Предки Шейлока

Продолжаем рассказ о роли еврейских общин в ростовщических операциях Древнего мира*.

 

Завоевания Александра Македонского и образование эллинистических государств дали мощный толчок расселению еврейских общин в крупнейшие города Древнего мира. Эллинистическая эпоха привела к новому крутому перелому в жизни еврейских общин. Экономически евреи окончательно превратились в нацию торговцев и ростовщиков, сосредоточенную в крупных городских центрах, политически они окончательно утратили государственную самостоятельность и территориальное единство. Александр при завоевании Персии нуждался в союзниках, и иудеи в Иерусалиме были одними из первых, кто продемонстрировал свою лояльность и поддержку македонским завоевателям. Встреченный пышной делегацией во главе с первосвященником иерусалимского храма, Александр принес в храме жертвы и ознакомился с книгой пророка Даниила, где было предсказано, что один из греков сокрушит власть персов. Уверенный, что это предсказание касается его самого и стремясь обеспечить поддержку иудеев, Александр гарантировал иерусалимским, мидийским и вавилонским иудеям право на соблюдение традиций и законов иудаизма и освобождение в каждый седьмой год от податей, предложив желающим присоединиться к его армии в дальнейшем походе в Египет. Это предложение было с энтузиазмом воспринято. Большое количество иудеев было переселено после смерти Александра Птолемеем в Египет для несения гарнизонной службы, где им были предоставлены равные с македонцами права. Эллинистические цари Сирии предоставляли сирийским иудейским общинам права и привилегии в обмен на лояльность и вооруженное участие в войнах и походах. Так свидетельствует римский историк иудейского происхождения Иосиф Флавий.

ИУДЕЙСКИЕ ПОСЕЛЕНИЯ

Процесс основания греческих городов в Азии и Египте начался по инициативе Александра или его полководцев и продолжался несколько веков, и в этом процессе лояльные новым завоевателям «иудеи приняли выдающееся участие» (Т. Моммзен)1. Бедность

Иудеи и выгоды, представлявшиеся в новых городских центрах, основанных Александром и его преемниками, охотно привлекавшими к себе новых поселенцев предоставлением льгот, побуждали евреев покидать Палестину и способствовали дальнейшему увеличению и развитию диаспоры. В IV–III веках до нашей эры евреи заселяют Египет и Малую Азию, во II веке до нашей эры — острова Греческого архипелага и материковую Грецию. Завоевания Рима и переход на сторону новых властителей

иудейской знати способствовали распространению иудейских общин в Италии, самом Риме и в областях Западного Средиземноморья. Римские наместники и императоры, действуя по принципу «разделяй и властвуй», в пику греческому населению Египта и Сирии сохраняли за иудеями их права. Иудейские цари не гнушались прямым подкупом римских полководцев, диктаторов, консулов, позднее императоров для получения «мандата» на власть в Иудее. Такие отношения существовали с Помпеем, Крассом, Цезарем, Августом, Титом, Веспасианом, Тиберием, Нероном, Клавдием и другими императорами, писал Иосиф Флавий.

"Самые крупные поселения иудеев образовались там, где кипела оживленная торговля и куда стекались колоссальнейшие богатства: в Александрии, Антиохии и позже в Риме. Но не только количественно росли эти иудейские колонии. Увеличивалось также богатство и влияние иудеев. В конце эпохи эллинизма иудейские общины, вовлеченные в торгово-ростовщическую деятельность, уже располагали обширными капиталами. Сильное национальное чувство связывало их крепкими узами, которые были тем крепче, чем больше в эпоху всеобщего и растущего общественного разложения последних веков до Рождества Христова ослаблялись и разрывались всякие общественные связи. А так как иудеи были разбросаны по всем торговым центрам тогдашнего греко-римского мира, то их внутренняя связь распространялась на весь этот мир, и иудеи составляли союз, оказывавший деятельную помощь всем своим членам, куда бы их ни забрасывала судьба. И если мы еще прибавим к этому их развитые столетиями коммерческие способности, которые они еще более изощряли со времени изгнания, то мы поймем, почему так быстро увеличивались их влияние и богатство«,— отмечал Каутский2.

