Все материалы рубрики "Налоги"

14.11.2011   Налоги

Предоставление документов в электронном виде

Минфин России в письме от 26 октября 2011 г. № 03-02-07/1-375 рассмотрел вопрос о представлении копий документов в электронном виде.

Таким образом, документы, составленные в электронном виде по установленным форматам, могут быть переданы в налоговый орган в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи в порядке, установленном вышеназванным приказом ФНС России.

11.11.2011   Налоги

Амортизация не облагаемого имущества

Плательщики налога на прибыль организаций учитывают в целях налогообложения прибыли амортизационные отчисления при наличии оснований и в порядке, установленном статьями 256 — 259.3 Налогового кодекса, и в тех случаях, когда такие организации освобождены от уплаты налога на имущество организаций (письмо Минфина России от 28 октября 2011 г. № 03-03-06/1/700).


11.11.2011   Налоги

«Детсадовский» НДФЛ

Минфин России в письме от 31 октября 2011 г. № 03-04-05/9-823 рассмотрел вопрос обложения НДФЛ компенсации части родительской платы за содержание детей в образовательных учреждениях дошкольного образования.

Виды доходов, не облагаемых НДФЛ, определены в статье 217 Налогового кодекса.

Компенсация части родительской платы производится за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Выплаты на вышеуказанные цели, произведенные за счет иных источников, не могут рассматриваться как компенсация части родительской платы в смысле статьи 52.2 Закона 3266-1, соответственно, такие выплаты не подпадают под действие пункта 42 статьи 217 Налогового кодекса.

11.11.2011   Налоги

Дополнительные мероприятия налогового контроля

Минфин России в письме от 26 октября 2011 г. № 03-02-08/112 рассмотрел вопросы оформления документов после дополнительных мероприятий налогового контроля.

После окончания проведения всех дополнительных мероприятий налогового контроля Налоговым кодексом не предусмотрено оформление справок или акта.

10.11.2011   Налоги

Порядок возврата госпошлины

Порядок возврата и зачета уплаченной суммы государственной пошлины за совершение юридически значимых действий определен статьей 333.40 Налогового кодекса.

Если со дня уплаты государственной пошлины в бюджет прошло более трех лет, произвести возврат или зачет излишне уплаченной суммы государственной пошлины за рассмотрение дела судом общей юрисдикции не возможно. При этом согласно пункту 2 статьи 333.20 Налогового кодекса, а также Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 13 июня 2006 г. № 274-О судам общей юрисдикции предоставлено право исходя из имущественного положения плательщика уменьшать размер государственной пошлины, подлежащей уплате по делам, рассматриваемым указанными судами, вплоть до полного освобождения (письмо Минфина России от 28 октября 2011 г. № 03-05-06-03/83).

10.11.2011   Налоги

НДФЛ с детской путевки

ФНС России в письме от 24 октября 2011 г. № ЕД-4-3/17594@ рассмотрела вопрос обложения НДФЛ стоимости сертификата, дающего право на частичную оплату детской путевки.

На основании пункта 9 статьи 217 Налогового кодекса не облагается НДФЛ стоимость Сертификатов, реализованных родителями на приобретение путевок для детей, не достигших возраста 16 лет, в санаторные оздоровительные лагеря круглогодичного действия, находящиеся на территории Российской Федерации.

10.11.2011   Налоги

Подтверждающие документы

Минфин России в письме от 19 октября 2011 г. № 03-03-07/45 рассмотрел вопрос о документальном подтверждении расходов в целях налогового учета.

В соответствии со статьей 313 Налогового кодекса налоговый учет ведется на основе данных первичных документов. При этом данной статьей также установлено, что подтверждением данных налогового учета являются:

— первичные учетные документы (включая справку бухгалтера);

— аналитические регистры налогового учета;

— расчет налоговой базы.

09.11.2011   Налоги

Налогообложение стоимости питания


Минфин России в письме от 25 октября 2011 г. № 03-04-06/6-285 рассмотрел вопрос обложения НДФЛ стоимости питания, предоставляемого сотрудникам организации.

В соответствии с договором аренды самоходных транспортных средств с экипажем, обеспечение питанием сотрудников организации-арендодателя является обязанностью организации-арендатора.

Стоимость питания, оплаченного организацией-арендатором за сотрудников организации-арендодателя, подлежит облагается НДФЛ в установленном порядке (ст. 211 НК РФ).

