Все материалы сайта
Порядок возврата сумм платежа
Письмом Минфина России от 2 ноября 2011 г. № 02-04-10/4819 уточняется процедура возврата платежей, ошибочно перечисленных на счет территориального органа Федерального казначейства другого субъекта РФ, и определяются сроки совершения отдельных действий.
ИФНС России по месту учета налогоплательщика в целях подтверждения уплаты платежа (в случае отсутствия у нее информации о зачислении платежа на счет № 40101 УФК другого субъекта РФ) направляет соответствующий запрос в ИФНС России по месту зачисления платежа. Запрос должен быть отправлен не позднее двух рабочих дней со дня поступления от налогоплательщика заявления о возврате платежа. Подтверждение о зачислении платежа должно быть отправлено не позднее двух рабочих дней со дня получения запроса.
В случае отказа банком в проведении платежа УФК по месту зачисления платежа в течение трех рабочих дней со дня получения отказа возвращает в УФНС по месту зачисления платежа представленные документы с указанием причины возврата.
Предоставление стандартного вычета
Стандартный налоговый вычет предоставляется налогоплательщику на основании его письменного заявления и документов, подтверждающих право на данный налоговый вычет. Документами для подтверждения стандартного вычета являются, в частности, копия свидетельства о рождении ребенка, справка из учебного заведения о том, что ребенок является студентом очной формы обучения. В том случае, если ребенок налогоплательщика обучается за границей, справка из учебного заведения должна иметь перевод на русский язык (письмо Минфина России от 27 октября 2011 г. № 03-04-06/8-289).
Документы для камеральной проверки
Минфин России в письме от 1 ноября 2011 г. № 03-07-08/302 рассмотрел вопрос требования налоговым органом документов при проведении камеральной проверки декларации по НДС, в которой заявлены суммы этого налога к возмещению.
Камеральная проверка проводится на основе налоговых деклараций и документов, представляемых налогоплательщиком, в том числе документов, которые в соответствии с Налоговым кодексом должны прилагаться к налоговой декларации, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа (п. 1 ст. 88 НК РФ).
Перечень документов, которые налоговый орган вправе требовать у налогоплательщика для подтверждения правомерности применения налоговых вычетов по НДС, предусмотренный статьей 172 Налогового кодекса, не является закрытым. Налоговый орган при проведении камеральной проверки декларации по НДС, в которой заявлены суммы этого налога к возмещению, вправе требовать у налогоплательщика необходимые документы, подтверждающие правомерность применения налоговых вычетов. При этом на основании положений статьи 23 Налогового кодекса налогоплательщик обязан выполнять законные требования налогового органа, в том числе в части представления документов, необходимых для контроля за исчислением и уплатой налога.
Предоставление документов в электронном виде
Минфин России в письме от 26 октября 2011 г. № 03-02-07/1-375 рассмотрел вопрос о представлении копий документов в электронном виде.
Таким образом, документы, составленные в электронном виде по установленным форматам, могут быть переданы в налоговый орган в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи в порядке, установленном вышеназванным приказом ФНС России.
Амортизация не облагаемого имущества
Плательщики налога на прибыль организаций учитывают в целях налогообложения прибыли амортизационные отчисления при наличии оснований и в порядке, установленном статьями 256 — 259.3 Налогового кодекса, и в тех случаях, когда такие организации освобождены от уплаты налога на имущество организаций (письмо Минфина России от 28 октября 2011 г. № 03-03-06/1/700).
«Детсадовский» НДФЛ
Минфин России в письме от 31 октября 2011 г. № 03-04-05/9-823 рассмотрел вопрос обложения НДФЛ компенсации части родительской платы за содержание детей в образовательных учреждениях дошкольного образования.
Виды доходов, не облагаемых НДФЛ, определены в статье 217 Налогового кодекса.
