День в истории: 23 июня — социальное страхование в СССР (1931)
- Постановление от 23 июня 1931 года «О социальном страховании».
-
- В связи с ростом социалистического хозяйства в огромной степени выросли средства социального страхования и достигли в 1931 г. 2 млрд. 173 млн. руб. против 1 млрд. 950 млн. руб., намечавшихся на последний год пятилетки.
- Для того, чтобы наиболее целесообразно использовать эти громадные средства в соответствии с задачами настоящего периода социалистического строительства, необходимо улучшить работу всей сети социального страхования сверху донизу, приблизив ее к промышленным и транспортным предприятиям, строительствам и крупным совхозам, улучшить кадры работников социального страхования и вести решительную борьбу с проявлениями бюрократизма в работе органов социального страхования.
- Главное внимание в работе органов социального страхования должно быть обращено на улучшение страхового обеспечения и материально-бытового обслуживания основных пролетарских кадров промышленности, в первую очередь занятых в тяжелой промышленности (уголь, металлургия, основная химия, машиностроение) и транспорта.
- Органы социального страхования должны всемерно содействовать росту производительности труда, поощрять ударничество и соцсоревнование путем развития широких оздоровительных и профилактических мероприятий, одновременно усилив борьбу с прогулами и т.п.
- Исходя из этого, Центральный Исполнительный Комитет и Совет Народных Комиссаров Союза ССР постановляют:
-
- Раздел I. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПО ВРЕМЕННОЙ НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ
- В целях поощрения основных кадров рабочих — членов профессиональных союзов, и в первую очередь ударников на производстве, содействия закреплению в предприятиях рабочих кадров, а также в целях борьбы с дезорганизаторскими поступками, подрывающими и тормозящими социалистическое производство, внести следующие изменения в действующие правила об обеспечении по временной нетрудоспособности.
-
- А. Обеспечение по временной нетрудоспособности членов профсоюзов, занятых в обобществленном секторе
- Членам профессиональных союзов, занятым в обобществленном секторе, пособие по временной нетрудоспособности должно выплачиваться в следующих размерах:
- 1. Пособие по временной нетрудоспособности должно выплачиваться с первого дня нетрудоспособности в размере полного заработка:
- а) тем рабочим и служащем, занятым в промышленных предприятиях, на строительствах, на железнодорожном, водном и местном транспорте и производственных предприятиях связи, в совхозах и на машинотракторных станциях (кроме работников контор), которые проработали непрерывно свыше 2 лет в данном предприятии и имеют общий стаж работы на производстве свыше 3 лет;
- б) тем ударникам из рабочих, инженеров и техников, занятым в указанных выше предприятиях, которые независимо от длительности работы в данном предприятии, имеют общий производственный стаж не менее 1 года (ударничество определяется фабрично — заводским комитетом и администрацией);
- в) тем медицинским, ветеринарным, агротехническим, зоотехническим и педагогическим работникам, занятым в сельских местностях, которые непрерывно проработали в данной местности свыше 2 лет и имеют общий стаж работы по найму свыше 3 лет;
- г) тем подросткам в возрасте до 18 лет, занятым во всех предприятиях и учреждениях обобществленного сектора, которые непрерывно проработали в данном предприятии или учреждении не менее 1 года.
- 2. Пособие по временной нетрудоспособности должно выплачиваться за первые 5 календарных дней в размере 3/4 заработка, а дальше в размере полного заработка — тем работникам, занятым в конторах промышленных предприятий, строительств, железнодорожного, водного и местного транспорта, совхозов и машинотракторных станций, которые проработали непрерывно свыше 2 лет в данном предприятии и имеют общий стаж работы по найму в этих отраслях народного хозяйства свыше 3 лет.
- 3. Пособие по временной нетрудоспособности должно выплачиваться за первые 15 календарных дней в размере 3/4 заработка, а дальше в размере полного заработка тем работникам, занятым в учреждениях и предприятиях обобществленного сектора, кроме указанных в ст. 1, которые проработали непрерывно свыше 2 лет в данном учреждении или предприятии и имеют общий стаж работы по найму свыше 3 лет.