Особенно весомая роль принадлежит им в эллинизации Египта и в завоевании его впоследствии Римом. Александрия, крупнейший экономический, финансовый, общественный и духовный центр эллинизма, была городом иудеев почти в такой же степени, как и городом греков. В период расцвета 2/5 населения города (200 000 из 500 000 человек) составляла еврейская община, по богатству и влиянию не уступавшая иерусалимской общине. Иудейская община в сирийской столице Антиохии также не отставала по богатству и влиянию от александрийской. К периоду римских завоеваний Греции и эллинистических государств состоятельные иудейские общины, располагавшие крупными капиталами, имелись во многих вновь основанных греческих городах, а также уже и на территории собственно Древней Греции, например в Коринфе, чего не наблюдалось в более раннюю эпоху. Из трудов Иосифа Флавия известно, что Митридат в ходе завоевания Малой Азии захватил на острове Кос огромную сумму в 800 талантов, принадлежащую иудейской общине. Влияние иудейской общины в Александрии и ее экономическое могущество вызывало, однако, нарастающую вражду с греческими общинами, переходящую во взаимную ненависть. В итоге это вылилось в 38 году нашей эры в грандиозный еврейский погром в Александрии, спровоцированный римской имперской администрацией. Было разрушено более 400 еврейских домов. По свидетельству историков, погромов подобного масштаба не знала до этого момента вся прошлая история Древней Греции и Древнего Рима (Теодор Моммзен).

«В самом Египте иудеи, — цитирует греческого географа Страбона Иосиф Флавий, — пользуются правом жительства и гражданства, и в Александрии значительная часть города отведена этому племени. Над ними поставлен даже их собственный этнарх, который управляет народом, разбирает его тяжбы и скрепляет сделки и решения, совершенно на правах представителя самостоятельного народа». Эллинистическая и римская государственная власть в целях обеспечения их лояльности очень внимательно относилась к национально-религиозным особенностям иудеев и предоставляла им различные льготы. К этому присоединялось очень часто и то обстоятельство, что иудеи скучивались в одной местности. Так, в Александрии из пяти городских кварталов два были заселены преимущественно иудеями.

ПЛУТОВСКОЙ РОМАН

Но александрийские иудеи достигали не только богатства, они приобретали также значительное влияние на эллинистических и римских повелителей мира. Среди них были очень крупные откупщики налогов, что говорило о наличии у них значительных капиталов, ростовщики и торговцы. Они проводили крупные финансовые операции и активно занимались морской торговлей. Иосиф Флавий описывает историю некоего Иосифа, родственника первосвященника Иерусалима Онии, который сделал без преувеличения блестящую финансовую карьеру в Египте времен царя Птолемея Евергета (247–222 гг. до н. э.). Войдя в доверие к послу Птолемея Афиниону, посланному в Иерусалим улаживать конфликтную ситуацию, и заняв 20 000 драхм у ростовщиков в Самарии, Иосиф, будучи молодым человеком, отправился в Александрию ко двору Птолемея. С помощью Афиниона он принял участие в «тендерных торгах» по откупу налогов и, явно блефуя, перебил всех местных откупщиков, предложив за право собирать налоги в Келесерии, Финикии, Иудее и Самарии 16 000 талантов вместо 8000. Птолемей, впечатленный такой предприимчивостью, предоставил

Иосифу право откупа налогов даже без поручительства, обычного при такой процедуре. Взяв у царя отряд в 2000 воинов и заняв еще 500 талантов у приближенных Птолемея, признавших в нем нового царского фаворита, Иосиф жестко приступил к сбору податей, без колебания отправляя на казнь всех налоговых уклонистов, конфискуя их имущество. Собранные средства вместе со щедрыми дарами приближенным царя и его супруге без промедления отправлялись Птолемею.

Таким образом Иосиф успешно вел дела в Александрии в течение 22 лет. Его управляющий в Александрии вольноотпущенник Арион заведовал капиталом Иосифа в 3000 талантов. Собранные подати отправлялись Иосифом в Александрию, и средства пускались в оборот. В обусловленный срок по распоряжению Иосифа Арион передавал необходимые суммы в царскую казну. В римскую эпоху очень крупную роль играл генеральный откупщик налогов всего аравийского берега Нила алабарх Александр, друживший с императором Тиберием и управлявший финансами его супруги Антонии. Агриппа, зять царя Ирода, претендовавший на Иудейское царство и нуждавшийся в средствах на подкуп императорского окружения Тиберия, запутавшись в долгах и преследуемый в Италии за долг в 300 000 сестерциев, обратился к нему с просьбой дать в долг 200 000 драхм.