Согласно пункту 1 статьи 226 налогового кодекса российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога на доходы физических лиц.

Такие организации признаются налоговыми агентами.

Исключение составляют доходы, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со статьями 214.1, 214.3, 214.4, 227, 227.1 и 228 Налогового кодекса.

При возникновении у сотрудников организации-арендодателя дохода в натуральной форме в виде оплаты за них питания организацией-арендатором организация-арендатор, от которой физические лица получают такой доход, признается на основании статьи 226 Налогового кодекса налоговым агентом и обязана исполнять обязанности, предусмотренные для налоговых агентов статьями 226 и 230 Налогового кодекса.

09.11.2011   Налоги

Отражение НДС

Минфин России в письме от 20 октября 2011 г. № 03-07-09/34 рассмотрел вопрос отражения в книге покупок счета-фактуры, выставленного лицом, не являющимся плательщиком НДС.

Согласно пункту 3 статьи 169 Налогового кодекса составлять счета-фактуры обязаны плательщики НДС. Лица, не являющиеся плательщиками этого налога, составлять счета-фактуры не должны. Поэтому покупателю товаров (работ, услуг), получившему от продавца, не являющегося плательщиком налога на добавленную стоимость, счет-фактуру с пометкой «без НДС», регистрировать такой счет-фактуру в книге покупок не следует.

09.11.2011   Налоги

Плата за техосмотр

Главой 25.3 «Государственная пошлина» Налогового кодекса уплата государственной пошлины за проведение государственного технического осмотра транспортных средств органами ГИБДД МВД России не предусмотрена. Данное действие не относится к юридически значимым действиям, и, следовательно, за оказание данной услуги должна взиматься отдельная плата в зависимости от затрат на ее проведение. Право устанавливать размеры платы за проведение государственного технического осмотра транспортных средств, в том числе с использованием средств технического диагностирования, как за услугу, предоставлено органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в зависимости от типа транспортного средства, от стоимости работ по проверке транспортного средства, заработной платы контролеров, накладных расходов, амортизационных отчислений, арендной платы, обязательных налогов и платежей в бюджет (п. 8 постановления Правительства РФ от 31 июля 1998 г. № 880). Указанное Постановление не противоречит Налоговому кодексу. Платежи, взимаемые за государственный технический осмотр, предназначены для возмещения расходов публичной власти на проведение работ по проверке в установленные сроки технического состояния транспортных средств, в том числе с использованием средств технического диагностирования, и, следовательно, должны быть соразмерны указанным расходам. С 1 января 2012 года, за исключением отдельных положений, вступает в силу Закон от 1 июля 2011 г. № 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 170-ФЗ). Нормы Закона № 170-ФЗ определяют порядок организации системы технического осмотра, согласно которому технический осмотр в Российской Федерации будет проводиться операторами технического осмотра, аккредитованными уполномоченным профессиональным объединением страховщиков. Согласно данному Закону документами о прохождении технического осмотра будут являться талон технического осмотра и международный сертификат технического осмотра, которые будут составляться на основании диагностической карты, свидетельствующей об отсутствии не соответствующих обязательным требованиям безопасности транспортных средств неисправностей. Также Закон № 170-ФЗ закрепляет полномочия Правительства РФ, органов государственной власти субъектов РФ и профессионального объединения страховщиков. Размер платы за проведение технического осмотра будет устанавливаться оператором технического осмотра самостоятельно, в пределах максимальной платы за проведение технического осмотра, установленной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Размер платы будет устанавливаться дифференцированно в зависимости от сложности, объема проводимых работ и типа транспортного средства, в том числе с определением стоимости отдельных технологических операций. Методика расчета максимальной платы за проведение технического осмотра будет устанавливаться федеральным органом исполнительной власти. Переходными положениями Закона № 170-ФЗ предусмотрено, что в течение двух лет со дня вступления его в силу технический осмотр может проводиться по выбору владельца транспортного средства на станциях и пунктах государственного технического осмотра либо в пунктах технического осмотра операторов технического осмотра. Талоны о прохождении государственного технического осмотра транспортных средств и международные сертификаты технического осмотра, выданные должностными лицами уполномоченного федерального органа исполнительной власти в местах проведения государственного технического осмотра, талоны технического осмотра и международные сертификаты технического осмотра, выданные операторами технического осмотра, будут иметь равную юридическую силу и будут продолжать действовать до окончания срока их действия вне зависимости от даты их выдачи. При этом государственная пошлина, установленная статьей 333.33 налогового кодекса, будет уплачиваться только за выдачу должностными лицами уполномоченного федерального органа исполнительной власти талона о прохождении государственного технического осмотра транспортных средств (письмо Минфина России от 31 октября 2011 г. № 03-05-06-03/84).
08.11.2011   Налоги

Проезд до места работы

Если работники не имеют возможности добираться до места работы и обратно общественным транспортом, суммы оплаты организацией проезда работников от места жительства до места работы не могут быть признаны экономической выгодой (доходом) работника и, соответственно, являться объектом обложения НДФЛ.