- 4. Пособие по временной нетрудоспособности должно выплачиваться за первые 20 календарных дней в размере 3/4 заработка, а дальше в размере полного заработка:
- а) тем работникам, занятым во всех предприятиях и учреждениях обобществленного сектора, которые проработали непрерывно в данном предприятии или учреждении свыше 2 лет, но не имеют общего 3-летнего стажа работы;
- б) тем горнорабочим, паровозным работникам и строителям, которые проработали непрерывно в данном предприятии от 1 года до 2 лет;
- в) тем подросткам в возрасте до 18 лет, занятым во всех предприятиях и учреждениях обобществленного сектора, которые не имеют указанного в п. «г» ст. 1 стажа работы.
- 5. Пособие по временной нетрудоспособности должно выплачиваться за первые 20 календарных дней в размере 2/3 заработка, а дальше в размере полного заработка:
- а) тем работникам, занятым во всех предприятиях и учреждениях обобществленного сектора, которые проработали непрерывно в данном предприятии или учреждении от 1 года до 2 лет;
- б) тем горнорабочим, паровозным работникам и строителям (работающим круглый год), которые проработали менее одного года.
- 6. Пособие по временной нетрудоспособности должно выплачиваться в течение всего времени нетрудоспособности в размере 2/3 заработка — тем работникам, занятым во всех предприятиях и учреждениях обобществленного сектора, которые проработали менее одного года в данном предприятии или учреждении.
- 7. Если работник переходит из одного предприятия или учреждения обобществленного сектора в другое по распоряжению администрации или в результате увольнения не по вине работника, то такой переход не прерывает стажа непрерывной работы, дающего право на повышение размера пособия по временной нетрудоспособности.
-
- Б. Обеспечение по временной нетрудоспособности нечленов профессиональных союзов, занятых в обобществленном секторе
- 8. Нечленам профессиональных союзов, занятым во всех предприятиях и учреждениях обобществленного сектора, пособие по временной нетрудоспособности должно выплачиваться за первые 30 календарных дней в размере половины заработка, а дальше в размере 2/3 заработка.
-
- В. Обеспечение по временной нетрудоспособности работников, занятых у частных нанимателей
- 9. Нормы пособия по временной нетрудоспособности для работников, занятых у частных нанимателей, должны быть установлены Союзным советом социального страхования в различных размерах, исключительно в зависимости от того, состоят ли эти работники членами профсоюзов или не состоят, и от продолжительности профсоюзного стажа.
-
- Г. Использование экономии средств социального страхования
- 10. Экономия средств социального страхования, полученная в результате борьбы с текучестью рабочих кадров, с прогулами и т.п., должна расходоваться на улучшение социально-бытовых условий рабочих (дома отдыха, санатории, ясли, детские сады, диетическое питание, бани, прачечные и т.д.).
-
- Раздел II. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПО ИНВАЛИДНОСТИ И СТАРОСТИ И СЕМЕЙ, ПОТЕРЯВШИХ КОРМИЛЬЦА
-
- 11. Для того чтобы улучшить обеспечение по инвалидности и старости в первую очередь тех рабочих, которые заняты в ведущих отраслях производства (уголь, металлургия, основная химия и т.д.), а также улучшить обеспечение их семей в случае потери кормильца, поручить Союзному совету социального страхования в месячный срок пересмотреть правила обеспечения по инвалидности и старости и по случаю потери кормильца, установив:
- а) более высокие нормы пенсий и пониженный стаж работы для рабочих, занятых в тяжелых и вредных производствах (подземные рабочие, рабочие горячих цехов и т.п.);
- б) повышение размера пенсии в зависимости от длительности стажа работы в данной отрасли;
- в) меры поощрения для пенсионеров, продолжающих работать по найму.
-
- Раздел III. ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ, СОЦИАЛЬНО — БЫТОВАЯ И МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ
- В целях улучшения материально — бытового обслуживания застрахованных членов профессиональных союзов, в первую очередь рабочих — ударников, и содействия вовлечению женщин и молодежи в социалистическое строительство:
-
- 12. Обязать органы социального страхования взять более решительный курс на развитие натуральных и обобществленных видов профилактической, медицинской и социально-бытовой помощи (дома отдыха, санатории, курорты, диспансеры, ясли, детские сады, лагеря для рабочей молодежи, колонии для пионеров, молочные кухни, диетическое питание, бани, прачечные, профилактории и т.д.).