Александр, не очень уверенный в перспективах Агриппы, дал ему под поручительство его собственной супруги Киприды наличными пять талантов, а на остальную сумму выдал вексель на Дикеархию (современный город Путеоли около Неаполя, второй по значению после Рима экономический и торговый центр Италии той эпохи). Это указывает на тесные деловые сношения между александрийскими иудеями и иудеями, жившими в Италии. В Дикеархии существовала большая иудейская община. Агриппа, прибыв в Путеоли, немедленно попросил Тиберия об аудиенции. Одновременно с этим к Тиберию поступила жалоба на Агриппу от его кредитора о неуплате долга. Агриппа обратился к императрице Антонии, которая дружила с его матерью, и попросил у нее в долг 300 000 сестерциев. Получив деньги, он расплатился с займом, вернул расположение Тиберия, занял у иудейского ростовщика-вольноотпущенника из Самарии миллион сестерциев, вернул долг императрице, а оставшиеся деньги использовал для поддержания «дружеских» отношений с внуками императора, особенно с Гаем, который впоследствии стал императором Рима под именем Калигулы. Калигула немедленно сделал Агриппу царем Иудеи, что позволило последнему расплатиться со всеми долгами.

Так описал Иосиф Флавий этот «плутовской роман». О том же александрийском иудее Иосиф Флавий дополнительно сообщает, что император Клавдий освободил своего старого преданного друга алабарха Александра (Лисимаха), который был управляющим его матери Антонии и брошен был в тюрьму Гаем Калигулой в припадке гнева. Все, что сказано об Александрии, можно повторить об Антиохии. «Как в столице Египта, так и в столице Сирии иудеям было предоставлено право образовать до некоторой степени автономную общину. То обстоятельство, что Александрия и Антиохия служили центрами иудейской диаспоры, немало способствовало развитию этих двух городов».

ВЛИЯНИЕ ИУДЕЙСКИХ ОБЩИН

Римская иудейская община значительно уступала по экономическому и финансовому могуществу александрийской и антиохийской общинам. В Риме мы можем проследить присутствие иудеев до второго столетия до нашей эры. Уже в 139 году до нашей эры римский претор изгнал иудеев за то, что они допустили к субботнему служению италийских прозелитов. Возможно, что это были члены посольства, отправленного Симоном Маккавеем3, чтобы снискать благоволение римлян, которые воспользовались этим случаем для пропаганды своих религиозных воззрений. Вскоре после этого иудеи осели в Риме, и тамошняя община достигла уже большого значения, когда Помпей в 63 году до нашей эры завоевал Иерусалим. Он привел в Рим многочисленных иудейских военнопленных, которые жили там, как рабы или вольноотпущенники. Община при­­­обретала все большее влияние. В 60 году Цицерон жаловался, что оно давало себя почувствовать даже на форуме. И еще больше оно выросло при Юлии Цезаре. Цезарь при завоевании эллинистического Египта и в последующей борьбе за власть с Помпеем и Марком Антонием также опирался на лояльное ему иудейское население Александрии. Цезарь особым эдиктом сделал иудеев Александрии полноправными гражданами и в последующем даровал им дополнительные права и привилегии. Через заключение дружественного союза с первосвященником Гирканом Цезарь обеспечил лояльность иерусалимской общины и ее военную поддержку. В последующем римские наместники распространили эти права и привилегии на все иудейские общины в городах Греции, Сирии и Азии. В дальнейшем эти права иудейских общин были подтверждены и императором Августом (Иосиф Флавий). По свидетельству римского историка Гая Светония, иудейская община Рима особенно скорбела по поводу убийства Цезаря.

Иудейство действительно размножалось поразительно быстро, оно селилось во всех важных городах, лежавших вокруг Средиземного моря, оно «владело городами врагов своих» и всюду оживляло их торговлю, так что «все народы на земле» могли их «благословлять». Географ Страбон, живший в начале первого столетия нашей эры, пишет (в передаче Иосифа Флавия) об иудеях: «Этот народ проник уже во все города, и нелегко найти какое-либо место на земле, где не нашлось бы это племя, и которое не было бы занято им. ...Египет и Кирена... охотно принимают и содержат у себя толпы иудеев и процветают вместе с ними, следуя законам иудейским». Это мнение Страбона, который явно был негативно настроен по отношению к иудейской диаспоре, ставится под сомнение более поздними историческими исследованиями. Историки делают вывод о том, что еврейские общины, несмотря на свое экономическое и финансовое влияние в ряде эллинистических государств (Сирия и Египет), в конце эпохи Античности не играли ведущей роли в экономической, торговой и ссудно-ростовщической деятельности Римской империи в целом, как не играли ведущей роли и в Вавилонии. Они не образовывали отличного от остального населения экономического класса. Однако их активная экономическая и финансовая роль в эпоху раннего Средневековья в Западной Европе свидетельствует о том, что в последние века и десятилетия существования Римской империи иудейским общинам удалось накопить и сохранить в неприкосновенности в эпоху варварских завоеваний достаточно большие капиталы.