Компенсация части родительской платы производится за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Выплаты на вышеуказанные цели, произведенные за счет иных источников, не могут рассматриваться как компенсация части родительской платы в смысле статьи 52.2 Закона
Дополнительные мероприятия налогового контроля
Минфин России в письме от 26 октября 2011 г. № 03-02-08/112 рассмотрел вопросы оформления документов после дополнительных мероприятий налогового контроля.
После окончания проведения всех дополнительных мероприятий налогового контроля Налоговым кодексом не предусмотрено оформление справок или акта.
Размер пособия по безработице на 2012 год
Постановлением Правительства РФ от 3 ноября 2011 г. № 888 «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2012 год» на 2012 год установлена минимальная и максимальная величина пособия по безработице.
По сравнению с 2011 г. их величина не изменилась. По-прежнему максимальный размер пособия составляет 4 900 руб. Минимальный — 850 руб.
Порядок возврата госпошлины
Порядок возврата и зачета уплаченной суммы государственной пошлины за совершение юридически значимых действий определен статьей 333.40 Налогового кодекса.
Если со дня уплаты государственной пошлины в бюджет прошло более трех лет, произвести возврат или зачет излишне уплаченной суммы государственной пошлины за рассмотрение дела судом общей юрисдикции не возможно. При этом согласно пункту 2 статьи 333.20 Налогового кодекса, а также Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 13 июня 2006 г. №
НДФЛ с детской путевки
ФНС России в письме от 24 октября 2011 г. № ЕД-4-3/17594@ рассмотрела вопрос обложения НДФЛ стоимости сертификата, дающего право на частичную оплату детской путевки.
На основании пункта 9 статьи 217 Налогового кодекса не облагается НДФЛ стоимость Сертификатов, реализованных родителями на приобретение путевок для детей, не достигших возраста 16 лет, в санаторные оздоровительные лагеря круглогодичного действия, находящиеся на территории Российской Федерации.
Подтверждающие документы
Минфин России в письме от 19 октября 2011 г. № 03-03-07/45 рассмотрел вопрос о документальном подтверждении расходов в целях налогового учета.
В соответствии со статьей 313 Налогового кодекса налоговый учет ведется на основе данных первичных документов. При этом данной статьей также установлено, что подтверждением данных налогового учета являются:
— первичные учетные документы (включая справку бухгалтера);
— аналитические регистры налогового учета;
— расчет налоговой базы.
Налогообложение стоимости питания
Минфин России в письме от 25 октября 2011 г. № 03-04-06/6-285 рассмотрел вопрос обложения НДФЛ стоимости питания, предоставляемого сотрудникам организации.
В соответствии с договором аренды самоходных транспортных средств с экипажем, обеспечение питанием сотрудников организации-арендодателя является обязанностью организации-арендатора.
Стоимость питания, оплаченного организацией-арендатором за сотрудников организации-арендодателя, подлежит облагается НДФЛ в установленном порядке (ст. 211 НК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 226 налогового кодекса российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога на доходы физических лиц.
Такие организации признаются налоговыми агентами.
Исключение составляют доходы, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со статьями 214.1, 214.3, 214.4, 227, 227.1 и 228 Налогового кодекса.
При возникновении у сотрудников организации-арендодателя дохода в натуральной форме в виде оплаты за них питания организацией-арендатором организация-арендатор, от которой физические лица получают такой доход, признается на основании статьи 226 Налогового кодекса налоговым агентом и обязана исполнять обязанности, предусмотренные для налоговых агентов статьями 226 и 230 Налогового кодекса.
Отражение НДС
Минфин России в письме от 20 октября 2011 г. № 03-07-09/34 рассмотрел вопрос отражения в книге покупок счета-фактуры, выставленного лицом, не являющимся плательщиком НДС.
Согласно пункту 3 статьи 169 Налогового кодекса составлять счета-фактуры обязаны плательщики НДС. Лица, не являющиеся плательщиками этого налога, составлять счета-фактуры не должны. Поэтому покупателю товаров (работ, услуг), получившему от продавца, не являющегося плательщиком налога на добавленную стоимость, счет-фактуру с пометкой «без НДС», регистрировать такой счет-фактуру в книге покупок не следует.