- 13. Установить, в соответствии с решениями V пленума Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов, следующие преимущества для членов профсоюзов:
- а) члены профессиональных союзов, проработавшие не менее 2 лет в данном предприятии, должны посылаться в первую очередь в дома отдыха, санатории, диспансеры, колонии для молодежи и т.д.;
- б) дети членов профессиональных союзов должны приниматься в первую очередь в лагеря для пионеров, в детские сады и ясли, существующие за счет средств социального страхования.
- 14. Поручить Союзному совету социального страхования совместно с Всесоюзным центральным советом профессиональных союзов и народными комиссариатами здравоохранения союзных республик в месячный срок разработать дополнительные мероприятия по улучшению медицинской помощи застрахованным в основных отраслях промышленности и на транспорте.
-
- Раздел IV. ПОМОЩЬ РАБОЧИМ ЧЕРЕЗ КАССЫ ВЗАИМОПОМОЩИ
-
- 15. Для того чтобы обеспечить членам профессиональных союзов — рабочим основных отраслей промышленности, транспорта в случае нужды помощь сверхстрахового обеспечения, ежегодно по бюджету социального страхования должны предусматриваться ассигнования на субсидирование касс взаимопомощи этих отраслей (по бюджету социального страхования на 1931 год размер таковых ассигнований определен в 75 млн. руб.).
-
- Раздел V. РЕОРГАНИЗАЦИЯ ОРГАНОВ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ
- Для приближения сети страховых органов к предприятиям, приспособления ее работы к конкретным условиям производства, лучшего обслуживания рабочих всеми видами страхового обеспечения и устранения волокиты в обслуживании застрахованных поручить Народному комиссариату труда Союза ССР, совместно с Всесоюзным Центральным Советом Профессиональных Союзов, в месячный срок, в соответствии с решениями V пленума Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов, провести реорганизацию органов социального страхования на следующих основаниях:
-
- А. Выплатные пункты
- 16. При крупных и средних предприятиях промышленности и транспорта, крупных строительствах и совхозах должны быть организованы выплатные пункты социального страхования, подчиненные страховым кассам.
- На выплатные пункты возлагается разрешение всех вопросов, связанных с назначением и выдачей всех видов страхового обеспечения.
- Для того чтобы усилить вовлечение рабочих в практическую работу по социальному страхованию и усилить общественный контроль над работой органов социального страхования, работа выплатных пунктов должна опираться на прочую пролетарскую общественность, в частности на помощь страховых делегатов, избираемых на общих и цеховых собраниях.
- Фабрично — заводские комитеты контролируют всю работу выплатных пунктов и рассматривают их сметы до утверждения этих смет страховыми органами.
- Если по смете выплатного пункта будет достигнута экономия, то 50% этой экономии расходуется дополнительно на улучшение культурно — бытовых условий рабочих данного предприятия, в первую очередь ударников. Хозяйственные органы, при которых имеются выплатные пункты, обязаны предоставлять им необходимые помещения и техническое обслуживание.
-
- Б. Отраслевые кассы социального страхования
- 17. Для лучшего обслуживания основных отраслей тяжелой промышленности и транспорта должны быть организованы центральные всесоюзные отраслевые страховые кассы: а) металлургической промышленности; б) машиностроения; в) каменно — угольной промышленности; г) рудной промышленности; д) основной химической промышленности; е) железнодорожного транспорта и ж) водного транспорта.
- Всесоюзные отраслевые страховые кассы пользуются оперативной самостоятельностью наравне с территориальными республиканскими страховыми кассами, подчиняясь непосредственно Центральному управлению социального страхования. В распоряжение всесоюзных отраслевых страховых касс выделяются определенные фонды страховых средств.
- Во главе всесоюзных отраслевых касс стоят комитеты, выбираемые на съездах соответствующих профессиональных союзов, причем председатели комитетов утверждаются Народным комиссариатом труда Союза ССР.
- Всесоюзные отраслевые страховые кассы промышленности по соглашению с Центральным комитетом соответствующих профсоюзов и с утверждения Центрального управления социального страхования могут организовать в союзных и автономных республиках и в краях (областях), где имеется значительное число предприятий данной отрасли, республиканские или краевые (областные) отраслевые страховые кассы. Председатели этих касс выбираются на съездах соответствующих профсоюзов и утверждаются комитетами всесоюзных отраслевых касс.