Следовательно, при отсутствии общественного транспорта суммы оплаты организацией проезда работников в соответствии с договорами, заключенными с транспортной организацией, не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц.

Согласно статье 255 Налогового кодекса в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

В расходы налогоплательщика на оплату труда могут включаться любые виды расходов, произведенных в пользу работника, предусмотренные трудовым договором и (или) коллективным договором (п. 25 ст. 255 НК РФ).

При определении налоговой базы не учитываются расходы на оплату проезда к месту работы и обратно транспортом общего пользования, специальными маршрутами, ведомственным транспортом, за исключением сумм, подлежащих включению в состав расходов на производство и реализацию товаров (работ, услуг) в силу технологических особенностей производства, и за исключением случаев, когда расходы на оплату проезда к месту работы и обратно предусмотрены трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами (п. 26 ст. 270 НК РФ) (письмо Минфина России от 20 октября 2011 г. № 03-03-06/1/680).

08.11.2011   Налоги

Расходы на единовременное поощрение

Минфин России в письме от 21 октября 2011 г. № 03-03-06/1/679 рассмотрел вопрос учета в целях налогообложения прибыли единовременного поощрения за добросовестный труд, выплачиваемого при увольнении работников в связи с выходом на пенсию, предусмотренного коллективным договором.

В расходы на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами (ст. 255 НК РФ).

Пунктом 25 статьи 255 Налогового кодекса установлено, что к расходам на оплату труда в целях главы 25 относятся, в частности, другие виды расходов, произведенных в пользу работника, предусмотренных трудовым договором и (или) коллективным договором. При этом на основании пункта 25 статьи 270 Налогового кодекса в целях налогообложения прибыли не учитываются в том числе расходы в виде надбавок к пенсиям, единовременных пособий уходящим на пенсию ветеранам труда.

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 марта 2011 г. № 13018/10 по делу № А19-25409/09-43 отнесение организациями к расходам, учитываемым при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, сумм в виде надбавок к пенсии, единовременных пособий уходящим на пенсию работникам и иных аналогичных выплат, предусмотренных трудовым договором и (или) коллективным договором, признано неправомерным в связи с тем, что указанные выплаты носят непроизводственный характер и не связаны с оплатой труда работника.

Следовательно, единовременное поощрение, выплачиваемое при увольнении работников по собственному желанию впервые в связи с выходом на пенсию, предусмотренное коллективным договором общества, не учитывается в составе расходов в целях налогообложения прибыли организаций.

07.11.2011   Налоги

"Лечебный" НДФЛ

В соответствии с пунктом 10 статьи 217 Налогового кодекса не облагаются НДФЛ суммы, уплаченные работодателями за лечение и медицинское обслуживание своих работников, их супругов, их родителей и их детей, оставшиеся в распоряжении работодателей после уплаты налога на прибыль организаций.

Основным условием освобождения от НДФЛ сумм оплаты работодателем лечения и медицинского обслуживания своих работников пунктом 10 статьи 217 налогового кодекса определено наличие у организации прибыли как таковой, а средства, необходимые для оплаты вышеуказанных сумм, должны формироваться после уплаты налога на прибыль организаций (письмо Минфина России от 11 октября 2011 г. № 03-04-05/7-726).

07.11.2011   Налоги

Расходы на электронный авиабилет


Минфин России в письме от 19 октября 2011 г. № 03-03-07/44 рассмотрел вопрос о подтверждении расходов по приобретению электронного авиабилета, оплаченного пластиковой картой супруга.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором) (п. 1 ст. 252 НК РФ).

В случае оформления проездных документов электронными пассажирскими билетами необходимо руководствоваться следующим.

Согласно приказу Минтранса России от 8 ноября 2006 г. № 134 «Об установлении формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации» маршрут/квитанция электронного пассажирского билета и багажной квитанции (выписка из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок) является документом строгой отчетности и применяется для осуществления организациями и индивидуальными предпринимателями наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники.

