сменяли друг друга на государственных постах. Кто-то оставил после себя добрую память, кто-то не смог пройти этот путь достойно, а кому-то просто не хватило времени, чтобы совершить задуманное.

Второго марта 1855 года на российский престол взошел Александр II. Вскоре после коронации император издал ряд высочайших распоряжений и постановлений по стабилизации финансов. Проведение активной финансовой и контрольной реформ требовало прихода на ключевые посты людей с новым мышлением.

Татаринов В. А.

Валериан Алексеевич Татаринов (годы жизни 1816–1871) родился в имении своих родителей в Переславль-Залесском уезде Владимирской губернии. Образование получил в Московском университетском благородном пансионе, окончив который с правом на чин Х класса (коллежский секретарь), девятнадцатилетний юноша поступил на государственную службу в Канцелярию Государственного контроля. В 1842 году был командирован во II отдел Собственной Его Императорского Величества канцелярии для составления контрольных правил и законов. В 1848 году Татаринов был назначен членом Общего присутствия департамента гражданских отчетов, а с 4 декабря того же года — вице-директором Канцелярии Государственного контроля по составлению ревизионного устава с одновременным исполнением обязанностей правителя дел в Комитете по устройству отчетности и ревизии. В 1850 году он стал вице-директором Канцелярии Государственного контроля и правителем дел комитета по составлению ревизионного устава. С образованием в 1852 году в составе Канцелярии Государственного контроля Центральной бухгалтерии Валериан Алексе­­евич был назначен чиновником по особым поручениям V класса при государственном контролере. 22 сентября того же года на Татаринова были возложены новые обязанности правителя дел в Контрольном комитете по изучению и исправлению существовавшей государственной контрольной системы отчетности.

В январе 1853 года В. А. Татаринов получает должность директора Канцелярии Государственного контроля, которую он занимал до нового назначения на должность генерал-контролера Контрольного департамента гражданских отчетов. В конце 1855 года Татаринов был послан за границу для изу­чения порядков проверки государственной отчетности. Вернувшись в 1857 году в Россию, он описал результаты ознакомления с передовым европейским опытом финансового контроля. Свои труды В. А. Татаринов представил тогдашнему государственному контролеру, генерал-адъютанту Н. Н. Анненкову, который поднес их Александру II «на Высочайшее воззрение». Император наложил на доклад резолюцию: «По важности сего дела желаю, чтобы оно было прочтено и в Совете министров. Я, со своей стороны, совершенно разделяю ваш взгляд и желал бы, чтобы и прочие министры убедились в необходимости приступить к радикальному улучшению как нашего счетоводства, так и вообще финансовой системы нашей».

Уяснив для себя тесную зависимость контрольной реформы от реформы финансовой, В. А. Татаринов окончательно убедился в необходимости проведения изменений в финансовом управлении, в системе смет, в счетоводстве и отчетности. Прежде всего он предложил централизацию государственного хозяйства. Все распоряжение средствами казны должно быть сосредоточено в руках министра финансов. Ответственным распорядителем всех государственных средств, всех доходов и расходов отныне являлось не каждое министерство в отдельности, а министр финансов, все действия которого подлежали учету и контролю соответствующей канцелярии, а все сметные предложения о доходах и расходах каждого года должны были в виде Государственной Росписи проходить ежегодно через Государственный Совет.

Последовавшие на докладах собственноручные царские резолюции предрешили судьбу финансовой реформы, а сам Татаринов, награжденный в апреле 1858 года орденом Святой Анны 1-й степени, в ноябре того же года одновременно с назначением его членом Совета Государственного контроля был пожалован в статс-секретари Его Императорского Величества и назначен производителем дел комиссии, учрежденной для рассмотрения коренных начал государственной отчетности. По его замыслу, комиссия выработала проект составления, рассмотрения и заключения смет, введения единства кассы и установления одной независимой ревизионной инстанции — Государственного контроля с предварительной и последующей проверками отчетности.

Первого января 1862 года по высочайшему повелению Александра II Государственная Роспись доходов и расходов, ранее хранившаяся в строжайшем секрете, была объявлена открытой и с тех пор подлежала опубликованию, правда, первоначально в виде краткого Табеля по доходам и расходам государства. Сметными правилами от 22 мая 1862 года подтверждалась открытость государственного бюджета, причем было утверждено публиковать финансовые сметы отдельных министерств и ведомств в виде приложений к Росписи. Кассовые правила, составленные по указаниям Татаринова в 1862 году, до сих пор остаются основой государственного счетоводства.

Волевой, компетентный и как нельзя лучше соответствовавший духу времени, Валериан Алексеевич Татаринов был назначен на должность государственного контролера 1 января 1863 года. Преемник Н. Н. Анненкова сразу приступил к реорганизации ревизионного ведомства с целью превращения его в единый контрольный орган всего Российского государства. Важно, что на результаты ревизий, проводившихся в губернских учреждениях Государственного контроля, не могли влиять губернские власти. Контрольные палаты и их отделения были обязаны:

а) наблюдать за правильностью движения и сохранностью денежных капиталов;

б) составлять особые соображения о выгодности или невыгодности операций независимо от законности их производства.

В. А. Татаринов ввел еще один контрольный принцип первостепенной важности — фактическую ревизию, посредством которой орган Государственного контроля мог наблюдать за тем, чтобы казенные средства употреблялись в действительности на тот предмет, на который они ассигновались, а также за тем, чтобы хозяйственные операции казенных управлений проводились с наибольшей выгодой для государственной казны.

Реформы Государственного контроля, проведенные под руководством В. А. Татаринова, позитивно сказались на развитии российских финансов: установили новые бюджетные правила и разрешили публикацию бюджета, создали единство касс, учредили местные органы финансового контроля (контрольные палаты), проверявшие финансовую отчетность не по сводным отчетам, а по первичным документам.

Упорный самоотверженный труд, требовавший громадного напряжения всех духовных и физических сил, губительно отразился на здоровье Валериана Алексеевича. Татаринов скончался на 55-м году жизни в ночь на 15 февраля 1871 года от аневризмы сердца.

Государственный контролер Российской империи В. А. Татаринов, сберегший для России сотни миллионов рублей, своей семье не оставил никакого состояния. Поэтому по высочайшему повелению шести его малолетним детям в связи с особыми заслугами их отца было выдано 100 тысяч рублей для приобретения «на означенную сумму 5½ процентов ренты».

Тогдашняя печать единодушно высказалась о В. А. Татаринове как о выдающемся государственном человеке и честном деятеле, имя которого неразрывно связано с эпохой великих реформ ХIХ столетия и навсегда сохранится в истории России. Благодаря В. А. Татаринову была реформирована вся финансовая система Российской империи.

Полностью материал можно прочитать в печатной версии ноябрьского номера журнала «Бюджетный учет»


Реклама