- На железнодорожном транспорте взамен существующих дорожных страховых касс должны быть организованы в эксплуатационных районах районные железнодорожные страховые кассы, которые непосредственно подчиняются всесоюзной отраслевой кассе железнодорожного транспорта.
-
- В. Территориальные республиканские страхкассы
- 18. Существующие главные управления социального страхования союзных республик должны быть реорганизованы в территориальные республиканские страховые кассы, во главе которых стоят комитеты, выбираемые на республиканских межсоюзных съездах профессиональных союзов; председатели этих комитетов утверждаются Советами народных комиссаров союзных республик.
- Председатели касс социального страхования автономных республик, краев и областей утверждаются соответствующими вышестоящими комитетами касс.
- Республиканские советы социального страхования должны быть упразднены с передачей их функций территориальным республиканским страховым кассам.
-
- Г. Центральное управление социального страхования
- Народного комиссариата труда Союза ССР
- 19. В связи с тем, что перед всей системой органов социального страхования встают все более сложные и крупные задачи, требующие усиления централизованного руководства, Центральному управлению социального страхования должна быть обеспечена большая самостоятельность в оперативной работе с возложением на него большей ответственности за целесообразное использование страховых средств.
- Одновременно должны быть усилены состав и регулирующая роль Союзного совета социального страхования и руководство всей работой страховых органов со стороны Народного комиссариата труда Союза ССР и Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов.
-
- Раздел VI. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АППАРАТА ПРЕДПРИЯТИЙ И УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ ВЫПЛАТЫ ПОСОБИЙ И ПЕНСИЙ
-
- 20. Для лучшего обслуживания застрахованных непосредственные расчеты и выплата пособий по временной нетрудоспособности и по дополнительным видам обеспечения, а также выплата пенсий пенсионерам, работающим по найму, должны быть возложены на все государственные, кооперативные и общественные предприятия и учреждения (в том числе транспортные), независимо от числа занятых в них рабочих и служащих.
- Пособия и пенсии выплачиваются в счет страховых взносов.
-
- Раздел VII. БЮДЖЕТ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ
- В целях наиболее правильного планирования средств социального страхования и установления наиболее четких форм финансирования органов социального страхования ведущих отраслей народного хозяйства установить следующее:
-
- 21. Единый бюджет социального страхования Союза ССР должен включать в себя:
- а) бюджеты территориальных республиканских страховых касс;
- б) бюджеты всесоюзных отраслевых страховых касс промышленности и транспорта;
- в) бюджет Центрального управления социального страхования.
- 22. Бюджеты всесоюзных отраслевых страховых касс составляются в республиканском разрезе.
- К проектам бюджетов всесоюзных отраслевых страховых касс прилагаются бюджетные предположения, касающиеся страхового обслуживания тех рабочих соответствующих отраслей, которые обслуживаются не отраслевыми, а территориальными страховыми кассами (рабочие мелких предприятий).
- Вместе с тем в проектах бюджетов территориальных республиканских страховых касс особо выделяются бюджетные предположения, касающиеся страхового обслуживания указанных рабочих.
- 23. Проект единого бюджета социального страхования Союза ССР составляется Центральным управлением социального страхования, рассматривается Всесоюзным советом социального страхования, президиумом Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов и коллегией Народного комиссариата труда Союза ССР и вносится на утверждение Совета Народных Комиссаров Союза ССР.
- Одновременно с представлением проекта бюджета в Совет Народных Комиссаров Союза ССР этот проект посылается на заключение советов народных комиссаров союзных республик.
- Совет Народных Комиссаров Союза ССР рассматривает проект единого бюджета социального страхования Союза ССР одновременно с единым финансовым планом Союза ССР.
-
- Раздел VIII. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О СОЦИАЛЬНОМ СТРАХОВАНИИ
-
- 24. Поручить Народному комиссариату труда Союза ССР на основе настоящего Постановления в трехмесячный срок разработать совместно с Всесоюзным Центральным Советом Профессиональных Союзов и внести на утверждение Совета Народных Комиссаров Союза ССР проект сводного закона о социальном страховании (система органов социального страхования, фонды и бюджет социального страхования, тарифы страховых взносов, обеспечение пенсиями и пособиями).