Плата за техосмотр
Главой 25.3 «Государственная пошлина» Налогового кодекса уплата государственной пошлины за проведение государственного технического осмотра транспортных средств органами ГИБДД МВД России не предусмотрена. Данное действие не относится к юридически значимым действиям, и, следовательно, за оказание данной услуги должна взиматься отдельная плата в зависимости от затрат на ее проведение. Право устанавливать размеры платы за проведение государственного технического осмотра транспортных средств, в том числе с использованием средств технического диагностирования, как за услугу, предоставлено органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в зависимости от типа транспортного средства, от стоимости работ по проверке транспортного средства, заработной платы контролеров, накладных расходов, амортизационных отчислений, арендной платы, обязательных налогов и платежей в бюджет (п. 8 постановления Правительства РФ от 31 июля 1998 г. № 880). Указанное Постановление не противоречит Налоговому кодексу. Платежи, взимаемые за государственный технический осмотр, предназначены для возмещения расходов публичной власти на проведение работ по проверке в установленные сроки технического состояния транспортных средств, в том числе с использованием средств технического диагностирования, и, следовательно, должны быть соразмерны указанным расходам. С 1 января 2012 года, за исключением отдельных положений, вступает в силу Закон от 1 июля 2011 г. № Проезд до места работы
Если работники не имеют возможности добираться до места работы и обратно общественным транспортом, суммы оплаты организацией проезда работников от места жительства до места работы не могут быть признаны экономической выгодой (доходом) работника и, соответственно, являться объектом обложения НДФЛ.
Следовательно, при отсутствии общественного транспорта суммы оплаты организацией проезда работников в соответствии с договорами, заключенными с транспортной организацией, не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц.
Согласно статье 255 Налогового кодекса в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
В расходы налогоплательщика на оплату труда могут включаться любые виды расходов, произведенных в пользу работника, предусмотренные трудовым договором и (или) коллективным договором (п. 25 ст. 255 НК РФ).
При определении налоговой базы не учитываются расходы на оплату проезда к месту работы и обратно транспортом общего пользования, специальными маршрутами, ведомственным транспортом, за исключением сумм, подлежащих включению в состав расходов на производство и реализацию товаров (работ, услуг) в силу технологических особенностей производства, и за исключением случаев, когда расходы на оплату проезда к месту работы и обратно предусмотрены трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами (п. 26 ст. 270 НК РФ) (письмо Минфина России от 20 октября 2011 г. № 03-03-06/1/680).
Расходы на единовременное поощрение
Минфин России в письме от 21 октября 2011 г. № 03-03-06/1/679 рассмотрел вопрос учета в целях налогообложения прибыли единовременного поощрения за добросовестный труд, выплачиваемого при увольнении работников в связи с выходом на пенсию, предусмотренного коллективным договором.
В расходы на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами (ст. 255 НК РФ).
Пунктом 25 статьи 255 Налогового кодекса установлено, что к расходам на оплату труда в целях главы 25 относятся, в частности, другие виды расходов, произведенных в пользу работника, предусмотренных трудовым договором и (или) коллективным договором. При этом на основании пункта 25 статьи 270 Налогового кодекса в целях налогообложения прибыли не учитываются в том числе расходы в виде надбавок к пенсиям, единовременных пособий уходящим на пенсию ветеранам труда.
Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком (п. 1 ст. 252 НК РФ).
Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 марта 2011 г. № 13018/10 по делу № А19-25409/09-43 отнесение организациями к расходам, учитываемым при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, сумм в виде надбавок к пенсии, единовременных пособий уходящим на пенсию работникам и иных аналогичных выплат, предусмотренных трудовым договором и (или) коллективным договором, признано неправомерным в связи с тем, что указанные выплаты носят непроизводственный характер и не связаны с оплатой труда работника.
Следовательно, единовременное поощрение, выплачиваемое при увольнении работников по собственному желанию впервые в связи с выходом на пенсию, предусмотренное коллективным договором общества, не учитывается в составе расходов в целях налогообложения прибыли организаций.