Источником этого «первоначального накопления» стали два фактора: активное участие еврейских общин в экономической деятельности в римских городах и растущая обособленность еврейских общин от остального населения империи. Еврейские общины и еврейские купцы присутствуют во всех крупнейших торговых центрах Римской империи, в торговых центрах на пути в Индию и Аравию. Еврейская община в Риме и ее купцы несли обязанность по обеспечению Рима хлебом, поставляемым из Египта.

В подавляющем большинстве евреи оставались городскими жителями и занимались сугубо городскими видами деятельности: торговля, финансовые операции, ремесло. Если не по численности, то по своему экономическому весу выделялись из среды еврейской диаспоры денежные «капиталисты», занимавшиеся торговыми и ростовщическими операциями. Для них денежные и торговые операции являлись практически исключительным способом вложения капитала и получения прибыли. Если эти представители и приобретали земельную собственность, они ограничивались получением ренты и не занимались земледелием.

Обособленность еврейских общин вызывалась враждебным отношением к ним населения городских центров, где в основном сосредотачивались иудеи. Причиной враждебности были экономическая конкуренция и религиозная обособленность, те же причины, которыми вызвалось враждебное отношение к евреям и в Средневековье. Экономическая жизнь древности базировалась на замкнутом городском хозяйстве. Эллинистические монархии и Римская империя не внесли перелома в замкнутость и изолированность отдельных полисов и городских общин. При такой экономической замкнутости всякий чужеземец рассматривался как источник потенциальной опасности для местного населения. В свою очередь вольные или невольные переселенцы, испытывая такую враждебность, образовывали замкнутые в хозяйственном отношении общины, отличающиеся высоким уровнем взаимной солидарности. Евреи только подтверждали эти правило.

Такие общины, селившиеся в отдельных кварталах, образовывали еще ашшурские купцы и ростовщики в вавилонском Канише, греческие и финикийские купцы в Египте, иностранцы, проживающие в Афинах. Древний полис однозначно демонстрировал свою враждебность к подобным группам, не предоставляя им гражданских прав. Экономическая конкуренция вызывала особую ненависть к евреям среди представителей торгово-ростовщических кругов местного населения. Во всех случаях конфликтов с еврейскими общинами именно они выступали подстрекателями гонений. Глубокое чувство неприязни, которое господствовало по отношению к евреям в греко-римском мире последних веков империи, римские писатели Тацит и Ювенал объясняют также общей религиозной обособленностью и замкнутостью еврейских общин по отношению к остальному миру. «Они закоренели в презрении римского закона, они изучают и соблюдают только свой закон, переданный им в таинственном свитке Моисея» (Ювенал). «Иудеи считают богопротивным все, что мы признаем священным, и, наоборот, все, что у нас запрещено как преступное и безнравственное, у них разрешается. <...> самые низкие негодяи, презревшие веру отцов, издавна приносили им ценности и деньги, отчего и выросло могущество этого народа; увеличилось оно еще и потому, что иудеи охотно помогают друг другу, зато ко всем прочим людям они относятся враждебно и с ненавистью» (Корнелий Тацит).

С утверждением христианства в качестве официальной религии Римской империи, свидетельствует А. И. Тюменев4, религиозный конфликт с иудейскими общинами обострился еще больше. Рядом оказались две конкурирующие монотеистические религии, одинаково проникнутые теократическим духом, чувством собственной исключительности и острой взаимной враждебности. Против евреев издается ряд специальных постановлений, препятствующих переходу христиан в иудейство и поощряющих переход иудеев в христианство. К началу раннего Средневековья евреи внутри распадающейся Римской империи образовали не только отдельную нацию, но и фактически отдельный класс, в чем-то схожий со средневековым «третьим сословием». Единообразие условий и привычек жизни, тождество интересов укрепляли связь не только между членами одной общины, но и между общинами в различных городах, что не давало евреям древней диаспоры раствориться в массе местного населения. •

* Начало см. в журнале «Бюджетный учет» № 10/2013.

1 Теодор Моммзен — немецкий историк, специалист по истории Древнего Рима и римского права.

2 Карл Каутский — немецкий экономист, историк и публицист. Теоретик классического марксизма.

3 Симон Маккавей — второй сын Матай, из династии Хамсинов. Первосвященник и этнарх евреев с 153 года до н. э.

4 Александр Ильич Тюменев — академик АН СССР, специалист по истории Древнего мира.


Реклама