Следовательно, если авиабилет приобретен в бездокументарной форме (электронный билет), то оправдательными документами, подтверждающими расходы на приобретение авиабилета для целей налогообложения, являются сформированная автоматизированной информационной системой оформления воздушных перевозок маршрут/квитанция электронного документа (авиабилета) на бумажном носителе, в которой указана стоимость перелета, посадочный талон, подтверждающий перелет подотчетного лица по указанному в электронном авиабилете маршруту, а также документы, подтверждающие оплату работником электронного билета третьим лицом по поручению и за счет работника.

07.11.2011   Налоги

Выплата имущественного вычета

Согласно положениям пункта 3 статьи 220 Налогового кодекса имущественный налоговый вычет, предусмотренный подпунктом 2 пункта 1 данной статьи, может быть предоставлен налогоплательщику до окончания налогового периода при его обращении к работодателю (налоговому агенту) при условии подтверждения права налогоплательщика на имущественный налоговый вычет налоговым органом по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Форма уведомления о подтверждении права налогоплательщика на имущественный налоговый вычет утверждена приказом ФНС России от 25 декабря 2009 г. № ММ-7-3/714@ «О форме уведомления».

В форме уведомления о подтверждении права налогоплательщика на имущественный налоговый вычет предусмотрено, что оно выдается налогоплательщику для предоставления работодателю (налоговому агенту) и в нем указывается ИНН, КПП и наименование организации.

С учетом положений статьи 20 Трудового кодекса, статьи 11 и пункта 1 статьи 226 Налогового кодекса к работодателям следует относить российские организации. Обособленные подразделения российских организаций не являются юридическими лицами (организациями).

Учитывая изложенное, уведомление о подтверждении права налогоплательщика на имущественный налоговый вычет может быть использовано работодателем в течение соответствующего налогового периода в целях уменьшения налоговой базы сотрудника независимо от конкретного места его трудовой деятельности (как в головной организации, так и в любом из ее обособленных подразделений) по совокупности удерживаемых с доходов работника — внутреннего совместителя налогов (письмо Минфина России от 10 октября 2011 г. № 03-04-06/5-258).

13.09.2011   Налоги

О возврате разницы в НДФЛ 13% и 30%

Письмо Минфина России от 2 сентября 2011 г. № 03-04-05/6-628 отвечает: начиная с месяца, в котором число дней пребывания работника в РФ в текущем налоговом периоде превысило 183 дня, суммы налога, удержанные налоговым агентом с его доходов до получения им статуса налогового резидента по ставке 30 %, подлежат зачету при определении налоговой базы нарастающим итогом по всем суммам доходов работника, включая доходы, с которых налог удерживался по ставке 30 %.

12.09.2011   Налоги

НДС к вычету по исправленным счетам-фактурам

Письмо Минфина России от 1 сентября 2011 г. № 03-07-11/236 касается порядка принятия к вычету НДС по исправленным счетам-фактурам. При внесении продавцом изменений в счет-фактуру исправленный счет-фактура регистрируется покупателем в книге покупок, и, соответственно, суммы НДС предъявляются покупателем к вычету в том налоговом периоде, в котором исправленный счет-фактура получен.

12.09.2011   Налоги

Имущественный вычет не предоставляется

В Письме от 1 сентября 2011 г. № 03-04-05/7-625 Минфин России сообщает об отсутствии оснований для предоставления имущественного налогового вычета по НДФЛ участнику накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих по расходам, произведенным за счет средств, полученных из федерального бюджета.

12.09.2011   Налоги

На сайте ФНС появился раздел официальных разъяснений

Новый сервис на сайте ФНС России «Разъяснения Федеральной налоговой службы, обязательные для применения налоговыми органами» призван помогать в вопросах методологии. Этот раздел разъясняет налогоплательщикам и сотрудникам территориальных налоговых органов официальную позицию ФНС России о порядке заполнения налоговых деклараций, исчислении и уплаты налогов и сборов, согласованную с Минфином России. 

09.09.2011   Налоги

ПФР напоминает

Не позднее 15 сентября 2011 года всем работодателям необходимо перечислить в бюджет сумму начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование за август 2011 года. Пенсионный фонд РФ напоминает также, что начисленные, но неуплаченные страховые взносы признаются недоимкой и подлежат взысканию.