"Лечебный" НДФЛ
В соответствии с пунктом 10 статьи 217 Налогового кодекса не облагаются НДФЛ суммы, уплаченные работодателями за лечение и медицинское обслуживание своих работников, их супругов, их родителей и их детей, оставшиеся в распоряжении работодателей после уплаты налога на прибыль организаций.
Основным условием освобождения от НДФЛ сумм оплаты работодателем лечения и медицинского обслуживания своих работников пунктом 10 статьи 217 налогового кодекса определено наличие у организации прибыли как таковой, а средства, необходимые для оплаты вышеуказанных сумм, должны формироваться после уплаты налога на прибыль организаций (письмо Минфина России от 11 октября 2011 г. № 03-04-05/7-726).
Расходы на электронный авиабилет
Минфин России в письме от 19 октября 2011 г. № 03-03-07/44 рассмотрел вопрос о подтверждении расходов по приобретению электронного авиабилета, оплаченного пластиковой картой супруга.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором) (п. 1 ст. 252 НК РФ).
В случае оформления проездных документов электронными пассажирскими билетами необходимо руководствоваться следующим.
Согласно приказу Минтранса России от 8 ноября 2006 г. № 134 «Об установлении формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации» маршрут/квитанция электронного пассажирского билета и багажной квитанции (выписка из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок) является документом строгой отчетности и применяется для осуществления организациями и индивидуальными предпринимателями наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники.
Следовательно, если авиабилет приобретен в бездокументарной форме (электронный билет), то оправдательными документами, подтверждающими расходы на приобретение авиабилета для целей налогообложения, являются сформированная автоматизированной информационной системой оформления воздушных перевозок маршрут/квитанция электронного документа (авиабилета) на бумажном носителе, в которой указана стоимость перелета, посадочный талон, подтверждающий перелет подотчетного лица по указанному в электронном авиабилете маршруту, а также документы, подтверждающие оплату работником электронного билета третьим лицом по поручению и за счет работника.
Выплата имущественного вычета
Согласно положениям пункта 3 статьи 220 Налогового кодекса имущественный налоговый вычет, предусмотренный подпунктом 2 пункта 1 данной статьи, может быть предоставлен налогоплательщику до окончания налогового периода при его обращении к работодателю (налоговому агенту) при условии подтверждения права налогоплательщика на имущественный налоговый вычет налоговым органом по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Форма уведомления о подтверждении права налогоплательщика на имущественный налоговый вычет утверждена приказом ФНС России от 25 декабря 2009 г. № ММ-7-3/714@ «О форме уведомления».
В форме уведомления о подтверждении права налогоплательщика на имущественный налоговый вычет предусмотрено, что оно выдается налогоплательщику для предоставления работодателю (налоговому агенту) и в нем указывается ИНН, КПП и наименование организации.
С учетом положений статьи 20 Трудового кодекса, статьи 11 и пункта 1 статьи 226 Налогового кодекса к работодателям следует относить российские организации. Обособленные подразделения российских организаций не являются юридическими лицами (организациями).
Учитывая изложенное, уведомление о подтверждении права налогоплательщика на имущественный налоговый вычет может быть использовано работодателем в течение соответствующего налогового периода в целях уменьшения налоговой базы сотрудника независимо от конкретного места его трудовой деятельности (как в головной организации, так и в любом из ее обособленных подразделений) по совокупности удерживаемых с доходов работника — внутреннего совместителя налогов (письмо Минфина России от 10 октября 2011 г. № 03-04-06/5-258).
Госпошлина за выдачу охотничьих разрешений
За выдачу органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации разрешений на добычу охотничьих ресурсов физическим лицам, сведения о которых содержатся в государственном охотхозяйственном реестре, должна уплачиваться государственная пошлина всоответствии с подпунктом 96 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса.
За предоставление в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона от 24 июля 2009 г. №